Индикативное управление. Система индикаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание

При проведении исследований были поставлены следующие задачи:
изучить цели индикативного управления;
выявить предмет и сущность системы индикативного управления;
рассмотреть методы и способы индикативного управления;
проанализировать успешность регионов, которые внедрили систему индикативного управления;
изучить поэтапное внедрение системы индикативного управления;
оценить долгосрочные перспективы внедрения системы индикативного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ……………………. 10
Индикаторы в системе управления ……………………………… 10
Индикативное управление. Сущность и функции ………………. 15
Необходимость индикативного управления……………………… 18
УРОВНИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………….. 20
Алгоритм формирования системы индикативного планирования на микроэкономическом уровне ………………………………… 20
Макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС ………. 26
регулирование в системе индикативного управления…………… 33
ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ И СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ…… 38
Применение индикаторов развития в условиях отдельной фирмы ………………………………………………………………. 38
Система индикативного управления в республике Бурятия……. 44
Система индикаторов в Курской области………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 56
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………59

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Система индикаторов. Индикативное управление.docx

— 1.33 Мб (Скачать документ)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Резюмируя всё выше изложенное, индикативное управление можно дифференцировать, как механизм координации интересов  и деятельности государственных  и негосударственных субъектов  управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей  социально-экономического развития и  включающий определённые его общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана.

Хочется отметить, что опыт других стран и республик в  создании системы индикативного  управления может быть полезен для  нашей страны и конкретно для  нашего региона. Современные социально-экономические  и политические условия требуют  формирования качественно нового подхода, поскольку прежние командно-административные методы и принципы планирования теряют свою актуальность, а новая система  носит переходный характер.

В условиях относительного сбалансированного развития экономики  индикативное управление может осуществляться в упрощённой, конъюнктурной форме, т. е. как некоторая координируемая совокупность бюджетов, целевых программ и соглашений, и участвующих в  их реализации предприятий, планов предприятий  госсектора и контрактов с поставщиками продукции для государственных  нужд – координируемая с помощью  косвенных экономических инструментов, увязываемых на основе прогноза социально-экономического развития. Функция индикативного управления в этой его форме – улучшение экономической конъюнктуры путём комплексного использования бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных макрорегуляторов.

Индикативное управление в своей структурной форме  призвано обеспечить реализацию государственной  структурной политики в отношении  отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путём тщательного  согласования действий и интересов  предприятий и государства, внутрифирменных  планов и макропланов. Планирование, таким образом, активнее распространяется на мезо- и микроуровень. Именно эта форма, дополненная элементами развития в сторону третьей, стратегической, формы, в которой индикативное управление резко расширяет временной горизонт и в максимальной мере выступает как способ организации, разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики.

Остро стоит задача пересмотра практики федеральных целевых программ. Их подготовка должна увязываться с  расчётами среднесрочного и долгосрочного  прогнозов социально-экономического развития страны. 
Сложившиеся общественно-политические и экономические условия страны требуют обновления методик разработки федеральных программ, определения механизма их отбора, установления приоритетности национальных государственных интересов.

Важная составная часть  системы государственного управления экономикой – различные целевые  программы общенационального, регионального  и местного уровней.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие / Л.Е.Басовский. - М.: Инфра-М, 2005. – 63 с.
  2. Бурков, В.Н. Основы математической теории активных систем [Текст]: учебное пособие / В. Н. Бурков. - М.: Наука, 2005. – 255 с.
  3. Ветров, Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований [Текст]: учебное пособие / Г. Ю. Ветров, Д. В. Визгалов, А. А. Шанин, Н. И. Шевырова. - М.: Фонд «Институт
  4. Виссема, Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. [Текст]: учебное пособие / Х. Виссема. - М.: Дело и сервис, 2005. –    134 с.
  5. Волкова, М. А. Индикативный, критериальный и комплексный подходы к оценке эффективности системы регионального управления [Электронный ресурс] / М. А. Волкова, И. В. Скопина, О. В. Скопин // Управление экономическими системами. – 2010. – №2. – С. 24-29.
  6. Иванов, В. Н. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования [Текст]: монография / В. Н. Иванов. - СПб.: Знание, 2005. – 35 с.
  7. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика [Текст]: учебное пособие /           С. Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2007. – 18 с.
  8. Кистерева, Е. В. Оценка деятельности предприятия. Индикаторы развития [Текст] / Е. В. Кистерева  // Справочник экономиста. – 2006. – №6. – С. 32-38.
  9. Левинталь, А.Б. Расчет показателей индикативного планирования для программ развития региона. Научное издание [Текст]: учебное пособие / А. Б. Левинталь, В. Ф.Ефременко, В. Б. Гусев, Ф. Ф. Пащенко. – М.: Институт проблем управления РАН, 2006. – 54 с.
  10. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Матвеева. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 220 с.
  11. Мельник, Л.Г. Социально-экономический потенциал устойчивого развития [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Мельник, Л. Хенс. - Сумы: Слобожанщина, 2007. – 104 с.
  12. Некрасов, В. И., Моделирование стратегического индикативного планирования в управлении развитием муниципального образования [Текст]: учебное пособие / В. И. Некрасов, Н. В. Галина. - Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2005. – 59 с.
  13. Новикова, В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. [Текст]: учебное пособие / В. Ф. Новикова. - М.: СГИ, 2007. – 22 с.
  14. Островская, Е. П. Франция. Мировая экономика и международные отношения [Текст]: учебное пособие / Е. П. Островская. - М.:Инфра-М, 2006. – 89с.
  15. Петров, А.Н. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования  [Текст]: монография / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов, Г. З. Щербаковский, Н. Г. Ананов. - СПб: Знание, 2000. – 96 с.
  16. Петрова, А. Н.Стратегическое планирование [Текст]: учебное пособие / А.Н. Петрова. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. – 39 с.
  17. Поршнева, А. Г. Управление организацией. [Текст]: учебное пособие / А. Г. Поршнева. - М.: Инфра-М, 2009. – 50 с.
  18. Самофалова, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики  [Текст]: учебное пособие / Е. В. Самофалова,                       Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова. - М.: КНОРУС, 2005. - 272 с.
  19. Сироткина, Н. В. Индикативное управление промышленными предприятиями в инновационной среде: теория, методология, практика [Текст]: учебное пособие / Н. В. Сироткина. - Воронеж: ВИИС,  2008. - 377 с.
  20. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – М.: Высшее образование, 2005. – 437 с.
  21. Шамхалов, Ф. И. Государство и экономика, основы взаимодействия [Текст]: учебное пособие / Ф. И. Шамхалов. - М.: Инфра-М, 2008. –   45 с.
  22. Шапиро, С. А. Основы управления персоналом в современных организациях [Текст]: учебное пособие / С. А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 248 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  

Приложение А

Основные определения, обозначения и сокращения

 

Индикатор – ориентирующий экономический показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов.

Система индикативного управления – процесс формирования системы индикаторов (показателей), характеризующих состояние и развитие экономики, и установление мер государственного регулирования социальных и экономических процессов,  с целью достижения указанных индикаторов.

Индикативный план – это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей: цели социально-экономического развития, намечаемые для их достижения мероприятия или средства реализации, необходимые материальные и финансовые ресурсы.

 

BSC (Balanced Scorecard) – Сбалансированная система показателей.

KPMG – международная аудиторская  компания.

ИУ – индикативное управление.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

ППП – производственный потенциал предприятия.

ЕС – Европейский Союз.

ПСР – Пакт стабильности и развития.

ВВП – валовой внутренний продукт.

СМИ – средства массовой информации.

НДС – налог на добавленную стоимость.

ПИ-регулятор – пропорционально-интегральный регулятор.

ПИД-регулятор – пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор.

ОАО – открытое акционерное общество.

 

Приложение Б

Международная система  показателей

Рисунок Б.1 – Сбалансированная система показателей (BSC)

 

Приложение В

Концепция развития предприятия


 

 

Рисунок В.1 – Последовательность разработки концепции развития предприятия

 

 

 

 

Приложение Г

Регулирование в  системе индикативного управления

Рисунок Г.1 –  П и ПИ  регуляторы выпуска

Рисунок Г.2 – Режимы ПИД-регулятора выпуска

 

 

Рисунок Г.3 – Динамика прибыли и объема выпуска саморегулирующейся системы.

Рисунок Г.4 – Имитация оптимизирующего регулятора с переменными ценами

Рисунок Г.5 – Имитация регулятора стимулирования

 

 

Рисунок Г.6 – Антикоррупционные  затраты

Рисунок Г.7 Суммарные потери

 

Приложение Д

Применение индикаторов  развития

 

Таблица  Д.1 Дебиторская и кредиторская задолженность по продажам центра финансовой ответственности «Х» за январь 2006г

 

 

продолжение Приложения Д

 

Таблица Д.2 Макет обработки исходных данных по дебиторской и кредиторской задолженности по продажам центра финансовой ответственности «Х» за январь 2006г

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

Государственные меры в системе  индикативного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок Е.1 – Взаимоотношения  Правительства региона и хозяйствующих  субъектов

 

продолжение Приложения Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок Е.2 – Система  индикативного планирования республики Бурятия 

 

 


Информация о работе Индикативное управление. Система индикаторов