Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
- исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
- проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.
Введение.
Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников
– введение заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) с одновременным снижением издержек по открытию и ведению бизнеса.
– отмена института «золотой акции», который вызывал нарекания международных организаций и бизнеса;
– ограничение вмешательства контрольных органов в работу бизнеса.
В
настоящее время число
– упрощение процедуры выделения земельных участков.
Полномочия по предоставлению земельных участков переданы местным органам управления, действует принцип «одного окна», участки предоставляются по результатам аукционов. Помимо этого, в Беларуси изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. С 2008 года формируются планы приватизации конкретных предприятий на трехлетний период. Например, на 2008–2010 годы в такой план включено 503 республиканских унитарных предприятия. При этом приватизация рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии, современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, иными словами, все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий.[7]
Рост объемов инвестиций будет обеспечиваться за счет финансового оздоровления организаций. Собственные средства предприятий в условиях неблагоприятного инвестиционного климата остаются основным источником финансирования инвестиционного процесса. В настоящее время удельный вес амортизации и прибыли в общем объеме инвестиций составил 38,5%. В то же время, по оценкам специалистов, в инвестиционных целях используется от 25 до 40% совокупных амортизационных отчислений.
Возможность маневра в амортизационной политике предприятий обусловлена принятием ряда правительственных постановлений, наиболее важными из которых являются постановление Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 «Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» и постановление Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. № 191/144/27 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», в которых определяются условия регулирования процесса воспроизводства основных средств коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями в их деятельности путем амортизационных отчислений и применения установленных способов и правил. [10]
В рамках осуществления государственной амортизационной политики предприятиям разрешено применять повышающие или понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизации, ускоренные методы ее начисления, а также самостоятельно устанавливать сроки полезного использования объектов основных средств.
Объективно необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использования на приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.
Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и расширения производства с целью извлечения дохода в будущем, составляют экономический смысл инвестиций. Основным методом расширенного воспроизводства основного капитала являются прямые инвестиции.
Постановлением от 10.02.2010 г. № 169 «Об инвестиционной деятельности» Совет Министров утвердил суммы инвестиций в основной капитал, которые должны привлечь министерства, концерны и местные органы исполнительной власти.
Анализ объема инвестиций в основной капитал позволяет сделать вывод, что объем инвестиций в основной капитал неуклонно растет (Приложение 1). Также можно сказать о том, что в период с 2003-2007 гг. объем инвестиций в основной капитал составил 79,5 млрд руб., а за период 2008-2009 гг. составил 80,3 млрд руб., что на 8 млн руб. больше, чем за предыдущие 5 лет.
Объем инвестиций в основной капитал приведен в таблице 2.1, согласно анализу которой видна тенденция роста инвестиций в основной капитал в отрасли оказывающие услуги. (с 1970 г. до 1995 г. превалировала тенденция роста инвестиций в отрасли, производящие товары).
Таблица
2.1 – Инвестиции в основной
капитал в отрасли, производящие
товары и оказывающие
услуги за период 1970-2008
гг
Годы | В процентах к итогу от общего объема инвестиций по отраслям | |
производящим товары | оказывающим услуги | |
1970 | 63,2 | 36,8 |
1990 | 58,6 | 41,4 |
1995 | 40,3 | 59,7 |
2000 | 38,8 | 61,2 |
2005 | 45,6 | 54,4 |
2008 | 47,6 | 52,4 |
Источник: [13]
Структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования можно рассмотреть на основании данных (Приложения 2). Основным источником инвестиций являются собственные средства организаций (45,2% в 2004 г и 38,5% в 2008 г.), увеличиваются инвестиции за счет консолидированного бюджета (с 19,6% в 2004 г. до 26,1% в 2008 г.) и кредитов банков (с 14,3% до 21,3%, соответственно).
И все же основным источником финансирования инвестиций на развитие и модернизацию производства служат средства предприятий. В настоящее время слабая загрузка производственных мощностей, свертывание объемов выпуска продукции, трудности со сбытом из-за ее недостаточно высокого качества, сужения платежеспособного спроса, диспропорции между накоплением и потреблением, получение прибыли в гораздо меньших размерах по сравнению с запланированными, а зачастую и просто убытки, неоправданно большие издержки производства, устаревшие технологии, сильно изношенное физически и морально оборудование, невысокая производительность труда и его неудовлетворительная организация, отвлечение собственных оборотных денежных средств на различные незавершенные проекты (в т. ч. по основной деятельности и капстроительству), низкий уровень менеджмента, высокое налоговое бремя — вот факторы, которые не позволяют рассчитывать на предприятия как основных источников инвестиций.
Инвестиций в % к ВВП составили в 2009 г. 31,5% (в 2002 г. – 17,2%) (Приложение 3). Это дало возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
Производство ВВП увеличилось по сравнению с 2005 г. в 1,98 раза и достигло в 2008 году 128,8 трлн.руб.
Произошли
изменения и в отраслевой структуре
ВВП. Наиболее значительное увеличение
ВВП произошло в промышленности
и строительстве (Приложение 4).
Беларусь
расположена между двумя
Рисунок
2.2 − Удельный вес инвестиций
в объеме ВВП Республики Беларусь
Из рисунка 2.2 видно, что удельный вес инвестиций в объеме валового внутреннего продукта увеличился с 17,8 процента в 2001 году до 27,1 процента в 2007 и 30 процентов в 2010 году, что говорит об устойчивой тенденции расширенного воспроизводства.
Следует отметить, что после приобретения самостоятельности экономика Беларуси развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов является нашей важнейшей задачей.
Сегодня для работы иностранного инвестора на территории республики создана достаточная нормативно-правовая база. В Беларуси принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. Приняты меры по отмене процедуры декларирования происхождения капитала, а возврат банковских депозитов в полном объеме гарантируется государством. Иностранным инвесторам предоставлен ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. С 7 ноября 2009 года вступил в силу декрет № 10, который позволяет инвестору заключить с Республикой Беларусь инвестиционный договор и установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала. Декретом предусмотрены дополнительные льготные условия осуществления инвестиционной деятельности и преференции. В целях увеличения притока иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, располагающие необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов, которые будут оказывать содействие органам государственного управления в поиске и привлечении иностранных инвесторов.
Результаты предпринятых мер нашли отражение и в статистических показателях 2009 года. Так, только за последние два года в экономику республики инвестировано столько, сколько за предыдущие пять лет. Удельный вес инвестиций составляет 31,5 % ВВП, то есть практически каждый третий рубль является инвестиционным. За 2009 год в экономику республики поступило более 4,8 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций, что сопоставимо с объемом их привлечения за предыдущие четыре года (Приложение 5). Валовой приток зарубежного капитала составил 9,3 млрд. долларов. И это без учета поступлений прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в банковский сектор экономики.
Из прямых иностранных инвестиций (таблица 2.3) в промышленность поступило всего 430,5 млн. долларов, или 18,9% от общих поступлений прямых иностранных инвестиций. Увеличение в структуре инвестиций доли прямых иностранных инвестиций в основной капитал способствует «приходу» новых технологий, а соответственно новому качеству продукции, и доступу к новым рынкам.
Таблица 2.3 – Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по отраслям экономики, млн. долл. США
2002 | 2005 | 2008 | |
Всего | 298,9 | 451,3 | 2279,8 |
в том числе: | |||
промышленность | 40,0 | 76,7 | 430,5 |
сельское хозяйство | 3,9 | 0,6 | 21,9 |
транспорт | 4,3 | 2,5 | 96,1 |
связь | 94,2 | 21,9 | 183,7 |
строительство | 0,6 | 3,7 | 37,6 |
торговля и общественное питание | 146,8 | 27,2 | 178,4 |
материально-техническое снабжение и сбыт | – | 0,3 | 9,6 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 3,6 | 0,02 | 3,0 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 1,8 | 304,1 | 1234,1 |
Источник: [13]
В Республике Беларусь увеличивается количество организаций с иностранным капиталом: в 2002 г. их было 2 тысячи, сегодня их уже свыше 4-х тысяч более чем из 100 стран мира («Хенкель СИИ Гмбх», Австрия; «Дживиэссе» АО, Италия, ООО «КК Бевриджис Холдингс», Нидерланды и другие). Среди основных стран инвесторов в нашу экономику также выступают Россия, Австрия, Швейцария, Германия и другие страны (Таблица 2.4.). Это реализация крупных инвестиционных проектов по возведению суперсовременного городского района Минск-Сити, логистических центров, инфраструктурных объектов Парка высоких технологий и др. Ведутся переговоры о привлечении в республику российского, китайского, турецкого, израильского, корейского капиталов. Иностранные инвесторы готовы вкладывать крупные средства в строительство гостиниц, спортивных комплексов, деловых центров, жилья.
Информация о работе Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики