Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
- исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
- проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание

Введение.
Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

     – введение заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) с одновременным снижением издержек по открытию и ведению бизнеса.

     – отмена института «золотой акции», который вызывал нарекания международных организаций и бизнеса;

     – ограничение вмешательства контрольных органов в работу бизнеса.

     В настоящее время число контролирующих органов ограничено, введен выборочный метод контроля, учитывающий степень соблюдения законодательства проверяемым субъектом, а вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования в течение двух лет с начала их деятельности не подлежат проверке (Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзор ной) деятельности в Республике Беларусь»);

     – упрощение процедуры выделения  земельных участков.

     Полномочия  по предоставлению земельных участков переданы местным  органам управления, действует принцип «одного окна», участки  предоставляются по результатам аукционов. Помимо этого, в Беларуси изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. С 2008 года формируются планы приватизации конкретных предприятий на  трехлетний период. Например, на 2008–2010 годы в такой план включено 503 республиканских унитарных предприятия. При этом приватизация  рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических  инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии, современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, иными словами, все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий.[7]

     Рост  объемов инвестиций будет обеспечиваться за счет финансового оздоровления организаций. Собственные средства предприятий в условиях неблагоприятного инвестиционного климата остаются основным источником финансирования инвестиционного процесса. В настоящее время удельный вес амортизации и прибыли в общем объеме инвестиций составил 38,5%. В то же время, по оценкам специалистов, в инвестиционных целях используется от 25 до 40% совокупных амортизационных отчислений.

     Возможность маневра в амортизационной политике предприятий обусловлена принятием ряда правительственных постановлений, наиболее важными из которых являются постановление Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 «Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» и постановление Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. № 191/144/27 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», в которых определяются условия регулирования процесса воспроизводства основных средств коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями в их деятельности путем амортизационных отчислений и применения установленных способов и правил. [10]

     В рамках осуществления государственной амортизационной политики предприятиям разрешено применять повышающие или понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизации, ускоренные методы ее начисления, а также самостоятельно устанавливать сроки полезного использования объектов основных средств.

     Объективно  необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использования на приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.

     Вместе  с тем существенное расширение производства может быть обеспечено только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и расширения производства с целью извлечения дохода в будущем, составляют экономический смысл инвестиций. Основным методом расширенного воспроизводства основного капитала являются прямые инвестиции.

     Постановлением  от 10.02.2010 г. № 169 «Об инвестиционной деятельности» Совет Министров утвердил суммы инвестиций в основной капитал, которые должны привлечь министерства, концерны и местные органы исполнительной власти.

     Анализ  объема инвестиций в основной капитал позволяет сделать вывод, что объем инвестиций в основной капитал неуклонно растет (Приложение 1). Также можно сказать о том, что в период с 2003-2007 гг. объем инвестиций в основной капитал составил 79,5 млрд руб., а за период 2008-2009 гг. составил 80,3 млрд руб., что на 8 млн руб. больше, чем за предыдущие 5 лет.

    Объем инвестиций в основной капитал приведен в таблице 2.1, согласно анализу которой видна тенденция роста инвестиций в основной капитал в отрасли оказывающие услуги. (с 1970 г. до 1995 г. превалировала тенденция роста инвестиций в отрасли, производящие товары).

Таблица 2.1 – Инвестиции в основной капитал в отрасли, производящие товары и оказывающие услуги за период 1970-2008 гг 

Годы В процентах  к итогу от общего объема инвестиций по отраслям
производящим  товары оказывающим услуги
1970 63,2 36,8
1990 58,6 41,4
1995 40,3 59,7
2000 38,8 61,2
2005 45,6 54,4
2008 47,6 52,4

Источник: [13]

    Структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования можно рассмотреть на основании данных (Приложения 2). Основным источником инвестиций являются собственные средства организаций (45,2% в 2004 г и 38,5% в 2008 г.), увеличиваются инвестиции за счет консолидированного бюджета (с 19,6% в 2004 г. до 26,1% в 2008 г.) и кредитов банков (с 14,3% до 21,3%, соответственно).

    И все же основным источником финансирования инвестиций на развитие и модернизацию производства служат средства предприятий. В настоящее время слабая загрузка производственных мощностей, свертывание объемов выпуска продукции, трудности со сбытом из-за ее недостаточно высокого качества, сужения платежеспособного спроса, диспропорции между накоплением и потреблением, получение прибыли в гораздо меньших размерах по сравнению с запланированными, а зачастую и просто убытки, неоправданно большие издержки производства, устаревшие технологии, сильно изношенное физически и морально оборудование, невысокая производительность труда и его неудовлетворительная организация, отвлечение собственных оборотных денежных средств на различные незавершенные проекты (в т. ч. по основной деятельности и капстроительству), низкий уровень менеджмента, высокое налоговое бремя — вот факторы, которые не позволяют рассчитывать на предприятия как основных источников инвестиций.

     Инвестиций в % к ВВП составили в 2009 г. 31,5% (в 2002 г. – 17,2%) (Приложение 3). Это дало возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.

     Производство  ВВП увеличилось по сравнению  с 2005 г. в 1,98 раза и достигло в 2008 году 128,8 трлн.руб.

     Произошли изменения и в отраслевой структуре  ВВП. Наиболее значительное увеличение ВВП произошло в промышленности и строительстве (Приложение 4). 

     Беларусь  расположена между двумя мощными  центрами силы: Европейским союзом и Россией. Эти факторы в значительной степени определяют белорусские  внешнеэкономические приоритеты. Наша страна – экспортоориентированное  государство, ежегодный прирост ВВП которого в докризисный период составлял примерно 8 %. При этом около 50 % нашего ВВП мы экспортируем.  

     

     Рисунок 2.2 − Удельный вес инвестиций в объеме ВВП Республики Беларусь 

     Из  рисунка 2.2 видно, что удельный вес инвестиций в объеме валового внутреннего продукта увеличился с 17,8 процента в 2001 году до 27,1 процента в 2007 и 30 процентов в 2010 году, что говорит об устойчивой тенденции расширенного воспроизводства.

     Следует отметить, что после приобретения самостоятельности экономика Беларуси развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов является нашей важнейшей задачей.

     Сегодня для работы иностранного инвестора на территории республики создана достаточная нормативно-правовая база. В Беларуси принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. Приняты меры по отмене процедуры декларирования происхождения капитала, а возврат банковских депозитов в полном объеме гарантируется государством. Иностранным инвесторам предоставлен ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. С 7 ноября 2009 года вступил в силу декрет № 10, который позволяет инвестору заключить с Республикой Беларусь инвестиционный договор и установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала. Декретом предусмотрены дополнительные льготные условия осуществления инвестиционной деятельности и преференции. В целях увеличения притока иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, располагающие необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов, которые будут оказывать содействие органам государственного управления в поиске и привлечении иностранных инвесторов.

     Результаты  предпринятых мер нашли отражение и в статистических показателях 2009 года. Так, только за последние два года в экономику республики инвестировано столько, сколько за предыдущие пять лет. Удельный вес инвестиций составляет 31,5 % ВВП, то есть практически каждый третий рубль является инвестиционным. За 2009 год в экономику республики поступило более 4,8 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций, что сопоставимо с объемом их привлечения за предыдущие четыре года (Приложение 5). Валовой приток зарубежного капитала составил 9,3 млрд. долларов. И это без учета поступлений прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в банковский сектор экономики.

    Из  прямых иностранных инвестиций (таблица 2.3) в промышленность поступило всего 430,5 млн. долларов, или 18,9% от общих поступлений прямых иностранных инвестиций. Увеличение в структуре инвестиций доли прямых иностранных инвестиций в основной капитал способствует «приходу» новых технологий, а соответственно новому качеству продукции, и доступу к новым рынкам.

Таблица 2.3 – Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по отраслям экономики, млн. долл. США

 
  2002 2005 2008
Всего 298,9 451,3 2279,8
в том  числе:      
промышленность  40,0 76,7 430,5
сельское  хозяйство 3,9 0,6 21,9
транспорт 4,3 2,5 96,1
связь 94,2 21,9 183,7
строительство 0,6 3,7 37,6
торговля  и общественное питание 146,8 27,2 178,4
материально-техническое  снабжение и сбыт 0,3 9,6
жилищно-коммунальное хозяйство 3,6 0,02 3,0
общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка 1,8 304,1 1234,1

     Источник: [13]

    В Республике Беларусь увеличивается  количество организаций с иностранным  капиталом: в 2002 г. их было 2 тысячи, сегодня их уже свыше 4-х тысяч более чем из 100 стран мира («Хенкель СИИ Гмбх», Австрия; «Дживиэссе» АО, Италия, ООО «КК Бевриджис Холдингс», Нидерланды и другие). Среди основных стран инвесторов в нашу экономику также выступают Россия, Австрия, Швейцария, Германия и другие страны (Таблица 2.4.). Это реализация крупных инвестиционных проектов по возведению суперсовременного городского района Минск-Сити, логистических центров, инфраструктурных объектов Парка высоких технологий и др. Ведутся переговоры о привлечении в республику российского, китайского, турецкого, израильского, корейского капиталов. Иностранные инвесторы готовы вкладывать крупные средства в строительство гостиниц, спортивных комплексов, деловых центров, жилья.

Информация о работе Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики