Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:17, дипломная работа
Провозглашение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, предопределяет необходимость формирования новых рыночных отношений, вхождения в мирохозяйственные связи и развития международного экономического сотрудничества. Коренное реформирование экономики Республики сегодня сопровождается сложными проблемами. Кризисные условия хозяйственной деятельности ставят многие предприятия на грань остановки или банкротства. Приватизация, несмотря на возлагавшиеся на нее надежды, не привела к значительному росту эффективности производства.
Введение.....................................................................................................................3
Глава1.ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА.................................................................7
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро - и микроэкономики.........................................................................................................7
1.2. Классификация инвестиций и их структура...........................18
1.3. Иностранный капитал как катализатор экономической активности.
Приоритеты направления иностранного инвестирования…………………...24
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РК ….....…..........................28
2.1. Экономическая характеристика КПО…………………………………………28
2.2. Инвестиционная деятельность РК…………………………………………….43
2.3. Иностранные инвестиции в РК………………………………………………..45
Глава 3. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..52
3.1. Иностранные инвестиции в основной капитал……………………………….52
3.2. Роль иностранных инвестиции в решении социальных программ………….59
Выводы и предложения............................…..............................................................73
Список использованной литературы............................................
2.2. Инвестиционная деятельность РК.
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.
В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.
28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.
Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года .
В частности, такие отрасли как:
1. Производственная инфраструктура.
2. Обрабатывающая промышленность.
3. Объекты г. Акмолы.
4. Жилье, объекты социальной сферы и туризма.
5. Сельское хозяйство.
Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.
Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.
Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.
Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно - финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.
Следующим этапом было
В РК был принят новый
Закон РК “О налогах и других
обязательных платежах в
На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.
Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.
2.3. Иностранные инвестиции в РК.
Казахстан стремится как можно быстрее установить контакты с ведущими индустриально развитыми странами мира. Об этом свидетельствуют хотя бы интенсивные переговоры президента Н.Назарбаева в США, Великобританию, Испанию, Францию только в течение первых месяцев 1994 года. Везде лидер республики заключал прежде всего соглашения в области развития экономических связей, причем они большей частью раскрывают интерес казахской стороны не в чисто торговых поставках, а в получении технологий, инвестиций в развитие национальной промышленности.
Безусловно, большую роль играет и будет играть «коллективное» внедрение иностранного капитала в Казахстан через Международный валютный фонд. В январе 1994 года он предоставил Казахстану финансовую помощь на сумму 1,3 млрд. долларов (в три раза больше, чем ожидали сами казахи). Для республики и существующего режима это очень выгодно не только потому, что процентные ставки невелики — около 5%, а потому что они не вмешиваются ни в процесс определения конкретной программы расхода средств, ни в сам процесс принятия решений в период ее реализации.
Крупнейшим иностранным инвестором Казахстана являются США. В 1993 году они предоставили ему 91 млн. долларов, в 1994 г. — 311 млн. долларов. Кроме того, США дадут еще 85 млн. долларов в 1994-1995 гг. на демонтаж ядерного оружия. США принято решение о распространении на Казахстан «льгот генеральной системы преференций, открывающих доступ казахстанской продукции на американский внутренний рынок». Подтверждена готовность США содействовать решению насущных проблем Арала, оснащению оборудованием медицинских клиник, снабжению региона питьевой водой, установке водоочистных сооружений .
В Казахстан двинулись крупные американские компании. Так, «Шеврон» и «Мобил Ойл» приступили к разработке нефтяных месторождений, по оценкам экспертов, не уступающих аляскинским. Соглашение предусматривает отчисление 80% прибыли казахам, 20% — американцам.
С Великобританией были подписаны соглашения об устранении двойного налогового обложения, о поощрении и взаимной защите инвестиций, по которому каждая сторона обязалась обеспечивать другой действенную правовую базу для ее частных инвестиций, гарантировать защиту инвестиций в любых их формах.
Все это будет способствовать дальнейшему укреплению позиций английских фирм в Казахстане. Сегодня здесь действует «Бритиш Петролеум» и «Шелл» в международном консорциуме по освоению шельфа Каспийского моря. Ими, как и другими британскими фирмами, прорабатываются планы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов в Актау, Арытау, Кизыл-Орде. «Бритиш газ» занята в разработке Карачаганакского месторождения. «Лонро» стала инициатором создания совместного предприятия по производству современного горно-шахтного оборудования. Англичан интересует также план строительства аккумуляторного завода в Талдыкоргане, поставок оборудования для международного аэропорта в Алма-Ате, эксплуатации Карачаганакского и Тенгизского нефтяных месторождений, развития фармацевтической промышленности, для выпуска ценных бумаг, в том числе денежных знаков.
Сегодня в Казахстане действует 12 совместных британско-казахстанских предприятий. В 1993 году Великобритания занимала 3-е место среди европейских партнеров Казахстана. Объем оборота двух стран составил более 100 миллионов долларов.
С Испанией до недавнего времени Казахстан не имел никаких экономических связей. В 1993 году товарооборот между двумя странами составил чуть больше 180 тысяч долларов. Это самый низкий показатель среди европейских партнеров Казахстана. Однако следует обратить внимание, что Испания здесь, как и на Северном Кавказе, проявила интерес к специфическим проблемам создания и развития малых и средних предприятий. Пока зарегистрированы два совместных предприятия.
О серьезности намерений Испании говорит ее готовность предоставить Казахстану «кредитную линию» в 250 миллионов долларов, причем делается это под гарантии испанских страховых компаний.
В соответствии с указом «О налогообложении
прибыли и доходов предприятий»
В случае, если иностранный капитал осуществляет свою деятельность в Казахстане самостоятельно, без привлечения местных партнеров, «иностранные юридические лица подлежат налогообложению по доходам от дивидендов и процентов по ставке 15%; по доходам от авторских прав, лицензий, поступлений арендных платежей и другим доходам (кроме доходов от фрахта), источник которых находится в Республике Казахстан, — по ставке 20%; суммы доходов от фрахта, выплачиваемые иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6%; иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международным договором право на полное и частичное освобождение от обложения налогом доходов от источников в Республике Казахстан, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Главной налоговой инспекцией Министерства финансов Республики Казахстан».
Казалось бы, нет никаких препятствий для дальнейших иностранных инвестиций, однако совершенно очевидно, что зарубежный капитал пугает чрезмерная «загосударствленность» осуществляемых в Казахстане рыночных реформ: 95% всех упомянутых выше инвестиций, к примеру, «охвачены» исключительно государственными предприятиями и фирмами Казахстана. Иностранная помощь попадает в централизованные государственные каналы.
Более того, в последние месяцы были предприняты правительством Н.Назарбаева меры, представляющие собой попытку установить жесткий контроль государства над процессом получения, использования и учета иностранных кредитов: создана специальная комиссия под руководством премьер-министра, куда входят также его первый заместитель, руководители министерств экономики, финансов, внешнеэкономических связей и Национального банка. Всем экономическим субъектам республики, как государственным, так и частным, предписано зарегистрировать в Министерстве финансов имеющиеся документы по иностранным кредитам, а также выданные гарантийные обязательства. Приостановлено заключение новых кредитных соглашений, не зарегистрированных Минфином. Национальному банку при выявлении нарушений указанного порядка рекомендовано производить отзыв выданных банкам генеральных лицензий на совершение операций в валюте.
В средствах массовой информации постоянно проводится мысль, что «в отличие от западных моделей, жестко привязанных к многообразным формам частной собственности, для Казахстана в переходный период более приемлема многосекторная модель смешанной экономики с эластичной структурой собственности». Под этим понимается как сохранение мощного государственного сектора, так и жесткий контроль государства над приватизированной собственностью. В одной из статей под примечательным названием «Опасности ускоренной приватизации», концептуально отражающей официальный курс правительства, подчеркивается, что «преобразование отношений собственности, как и любой процесс, имеет свою логику. Власть должна быть восприимчивой к требованиям закономерностей изменения формы экономической деятельности и в соответствии с ними корректировать стратегию и тактику реформирования системы управления экономикой. Не противопоставляя разгосударствление и приватизацию, следует уточнить приоритеты реформирования собственности и определить первичность разгосударствления на начальном этапе переходного периода».
Информация о работе Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура