Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной экономике РФ.
Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального сектора в современной экономике;
2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в современной экономике РФ;
3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..
5
1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….
5
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….
15
1.3 Государственный сектор экономики………………………………...
1.4 Муниципальный сектор экономики…………………………………
20
26
2 Анализ государственного и муниципального секторов в современной экономике РФ ……………………………………………………………..
30
2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………
30
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………
39
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..
41
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………
43
3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..
43
3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.
50
Заключение………... ……………………………………………………..
54
Список использованных источников……………………………………
В любом случае государство должно создать систему контроля над этими экспортно-импортными операциями для того, чтобы предприятия внутри страны пользовались благоприятными условиями для улучшения качества продукции, а не использования этой системы в других целях.
Одновременно с таможенно-тарифным регулированием происходит регулирование бюджетной системы ,которое представлено на рисунке 4. Это регулирование сводится к системе прогнозирования основных макроэкономических параметров бюджета в системе субфедеральными, субфедеральными и муниципальными уровнями бюджетной системы страны.
Рисунок 4 – Регулирование бюджетной системы
Начинается
это регулирование с
Устанавливается размер дефицита или профицита бюджета в стране, прогнозируется уровень экспорта и импорта в стране, тем самым прогнозируется показатель торгового баланса в стране. Прогнозируются среднегодовые уровни цен на продукцию предприятий, которые будут приносить основные доходы в бюджет за счет прямого и косвенного налогообложения.
После чего на основе этих прогнозов планируются основные источники доходов и направления расходов бюджетной системы в цифровых значениях.
В результате появляется план финансового развития страны, в рамках которого закрепляются основные финансовые потоки и определяются основные финансово-обеспеченные мероприятия государства, которые оно будет проводить в рамках налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, кредитно-денежной политики. Этот план, именуемый бюджетом, будет напрямую выполнять функции регулирования финансовых потоков в стране, направлять денежные средства в определенные секторы экономики, в социальную сферу страны, будет формировать финансовую базу мероприятий центральных органов управления в области промышленной политики, политики, направленной на развитие аграрного сектора, в область здравоохранения, образования и т.д.
Исходя из тех показателей, фиксированных в этом плане, можно делать однозначные выводы о Правительстве, его задачах и намерениях.
Регулирующая роль государства в области банковской системы страны будет сводиться к вполне поддающимся контролю конкретным цифровым показателям функционирования банков и банковской системы в целом. Эти показатели являются необходимыми, чтобы банки прошли государственное лицензирование и были допущены до работы с клиентами. Эту систему выстраивают специалисты Центрального банка, они же осуществляют лицензирование и отзыв лицензий тех банков, которые перестают отвечать требованиям, перечисленным в лицензии. Государство ведет дело к укрупнению банковской системы, для чего увеличивает необходимый минимальный уставной капитал и ужесточает требования по банковской отчетности перед государственными контролирующими органами. Это делается для того, чтобы увеличить устойчивость банковской системы страны, чтобы на банковском рынке остались те банки, которые могли заниматься кредитованием национального производства, а не являлись конторами по отмыванию денег. За последние пять лет количество коммерческих банков сократилось, а филиальная сеть крупных банков выросла в два раза.
2) перераспределительная функция – её механизм фиксирован в таких основополагающих нормативно-правовых актах, как Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон об общих принципах организации органов исполнительной власти субъектов РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления в России, а также Конституции РФ. Объектом перераспределения выступает национальный доход или валовой национальный продукт [3].
Перераспределение происходит через налоговую и бюджетную систему страны на основе законодательного разграничения функций и полномочий между органами законодательной власти федерального центра, законодательной власти субъектов, представительных органов местного самоуправления на основе, разграничения полномочий исполнительных органов власти федерации и регионов, исполнительных структур местного самоуправления. В нашем случае разграничение касается бюджетных и налоговых полномочий.
После принятия Конституции в 1993 году органы власти в субъектах России впервые получили право самостоятельно осуществлять весь бюджетный процесс на своей территории, начиная от подготовки и разработки проекта своего регионального бюджета через утверждение его в своих региональных законодательных органах, вплоть до отчета об исполнении этого бюджета в своем же регионе на законодательном уровне.
Тогда же произошла и реструктуризация налоговой системы, которая стала трехуровневой и многоканальной, то есть в Налоговом кодексе был закреплен перечень налогов, в полном объеме зачисляющихся в федеральный бюджет, был установлен перечень региональных налогов и сборов, закреплен перечень местных налогов. Это трехуровневая налоговая система.
Кроме того, с целью сохранения основных финансовых ресурсов на уровне федерального центра были введены регулирующие налоги, которые собираются с хозяйствующих субъектов на территории муниципалитетов, но дальше происходит их расщепление. Львиная доля (около 80 %) зачисляется в федеральный бюджет, часть в региональный бюджет (около 10-15%), оставшаяся часть (5-10%) зачисляется в бюджеты муниципалитетов.
Все самые собираемые налоги и сборы с высокодоходных отраслей были отнесены к федеральному бюджету, региональным и местным бюджетам достались или труднособираемые налоги, или налоги с недоходных отраслей промышленности, или незначительная часть от регулирующих налогов.
Сырьевая направленность развития экономики приводит к тому, что бюджеты подавляющего большинства регионов оказались фактически без источников пополнения и без денежных средств. Все они имеют значительный дефицит, а бездефицитных муниципальных образований почти нет. Многие местные бюджеты в Пензенской области являются дотационными более чем наполовину.
Для того чтобы обеспечить наполнение бюджетов, происходит механизм финансового перераспределения денежных ресурсов из федерального бюджета в региональные, в местные. Перераспределение происходит через механизм субвенций, субсидий, кредитов, дотаций, называемых бюджетными трансфертами. Бюджетные трансферты – перевод денег из бюджетов вышестоящего уровня бюджета нижестоящему уровню. Переводятся деньги или на конкретные целевые нужды, или на покрытие дефицита бюджета, как на возмездной и возвратной основе (кредит), или на возвратной, но безвозмездной основе (субсидия), или на безвозмездной и безвозвратной основе (дотация и субвенция), или нецелевые – дотации.
Выделение этих денег и условия зависят от Правительства РФ или от Правительства региона, которые могут выставить и политические требования и, тем самым финансово контролировать власть. Через эти бюджетные механизмы происходит перераспределение в доходах, изъятых через налоговую систему. Перераспределение осуществляется от высокодоходных регионов (доноров), являющихся крупными финансово-торговыми центрами (Москва) или крупными сырьевыми центрами (Ханты-Мансийск), к бедным дотационными регионам, имеющих аграрное направление или оборонную промышленность. Это перераспределение государство осуществляет, чтобы выровнять уровень социально-экономического развития в стране вне зависимости от территории проживания населения в стране. Москва получает особые субвенции на выполнение столичных функций.
Кроме бюджетной
системы перераспределение
Перераспределительная функция, в общем и целом, служит государству в качестве основного механизма достижения стабильности в обществе, недопущения политически и социально опасных разрывов в доходах различных категорий граждан, тем самым способствует более равномерному развитию различных секторов, отраслей и территорий страны.
3) социальная функция – функция, в рамках которой государство законодательно устанавливает минимальный размер оплаты труда, то есть минимальная заработная плата населения, ниже которой заработная плата не может платиться никаким работникам ни на каких работах вне зависимости от формы собственности предприятия [3].
Этот показатель МРОТ (минимальный размер оплаты труда) ставится в прямую зависимость от величины прожиточного минимума в данной стране, которая включает в себя основные продукты питания необходимые для нормальной жизнедеятельности, стоимость ЖКХ для того, чтобы человек мог проживать в нормальных условиях, стоимость минимального набора одежды. В совокупности прожиточный минимум должен быть равен МРОТ. Государство, не выполняющее этих обязательств, не является социальным.
В рамках этой функции
в социальных государствах устанавливается
система государственных
Рисунок 5 – Система государственных трансфертов
К ним относятся [9]:
- пенсия. Выплата пенсий в РФ с 1991 года производится через систему Государственного Пенсионного фонда, который имеет свои региональные филиалы по всей стране. Он работает на смешанном принципе, имеющем несколько каналов поступления средств в свой бюджет. Одна часть денег поступает из бюджета страны на выплату базовой части трудовой пенсии, при средней пенсии базовая часть составляет шестую часть. Страховая часть собирается самим Пенсионным фондом. Источник этой страховой части- определенная доля единого социального налога, который платится работодателем, которая расщепляется на три части: страховая часть, пособие по безработице и накопительная часть, для лиц, родившихся после 1967 года, и которая складывается из страховых отчислений лиц, которые переводятся Пенсионным фондом на счета управляющих компаний ( ВТБ). Они могут инвестировать деньги в целях накопления в самые надежные финансовые инструменты – государственные облигации РФ.
- стипендия. Выплачивается исключительно из бюджета. Выделяются деньги в рамках бюджета Министерства образования и науки. Выплаты происходят через систему Федерального Казначейства.
- выплаты по временной нетрудоспособности. Первые два дня оплачиваются работодателем, остальной срок выплачивается из фонда обязательного медицинского страхования, куда деньги поступают в виде доли от единого социального налога.
- пособие по безработице. Выплачивается в течение года, если за год человек не устраивается, пособие больше не выплачивается.
Все эти социальные трансферты тоже имеют определенные показатели по отношению к заработной плате в стране. По сравнению со средней заработной платой пенсия должна быть не менее 60%. Стипендия должна быть не менее МРОТ, пособие тоже - не менее 40%.
Все социальные трансферты в стране не соответствуют никаким международным критериям и не соответствуют разработанным минимальным социальным стандартам, которые должны отражать государственные обязательства в сфере социального обеспечения. Они должны приниматься в рамках законов федерального или регионального уровня. В рамках законов о прожиточном минимуме, о бюджете, о социальном и медицинском страховании.
4) контрольная функция – функция, которую государство реализует, создавая ориентиры социально-экономического развития общества, фиксируя параметры экономического роста в стране через прогнозирование основных показателей текущего состояния экономики страны. В них будут фиксироваться темпы прироста валового внутреннего продукта, темпы прироста промышленного производства, параметры бюджета страны, макроэкономические показатели. На основе этой системы показателей будет происходить контроль, постоянный мониторинг результатов экономической деятельности субъектов хозяйства по стране, функционирования бюджета, национальной экономической системы страны. В случае если происходят отклонения в сторону понижения, государство будет принимать меры, которые будут стимулировать приведение контрольных показателей в стране в соответствии с запланированными [3].
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование
Государственное
вмешательство в экономику
Информация о работе Государственный и муниципальный сектор в современной экономике