Индикативное управление. Система индикаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание

При проведении исследований были поставлены следующие задачи:
изучить цели индикативного управления;
выявить предмет и сущность системы индикативного управления;
рассмотреть методы и способы индикативного управления;
проанализировать успешность регионов, которые внедрили систему индикативного управления;
изучить поэтапное внедрение системы индикативного управления;
оценить долгосрочные перспективы внедрения системы индикативного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ……………………. 10
Индикаторы в системе управления ……………………………… 10
Индикативное управление. Сущность и функции ………………. 15
Необходимость индикативного управления……………………… 18
УРОВНИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………….. 20
Алгоритм формирования системы индикативного планирования на микроэкономическом уровне ………………………………… 20
Макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС ………. 26
регулирование в системе индикативного управления…………… 33
ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ И СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ…… 38
Применение индикаторов развития в условиях отдельной фирмы ………………………………………………………………. 38
Система индикативного управления в республике Бурятия……. 44
Система индикаторов в Курской области………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 56
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………59

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Система индикаторов. Индикативное управление.docx

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра региональной экономики  и менеджмента

 

 

 

курсовая работа

 

по дисциплине «Макроэкономика»

(наименование учебной  дисциплины)

на тему «Индикативное  управление. Система индикаторов»

(название темы)

 

 

Специальность 080100.62    Экономика (бакалавриат)

Автор работы Т.Ю. Булгакова      _______________________

(инициалы, фамилия)              (подпись, дата)

 

Группа             ЭК-93б

 

 

Руководитель работы Е.С. Симоненко      _____________________

                                  (инициалы, фамилия)              (подпись, дата)

 

 

Работа защищена  ______________

                                                   ( дата)    

Оценка _________________________

 

Председатель  комиссии  ______________ ___________________

                 (подпись, дата)    (степень, должность. инициалы, фамилия)

 

Члены  комиссии __________                              _________________________

(подпись, дата)    (степень, должность. инициалы, фамилия)

                               __________                              _________________________

(подпись, дата)    (степень, должность. инициалы, фамилия)

                               __________                              _________________________

(подпись, дата)    (степень, должность. инициалы, фамилия)

 

 

Курск, 2010

 

 

РЕФЕРАТ

 

Объем курсовой работы составляет 69 страниц; исследование включает 6 приложений, 23 используемых источника.

Ключевые слова: индикатор, индикативное управление, индикативное планирование, макроэкономический уровень, микроэкономический уровень, мезоэкономический уровень, прогнозирование, регулирование, регулятор, индикаторы развития.

В условиях рыночного хозяйства  особое значение приобретает такая  функция управления, как регулирование  развития национальной экономики. Государственное  регулирование экономики – это  система мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государством с целью приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям. Инструментами государственного регулирования  экономики являются бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, внешнеэкономическая  и социальная политика, ускоренная амортизация, индикативное и стратегическое планирование.

Главное содержание процесса регулирования регионального развития составляют отношения субъектов  хозяйствования, населения и органов  территориального управления по поводу решения социальных, экономических, экологических и других проблем  развития территорий.  
Предметом регулирования социально-экономического развития региона является комплекс взаимосвязанных проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между субъектами хозяйствования, управления и населением и направленных на обеспечение экономического роста.  
Целью введения системы индикативного управления является обеспечение согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, направленных на формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.

Основными структурными звеньями системы индикативного управления является индикативное планирование и  региональное программирование. Система  индикативного управления – сердцевина экономического регулирования. Поэтому  она органически связана со всеми  другими методами регулирования: маркетингом  и мониторингом, концепцией экономического роста и прогнозом социально-экономического развития, методами косвенного экономического регулирования.

Индикаторы оценки уровня жизни, социально-экономического положения республики, городов, районов, муниципальных образований, предприятий  – это основные измерители результативности исполнения функций управления.

Концепция индикативного управления основана на сравнении системы индикаторов, отображающих в количественной и  качественной форме качество жизни  населения, состояние экономики  и социальной сферы как в целом, так и отдельно по регионам.

В рамках системы индикативного  управления экономикой введен государственный  заказ на управление, который формируется  для каждого органа исполнительной власти – министерств. Для органов  местного самоуправления (муниципального района и городского округа) задание  формируется в рамках переданных им государственных полномочий.

В условиях относительного сбалансированного развития экономики  индикативное управление может осуществляться в упрощённой, конъюнктурной форме, т. е. как некоторая координируемая совокупность бюджетов, целевых программ и соглашений, и участвующих в  их реализации предприятий, планов предприятий  госсектора и контрактов с поставщиками продукции для государственных  нужд – координируемая с помощью  косвенных экономических инструментов, увязываемых на основе прогноза социально-экономического развития. Функция индикативного управления в этой его форме – улучшение экономической конъюнктуры путём комплексного использования бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных макрорегуляторов.

Индикативное управление в своей структурной форме  призвано обеспечить реализацию государственной  структурной политики в отношении  отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путём тщательного  согласования действий и интересов  предприятий и государства, внутрифирменных  планов и макропланов. Планирование, таким образом, активнее распространяется на мезо- и микроуровень. Именно эта форма, дополненная элементами развития в сторону третьей, стратегической, формы, в которой индикативное управление резко расширяет временной горизонт и в максимальной мере выступает как способ организации, разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики.

Важная составная часть  системы государственного управления экономикой – различные целевые  программы общенационального, регионального  и местного уровней.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..

7

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ  …………………….

 

10

    1. Индикаторы в системе управления  ………………………………

10

    1. Индикативное управление. Сущность и функции ……………….

15

    1. Необходимость индикативного управления………………………

18

  1. УРОВНИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………..

20

    1. Алгоритм формирования системы индикативного планирования на микроэкономическом уровне  …………………………………

 

20

    1. Макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС  ……….

26

    1. Регулирование в системе индикативного управления……………

33

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ И СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ……

 

38

    1. Применение индикаторов развития в условиях отдельной фирмы ……………………………………………………………….

 

38

    1. Система индикативного управления в республике Бурятия…….

44

    1. Система индикаторов в Курской области…………………………

48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….

54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

56

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………

59

Приложение А. Основные определения, обозначения и сокращения….

60

Приложение Б. Международная  система показателей…………………..

61

Приложение В. Концепция  развития предприятия………………………

62

Приложение Г. Регулирование  в системе индикативного управления…

63

Приложение Д. Применение индикаторов развития…………………….

66

Приложение Е. Государственные  меры в системе индикативного  управления…………………………………………………………………..

 

68


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночного хозяйства  особое значение приобретает такая  функция управления, как регулирование  развития национальной экономики. Государственное  регулирование экономики – это  система мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государством с целью приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям. Инструментами государственного регулирования  экономики являются бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, внешнеэкономическая  и социальная политика, ускоренная амортизация, индикативное и стратегическое планирование.

Главное содержание процесса регулирования регионального развития составляют отношения субъектов  хозяйствования, населения и органов  территориального управления по поводу решения социальных, экономических, экологических и других проблем  развития территорий.  
Предметом регулирования социально-экономического развития региона является комплекс взаимосвязанных проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между субъектами хозяйствования, управления и населением и направленных на обеспечение экономического роста.  
Целью введения системы индикативного управления является обеспечение согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, направленных на формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.

Основными структурными звеньями системы индикативного управления является индикативное планирование и  региональное программирование. Система  индикативного управления – сердцевина экономического регулирования. Поэтому  она органически связана со всеми  другими методами регулирования: маркетингом  и мониторингом, концепцией экономического роста и прогнозом социально-экономического развития, методами косвенного экономического регулирования.

Индикаторы оценки уровня жизни, социально-экономического положения республики, городов, районов, муниципальных образований, предприятий  – это основные измерители результативности исполнения функций управления. Они  используются для:

  • оценки реального социально-экономического положения отраслей, видов деятельности, городов, районов, предприятий;
  • задания уровня социального благополучия (пороговые значения);
  • планирования действий по достижению пороговых значений;
  • контроля за достижением запланированных результатов;
  • принятия регулирующих воздействий;
  • оценки деятельности органов государственного управления.

Концепция индикативного управления основана на сравнении системы индикаторов, отображающих в количественной и  качественной форме качество жизни  населения, состояние экономики  и социальной сферы как в целом, так и отдельно по регионам.

В рамках системы индикативного  управления экономикой введен государственный  заказ на управление, который формируется  для каждого органа исполнительной власти – министерств. Для органов  местного самоуправления (муниципального района и городского округа) задание  формируется в рамках переданных им государственных полномочий.

При проведении исследований были поставлены следующие задачи:

    • изучить цели индикативного управления;
    • выявить предмет и сущность системы индикативного управления;
    • рассмотреть методы и способы индикативного управления;
    • проанализировать успешность регионов, которые внедрили систему индикативного управления;
    • изучить поэтапное внедрение системы индикативного управления;
    • оценить долгосрочные перспективы внедрения системы индикативного управления.

При написании работы использованы труды отечественных ученых, посвященные  системе индикативного управления, индикативному планированию на микро-, макро- и мезоэкономическом уровнях, индикаторам развития: Л.Е.Басовского, С.Н.Ивашковского, Т.Ю.Матвеевой, А.Н.Петровой и других.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ

 

 

    1. Индикаторы в системе управления

 

Анализ эффективности  деятельности предприятий независимо от субъекта оценки осуществляется с  помощью финансовых показателей. Учитывая недостаточный уровень развития менеджмента отечественных предприятий, можно утверждать, что свыше 90% из них при анализе результатов  своей деятельности руководствуются  исключительно финансовыми показателями. Кроме того, финансовые показатели являются ключевыми при оценке кредитоспособности, инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности отечественных  предприятий финансово-кредитными учреждениями, потенциальными инвесторами, государственными органами власти и  т. п. Методики оценки финансового положения  предприятия, как правило, предусматривают  расчет следующих групп показателей:

Информация о работе Индикативное управление. Система индикаторов