Индикативное управление. Система индикаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание

При проведении исследований были поставлены следующие задачи:
изучить цели индикативного управления;
выявить предмет и сущность системы индикативного управления;
рассмотреть методы и способы индикативного управления;
проанализировать успешность регионов, которые внедрили систему индикативного управления;
изучить поэтапное внедрение системы индикативного управления;
оценить долгосрочные перспективы внедрения системы индикативного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ……………………. 10
Индикаторы в системе управления ……………………………… 10
Индикативное управление. Сущность и функции ………………. 15
Необходимость индикативного управления……………………… 18
УРОВНИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………….. 20
Алгоритм формирования системы индикативного планирования на микроэкономическом уровне ………………………………… 20
Макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС ………. 26
регулирование в системе индикативного управления…………… 33
ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ И СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ…… 38
Применение индикаторов развития в условиях отдельной фирмы ………………………………………………………………. 38
Система индикативного управления в республике Бурятия……. 44
Система индикаторов в Курской области………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 56
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………59

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Система индикаторов. Индикативное управление.docx

— 1.33 Мб (Скачать документ)
  1. Столбец ведомости «Нач. долг клиента» разбивается на 2 составляющие:

а) сумма положительных  значений — дебиторская задолженность  на начало периода;

б) сумма отрицательных  значений — авансы на начало периода.

  1. Столбец «Увеличение долга» остается без изменений.
  2. Столбец «Уменьшение долга» разбивается на составляющие:

а) погашение обязательств по дебиторской задолженности, образовавшейся до отчетного периода. Для этого  рядом с «Ведомостью…» каждая ее строка обрабатывается при помощи логических функций:

ЕСЛИ(И(Fi<>Ei;ИЛИ(Fi<Di;Fi=Di));Fi;

ЕСЛИ(И(Fi<>Ei;Fi>Di;Di>0);Di;0)),                                                       (1)

где Di — значение i-й ячейки в столбце «Начальный долг клиента»;

Ei — значение i-й ячейки в столбце «Увеличение долга»;

Fi — значение i-й ячейки в столбце «Уменьшение долга»;

б)      погашение обязательств по дебиторской задолженности, образовавшейся в отчетном периоде. Каждая строка «Ведомости…» подлежит обработке по следующей формуле:

ЕСЛИ(И(Fi >Di+Ei;НЕ(Di<0));Fi-Di-Gi;ЕСЛИ(И(Fi>Di;Fi<>Ei;Gi=0);Fi-Di;

ЕСЛИ(Fi=Ei;Fi; ЕСЛИ(И(Di<0;ИЛИ(Fi=Ei;Fi>Ei));Ei;

ЕСЛИ(И(Di<0;Fi-Di<Ei);-Di;

ЕСЛИ(И(Di<0;-Di>Ei;Gi<-Di);Ei;0)))))),                                                    (2)

где Gi — значение i-й ячейки в столбце «На конец периода Долг клиента».

  1. Столбец «Ведомости…» «на конец периода долг клиента» также разбивается на 2 части:

а) остаток дебиторской  задолженности, образовавшейся до начала отчетного периода:

ЕСЛИ(И(ИЛИ(Di>0;Di=0);НЕ(Ei<0));Di-Ki;

ЕСЛИ(И(ИЛИ(Di>0;Di=0); Ei<0);Di+Ei-Fi;0)),                                          (3)

где Ki — значение i-й ячейки в расчетном столбце «Погашение обязательств по дебиторской задолженности, образовавшейся до отчетного периода»;

б)      остаток дебиторской задолженности, образовавшейся в отчетном периоде:

ЕСЛИ(И(ИЛИ(Ei>0;Ei=0);НЕ(Fi<0);И(Ei>Di+Fi;Di<0;Gi=0));Ei-Li;

ЕСЛИ(И(ИЛИ(Ei>0;Ei=0);Fi<0);Ei+Fi;ЕСЛИ(И(ИЛИ(Ei>0;Ei=0);

НЕ(Fi<0));Ei-Li;0))),                                                                                    (4)

где Li — значение i-й ячейки в расчетном столбце «Погашение обязательств по дебиторской задолженности, образовавшейся в отчетном периоде».

  1. Используя расчетные столбцы, находим недостающие исходные данные:

а) возникло обязательств по авансам:

ЕСЛИ(И(Fi>Mi;Hi=0);Fi-Mi;0),                                                                 (5)

где Hi — значение i-й ячейки в столбце «На конец периода Долг клиента»;

Mi — значение i-й ячейки в расчетном столбце «погашено обязательств.

б) остаток авансов на конец отчетного периода соответствует  столбцу «На конец периода Наш долг».

  1. По каждому покупателю рассчитываются итоговые значения, которые вносятся в таблицу исходных данных по состоянию дебиторской и кредиторской задолженности продаж.

Предложенный алгоритм предназначен для анализа структуры активных покупателей исходя из суммы отгрузки. Внедрение алгоритма потребует  определенных усилий — разработки таблиц, копирования формул, корректировки, поэтому при регулярном использовании  необходима программная поддержка. Как правило, подобный анализ проводится ежемесячно, при подведении итогов формируются итоговые данные за несколько  месяцев, полугодие, год.

Интерактивный метод работы обусловлен следующими основными причинами:

1. Улучшение результатов  деятельности и совершенствование  — это цель деятельности фирмы  в целом и каждого конкретного  работника.

2. Руководство всегда  интересует мнение ответственных  лиц при разговоре о результатах  деятельности. Лучше, чтобы стороны  изначально владели одинаковой  информацией.

Никто, кроме самих работников, не может лучше владеть ситуацией  и учитывать специфику их деятельности.

 

    1. Система индикативного управления в республике Бурятия

 

Система индикативного управления – процесс формирования системы индикаторов (показателей), характеризующих состояние и развитие экономики, соответствующей социально-экономической политике Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия,  и установление мер государственного регулирования социальных и экономических процессов,  с целью достижения указанных индикаторов (Приложение Е Рисунок Е.1).

Основными элементами системы индикативного  управления являются:

  • система  индикаторов разных уровней;
  • прогноз спроса и предложения на важнейшие виды услуг населению, поставку продукции (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд (государственный и муниципальный заказ);
  • прогнозы социально-экономического развития республики, отраслей экономики и социальной сферы, прогнозы социально-экономического развития районов и городов республики и населенных пунктов;
  • бюджет республики, бюджеты органов местного самоуправления (бюджетное планирование);
  • республиканские целевые программы развития отраслей экономики и социальной сферы и инвестиционные проекты;
  • программы социально-экономического развития районов, городов и населенных пунктов республики;
  • индикативный план Республики Бурятия, отрасли, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.

Для каждого уровня управления определена  своя система планирования (Приложение Е Рисунок Е.2). Элементы каждого уровня управления органически увязаны между собой:

  1. Макропланирование (1 уровень - «Республика») основано на системе индикаторов 1 уровня «Республика». Результаты макропланирования  представлены в прогнозах, бюджетах, республиканских программах, инвестиционных проектах, Плане действий Правительства Республики Бурятия. Совокупность этих документов, а также индикативных планов отраслей, территорий районов и городов республики представляет Индикативный План Республики Бурятия. Плановые документы этого уровня разрабатываются и реализуются государственными исполнительными органами власти Республики Бурятия.
  2. Мезопланирование (2  уровень - «Отрасль»). Планирование социально-экономического развития отраслей, подотраслей,  представленного в социально-экономических прогнозах отраслей, отраслевых программах, разрабатываемых и осуществляемых отраслевыми министерствами и ведомствами республики. Индикативный план отрасли, кроме перечисленных выше документов, включает раздел маркетинга отрасли. Основой для планирования выступают индикаторы социально-экономического развития республики и отрасли.
  3. Территориальное планирование (3 уровень - «Территория») отражается в прогнозах, бюджетах органов местного самоуправления, программах социально-экономического развития территорий республики (районов, городов, населенных пунктов), Планах действий администраций местного самоуправления, которые в совокупности представляют Индикативный План территории района (города). Основой для планирования выступают индикаторы социально-экономического развития республики, отрасли и территорий районов и городов.
  4. Микропланирование (4 уровень «Хозяйствующий субъект») отражается и реализуется через индикативные планы и инвестиционные проекты хозяйствующих субъектов.

Этапы введения системы индикативного  управления в республике Бурятия

1 этап  - «Подготовительный» (III-IV  квартал 2000 г.) включает мероприятия по формированию нормативной правовой базы по введению системы индикативного управления, разработку методических рекомендаций и системы индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия, отраслей, территорий районов, городов и хозяйствующих субъектов, организации проведения мониторинга за достижением пороговых значений индикаторов.

2 этап  - «Система индикативного планирования» (2000- 2001 г.). Мероприятия 2 этапа направлены на отработку основных элементов планирования: совершенствование процесса прогнозирования, управления бюджетными и инвестиционными процессами, госзаказом, формирования республиканских программ и индикативных планов Республики Бурятия, отраслей, территорий  и хозяйствующих субъектов республики. 

3 этап   - «Система индикативного  управления» (2001-2002 гг.). Введение полного цикла системы индикативного управления.

Нормативно-законодательной  и методической основой реализации метода индикативного управления экономикой Республики Бурятия являются Законы Российской Федерации, Законы Республики Бурятия, указы Президента Российской Федерации, Президента Республики Бурятия, постановления Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия и  методики и порядки, утверждаемые министерствами в установленном  порядке.

Заключительной стадией  системы индикативного управления является мониторинг, т.е. оценка и контроль за состоянием социально-экономического развития республики, отраслей экономики и социальной сферы, территорий республики и хозяйствующих субъектов.

Порядок и процедуры информационного  обеспечения процесса принимаемых  в системе индикативного управления экономикой решений разрабатывается  Министерством экономики и внешних связей Республики Бурятия совместно с Госкомстатом Республики Бурятия на основе государственного заказа на информационное обеспечение органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия.

 

3.3. Система индикаторов  в Курской области

 

Индикативное управление на мезоэкономическом уровне – это система управления, которая осуществляется на уровне конкретного региона. Рассмотрим систему индикаторов (показателей) экономического развития на примере Курской области.

В Курской области в  течение 2009 года органами власти всех уровней проводилась работа по созданию условий для обеспечения роста  экономики области, решения социальных проблем.

В результате в  Курской области по итогам 2009 года, несмотря на влияние кризиса, удалось  не допустить значительного снижения объемов производства в реальном секторе экономики, сохранить стабильность на рынке труда, обеспечить своевременное  предоставление государственных социальных гарантий.

Для выявления изменений  в экономике региона используется определённая система индикаторов (показателей) экономического развития Курской области:

  1. Объем валового регионального продукта.
  2. Индекс физического объема валового регионального продукта. Индекс физического объема валового регионального продукта в 2009 году составил 98,5% .
  3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных  средств) в расчете на одного человека. В экономику и социальную сферу области  в 2009 году вложено  инвестиций в основной капитал -  48,9 млрд.рублей или 100,9 % к 2008 году.
  4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных  средств), в сопоставимых ценах,  % к предыдущему году. В 2009 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил 102,6 %.
  5. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год. Общая численность безработных на рынке труда Курской области, которая в 2009 году  составила 51,6 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2008 годом  на 13,5 тыс. человек. 
  6. Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска подходящей работы. Трудоустроено 28,6 тысяч человек. Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска работы, увеличилась с 49,0 % в 2008 году до 58,6 % в 2009
  7. Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска подходящей работы. В 2009 году в органы службы занятости обратилось за содействием в поиске подходящей работы 2162 инвалида, из них трудоустроено 680 человек. Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска подходящей работы, в 2009 году составила 31,5 %, что на 1,1 % больше, чем в 2008 году.
  8. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Курской области. В результате, в 2009 году доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составила 12,0 % и возросла на 6,2 п.п. к уровню 2008 года.
  9. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в целом по Курской области.  В 2009 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работающего в целом по области увеличилась на 8,6 % к уровню 2008 года и составила 12,5 тыс. рублей, однако в реальном исчислении  она сократилась на 5,9 %.
  10. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики региона. В 2009 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в сфере экономики Курской области составила 13,4 тыс. рублей и возросла к уровню 2008 году на  10,1 %.
  11. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства региона. В 2009 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства возросла в 1,2 раза и составила 9,0 тыс. рублей.
  12. Среднемесячная номинальная начисленная заработанная плата работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения. В 2009 году показатель возрос на 6,0% по сравнению с 2008 годом и составила 8989,1 рубля.
  13. Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений образования. Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений образования в 2009 году составила 7547,6 рублей, с ростом на 5,3 %  к 2008 году.
  14. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений социальной защиты населения. В 2009 году данный показатель возрос к уровню 2008 года на 8,3% и составила 6403,3 рублей.
  15. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта. В 2009 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта возросла на 6,0% и составила 9111,5 рубля.
  16. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений  культуры и искусства. В 2009 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений  культуры и искусства возросла к уровню 2008 года на 4,2%  и составила 6126,9  рублей.
  17. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. В 2009 году показатель составил 82048 человек или 22,6%.
  18. Число малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации. Расчет показателя произведен на основе данных о среднегодовой численности населения за 2009 год – 1152 тыс. человек.
  19. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта . Годовой оборот малых и средних предприятий за 2009 год составил 87 млрд. рублей, что составило 9%.
  20. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе. В целом, от производственно-финансовой деятельности в 2009 году получено 307,4 млн. рублей прибыли, что больше уровня 2008 года на 197,6 млн. рублей.  
  21. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции. Расходы консолидированного бюджета области на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции в 2009 году составили 0,01 рубля.
  22. Уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста. Уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста в 2009 году составил 69,6 % процента.
  23. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство в 2009 году составил 70,3 %.
  24. Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни. Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни по области в 2009 году – 80,6%.
  25. Общий объем мощности, заявленной для технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства в отчетном году. В 2009 году общий объем заявленной для технологического присоединения мощности увеличился в 3,4 раза по сравнению с 2008 годом (с 40,3 МВт до 136,5 МВт) в связи с планируемой реализацией крупных инвестиционных проектов.
  26. Количество планируемых к вводу в соответствии с утвержденными инвестиционными программами объектов электросетевого хозяйства. В 2009 году введены в эксплуатацию 212 объектов электросетевого хозяйства, как и планировалось, за счет средств, предусмотренных в утвержденной инвестиционной программе электросетевого комплекса Курской области.
  27. Трансформаторная мощность, введенная в эксплуатацию в соответствии с утвержденными инвестиционными программами. Объем трансформаторной мощности, введенный в эксплуатацию, составил 45705 кВА.
  28. Протяженность электрических сетей, в целях увеличения их пропускной способности, введенных в эксплуатацию в соответствии с утвержденными инвестиционными программами. В 2009 году проведены запланированные мероприятия по замене «ветхих» сетей, реконструкции ВЛ-110-10 кВ, строительству новых линий электропередачи. В соответствии с утвержденными инвестиционными программами введено в эксплуатацию 300,1 км электрических сетей. 
  29. Доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых приняты  (внесены  изменения)  генеральные  планы  с   1   января 2004 г., от общего числа городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек. В области два городских округа с численностью населения более 50 тыс. человек – г. Курск и г. Железногорск.
  30. Средняя продолжительность периода от подачи заявления на предоставление земельного участка в аренду для целей строительства (кроме жилищного) до принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства (кроме жилищного). На территории области в 2009 году среднее значение по данному показателю составляло 2,5 месяца или на уровне 2008 года. 
  31. Средняя продолжительность периода от даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на строительство (кроме жилищного). Среднее значение данного показателя в 2009 году составляло 2 месяца и было на уровне 2008 года.
  32. Средняя продолжительность периода с даты выдачи разрешения на строительство (кроме жилищного) до даты получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. В 2009 году показатель составил 14 месяцев.
  33. Количество органов исполнительной власти, предприятий и организаций, чье согласование необходимо получить в процессе предоставления земельного участка в аренду для целей строительства (кроме жилищного) от даты подачи заявления на предоставление земельного участка в аренду для целей строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. На территории области количество согласующих органов исполнительной власти, организаций, предприятий зависит от местоположения и назначения строящегося объекта. В 2009 году показатель уменьшился и составил 10 единиц.

Информация о работе Индикативное управление. Система индикаторов