Государственный и муниципальный сектор в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание

Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной экономике РФ.
Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального сектора в современной экономике;
2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в современной экономике РФ;
3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..

5
1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….
5
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….

15
1.3 Государственный сектор экономики………………………………...
1.4 Муниципальный сектор экономики…………………………………
20
26
2 Анализ государственного и муниципального секторов в современной экономике РФ ……………………………………………………………..

30
2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………

30
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………

39
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..

41
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………

43
3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..

43
3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.
50
Заключение………... ……………………………………………………..
54
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственный и муниципальный сектор в современной экономике.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

В то же время по официальной  оценке значительные финансовые ресурсы  ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

 

3.2 Рекомендации по улучшению финансовой политики государства

 

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях.

Рассмотрим основные направления развития финансовой политики в зависимости от её звеньев:

Денежно кредитная политика:

- концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной  политики;

- краткую характеристику  состояния экономики РФ;

- прогноз ожидаемого  выполнения основных параметров  денежно-кредитной политики в  текущем году;

- сценарный прогноз  развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта;

- основные показатели  денежной программы на предстоящий  финансовый год;

- план мероприятий  ЦБ РФ на предстоящий год  по совершенствованию банковской  системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и т.п.

Ценовая политика государства  сводится к регулированию цен  и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными  пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефти и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная политика - это органическая часть налоговой  и ценовой политики, так как  таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Принципиальный подход к формированию основных направлений  обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей  социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд  особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.

Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения  доступа российских компаний к передовым  технологиям и оборудованию.

Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во-вторых, усиливается  роль таможенно-тарифной политики в  формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

В-третьих, усиливается  значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском  пространстве.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и должна сводиться к следующим мероприятиям:

- согласованию между  объемами финансовой помощи (трансфертов)  субъектам РФ и выполнением  ими обязательств по финансированию  бюджетной сферы за счет собственных  доходов;

- разработке механизмов  компенсации доходов наименее  обеспеченных слоев населения,  в том числе дифференцированной  индексации пенсий и поэтапной  индексации ставок и окладов  работников бюджетной сферы;

- упорядочению системы  социальных льгот и выплат  с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

- регулированию вынужденной  миграции и т.п.

Важнейшим компонентом  финансовой политики является инвестиционная политика. Инвестиционная политика связана  с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Для улучшения финансового  положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований региональным органам государственной власти и местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов рекомендуется создание определенных институциональных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким институциональным условиям относятся: организация бюджетного процесса, ориентированного на результат, реструктуризация бюджетной сети, совершенствование системы управления инвестициями и др. Улучшение финансового положения и платежеспособности невозможно без продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Для достижения этой цели в настоящих рекомендациях особое внимание уделяется совершенствованию методов среднесрочного бюджетного планирования, мобилизации  источников  финансирования дефицита региональных и местных бюджетов, управлению государственным (муниципальным) долгом и проведению антициклической финансовой политики, направленной на сглаживание бюджетных шоков и выравнивание во времени доходов и обязательств регионального (муниципального) бюджета. Так как финансовое положение  и платежеспособность муниципальных образований в значительной степени зависит от выделения им трансфертов из региональных бюджетов, в настоящих рекомендация описаны меры по повышению прозрачности и стабильности межбюджетных отношений.

Таким образом, для улучшения  финансового положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предлагается реформировать региональные и муниципальные финансы по следующим направлениям:

1) создание условий для развития доходной базы;

2) среднесрочное бюджетное планирование;

3) антициклическая финансовая политика;

4) оптимизации расходов региональных и местных бюджетов;

5) повышение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;

6) мобилизация  источников  финансирования   дефицита региональных и местных бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом.

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе был рассмотрен государственный и муниципальный сектор РФ.

На основании проделанной  работы можно сделать следующие выводы:

1) государственный сектор служит основой для выполнения государством своих функций. Государственный сектор, охватывающий все ресурсы, которыми владеет и распоряжается государство, состоит из отдельных хозяйственных субъектов (институциональных единиц), которые вступают в экономические взаимоотношения друг с другом, принимают экономические решения и несут ответственность за их выполнение. В каждой стране они образуют государственный сектор, который отделяется от рыночных секторов экономики.

Муниципальный сектор экономики  – это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющим двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности.

2) практически все эксперты отмечают, что за последнее время увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит около 47-50% ВВП.

Доля государственного сектора экономики в общем числе предприятий в 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократилась и составила 1,4% (в 2011 г. – 1,5%). Государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находятся в государственной собственности и собственности хозяйствующих субъектов, относящихся к госсектору экономики, составляют 0,35% от общего числа предприятий области (в 2011 г. – 0,4%).

Главными отраслями  промышленности города являются машиностроение и металлообработка, авиа- и приборостроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность. Оренбургская область обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.

3) финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Финансовая политика, представляет собой совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Характеристика и анализ финансовой политики Российской Федерации  на среднесрочные перспективы показали, что наряду с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и газа, проводимая финансовая политика в целом оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие России.

Для формирования предложений  по усилению единой финансовой политики России целесообразно было бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

В заключение хотелось бы сказать, что финансовая политика является важным элементом успешного развития страны. Для ее реализации необходим не только титанический труд все финансовых и нефинансовых структур, но и ясное осмысление необходимости ее совершения. Это, прежде всего, характеризуется нестабильной обстановкой в мире - все идет к образованию новых финансовых держав и Россия имеет все шансы занять достойное место среди них.

Вот почему, считаю правильным задуматься о всей финансовой сфере  в разрезе истории ее развития. Возможно, извлекая уроки из всей финансовой системы, мы создадим кардинально новую справедливую финансовую систему путем проведения смелой и решительной финансовой политики.

 

 

Список использованных источников

 

1 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

2 Абалкина, В.Л. Квинта Экономические и социальные проблемы регионального развития. -М.:Наука.2009. – 315с.

Информация о работе Государственный и муниципальный сектор в современной экономике