Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
- исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
- проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание

Введение.
Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

     Ссудный капитал в виде кредитных иностранных  инвестиций – это кредиты иностранных  государств, банков, международных  финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.

     В зависимости от формы собственности  иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

     Государственные инвестиции – это займы, кредиты, техническая помощь, предоставляемые одним государством другому в рамках международных договоров, межправительственных соглашений. Частные инвестиции – вложения частных фирм, компаний, банков, граждан в соответствующие субъекты другой страны. Смешанные инвестиции – вложения государственных и частных инвесторов в сочетании.

     Иностранным инвесторам в соответствии с действующим  законодательством запрещается  делать инвестиции в сферы обеспечения  обороны и безопасности Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ (перечень утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь). Не допускается осуществление иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики.

     Роль  инвестиций в экономике обуславливается  следующими факторами:

     -инвестирование  ведет к накоплению фондов  предприятий, экономическому росту;

     -величина  инвестиций влияет на объем  национального производства и занятость населения;

     -нерациональное  использование инвестиций может  привести к замораживанию производственных ресурсов.

     На  величину инвестиций влияют:

     -размер  сбережений - чем больше сбережений, тем, как правило, больше объем  инвестиций;

     -величина дохода - чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования;

     - доходы предприятий, их затраты  и ожидания

     Для всех ограниченных ресурсов действует  закон убывающей отдачи, поэтому  каждый последующий инвестиционный проект при неизменных технологиях будет менее прибыльным, т.е. предельная отдача капиталовложений снижается. Дополнительные инвестиции будут осуществляться только в том случае, если норма прибыли будет выше нормы банковского процента. Соответственно функция спроса на инвестиции – это функция, показывающая обратную зависимость спроса на инвестиции I от ставки банковского процента i (рис.1.1):

       i

     

       i1

     I = I (Y)

       i2  

     I1 I2 I 
 
 

     Рис. 1.1 Инвестиционный спрос как функция  от банковской ставки. 

     Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются:

     - реальная процентная ставка

     - безопасность вложений. Собственники  сбережений будут вкладывать  свои средства даже в условиях  минимальной прибыли, если будут  уверены в том, что свои средства  они не потеряют. Напротив, если  есть угроза потерять вложенные средства, то все большая часть сбережений не будет вовлекаться в инвестиционный процесс.

     - уровень прибыли на инвестиции. Этот фактор всегда действует  в совокупности с фактором  безопасности. Чем выше ожидаемая  прибыль от вложений, тем выше риск данных инвестиций. Менее рисковые вложения, как правило, приносят меньшую прибыль. Но даже если мы имеем дело с практически безрисковыми вложениями (к каковым обычно относят вложения в государственные ценные бумаги), то и эти инвестиции должны иметь какой-то минимальный размер прибыльности, ниже которого владельцы сбережений не захотят осуществлять инвестиции.

     - степень организованности финансового  рынка. Как было показано выше, немалая часть инвестиционных  ресурсов в современных условиях  формируется за счет сбережений населения. Однако население практически лишено возможности непосредственно осуществлять инвестиции в производство. Его участие в основном осуществляется с помощью финансового рынка. И если финансовый рынок хорошо организован, то даже те денежные средства, которые оказываются свободными на незначительный срок (например деньги, предназначенные на текущее потребление населения от одной выплаты зарплаты до другой), также вовлекаются в инвестиционный процесс.

     Таким образом, роль государственной инвестиционной политики должна заключаться, прежде всего, в создании необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата, условий инвестирования для частного капитала и способствовать, таким образом, увеличению притока частных инвестиций. Инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности. И у собственника есть два варианта их использования:

  • во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности т.е. осуществить инвестиции и стать инвестором;
  • во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг. Иначе говоря: собственник будет участником инвестиционной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Механизм регулирования  инвестиционной политики  и его воздействие  на валовой внутренний  продукт (эффект  мультипликатора  и акселератора) 

     Инвестиционный  механизм представляет собой целенаправленно  созданную, взаимодействующую совокупность методов и форм, источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия на воспроизводственный процесс на макро- и микроуровнях в интересах расширения действующего производства или авансирования вновь создаваемого производства.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности  Республики Беларусь в первую очередь направлено на создание благоприятных условий для ее развития, решение следующих задач:

     -совершенствование  налоговой системы и механизмов  амортизационной политики;

     -расширение  практики страхования инвестиций;

     -установление  специальных видов государственной  поддержки;

     -переход  к размещению государственных  средств на конкурсной основе  под эффективные инвестиционные  проекты;

     -защита  интересов инвесторов;

     -определение  условий владения, пользования, распоряжения землей и недрами;

     -принятие  антимонопольных мер;

     -определение  условий приватизации объектов, находящихся в государственной  собственности;

     -проведение  эффективной бюджетно-финансовой, денежно-кредитной  и валютной политики;

     -использование  других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством.

     Республика  Беларусь – единственная страна среди  стран СНГ, принявшая в 2001 г. Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные  инвестиции.

     Дополнительные  гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В  настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в т. ч. с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в т. ч. с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой. [15]

     Республика  Беларусь является участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 г. Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.3.1965 г., Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985 г.

     Важная  роль в создании благоприятного инвестиционного климата (совокупность политических, экономических, правовых, административных условий, определяющих деятельность иностранного инвестора в конкретной стране, а также меры, предпринимаемые в ней для привлечения иностранного капитала) в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.

     По  мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного  климата в разных странах, белорусское  инвестиционное законодательство заслуживает  высокой оценки и является одним  из лучших среди стран СНГ.

     В последние два года в стране предпринимаются значительные усилия по  реформированию и либерализации экономики. Только за 2009 год в этом направлении принято 56 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности нашей страны в улучшении делового климата.

     Преобразования  затронули широкий спектр отношений, среди которых можно выделить следующие:

     – совершенствование системы налогообложения.

     Среди основных изменений в ней –  введение в действие Особенной части  Налогового кодекса Республики Беларусь, что позволило отменить ряд налогов,

в частности, налог на приобретение автотранспортных средств, налог с продаж в розничной торговле, сбор в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. В общей сложности отменено 22 налоговых платежа, в

результате чего нагрузка на экономику снизилась на 1,3 % от ВВП;

     – сокращение лицензируемых видов деятельности.

     Если  в 2003 году их количество составляло около 150, то сейчас – 53. Кроме того, предусматривается отмена лицензирования еще 16 видов деятельности (подготовлен проект соответствующего акта главы государства).

     – либерализация ценообразования.

     В рамках реализации курса на либерализацию условий экономической деятельности значительная работа проведена в 2009 году по сокращению сферы

административного регулирования цен (тарифов) и расширению сферы свободного ценообразования. В частности, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 года № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285»,

которым значительно расширена сфера  применения свободного ценообразования, упрощены административные процедуры в этой области, на 14 позиций сокращен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются органами государственного управления. Кроме того, постановлением Совета Министров от 10 июня 2009 года № 757 на 58 % сокращен перечень экспортируемой продукции, на которую применяется государственное ценовое регулирование, а постановлением правительства от 8 июня 2009 года № 752 на 44 % сокращен перечень социально значимых услуг, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом;

     – либерализация условий осуществления  экономической деятельности в  области оценки соответствия стандартам.

     Перечень  товаров, подлежащих обязательной сертификации в Беларуси сокращен на 40 % и включает в основном социально значимые товары для населения и некоторые товары производственного назначения. Одновременно упрощены и сами правила и процедуры сертификации (например, срок действия сертификатов на серийное производство продукции увеличен с 3 до 5 лет, а на партии продукции не ограничен; расширены возможности для получения сертификатов соответствия с использованием протоколов испытаний как белорусских, так и зарубежных испытательных лабораторий, а в период действия сертификатов расширены способы подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов; разрешены формы взаимодействия белорусских и зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий);

Информация о работе Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики