Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
При проведении исследований были поставлены следующие задачи:
изучить цели индикативного управления;
выявить предмет и сущность системы индикативного управления;
рассмотреть методы и способы индикативного управления;
проанализировать успешность регионов, которые внедрили систему индикативного управления;
изучить поэтапное внедрение системы индикативного управления;
оценить долгосрочные перспективы внедрения системы индикативного управления.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ……………………. 10
Индикаторы в системе управления ……………………………… 10
Индикативное управление. Сущность и функции ………………. 15
Необходимость индикативного управления……………………… 18
УРОВНИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………….. 20
Алгоритм формирования системы индикативного планирования на микроэкономическом уровне ………………………………… 20
Макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС ………. 26
регулирование в системе индикативного управления…………… 33
ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ И СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ…… 38
Применение индикаторов развития в условиях отдельной фирмы ………………………………………………………………. 38
Система индикативного управления в республике Бурятия……. 44
Система индикаторов в Курской области………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 56
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………59
Финансовые показатели не могут предоставить полную информацию о всех сферах деятельности организации; они, как правило, не отражают информацию о проблемных или положительных факторах формирования на предприятии уровней рентабельности, ликвидности, деловой активности и т.п. Для этого необходимо владеть нефинансовой информацией о вкусах и пристрастиях потребителей, квалификационном составе работников, внедрении инноваций, эффективности деятельности конкурентов, имидже и репутации организации и т.д. Для субъектов оценки необходима приоритетная информация о перспективах развития организации, которая закладывается в конкретных финансовых и нефинансовых индикаторах, формирующих ориентиры для управления, инвестирования, кредитования и реализации других целевых мероприятий. [11, с.114]
Известнейшей системой показателей оценки и стратегического управления деятельностью организации, которая объединяет финансовые и нефинансовые индикаторы, является Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard — BSC) Нортона-Каплана (Приложение Б Рисунок Б.1).
Начало ее разработки датируется 1990-м годом, когда Norlan Norton Institute — исследовательский центр всемирно известной аудиторско-консалтинговой компании KPMG Peat Marwick — начал изучение проблем эффективности управления и поиск инструментов ее повышения. Исследования проводились под руководством директора Norlan Norton Institute Девида Нортона, ныне руководителя Balanced Scorecard Collaborative, и Роберта Каплана — профессора Harvard Business School, научного консультанта проекта. Исследования касались измерения результатов деятельности 12 крупных компаний, стремившихся усовершенствовать собственные системы оценки результатов деятельности путем включения в них перечня важных нефинансовых показателей, поскольку это позволило бы увеличить информационную базу для принятия управленческих решений. Результаты исследований обусловили концепцию сбалансированной системы индикаторов, которая имела вид своеобразной панели управления, заполненной четырьмя группами индикаторов:
Кроме того, BSC рассматривается как система стратегического управления деятельностью предприятия, что позволяет доводить до низших уровней стратегические показатели высшего уровня управления.
Сбалансированная система
показателей характеризуется
Пол. Г. Нивен отмечает, что при внедрении системы сбалансированных индикаторов Д. Нортона и Р. Каплана на предприятии необходимо формировать критерии отбора ключевых показателей. К таким критериям целесообразно относить:
— связь индикаторов со стратегией развития организации в долгосрочной перспективе (для руководителей организации недостаточно руководствоваться только оперативными диагностическими индикаторами, не связанными с перспективами развития, поскольку в таком случае процесс управления разрывается на отдельные звенья, не направляясь на формирование долгосрочной перспективы развития);
— количественное выражение индикаторов (индикаторы должны формировать четкие критерии, при этом нецелесообразно включать в систему показателей такие индикаторы, которые формируются на основах субъективных экспертных оценок, поскольку тогда теряется объективность оценки ситуации);
— доступность (в систему показателей должны включаться такие индикаторы, которые можно оперативно отслеживать и которые не требуют значительных средств для их информационного обеспечения);
— информационная прозрачность (каждый работник организации должен четко понимать целевую шкалу индикаторов, их тактическое и стратегическое назначение);
— релевантность (индикаторы должны четко отражать цель организации);
— единое толкование индикаторов (индикаторы должны исключать двойное толкование, поэтому работникам необходимо объяснять каждый критерий, используемый на предприятии).
Система индикаторов призвана спрогнозировать, оценить и проанализировать результативность предприятия в целом, его подразделений, видов деятельности, использования ресурсов и т. п. При этом под индикаторами следует понимать ключевые показатели, целостно отражающие состояние и тенденции развития соответствующего объекта. Одна из проблем внедрения и применения в организациях системы индикаторов — выбор их количества и состава. На отдельных предприятиях устанавливаются индикаторы, с помощью которых прогнозируются и оцениваются отдельные виды деятельности: производственная, маркетинговая, финансовая, логистическая, внешнеэкономическая и т. п. В условиях ограниченных ресурсов в организациях основной задачей системы индикаторов выступают оценка и прогнозирование использования разных видов ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, информационных, финансовых. Ресурсная оценка проводится на всех уровнях и звеньях предприятия.
Чтобы выбранные индикаторы
реально отражали состояние и
тенденции развития объектов, необходимо
руководствоваться их экономической
сутью. Соответственно информация, предназначенная
для расчета индикаторов, в большей
степени должна базироваться на данных
управленческого учета, а не бухгалтерского
или налогового. Качество аналитического
материала, основывающегося на системе
индикаторов, прежде всего, зависит
от полноты, достоверности и адекватности
информационного обеспечения. Если
на предприятиях отдельные индикаторы
являются критериями для материального
стимулирования, то существует угроза
сокрытия реальной информации и подачи
недостоверной. Кроме того, возможно
сопротивление со стороны сотрудников
при внедрении системы
Основная сложность построения
системы индикаторов на предприятии
состоит в необходимости
В индустриально развитой
корпоративно-
Индикативное управление (ИУ) выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, т. е. планирования
отраслей, подотраслей, территориально-
Индикативное управление
– институт, относящийся и к
сфере государственно-правовых отношений,
хозяйственных субъектов, и к
сфере отношений гражданско-
С определённой долей условности
можно выделить следующие подходы
к определению понятия
Первый: индикативное управление – это макропланирование при самостоятельности предприятий. Так "макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего". Поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, поэтому управление в Китае носит "не директивный, а индикативный характер". Подобное понимание, очевидно, близко к трактовкам народного хозяйственного планирования в условиях полного хозрасчёта в "позднем" СССР, а также к следующей современной интерпретации:
"Индикативное управление
– это процесс формирования
системы параметров, характеризующих
состояние и развитие
Второй подход к ИУ –
ориентирование частных предприятий
на выполнение задач, формируемых государством.
Основная функция ИУ – информационно-ориентирующая,
по сути выступающая и как
Третий подход к ИУ – индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, главную часть ИУ, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной системе – государства.
В соответствии с четвёртым подходом ИУ – механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое управление выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявиться схема экономического роста. [16, с.39]
Координирующая функция
индикативного управления является
основной. Информирование, ориентация,
стимулирование хозяйствующих субъектов
на выполнение заданий плана в
тех или иных формах существуют и
в системе централизованно-
Информация о работе Индикативное управление. Система индикаторов