Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
- исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
- проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание

Введение.
Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

    Таблица 2.4 − Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам, %

  2002 2005 2008
Всего 100 100 100
в том числе:      
Австрия 10,1 9,8 14,5
Виргинские  острова, Британские 12,4 3,1 1,7
Германия  10,3 8,2 1,8
Кипр  9,2 2,8 8,5
Латвия  0,9 7,1 1,5
Нидерланды  0,6 3,9 1,8
Россия  10,5 29,3 33,2
Соединенное Королевство 14,6 4,6 10,9
Соединенные Штаты  10,8 3,5 0,9
Швейцария 0,3 17,6 18,8

Источник: [13] 

     Республика  Беларусь в соответствии со статистикой ЮПК ТАД накопила к 1 января 2009 г. прямых иностранных инвестиций на сумму 6679 млн. долл. США, что позволило по абсолютной величине накопленных ПИИ занять пятое место среди 12 государств СНГ, уступая крупным ресурсоизбыточным странам (Россия, Казахстан, Украина), а также Грузии [8].

     Расчет  показателя накопленных ПИИ на душу населения свидетельствует о том, что Республика Беларусь среди 28 стран с транзитивной экономикой опережает лишь 4 страны: Молдову, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В нашей стране данный показатель в 2008 г. был равен 689 долл. США, в то время как в Казахстане -  3779, России      1499, Украине — 1017, Республике Польша — 4238, в Литве — 3789 долл. США.

     Такая ситуация двойственно сказывается  на инвестиционном климате в республике. С одной стороны, небольшой объем ПИИ является сигналом менее благоприятной бизнес-среды для иностранных инвесторов по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой. С другой стороны, иностранные инвесторы могут рассчитывать на низкий уровень конкуренции в интересующих их отраслях, а значит, и на более высокие прибыли при приобретении возможности ведения бизнеса.

     В то же время для экономики Республики Беларусь низкий уровень ПИИ свидетельствует об упущенных возможностях по привлечению иностранного капитала и развитию новых производств в пользу стран-конкурентов за инвестиционные ресурсы, то есть многие мировые брэнды различных товарных групп не стали производить в республике, а по-прежнему импортируются. Только со временем их стали поставлять из филиалов ТНК, размещенных в том числе и в странах-соседях.

     В соответствии с анализом данных по притокам и структуре ПИИ в республику, на основании информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, величина ПИИ в экономику характеризуется тенденцией роста, включая период мирового экономического и финансового кризиса 2008-2009 гг.. Причем приток ПИИ увеличивался на 65—75% ежегодно с 2006 г. по 2008 г., а в 2009 г. он вырос на 111%, до 4,821 млрд. долл. США. Однако данная тенденция роста ПИИ была до 2009 г. не столь значительна по сравнению с увеличением притока иностранных кредитов в составе прочих инвестиции. Так, с 2005 г. по 2007 г. доля ПИИ в общем объеме поступлений иностранных инвестиций колеблется от 18,5 до 24,8% , уступая существенную долю иностранным кредитам, в 2008 г. она поднялась до 34% . А в 2009 г. доля ПИИ в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций выросла до 51,8%, но при этом существенно изменилось соотношение компонентов ПИИ.

     Динамика  компонентов ПИИ до 2009 г. показывала, что прямые инвесторы предпочитали в основном кредитовать предприятия прямого инвестирования, чем инвестировать в основные активы и реинвестировать в расширение производства, внося свой вклад в формирование активов компаний. Доля кредитов, полученных от прямых инвесторов, была равна в среднем 66,8% в 2002—2008 гг. В 2009 г. 81,5% ПИИ пришлось на прочие прямые инвестиции, которые включают реинвестированные доходы. Учитывая, что 91% поступивших в 2009 г. в Беларусь ПИИ изъято из экономики прямыми инвесторами, то изменившаяся структура компонентов ПИИ показывает, что реинвестирование доходов от ПИИ осуществлялось в стране происхождения инвестиций, а не в экономике Республики Беларусь. Таким образом, доминирование иностранного кредитования продолжает оставаться как в структуре иностранных инвестиций в целом, так и среди компонентов ПИИ, что означает выбор не инвестиционного, а долгового пути развития белорусской экономики.

       Инвесторы выбирают страны с рыночной экономикой, где доминируют частная собственность и конкурентная среда. Как показали статистические данные, Республика Беларусь не стала исключением — ПИИ привлекаются в частный сектор. Однако сравнительный анализ процесса трансформации к рыночной экономике стран с переходной экономикой по-прежнему показывает значительное отставание Республики Беларусь от остальных стран (за исключением Туркменистана) по показателям доли частной собственности в экономике и развитию конкуренции, что негативным образом сказывается на восприятии иностранными инвесторами нашей республики для размещения инвестиций и открытия новых производств. Так, доля частного сектора в ВВП, по оценкам ЕБРР, на середину 2009 г. в Республике Беларусь была равна 30%, в то время как в большинстве стран с транзитивной экономикой она колеблется от 60 до 80%. Исключение составляют Туркменистан (25%), Узбекистан (45%) и Таджикистан (55%). По индексу экономической свободы, который свидетельствует о возможностях предпринимательства в условиях рыночной экономики и эффективного государственного управления, Республика Беларусь уступает всем странам с транзитивной экономикой, за исключением Туркменистана, занимая 167-е место [8].

     Компании  с иностранными инвестициями обеспечивают значительный вклад в ВВП страны. Как правило, они более конкурентоспособны по сравнению с национальными компаниями и устойчивы в период кризисов. Беларусь не стала исключением. Доля произведенных товаров и услуг коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) в ВВП республики выросла с 15,63% в 2007 г. до 24,8% в 2008 г. Учитывая то, что данный объем создают 6,5% занятых в республике (301,9 тыс. чел.), можно определенно констатировать, что производительность труда в организациях с иностранными инвестициями гораздо выше, чем в целом по стране.

Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что около 75% КОИИ не являются экспортоориентированными, а выполняют импортозамещающую функцию: работают на внутреннюю экономику главным образом в сферах торговли, телекоммуникаций, строительства, транспортных, деловых, финансовых и риэлтерских услуг. Значительная доля предприятий оптовой торговли (23,6% КОИИ) осуществляет функцию торговых посредников, вытесняя из этой сферы национальные компании. Таким образом, если менее одной четверти КОИИ работают на экспорт, это означает, что только около 1,6% занятых в республике создают 30% экспортной продукции! Это свидетельствует об очень высокой производительности на экспортоориентированных КОИИ, что объясняется прежде всего значительным объемом экспорта нефтепродуктов благодаря благоприятным условиям торговли с Российской Федерацией. Компании с иностранными инвестициями в Республике Беларусь вносят существенный вклад в развитие экономики. Это проявляется в значительной доле произведенной ими продукции в ВВП республики, объеме экспорта, обеспечении занятости, пополнении бюджета страны.

     Эффект  мультипликатора  и акселератора.

     Эффект  мультипликатора инвестиций связан с тем, что в экономике, во-первых, происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений.

     Мультипликатор  инвестиций представляет собой отношение изменения дохода к изменению инвестиций:

                (

     При этом речь идет об автономных инвестициях, т. е. капиталовложениях, независимых  от объема и динамики ВНП. Автономные инвестиции представлены главным образом как капиталовложения, осуществленные в результате технических нововведений. Действительно, эти проекты, разрабатывающиеся новаторами, могут не зависеть от состояния и объема ВНП. Кроме того, автономные инвестиции — это и государственные капиталовложения.

     Изменения в спросе на инвестиции рассматриваются  как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются  в большей степени, чем прирост  дохода:

       (2)

     где – коэффициент акселерации.

     Эффект  акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах  продаж готовой продукции ведет  к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.

     Инвестиционный  акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.

     Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-ное количество раз, равное величине акселератора.

     Мультипликатор  и акселератор связаны: рост инвестиций умножает доход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; последнее  вызывает рост инвестиций в производство потребительских товаров (акселератор); результатом является рост дохода.

     Теория  мультипликатора и акселератора используется в экономической политике развития совокупного спроса при  обосновании стратегии структурной  перестройки отраслей, обеспечивающих большую доходность и занятость.

     В реальной действительности наблюдается  взаимодействие инвестиций и дохода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъекции», вследствие эффекта мультипликатора  приводят в росту ВНП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестициям у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными. Они зависят от динамики ВНП. Производные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его благодаря эффекту акселератора.

     Таким образом, эффект акселератора в сочетании  с эффектом мультипликатора порождает  эффект мультипликатора-акселератора. Эта модель была разработана П. Самуэльсоном и Дж. Хиксом, английским экономистом. Эффект мультипликатора-акселератора показывает механизм самоподдерживающихся циклических колебаний экономической системы.

     Рост  инвестиций на определенную величину может увеличить национальный доход  на многократно большую величину вследствие эффекта мультипликатора. Возросший доход, в свою очередь, вызовет в будущем (с определенным лагом) опережающий рост инвестиций вследствие действия акселератора. Эти производные инвестиции, являясь элементом совокупного спроса, порождают очередной мультипликационный эффект, который снова увеличит доход, побуждая тем самым предпринимателей к новым инвестициям. Как эффект мультипликатора может действовать «в обратную сторону», так и эффект акселератора-мультипликатора может вызывать многократно большее снижение инвестиций, нежели изменение дохода (реального ВВП).

     Если  теоретически взаимодействие мультипликатора  и акселератора допускает взрывоопасные  колебания, то на практике взрывов не происходит, поскольку колебания  дохода наталкиваются на определенные границы.

     Таким образом, взаимодействие мультипликатора  и акселератора порождает непрерывный  и прогрессирующий рост выпуска  продукции или дохода. 

3.Проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь 

     Одним из главных условий динамичного  социально-экономического развития страны является обеспечение долгосрочной устойчивой конкурентной позиции национальной экономики в результате привлечения в экономику страны постоянных потоков иностранных инвестиций.

     Решение этой экономической задачи лежит в плоскости формирования и реализации эффективных экономических отношений, неотъемлемой частью которых являются экономические инвестиционные отношения.

Информация о работе Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики