Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:17, дипломная работа

Описание

Провозглашение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, предопределяет необходимость формирования новых рыночных отношений, вхождения в мирохозяйственные связи и развития международного экономического сотрудничества. Коренное реформирование экономики Республики сегодня сопровождается сложными проблемами. Кризисные условия хозяйственной деятельности ставят многие предприятия на грань остановки или банкротства. Приватизация, несмотря на возлагавшиеся на нее надежды, не привела к значительному росту эффективности производства.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава1.ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА.................................................................7
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро - и микроэкономики.........................................................................................................7
1.2. Классификация инвестиций и их структура...........................18
1.3. Иностранный капитал как катализатор экономической активности.
Приоритеты направления иностранного инвестирования…………………...24
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РК ….....…..........................28

2.1. Экономическая характеристика КПО…………………………………………28
2.2. Инвестиционная деятельность РК…………………………………………….43
2.3. Иностранные инвестиции в РК………………………………………………..45
Глава 3. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..52
3.1. Иностранные инвестиции в основной капитал……………………………….52
3.2. Роль иностранных инвестиции в решении социальных программ………….59
Выводы и предложения............................…..............................................................73
Список использованной литературы............................................

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM WORK.doc

— 837.50 Кб (Скачать документ)

Об этом свидетельствует и принятый в марте 1994 года указ «О правовом регулировании  отдельных вопросов разгосударствления и приватизации». В нем предусматривается обязательная регистрация всех хозяйствующих частных субъектов в Центральном бюро при Министерстве финансов или его отделениях в областях. Речь идет не только о централизированном контроле, но и о попытке государственного аппарата внедриться в частный бизнес самым непосредственным образом. На это указывают положения упомянутого указа, касающиеся так называемой «золотой акции»:

«2. Установить, что государственной акционерной компанией является компания, государственный пакет акций которой составляет 51%, а также компания, не имеющая государственного пакета, но в управлении которой участвует государство посредством «золотой акции», является акционерной компанией с участием государства. Порядок формирования государственных акционерных компаний и акционерных компаний с участием государства, а также порядок назначения их руководства определяются положением, утвержденным кабинетом министров Республики Казахстан.

3. Определить, что в акционерных обществах и компаниях учредители могут вводить «золотую акцию», не участвующую в формировании уставного капитала и получении дивидендов. Владелец «золотой акции» участвует в управлении акционерным обществом, компанией через право «вето» на решения общего собрания, правления и наблюдательного совета по вопросам, определенным в положении о «золотой акции», утвержденном кабинетом министров Республики Казахстан» .

«Золотая акция» государства внутри частного бизнеса в глазах многих западных и даже местных, казалось бы, привычных ко всему бизнесменов — «троянский конь» государства, который вместе с целым комплексом контролирующих институтов создает достаточно мрачную картину будущего для развития предпринимательства в Казахстане.

Чтобы во всем этом разобраться, необходимо отвлечься от экономических текущих проблем и перейти к рассмотрению всей внутриполитической ситуации, складывающейся в республике. Переход к рыночной модели развития предполагает с абсолютной неизбежностью формирование новой социальной структуры общества. Он приведет к появлению национальной буржуазии. И возникает вопрос: могут ли Н.Назарбаев, как казахский лидер, государственный аппарат, отражающий интересы казахской элиты, допустить неконтролируемый процесс приватизации в промышленности, если позиции собственно казахов в ней чрезвычайно слабы (в электроэнергетике казахи составляют 18,2%, в черной металлургии — 6,7%, в цветной — 6,3%, в машиностроении и металлообработке — по 12%. Доля их во всех отраслях — 20% занятых, и имеется тенденция к понижению). «Свободная» приватизация в Казахстане означала бы быстрое зарождение прежде всего русской буржуазии. Именно вокруг этого обстоятельства — проблемы взаимоотношений между двумя крупнейшими национальными общинами — будет сосредотачиваться вся внутренняя политика в республике в ближайшее десятилетие.

Политика руководства Казахстана не может не быть ярко выраженной этатической, поскольку руководство стремится  укрепить прежде всего позиции казахского этноса.

Отсюда можно сделать заключение, что никакой опасности иностранным  инвестициям в Казахстане нет. Все видимые ограничения, в том числе в отношении поступлений финансов из-за рубежа и их вывоза, сводятся лишь к одному — сделать процесс приватизации в интересах этнократического государства, нарождающейся новой национальной казахской элиты. Для них совершенно неприемлемо, чтобы сегодня капиталы «свободно» текли в Казахстан, осаждаясь в не их структурах, способствуя тем самым развитию иной, неказахской буржуазии.

Казахские лидеры стали осознавать, что «огосударствленность» их политики шокирует и отпугивает частный иностранный бизнес. Идет поиск новых, более скрыто контролируемых форм допуска иностранных инвестиций. Именно в таком контексте следует понимать появившуюся идею о «свободных экономических зонах»(CЭЗ). Все проблемы с иностранными инвестициями власти стремятся сегодня свести к двум моментам: снятию бюрократических препонов в регистрации иностранных фирм на местах и присоединению Казахстана к многосторонним конвенциям (Вашингтонской международной конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г., Нью-Йоркской международной конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.), которые в той или иной степени гарантируют защиту инвестиций от всяких форм национализации и конфискации, поскольку «для этого недостаточно внутреннего законодательного закрепления подобных гарантий, ибо собственные законы легко изменить».

Для страны с развитыми рыночными отношениями и соответственно со сложившейся социально-дифференцированной структурой СЭЗ были бы нонсенсом; для Казахстана, его элиты, стремящейся построить государство по этнократическому принципу, — выход из положения. Им надо допустить иностранный капитал в страну, привлечь его льготами, не отпугнуть, но при этом не дать ему ни малейшей возможности вмешиваться в контролируемые ими процессы формирования новой социальной структуры общества.

В таком контексте понятны все  заботы казахского руководства о СЭЗ. «Если мы реально хотим привлечения иностранного капитала в республику, необходимо прекратить практику так называемой «двойной» регистрации. Сейчас практически все совместные и иностранные фирмы проходят регистрационную карусель в местном исполнительном органе. Затем инофирма направляется в столицу, где начинается вторая такая же карусель — в Минтопэнерго, Агентстве по иностранным инвестициям, госкомимущества и других министерствах и ведомствах. Думается, достаточно регистрации инофирмы и совместных предприятий в местных исполнительных органах. Особенно для тех, что создаются в зонах. Это, конечно, не значит, что правительство не может осуществлять контроль за порядком регистрации инофирм на местах. Но надо учитывать, что иностранные фирмы готовы отказаться от льгот по налогообложению в обмен на ограничение числа кабинетов, в которых им надлежит побывать при исполнении этой процедуры. А природа экономических зон должна избавлять инофирмы и совместные предприятия от многочисленных хождений по инстанциям» .

Развитие деловой активности казахстанских  предпринимателей за рубежом — «сложная проблема, скорее в силу внутренних причин, нежели внешних»: трудности  в экспортных операциях порождаются  незнанием бизнесменами основ международного права. Кроме того, экспорт казахстанских товаров связан с большим риском в предпринимательской деятельности в дальнем зарубежье вследствие регулирования отношений сложным и объемным комплексом правовых норм.

Но главная проблема — в соблюдении баланса между ценами приобретаемых за рубежом товаров и предлагаемых там казахских товаров. Дело в том, что республика в основном экспортирует сырьевую продукцию с незначительным объемом переработки.

      Иностранные инвестиции играют  очень важную  роль  в  экономике   любого государства или отдельной  республики.  Уже  не  первое  десятилетие  прямые иностранные  инвестиции  растут   быстрее,   чем   международная   торговля. Основными инвесторами, вложившими  в  экономику  Республики  Казахстан  свои капиталы являются такие крупные страны как США,  Германия,  Великобритания, Япония,  Южная  Корея,  Франция  и  др.  Эти  страны  не   только   оживляют инвестиционный  климат  в  РК,  но  и    помогают   развитию   отечественной экономики.

      Привлечение  иностранных   инвестиций  создает  условия для реального улучшения производственной структуры экономики Казахстана,  создания  нового высокотехнологичного   производства,   модернизации   основных   фондов    и технического перевооружения многих предприятий,  эффективного  использования имеющегося потенциала квалифицированных специалистов и  рабочих  республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и  ноу-хау, наполнения   внутреннего   рынка   качественными   товарами   отечественного производства с  одновременным  увеличением  объемов  экспорта  в  зарубежные страны.

      С  точки  зрения  политиков   и  экономистов  республики,  с   участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

    . повысить  эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую       направленность;

    . усилить  экспортную экспансию страны  и упрочить ее позиции  на  внешних       рынках;

    . развить  импортозамещающие производства;

    . повысить  научно-технический  уровень   производства  с  помощью   новой       техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

    . увеличить  налоговые поступления в государственный  бюджет;

    . содействовать  развитию отсталых и депрессивных  районов;

    . создать  новые рабочие места в национальной  экономике;

    . использовать современный производственный и управленческий опыт  через       обучение и переподготовку кадров;

    . достигнуть  экономической самостоятельности  Казахстана.

      Казахстан  стремится  создать   благоприятный  социальный,   финансово- экономический, правовой режим для деятельности  иностранных инвесторов  и соответствующий их  интересам  инвестиционный  климат,  решать  одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим был  разработан и введен в действие 27  декабря  1994  г.  Закон  Республики  Казахстан  "Об иностранных  инвестициях",   который   определил   правовой   режим,   формы осуществления  и  объекты  вложений  иностранных  инвестиций  в   Республике Казахстан.

      В  феврале  1997  г.  был   принят  Закон   Республики   Казахстан   "О государственной  поддержке  прямых  инвестиций",  который  четко   определил положение инвесторов, делающих вливания  в  приоритетные  сектора  экономики Казахстана,  а  также  перечень   льгот   и   преференций,   предоставляемых иностранным инвесторам.

      Кроме того, были разработаны  и введены в действие  другие  нормативные правовые акты,  регулирующие  инвестиционную  деятельность  в  Казахстане  с целью привлечения иностранных инвестиций.

      Необходимость  привлечения   в   экономику   страны   крупномасштабных инвестиционных  ресурсов,   рационального   и   эффективного   использования иностранных  и  отечественных  инвестиций   потребовала   создания   единого государственного органа. В соответствии с Законом  Республики Казахстан "О государственной  поддержке  прямых  иностранных   инвестиций"   был   создан Государственный комитет Республики Казахстан по  инвестициям,  ныне  Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики  Казахстан,  основным предназначением которого является  содействие  инвестиционной  активности  в целях динамичного развития экономики и общества.

      Принятые законодательные акты  и  организационные  меры  способствовали созданию  благоприятного  инвестиционного  климата  и  притоку   иностранных инвестиций в экономику Казахстана.

      Инвестиционный климат - критерий  зрелости  рыночных  реформ,  доверия мирового сообщества  к  устойчивости  прав  собственности,  к  обстановке  в данной стране в целом. В 1996 году ведущие рейтинговые агентства объявили  о присвоении Казахстану кредитных рейтингов. Осенью 1996 года  для  выхода  на международный  финансовый   рынок   в   результате   проведенных   кредитно- рейтинговых   презентаций   тремя   ведущими   международными    агентствами Казахстану впервые присвоены рейтинговые оценки на уровне  ВВ.  Среди  стран СНГ  и  Балтики  Казахстан  является  вторым  государством   после   России, получившим  международный   кредитный   рейтинг.   Насколько   казахстанская политика  устраивает  зарубежных  инвесторов,   можно   судить   по   итогам состоявшегося в начале декабря 1998 г. в Лондоне инвестиционного саммита,  в ходе которого Казахстан  был  назван  одной  из  самых  привлекательных  для

вложения инвестиций стран СНГ.

      На данном этапе главным направлением экономических реформ в Казахстане становиться выработка  и  реализация  инвестиционной  политики  государства, нацеленная на обеспечение высоких темпов экономического роста.

      Иностранные инвестиции разделяют  на государственные и частные.

  Под  государственными  инвестициями  понимаются  главным   образом   займы, кредиты,  которые  одно  государство  или  группа  государств  предоставляют другому государству и которые регулируются  международными  соглашениями,  к которым применяются нормы международного права.

      Под частными инвестициями понимают  инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций,  расположенные на территории другой страны.

     Иностранные  инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в  РК  в следующих формах:

     1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно  с   казахскими         юридическими лицами и гражданами РК.

     2.  Учреждение   предприятий,   полностью   принадлежащих   иностранным         инвесторам.

     3. Приобретение прав пользования землей и иными природными  ресурсами,         государственными предприятиями.

     4. Приобретение иных имущественных  прав и другое.      Основной формой является  долевое участие в создании  совместных  и зарубежных предприятий.

     В   соответствии  с действующим   законодательством   РК   иностранные инвесторы на территории РК  обеспечиваются  полной  и  безусловной  правовой защитой.

     Иностранные  инвестиции могут  вкладываться  в  любые  объекты  и   виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.

     В  соответствии  с  Законом   “Об  индивидуальном  предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные  организации  могут  быть  субъектами малого предпринимательства, т. е. Численность работающих в  этих  фирмах  не более 50 человек и стоимость активов за  год  не  более  60  тысяч  месячных расчетных показателей.

     Принятие  Закона об инвестициях способствовало  привлечению  иностранных инвестиций   в   экономику   РК,   что   оказало   влияние   на    повышение производительного потенциала и  послужило  важным  инструментом  в  передаче технических и управленческих навыков из – за границы.

     Взносы  в уставный капитал иностранными  инвесторами могут  вноситься   в установленном  законодательством  РК  порядке  в виде  зданий,  сооружений, оборудования и других  материальных  ценностей,  право  пользования  землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными  правами, включая право на интеллектуальную собственность.

Информация о работе Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура