Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
- исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
- проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание

Введение.
Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

   В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:

  • во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;
  • во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан.

     Главной целью социально-экономической политики Республики Беларусь является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.

     Инвестирование  социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.

     Решение сложнейших проблем по обеспечению  расширенного воспроизводства в стране неразрывно связано с привлечением инвестиций, играющих важнейшую роль, как на макро -, так и на микроуровне.

     Необходимость инвестиций обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы:

     -обновление материально-технической базы предприятия;

     -увеличение  объемов и масштабов производственно-хозяйственной  деятельности;

     -освоение  новых видов деятельности;

     -повышение  качества продукции;

     Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация. Она позволяет не только грамотно учитывать инвестиции, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики как на макро-, так и на микроуровне.

     Все инвестиции можно классифицировать по различным признакам.

     По  экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.

     Реальные  инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.

     Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов.

     В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации − в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности. [5, с.9]

     В зависимости от срока, на который  вкладываются средства, инвестиции делят  на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).

     В зависимости от собственника вкладываемых ценностей инвестиции бывают государственные, частные, иностранные и совместные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на:

     - прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета);

     - скрытые (появляющиеся в результате налоговой политики).

    По  характеру участия в инвестиционных проектах различают прямые и непрямые инвестиции.

    Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т.е. инвестор сам определяет объект инвестирования, а также организацию его финансирования. Источниками финансирования в этом случае могут быть как собственные, так и заемные средства.

    В состав собственных средств инвесторов входят прибыль и амортизационные начисления. После уплаты налогов и других платежей у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее предприятие вправе направить на капитальные вложения производственного и социального характера, а также на природоохранные мероприятия.

    Вторым  крупным источником финансирования инвестиций в основные средства являются амортизационные отчисления. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации. Обычно норму амортизации определяют в процентах к балансовой стоимости и дифференцируют исходя из вида основных средств и условий их эксплуатации.

    В отношении нематериальных активов  амортизационные отчисления производятся равными долями в течение срока  их существования. Если срок нематериального актива установить невозможно, то период его амортизации устанавливается в 10 лет.

    Заемные средства могут быть представлены в  виде банковских ссуд или ценных бумаг, эмитированных инвестором, под конкретный инвестиционный проект.

    Под непрямыми инвестициями понимается вложение средств физическими или юридическими лицами в ценные бумаги, выпускаемые финансовыми посредниками, которые, аккумулировав необходимые суммы, размещают их по своему усмотрению, руководствуясь прогнозными расчетами о доходности и рентабельности того или иного инвестиционного проекта.

     Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние  источники.

     К внутренним источникам относятся:

     - государственные средства;

     - собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;

     - привлеченные ресурсы - средства, получаемые от продажи акций,  паевые и иные взносы членов  трудовых коллективов, физических  и юридических лиц, средства  от благотворительных мероприятий;

     - заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.

     Внешние источники могут выступать как прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы

     Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.

     Главной целью инвестиционной деятельности является создание и увеличение основного  и оборотного капитала субъектов  хозяйствования.

    Формы инвестиционной деятельности:

    - создание юридического лица;

    - приобретение имущества или имущественных  прав, а именно:

    - доли в уставном фонде юридического  лица;

    - недвижимости;

    - ценных бумаг;

    - прав на объекты интеллектуальной  собственности;

    - концессий;

    - оборудования;

    - других основных средств.

    Субъектами  инвестиционной деятельности в основном являются юридические лица. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь к юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

     Основным  субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.

    Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь .

     Развитие  международного сотрудничества, глобализация мировых экономических связей ведут  к расширению движения капитала между  странами, к росту международных инвестиций.

     Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей страны (страны-реципиента) являются иностранными инвестициями. Иными словами, под  иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными физическими и юридическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

     Иностранные инвестиции привлекаются в экономику  страны с целью осуществления  ее структурной перестройки и  обеспечения экономического роста. При этом наряду с дополнительными  финансовыми и материальными ресурсами привлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места. использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного потенциала страны, расширения производства импортозамещения, повышение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

     Иностранные инвестиции могут быть представлены в форме предпринимательского капитала, помещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, и в форме ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений на текущие счета в иностранные банки, причем вложения предпринимательского капитала могут происходить в виде прямых и портфельных инвестиций.

     Прямые  иностранные инвестиции – основная форма экспорта предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающая контроль инвестора или его участие в управлении производством. По определению Международного валютного фонда иностранные инвестиции являются прямыми в том случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25% уставного капитала предприятия.

     Прямые  иностранные инвестиции осуществляются путем создания совместного предприятия  или организации нового; покупки  или поглощения действующих предприятий; открытие зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются долгосрочными и значительными по объему.

     Портфельные инвестиции предполагают ограниченное участие в предприятиях, компаниях  стран-получателей, осуществляемое через  инструменты фондового рынка (покупка  акций, облигаций и других ценных бумаг). При этом инвесторы не контролируют производство компании и почти не влияют на процесс управления ею.

Информация о работе Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики