Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель – изучение государственного и муниципального сектора в современной экономике РФ.
Для достижения вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственного и муниципального сектора в современной экономике;
2) проанализировать государственный и муниципальный сектора в современной экономике РФ;
3) структура курсовой работы полностью соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы государственного и муниципального секторов в современной экономике……………………………………..
5
1.1 Экономическая роль и функции государства………………….…….
5
1.2 Государственная и муниципальная собственность: нормативно-правовое регулирование………………………………………………….
15
1.3 Государственный сектор экономики………………………………...
1.4 Муниципальный сектор экономики…………………………………
20
26
2 Анализ государственного и муниципального секторов в современной экономике РФ ……………………………………………………………..
30
2.1 Современное состояние государственного сектора в России на федеральном уровне………………………………………………………
30
2.2 Анализ состояния государственного сектора экономики Оренбургской области за 2012 год………………………………………
39
2.3 Современное состояние государственного сектора в России на муниципальном уровне…………………………………………………..
41
3 Государственная финансовая политика Российской Федерации и рекомендации по ее улучшению…………………………………………
43
3.1 Понятие, составные элементы и механизмы реализации финансовой политики государства……………………………………..
43
3.2. Рекомендации по улучшению финансовой политики государства.
50
Заключение………... ……………………………………………………..
54
Список использованных источников……………………………………
Функция мобилизационная. Принято называть советскую экономику милитаризованной. Но ее сущность не в этом: советская экономика была мобилизационной. Советская плановая экономика могла сосредоточить необходимые финансовые, людские и материальные ресурсы в любой точке Союза и даже за рубежом, в любой отрасли и подотрасли. При этом Вооруженные силы имели явный приоритет.
Возрастает инвестиционная активность РАО «ЕЭС». Уровень энергопотребления в России в 2012 г. вырос и превысил уровень потребления в 2006 г., в 2013 г. превысит уровень потребления 2007 года. Рост энергетических мощностей составлял в 2007−2011 годы по 1,7%, а в 2012 г. – 4,2%. Энергетика в ближайшее время станет, а в некоторых регионах уже стала ограничением для развития экономики.
Программой РАО «ЕЭС» планируется ввод до 2014 г. мощностей в объеме 40,9 Гвт (для сравнения: в 2012 г. введено 1,25 Гвт, в 2000 г. – 8,9 Гвт). Стоимость программы составит до 2014 г. 3 триллиона рублей. Средства на реализацию программы, помимо собственных средств РАО, планируется получить за счет выпуска IPO, кредитов, продажи активов, государственно-частного партнерства. Эта программа во многом рациональна и вызвана экономической необходимостью. Она свидетельствует, что государству сегодня стало под силу осуществлять сложные и дорогостоящие программы, концентрируя усилия на критических направлениях развития экономики.
Таким образом,
за последние годы параллельно с
созданием так называемой суверенной
демократии в России в экономике
создается государственный
«КОЗЫРИ» Российской экономики
Нефтегазовый комплекс. Открытие нефтяных месторождений в Тюмени в 60-х годах дало возможность продлить существование СССР как минимум на 20 лет, но одновременно создало необычайно энергоемкую экономику, которую изменить не смогли и 15 лет реформирования. (Доля экспорта составляет сегодня примерно 56% от добываемой нефти и 31% добываемого газа. При этом энергоемкость производства в т.н.э. на 1000 долларов ВВП составила в 2012 г. в России 1,2; на Украине – 2,2, в Венгрии – 0,2; в Китае – 0,7; в ЕС-15 – 0,1.) Балтийская трубопроводная система: строительство ведется уже несколько лет и включает в себя как систему трубопроводов, так и создание новых портов для экспорта нефти на побережье Финского залива. Дальнейшее ее развитие – трубопровод по дну Балтийского моря в обход Белоруссии и Польши. Восточная трубопроводная система: трубопроводы от Ангарска до Находки и дальнейшая транспортировка танкерами, ответвление на Китай (окончательное решение по которому еще не принято). Проект развития Европейской трубопроводной системы: от Новороссийска до европейского побережья Черного моря предусматривается доставка танкерами из-за перегрузки пролива Босфор, далее − по трубопроводу на юг Европы, минуя Украину. Для наполнения систем необходимо увеличение добычи нефти и газа, а также сокращение потребления энергоносителей на внутреннем рынке и в первую очередь для выработки электроэнергии. Это Штокманское месторождение, запасы юга Красноярского края и Якутии. По прогнозам, добыча нефти должна составить в 2013 г. более 500 млн тонн против 458,7 млн тонн в 2012 г., а добыча газа в 2013 г. более 700 млрд куб. метров против 633 млрд куб. метров в 2012 году.
Энергетический комплекс. Одним из ограничений для развития российской экономики сегодня становится дефицит электроэнергии. Принимаются меры для решения этой проблемы. Это можно показать на примере Богучанской ГЭС: ее готовность в 2000 г. оценивалась в 70%, за 11 лет строительная готовность увеличилась до 80%. Пуск ГЭС дает возможность начать освоение юга Красноярского края и Эвенкии, где имеются запасы нефти, газа, полиметаллов. Также дополнительная электроэнергия дает возможность начать реконструкцию КрАЗа и Братского алюминиевого комбината, развитию и реконструкции предприятий нефтепереработки. Росатомэнерго также имеет свою программу развития, которая предусматривает ввод не менее 20 новых энергоблоков, а соответственно, и увеличение производства ТВЭЛ. Кроме того, Росатомэнерго примет участие в тендерах на строительство энергоблоков в других странах, в том числе в Китае, в разработке месторождений урана и его дальнейшем обогащении с использованием российский технологии.
Транспортный комплекс. По развитию транспортной сети Россия значительно отстает от любых развитых стран. По такому показателю, как количество дорог в км на кв. километр площади страны, Россия занимает последнее место среди десяти развитых и развивающихся стран.
Сегодня в России 1 млн км асфальтовых, грунтовых и гравийных дорог. На 1 тысячу жителей приходится дорог с твердым покрытием в России – 3,7 км , США – 23,6 км , Франции – 16,6 км , Финляндии – 13,9 км. Для нормального функционирования страны необходимо иметь более 2 млн км дорог, т.е. необходимо строительство еще более 1 млн км дорог. В 2012 г. введено 395 км федеральных дорог и 1056,7 км региональных дорог с использованием федеральных субсидий. При этом, по данным Минэкономразвития РФ, доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП России (за счет федерального и региональных бюджетов) упала с 2,9% в 2010 г. до 0,81% в 2012 г. и планируется дальнейшее сокращение до 0,71% в 2014 г. (При этом штат Росавтодора в три раза превышает численность бывшего Министерства автомобильных дорог РСФСР.) Поэтому вложение средств в транспортную инфраструктуру необходимо в ближайшее время в значительных количествах.
Авиакосмический комплекс. Включает в себя несколько направлений – строительство и обслуживание ракетоносителями типа «Союз» и его модернизированными системами космического старта в Африке, совместно с европейскими фирмами, дальнейшее использование проекта «Морской старт», разработка новых модификаций ракетоносителей типа «Союз». Создание нового концерна на базе АО им. Хруничева. В авиационной промышленности – создание единого авиационного комплекса по разработке и производству среднемагистральных гражданских самолетов серии ТУ и «Сухой», разработка военных самолетов пятого поколения. Финансирование будет осуществляться за счет собственных средств от коммерческих пусков Росавиакосмоса, реализации и передаче в лизинг гражданских самолетов авиакомпаниям, а также из федерального бюджета.
Оборонно-промышленный комплекс. Программа развития оборонно-промышленного комплекса складывается из государственного оборонного заказа и экспорта вооружения.
По данным Минфина,
средние предприятия в
Особенно это
заметно в пищевой
То есть российская промышленность сегодня не в состоянии полностью обеспечить свой внутренний рынок и даже не пытается это сделать. Монопольное присутствие на рынке вполне обеспечивает безбедное и длительное существование многих производств и заводов.
К настоящему времени стало очевидным, что проявляются новые ограничения для роста российской промышленности.
Во-первых, совокупная покупательная способность в России гораздо ниже, чем в других странах. В России 141 миллиона человек (или меньше – перепись покажет) со средним доходом 200 долларов в месяц, в КНР − 2 миллиарда человек с доходами в 40 долларов. Есть еще Индия с населением свыше 1 миллиарда. Есть Соединенные Штаты, где населения в два раза больше чем в России, и оно имеет доходы на порядок выше. Получается, что наш внутренний рынок мал и сложен по структуре: примерно 10% населения страны обладают очень высокими доходами и ориентированы на потребление импорта, а около 37 процентам граждан денег хватает только на приобретение продуктов питания и одежды. Они ориентированы даже не на российские, а на дешевые китайские товары. Возможности для развития российского среднего и малого бизнеса быстро будут исчерпаны из-за небольшого спроса внутри страны. Поэтому легкая промышленность, пищевая промышленность, машиностроение и прочее смогут расти, только если переориентируются на внешний рынок.
Вторым ограничением будет осложнение проблем обеспечения экономики рабочими кадрами. Сегодня, когда крупный бизнес в состоянии выплачивать высокую зарплату и предоставлять социальные пакеты, в ряде регионов становится заметна внутрирегиональная миграция трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных, наносящая ущерб многим производствам и не только. Отсутствие трудовых ресурсов особенно явно чувствуют предприятия машиностроения, текстильной и легкой промышленности, где средний возраст работающих подходит к 50-55 годам. Надо также учитывать, что первая волна миграции из стран СНГ, которая состояла из русскоязычных квалифицированных работников, закончилась в 2000−2002 годах. Сегодня мы имеем вторую волну мигрантов, в основном выходцев из республик Средней Азии, плохо знающих русский язык и культуру и в основном низкоквалифицированных. Имеется резерв из жителей Украины и Молдавии, работающих в России вахтовым методом, но если произойдет экономический рост на Украине и в Молдавии, этот резерв отпадет. Кроме того, труд в России перестал быть дешевым по сравнению с Китаем и другими странами. Поэтому массовое промышленное производство в России сегодня не конкурентоспособно.
Третьим ограничением для ряда отраслей будет сырьевая зависимость от импортных поставок. Не секрет, что импорт мяса достигает более одного миллиона тонн в год. Такое же положение складывается с поставками хлопка и другого сырья для перерабатывающей промышленности.
Четвертым ограничением является невосприимчивость предприятий традиционных отраслей промышленности к каким-либо нововведениям в силу своей монопольности и закрытым циклом производства.
Пятое ограничение – низкая рентабельность производства, что не дает необходимых средств для проведения реконструкции предприятий ни за свой счет, ни за счет кредитов частных банков. Развитие данных производств возможно только при активном участии государства, в том числе и в финансировании этой реструктуризации.
Но не стоит забывать и про уже довольно часто слышимые «с верхов» слова: инновации и нанотехнологии.
За последние 20 лет в результате рыночных реформ произошли значительные изменения в системе разработки и внедрения инноваций.
Во-первых, произошла практическая ликвидация прикладной науки. Оставленные без отраслевого финансирования отраслевые НИИ практически не могли выжить в новой системе. Уже в 1990−1991 годы, после принятия «Закона о предприятии», наметилась тенденция, когда отчисления в отраслевые фонды науки и техники или не делались вообще, или делались в весьма ограниченном масштабе. Возникла ситуация, когда ни одно предприятие не могло оплатить отраслевую разработку, а если и могло, то не хотело оплачивать из своего кармана то, чем будут пользоваться все. В результате этого отраслевые НИИ сначала реализовали те заделы, которые у них еще были, после чего стали зарабатывать на мелких заказах предприятий и сдачей в аренду своих площадей. Все это привело к оттоку научных кадров в другие сектора экономики и эффекту «выеденного яйца» − когда имеется институт, вывеска, директор, бухгалтер, уборщица, но нет научных сотрудников и возможности создать хоть какую-нибудь разработку. При этом работа по внедрению «задельных» разработок осуществлялась через массу малых предприятий, учрежденных сотрудниками института в частном порядке, во время зарубежных командировок и т.п. После того как запас заделов иссяк, деятельность большинства НИИ стала чисто номинальной.
Во-вторых, Российская академия наук − правопреемница Академии наук СССР в российской ее части, лишилась значительной части своего финансирования и была вынуждена идти той же дорогой, что и отраслевая наука. Правда, надо отметить, что здесь возможности получения зарубежных грантов и приглашений на работу были значительно выше. Но у РАН появились и свои собственные проблемы: ориентированная на научный поиск, она лишилась отраслевой системы, способной довести разработки до промышленного образца. Необходимо отметить, что ряд НИИ РАН сумели найти свою коммерческую нишу, были востребованы на рынке, и сегодня доля бюджетного финансирования подобных институтов не превышает 20-30%. Сегодня РАН − это единственное отраслевое ведомство, сохранившееся в малоизмененном виде с советских времен. Пожалуй, особое значение имеет тот факт, что сегодня система доведения научных инноваций до коммерческого предложения отсутствует.
То есть, при значительном потенциале фундаментальной науки (из имеющихся в мире примерно 43 прорывных технологий Россия обладает примерно 7-9), в стране из-за развала старой системы и отсутствия новых структур создание коммерческих конкурентных на рынке инновационных предложений стало практически невозможным. При этом, и это заметно, например, в пищевой промышленности, активно идет приобретение импортных разработок и технологий промышленными предприятиями.
Значительной проблемой также становится распределение вознаграждения между институтом и авторским коллективом, особенно, когда директор не является членом авторского коллектива. Поэтому гораздо проще осуществлять внедрение новых разработок в индивидуальном порядке без всякого патентования.
В области высоких технологий ситуация немного иная. В мире они быстро развиваются, но Россия отстает. Наша страна вынуждена решать одновременно две задачи: заниматься адаптацией импортных технологий и программ к российским условиям и пытаться найти свои ниши в мировом разделении труда.
Таблица 1 - Относительные масштабы госсектора России за 2012 г
Отрасли промышленности |
Доля в общем объеме выпуска продукции |
Доля в общей численности работников |
Интегральная доля госсектор |
Электроэнергетика |
9,3 |
10,4 |
8,9 |
Топливная |
3,9 |
13,6 |
7,4 |
Черная металлургия |
2,6 |
5,7 |
4,1 |
Цветная металлургия |
15,6 |
16,7 |
19,8 |
Химическая и нефтехимическая |
8 |
14,5 |
12 |
Машиностроение и |
20,9 |
21,7 |
21,1 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
5,2 |
10,5 |
8,4 |
Производство строительных материалов |
4,3 |
5,9 |
5,6 |
Стекольная и фарфоро-фаянсовая |
1,7 |
4,4 |
4,5 |
Легкая |
4,9 |
6,2 |
5,6 |
Пищевая |
6,6 |
9,3 |
9,4 |
Микробиологическая |
40,1 |
41,5 |
43,6 |
Мукомольно крупяная и комбикормовая |
12,3 |
17,8 |
16,1 |
Медицинская |
15,8 |
18,3 |
19,1 |
Полиграфическая |
52,5 |
47,9 |
53,3 |
Информация о работе Государственный и муниципальный сектор в современной экономике