Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной экономике РФ.
Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального сектора в современной экономике;
2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в современной экономике РФ;
3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..
5
1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….
5
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….
15
1.3 Государственный сектор экономики………………………………...
1.4 Муниципальный сектор экономики…………………………………
20
26
2 Анализ государственного и муниципального секторов в современной экономике РФ ……………………………………………………………..
30
2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………
30
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………
39
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..
41
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………
43
3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..
43
3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.
50
Заключение………... ……………………………………………………..
54
Список использованных источников……………………………………
В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж.
Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.
Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.
3.2 Рекомендации по улучшению финансовой политики государства
После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях.
Рассмотрим основные направления развития финансовой политики в зависимости от её звеньев:
Денежно кредитная политика:
- концептуальные принципы,
лежащие в основе денежно-
- краткую характеристику состояния экономики РФ;
- прогноз ожидаемого
выполнения основных
- сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта;
- основные показатели
денежной программы на
- план мероприятий
ЦБ РФ на предстоящий год
по совершенствованию
Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефти и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.
Таможенная политика - это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Принципиальный подход к формированию основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.
Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.
Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.
Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.
Во-вторых, усиливается
роль таможенно-тарифной политики в
формировании трансграничных производственно-
В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.
В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и должна сводиться к следующим мероприятиям:
- согласованию между
объемами финансовой помощи (трансфертов)
субъектам РФ и выполнением
ими обязательств по
- разработке механизмов
компенсации доходов наименее
обеспеченных слоев населения,
в том числе
- упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
- регулированию вынужденной миграции и т.п.
Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.
Для улучшения финансового положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований региональным органам государственной власти и местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов рекомендуется создание определенных институциональных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким институциональным условиям относятся: организация бюджетного процесса, ориентированного на результат, реструктуризация бюджетной сети, совершенствование системы управления инвестициями и др. Улучшение финансового положения и платежеспособности невозможно без продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Для достижения этой цели в настоящих рекомендациях особое внимание уделяется совершенствованию методов среднесрочного бюджетного планирования, мобилизации источников финансирования дефицита региональных и местных бюджетов, управлению государственным (муниципальным) долгом и проведению антициклической финансовой политики, направленной на сглаживание бюджетных шоков и выравнивание во времени доходов и обязательств регионального (муниципального) бюджета. Так как финансовое положение и платежеспособность муниципальных образований в значительной степени зависит от выделения им трансфертов из региональных бюджетов, в настоящих рекомендация описаны меры по повышению прозрачности и стабильности межбюджетных отношений.
Таким образом, для улучшения
финансового положения и
1) создание условий для развития доходной базы;
2) среднесрочное бюджетное планирование;
3) антициклическая финансовая политика;
4) оптимизации расходов региональных и местных бюджетов;
5) повышение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;
6) мобилизация источников финансирования дефицита региональных и местных бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом.
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен государственный и муниципальный сектор РФ.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) государственный сектор служит основой для выполнения государством своих функций. Государственный сектор, охватывающий все ресурсы, которыми владеет и распоряжается государство, состоит из отдельных хозяйственных субъектов (институциональных единиц), которые вступают в экономические взаимоотношения друг с другом, принимают экономические решения и несут ответственность за их выполнение. В каждой стране они образуют государственный сектор, который отделяется от рыночных секторов экономики.
Муниципальный сектор экономики – это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющим двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности.
2) практически все эксперты отмечают, что за последнее время увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит около 47-50% ВВП.
Доля государственного сектора экономики в общем числе предприятий в 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократилась и составила 1,4% (в 2011 г. – 1,5%). Государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находятся в государственной собственности и собственности хозяйствующих субъектов, относящихся к госсектору экономики, составляют 0,35% от общего числа предприятий области (в 2011 г. – 0,4%).
Главными отраслями промышленности города являются машиностроение и металлообработка, авиа- и приборостроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность. Оренбургская область обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.
3) финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Финансовая политика, представляет собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.
Характеристика и анализ
финансовой политики Российской Федерации
на среднесрочные перспективы
Для формирования предложений по усилению единой финансовой политики России целесообразно было бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.
В заключение хотелось бы сказать, что финансовая политика является важным элементом успешного развития страны. Для ее реализации необходим не только титанический труд все финансовых и нефинансовых структур, но и ясное осмысление необходимости ее совершения. Это, прежде всего, характеризуется нестабильной обстановкой в мире - все идет к образованию новых финансовых держав и Россия имеет все шансы занять достойное место среди них.
Вот почему, считаю правильным задуматься о всей финансовой сфере в разрезе истории ее развития. Возможно, извлекая уроки из всей финансовой системы, мы создадим кардинально новую справедливую финансовую систему путем проведения смелой и решительной финансовой политики.
Список использованных источников
1 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
2 Абалкина, В.Л. Квинта Экономические и социальные проблемы регионального развития. -М.:Наука.2009. – 315с.
Информация о работе Государственный и муниципальный сектор в современной экономике