Государственный и муниципальный сектор в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание

Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной экономике РФ.
Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального сектора в современной экономике;
2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в современной экономике РФ;
3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..

5
1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….
5
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….

15
1.3 Государственный сектор экономики………………………………...
1.4 Муниципальный сектор экономики…………………………………
20
26
2 Анализ государственного и муниципального секторов в современной экономике РФ ……………………………………………………………..

30
2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………

30
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………

39
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..

41
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………

43
3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..

43
3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.
50
Заключение………... ……………………………………………………..
54
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственный и муниципальный сектор в современной экономике.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

Муниципальный сектор – совокупность первичных единиц – муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории [16].

Муниципальный сектор формируется  как структурное подразделение национального хозяйства – единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национальной экономики является экономика, которая дает методы его рационального владения.

Национальное хозяйство  характеризуется сложным внутреннем строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство».

Существуют следующие виды структур:

1) материально-вещественная. Вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства и натуральным выражением. Данная структура предполагает деление хозяйства на различные виды производства (товаров и услуг, отрасли производства и т.д.). Примером материально-вещественной структуры может служить производство металлов, добыча газа и нефти и пр. Доля муниципального сектора количественными показателями не определена, т.к. очень мала;

2) стоимостная. Выделяет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта.

Весь общественный труд подразделяется на овеществленный и  живой. Овеществленный переносится на продукт, образую фонд возмещения израсходованных средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта определяется как совокупность фондов потребления (расходуется на личное и общественное), накопления (для расширения производства, создание резервов и запасов) и возмещения;

3) отраслевая. Представлена в стоимостном выражении по видам экономической деятельности.

Согласно классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяют отрасли материального, нематериального производства. К  сфере производства товаров относят: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, производство и распределение энергии, газа и воды. Остальное-сфера услуг. С 2005гв структуре ВВП на долю услуг приходится 54%, на долю товаров – 46%. Стоит заметить что в 2004г преобладала сфера товаров.

Доля муниципального сектора в промышленности менее 1%, в с/х примерно 0,6-0,7%, в строительстве менее 1%. В сфере услуг доля муниципального сектора приблизительно 2-3%;

4) социальная. Определяется формой собственности на средства производства. Выделяют следующие формы собственности: государственная, негосударственная, муниципальная. Доля предприятий различной формы собственности в производстве товаров и услуг такова: государственные предприятия 5-7%, муниципальные – 1,4-1,5%, остальное частные и иностранные предприятия 90%;

5) территориальная. Предусматривает размещение национального хозяйства по административно-территориальным единицам. Такая структура позволяет выявить пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. В составе 8 федеральных округов функционирует хозяйство 83-х субъектов Федерации, в составе которых на 1 января 2010г 23,9 тыс. муниципальных образований. Наибольшее число МО в Приволжском ФО – 28%, Центральном ФО – 22%, Сибирском ФО – 17%; наименьшее число в Уральском ФО – 5%;

6) секторная. Предусматривает деление национального хозяйства на секторы – укрупненные группы различных видов деятельности, объединенными общими целевыми и функциональными признаками.

В современных условиях муниципальный сектор и его муниципальные образования становятся эпицентром социально-экономической политики государства, поскольку именно здесь решаются проблемы жизнеобеспечения населения. Органы управления муниципального образования несут главную ответственность перед населением за положение дел на на его территории.

Основной проблемой  муниципального сектора и его муниципального образования являются:

1)  существенная дифференциация в социально-экономическом развитии, в уровнях дохода населения;

2)  дотационность бюджетов;

3)  недостаточное развитие инфраструктуры;

4)  нехватка квалифицированных кадров.

Главной целью муниципального образования в условиях становления  рыночных отношений выступает, прежде всего, улучшение условий и качества жизни всех слоев населения, проживающих на его территории и сделать это можно в первую очередь за счет повышения эффективности и доходности предприятий, учреждений и организаций, служб, находящихся в муниципальной собственности.

Задачами для развития муниципального сектора тогда будут являться:

1)  разработка плана экономического развития муниципального образования;

2)  разработка мер, направленных на достижение конкретных положительных результатов;

3)  организация контроля за достижением поставленных задач [18].

Стоит отметить, что сложным направлением является финансирование развития муниципального образования. Укрепление финансовой основы требует создание эффективного механизма формирования местного бюджета, достаточного для решения проблем. Также присутствует финансовая помощь вышестоящих уровней в виде субвенций, дотаций, субсидий и пр.

Особого внимания требует  вопрос эффективного использования  рыночного потенциала недвижимости. функции по управлению недвижимостью  в большей части возлагаются  на ОМС, поэтому важным направлением деятельности муниципальных служащих следует считать четкое определение целей, которые они ставят перед собой. Следует обеспечить также комплексное обслуживание недвижимостью.

Надо отметить немаловажную роль малого бизнеса для муниципального образования:

- организации осуществляют выпуск продукции, часто нужной конкретному муниципальному образованию, в т.ч. и муниципальный заказ

- являются основным  плательщиком местных налогов,  сборов, штрафов                                                                 - малые предприятия выступают в качестве источника финансирования муниципальных программ и пополнения бюджета

- участвуют в реализации  инвестиционных проектов в качестве  одного из основных инвесторов

- создаются дополнительные  рабочие места, ремонтируются  арендуемые нежилые помещения и благоустраивается территория.

 

 

 

2 Анализ государственного  и муниципального секторов в   современной экономике РФ

 

2.1 Современное состояние государственного сектора в России      на Федеральном уровне

 

Практически все  эксперты отмечают, что за последнее время увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит около 47-50% ВВП.

Общие параметры  государственного сектора:

- объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;

- в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;

- «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;

- доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП.

Крупнейшие государственные  компании можно разделить на несколько  групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельност, представленные на рисунке 8:

- инфраструктура – транспортная (РЖД «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД, РАО «ЕЭС»), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);

- добыча и экспорт сырья − «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», дочка «Газпрома» нефтяная компания «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»). По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;

- оборонно-промышленный комплекс – «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения. Пока этот процесс идет очень медленно, но неуклонно продолжается;

- финансовый комплекс – государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет. Внешторгбанк, в свое время купивший Гута-банк и преобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургский Промстройбанк. Газпромбанк объявил о своих планах купить в разных регионах России 3-5 мелких банков и преобразовать их в свои филиалы. В будущем году ряд этих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут в создаваемую «Национальную корпорацию развития» (Банк развития), которая, кроме прочего, станет оператором созданного при федеральном бюджете инвестиционного фонда;

- информационный комплекс – включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.

Рисунок 8 – Крупнейшие государственные компании, монопольно контролирующих определенные виды деятельности

 

В настоящее  время происходит формирование новых  государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с «Газпромом») «Рособоронэкспорта».

Экспортер вооружений ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) продвинулся  далеко за пределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций «АвтоВАЗа», за $700 млн выкупил 66% корпорации«ВСМПО-Ависма», единственного в России производителя  титана. «Рособоронэкспорт» продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании «Оборонпром». «Оборонпром» купил Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ». В декабре 2011 г. «Оборонпром» оформил сделку по выкупу более 20% акций ОАО «Казанский вертолетный завод», после ее завершения «Оборонпром» получит контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Таким образом, «Рособоронэкспорт» успешно формирует автомобильный, вертолетный, металлургический и титановый холдинги.

Очевидно, что данная система позволяет выполнять три основные функции.

Контрольную функцию. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен. (В 2011 г., несмотря на сокращение объемов поставки нефти и газа на экспорт по сравнению с 2010 г. на 2,4 и 2,78%, соответственно, доходы России составили 139,4 млрд долларов, что значительно выше, чем в 2010 г., экспорт вооружений превысил 5 млрд долларов.)

Доступ к  газо -, нефте – и массопроводам жестко контролируется государственными компаниями. Экспорт вооружения регулируется и осуществляется только через РОЭ. Поставка ядерного топлива, электроэнергии, организация космических запусков находятся под контролем государства. Даже в случае отсутствия прямого контроля, через РЖД под любым предлогом можно ограничить перевозку за рубеж любого товара. Принятие постановления правительства РФ о порядке инвестирования иностранного капитала в стратегические отрасли и развитие событий вокруг «Сахалина-2» дали понять инвесторам, что без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен. Также через государственные СМИ можно заблокировать распространение любой нежелательной информации, а издание печатной продукции тиражом 5-6 тыс. экземпляров не может оказать влияние на население в значимом для страны масштабе.

Функция перераспределения  финансовых потоков. В любой корпорации всегда имеется возможность за счет внутренних цен сконцентрировать прибыль в той или иной дочке холдинга. Государство в этом не является исключением. Тарифное регулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес, причем на законных основаниях. Производство цветных металлов и в первую очередь алюминия в России конкурентноспособно до тех пор, пока тарифы на электроэнергию значительно ниже мирового уровня, прибыльность производства минеральных удобрений регулируется стоимостью газа, прибыль черной металлургии и лесного комплекса из-за наших расстояний зависит в значительной степени от тарифов РЖД. Для оптимального использования финансовых ресурсов существует государственный финансовый сектор, который, играя на ставке кредитов, может перераспределить финансовые потоки в любом направлении, выделяя кредиты намеченным организациям по разным ставкам, от беспредельных до сверхльготных. Для государственного холдинга это все равно перекладывание из одного кармана в другой.

Информация о работе Государственный и муниципальный сектор в современной экономике