Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:17, дипломная работа

Описание

Провозглашение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, предопределяет необходимость формирования новых рыночных отношений, вхождения в мирохозяйственные связи и развития международного экономического сотрудничества. Коренное реформирование экономики Республики сегодня сопровождается сложными проблемами. Кризисные условия хозяйственной деятельности ставят многие предприятия на грань остановки или банкротства. Приватизация, несмотря на возлагавшиеся на нее надежды, не привела к значительному росту эффективности производства.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава1.ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА.................................................................7
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро - и микроэкономики.........................................................................................................7
1.2. Классификация инвестиций и их структура...........................18
1.3. Иностранный капитал как катализатор экономической активности.
Приоритеты направления иностранного инвестирования…………………...24
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РК ….....…..........................28

2.1. Экономическая характеристика КПО…………………………………………28
2.2. Инвестиционная деятельность РК…………………………………………….43
2.3. Иностранные инвестиции в РК………………………………………………..45
Глава 3. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..52
3.1. Иностранные инвестиции в основной капитал……………………………….52
3.2. Роль иностранных инвестиции в решении социальных программ………….59
Выводы и предложения............................…..............................................................73
Список использованной литературы............................................

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM WORK.doc

— 837.50 Кб (Скачать документ)

9. Привлечение  иностранного капитала и инвестиций  может  содействовать развитию отсталых и депрессивных районов. Субъект  инвестиционной  политики  -  в  данном  случае   иностранный инвестор  -  преследует  при  принятии  решения  об  экспорте  капитала  ряд собственных целей,  которые  условно  можно  разделить  на  положительные  и отрицательные с точки зрения национальных  инвесторов  принимающей  стороны. Рассмотрим  это  на  примере  его  отношения  к  рынку  стран  СНГ   как   к потенциальной сфере инвестирования.

Положительные цели иностранных инвесторов:

1. Доступ к  производственным ресурсам, сырью  или  залежам  минеральных ископаемых. С  точки  зрения  зарубежного  инвестора  развивающиеся страны  обладают  огромными  преимуществами  в  этой   области.   В Казахстане  к  наиболее  перспективным   отраслям   можно   отнести нефтедобычу  и  нефтепереработку,  зерновое  хозяйство,  черную   и цветную металлургию.

2. Доступ к  новым рынкам, увеличение доли  компании в рыночном обороте. В условиях рынка предприятия вынуждены  быть  в  постоянном  поиске роста. Этот поиск может проявлять себя через внедрение в совершенно новые  для  этих  компаний  рынки,  на  которых  они  до   сих   не функционировали,   и   через   завоевание   значительной   доли   в существующем рынке.

3. Доступ к  новым профессиональным знаниям  и  навыкам.  Деловые  круги Запада  осведомлены,  что  страны   СНГ   располагают   чрезвычайно подготовленной в профессиональном отношении рабочей силой  в  таких областях как авиационная  технология,  ядерная  технология,  точная механика, здравоохранение, освоение космоса,  ракетная  технология, лазерная техника.

4. Снижение собственных  затрат  по  производству  продукции.  Западных инвесторов прельщают возможности снижения  себестоимости  продукции через экономию затрат на сырье,  рабочую  силу,  энергию,  землю  и транспорт.

5.   Увеличение   прибыли   за   счет   использования    трансфертного ценообразования, умеренного налогообложения и т.д.

6. Привлечение  местных инвесторов к  инвестиционной  деятельности.  На практике  национальные  инвесторы,  имеющие  достаточные  средства, часто оказываются в  ситуации  поиска  направлений  их  приложения. Нередко  сотрудничество  зарубежного  и  отечественного   инвестора оказывается плодотворным в плане использования знаний последнего  о традициях, его деловых связей и т.д. Вместе с тем, зарубежный инвестор не всегда стремится  создать  новые производственные мощности, преследуя только положительные  и,  так  сказать, благородные  цели.  Важно  проявлять  осмотрительность   и   различать   тех инвесторов,  которые  стремятся  к  реализации  своих  неблаговидных  целей. Перечислим некоторые примеры скрытых мотивов, исходя  из  которых,  инвестор будет стремится утвердиться на местном рынке и о которых должно быть хорошо известно местным органам власти.

Отрицательные цели иностранных инвесторов:

1. Выкуп высокорентабельных  предприятий развивающихся стран  по  низким ценам. Зачастую зарубежные компании  преследую  корыстные  интересы покупки за бесценок приватизируемых предприятий  высокорентабельных отраслей.

2. Экологические  мотивы. Многим  промышленникам,  чьи  технологические процессы имеют серьезные побочные эффекты, вредные с  экологической точки зрения, отказывается в создании того или иного предприятия  в своей или другой западной стране. 3. Ложные  переговоры.  Для того,  чтобы улучшить  свои  позиции на переговорах, компании начинают  вести  одновременные  переговоры  с несколькими  другими  конкурирующими  за  инвестиции  странами  или регионами с целью улучшения своих переговорных  позиций,  выяснения политики, планов правительства, затягивания их реализации  с  целью реализации своих истинных целей.

4. Кратковременность  пребывания инвестора  в   стране.  Многие  страны- импортеры капитала разрабатывают системы  финансовых  льгот,  таких как налоговые каникулы, безвозвратные ссуды, гранты и т.п., с целью оказания содействия экспортерам в  течение  первых  нескольких  лет производства. Вместе с тем, в некоторых обстоятельствах зарубежные инвесторы  могут злоупотреблять  этими   льготами   и   привилегиями,   создав   промышленное предприятие, в полной мере воспользовавшись  финансовыми  льготами  и  затем свернув производство по истечении льготного  периода  или  переместившись  в новое место, чтобы снова воспользоваться выгодными условиями инвестиционной деятельности.

 5. Экономия затрат на условия труда. Инвесторы нередко стремятся найти такие страны или регионы, где законодательство по охране  труда  не столь  строго,  а  работники  готовы  трудиться  в  неблагоприятных условиях.

6. Выпуск низкокачественной продукции.  Инвесторы нередко стремятся найти такие страны или регионы, где  стандарты  качества  продукции четко не определены законом, и тем самым добиться экономии  средств за счет выпуска некондиционной, и низкокачественной продукции.

7. Защита собственного рынка. Во многих случаях зарубежные  инвесторы создают  производства  при  условии,  что   страна-импортер   будет защищать их от внешней конкуренции путем высоких импортных квот или таможенных тарифов на аналогичную продукцию.

Одним из наиболее важных факторов  влияющих на привлечение иностранных  инвестиций является инвестиционная политика государства. Важнейших механизмом государственного регулирования инвестиционных процессов является законодательная база в области инвестиций. Это принятый  28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”,  котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.     Кроме того, 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как:

1. Производственная инфраструктура.

2. Обрабатывающая промышленность.

3. Объекты г. Астаны.

4. Жилье, объекты социальной  сферы и туризма.

5. Сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

Однако иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной  деятельности, действовавшая система  бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

         Так как бухгалтерский учет  – это международный учет бизнеса,  то его надо было в первую  очередь усовершенствовать и  привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все  налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый  налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с  учетом лучших наработок в этой области, как в нашей республике, так  и за рубежом, что, несомненно, улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и  других обязательных платежах в бюджет”  № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для  нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный  инвестиционный климат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Классификация  инвестиций и их структура.

 

      Для учета, анализа и повышения  эффективности инвестиции необходимо  их научно – обоснованная классификация как на макро-,  так  и  на  микроуровне. Продуманная  и  в  научном  плане  обоснованная   классификация   инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но  и  анализировать  уровень  их использования  со  всех  сторон  и  на  этой  основе  получать   объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной  политики.

В бытность плановой  экономики  и  на  практике  наибольшее  распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам:

      По  признаку  целевого  назначения   будущих   объектов   –   это   их распределение  по  отраслям  народного  хозяйства  –  отраслевая  структура, которая в свою очередь образует  два  подразделения  –  вложения  в  объекты производственного назначения и объекты непроизводственного назначения.

      По формам воспроизводства основных  фондов – на новое строительство,  на расширение  и  реконструкцию  действующих  предприятий,  и  на   техническое перевооружение.

      По    источникам    финансирования    –    на    централизованные    и децентрализованные.

      По    направлению    использования    –    на    производственные    и непроизводственные.

       По объектам их приложения  –  инвестиции  в  имущество  (материальные инвестиции)  –  инвестиции  в  здания,  сооружения,   оборудование,   запасы материалов:, Финансовые инвестиции (приобретение акций, облигаций, и  других ценных бумаг). Нематериальные инвестиции (инвестиции  в подготовку  кадров, исследования и разработки, рекламу).

   В иностранной  литературе приводится классификация  портфельных инвестиций

      По признаку их  влияния и  контроля на фирму, акции которой  приобретены инвестором.  Исходя   из   этого   признака   все   портфельные   инвестиции классифицируются на:

   - оказывающие  существенное влияние (приобретение  более 20%, но менее  50% акций, имеющих право голоса;

   - обеспечивающие  контроль (владение инвестором более 50% акций  с  правом голоса);

   - не позволяющие   установить  контроль  и  не  оказывающие  существенного влияния (владение менее 20% акций с правом голоса);

   - не позволяющие  установить контроль, но оказывающие  существенное влияние (владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса);

   - обеспечивающие  контроль  (владение  более  20%,  но  менее  50%  акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.

      Данная классификация  важна   для  формирования  оптимальной   структуры портфельных инвестиций на предприятии.

      Наиболее комплексная  классификация   инвестиций  приводится  в   работе Н.А.Бланка,  в  которой  все  инвестиции   классифицируются   по   следующим признакам:  по  объектам  вложения,  характеру  участия  в   инвестировании, периоду  инвестирования;  формам  собственности   инвестиционных   ресурсов, региональному признаку.

     В  научной литературе приводятся  и другие классификации инвестиций. Все эти классификации  имеют  право  на  жизнь  как  в  практическом  плане,  но особенно в  научном,  так  как  они  позволяют  более  детально  представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения  эффективности их  использования.  Но  в  современных  условиях  этих  классификаций   явно недостаточно.

Информация о работе Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура