Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
- исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
- проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание

Введение.
Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

     Решающее значение для инвестора имеют правовые условия функционирования иностранного капитала: защита и гарантии от национализации и экспроприации; система стимулов для иностранных инвестиций; наличие международных договоров о защите инвестиций; участие государства-реципиента в Конвенции о разрешении инвестиционных споров; законодательство, регулирующее приобретение инвесторами акций, и особенно их контрольного пакета; эффективность судебной системы; наличие парка высоких технологий. Иностранный инвестор обязательно учтет, имеется ли с конкретной страной соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, насколько страна исполняет свои договорные обязательства.

     Правовая  стабильность - важнейший фактор. Инвестор должен четко узнать правила игры и быть уверен, что они сохранятся неизменными.

     Некоторые страны (Таиланд» Филиппины, Малайзия) создали «Boards of Investment» - инвестиционные агентства с отделениями во многих промышленно развитых странах с квалифицированными кадрами. Они предоставляют потенциальным инвесторам основную информацию о стране, касающуюся вложения капиталов, его процедур и требований, способствуют установлению связей с администрацией регионов, где предполагается размещать производство, оказывают различную другую помощь. Инвестиционное агентство может выдавать необходимые лицензии либо способствовать их получению. Благодаря этому облегчается вся процедура инвестирования.

     Наше государство также не оставило иностранных инвесторов без помощи и создало Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям (БАСИИ), которое оказывает поддержку зарубежным компаниям на этапе изучения рынка. Обладая большой базой данных по инвестиционному законодательству, квалифицированными кадрами, Агентство способно оказать содействие компаниям в поиске партнера, подготовке учредительных документов, осуществлении мониторинга по продвижению того или иного проекта.

     Однако  первоочередным фактором, определяющим и обеспечивающим инвестиционную привлекательность того или иного государства, является состояние инвестиционного законодательства. Нормативное поле, или «законодательный фон» - существенный элемент инвестиционного климата. Законодательный фон создает основу инвестиционного потенциала страны в целом, а в частности - отдельных отраслей национального хозяйства, определяет приоритетные сферы экономики.

     В современных условиях иностранные  инвесторы обращают внимание главным образом не столько на выгодность,  сколько на стабильность предоставляемого им правового режима. А это прежде всего наличие государственной  долгосрочной инвестиционной программы, конкретных органов, ответственных за ее реализацию. В этой связи к инвестиционному законодательству Республики Беларусь должны предъявляться особые требования, оно должно не только соответствовать общемировым подходам, но и опережать их, постоянно развиваться.

     Основным  нормативным правовым актом, регулирующим отношения по привлечению иностранных  капиталовложений, в нашей стране является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

     На  момент принятия (2001 год) ИК явился существенным успехом в формировании прозрачного и понятного правового поля для деятельности инвесторов, предоставлении гарантий защиты их прав на территории Республики Беларусь.

     Однако  со временем данный документ в значительной степени приобрел рамочный характер и в настоящее время определяет лишь общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности. Эти условия являются одинаковыми как для иностранных, так и для отечественных инвестиций, и не содержат специальных льгот или преференций.

     По  общему правилу, закрепленному в  статье 79 ИК, правовой режим иностранных  инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь.

     Таким образом, иностранным инвестициям  предоставляется национальный правовой режим.

     В современных условиях на мировом рынке капитала предоставление национального правового режима и общих условий деятельности не является стимулом, позволяющим привлекать из-за рубежа средства для развития экономики. Требуется создание привлекательных правовых условий, обещающих иностранным инвесторам получение прибыли, гарантирующих ее сохранность и возвратность в страну происхождения инвестиций.

     Первым  шагом к созданию таких условий  в Республике Беларусь явился Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)».

     В Декрете Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» устанавливаются  правила, призванные облегчить реализацию инвестиционных проектов.

     Поскольку в Декрете нет каких-либо ограничений, то можно считать, что в нем  речь идет о любых лицах – белорусских  и иностранных, признаваемыми инвесторами  в соответствии со статьей 3 Инвестиционного кодекса, осуществляющих инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Кодекса, что предполагает широкий круг операций, в том числе прямых и портфельных инвестиций.

     Если  ранее глава 10 Кодекса допускала  заключение инвестиционных договоров по отдельным особо важным для страны проектам, то теперь им отводится особая роль. Декретом от 06.08. 2009 г. вводится трехуровневая система заключения инвесторами таких договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проектов и предоставляемых преференций и льгот. Первый уровень предполагает заключение инвестиционных договоров по решению исполкомов и органов госуправления в пределах их компетенции. Второй уровень - это инвестдоговоры, заключаемые по решению правительства в рамках существующего законодательства. Третий уровень (по решению правительства и согласованию с Президентом Республики Беларусь) предназначен для проектов и инвесторов, требующих предоставления преференций и льгот, не предусмотренных действующим законодательством и решениями Президента. Перечень общих преференций содержится в пункте 2 Декрета.

     Причем  самые низкие рейтинги у республики но показателям:

     •    свобода финансов, что свидетельствует о зависимости банковской системы от государства;

     •    защита прав собственности, то есть экспроприация в стране возможна с высокой долей вероятности;

     •    свобода инвестиций, что отражает наличие барьеров при осуществлении реальных инвестиций;

     •    свобода от коррупции. Среди стран  — непосредственных соседей Республики Беларусь по данному рейтингу довольно близки Украина и Россия, в то время как Польша, Литва и Латвия значительно опережают, предоставляя иностранным инвесторам рыночные (естественные для частного капитала) условия экономической деятельности.

     В Республике Беларусь инвесторам, заключившим инвестиционные договоры предлагаются следующие преференции:

     -предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона;

     -поэтапное оформление необходимых документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства;

     - ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, без уплаты таможенных попаши налога на добавленную стоимость.

     В то же время весьма важным для белорусской  экономики являются прямые государственные  инвестиции, финансируемые из государственного бюджета. Они являются основой для  развития материально-технической базы социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, наука, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Учитывая, что в среднесрочной перспективе снижается возможность резкого увеличения масштабов прямого государственного инвестирования, основными принципами инвестиционно-финансовой деятельности государства должны стать: строгое выполнение инвестиционно-бюджетных обязательств государства; разграничение инвестиционных обязательств республиканских и региональных органов власти; сохранение адресно-целевого подхода к распределению бюджетных инвестиций в годовых государственных инвестиционных программах; инвестиции в новое поколение, прежде всего в материально-техническую базу здравоохранения, образования и культуры; инфраструктурное обеспечение системы правоохранительных органов; участие в создании материальной базы для развития секторов новой экономики; решение экологических проблем и осуществление природоохранных мероприятий; выравнивание социально-экономического развития областей республики.

     Необходимость развития инфраструктурных объектов для  обеспечения воспроизводственных  процессов требует увеличения бюджетной  поддержки инвестиционных проектов, связанных с экспортом продукции, решением проблемы импортозамещения и основанных на использовании новых и высоких технологий. Сохранится финансирование производственной сферы на условиях конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов в рамках Государственной инвестиционной программы на очередной финансовый год с использованием на эти цели 10% от общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.

     С целью привлечения в инвестиционную сферу заемных и собственных  средств юридических лиц и  усиления роли государства в поддержке указанных направлений необходимо:

     · установить в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оплату за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми для реализации инвестиционных проектов в отраслях материального производства;

     · предусмотреть возвратность указанных средств на инвестиции в основной капитал для дальнейшего реинвестирования в инвестиционные проекты на платной и возвратной основе.

     Значение  государственных инвестиций состоит также в том, что они являются катализатором инвестиционной активности в частном секторе, что достигается за счет предоставления на конкурсной основе государственных гарантий для реализации коммерческих инвестиционных проектов. Эта роль централизованных инвестиционных ресурсов в экономике республики будет усиливаться по мере приватизации и разгосударствления.

     Таким образом, в Республике Беларусь создаются  все условия для успешной и безопасной инвестиционной деятельности, однако уровень инвестиций в настоящее время не достигает запланированного уровня. Следовательно, государственная политика в этой области еще не достаточно эффективна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Важнейшим направлением государственной экономической  политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

     Стратегическая  цель инвестиционной политики Беларуси связана со способностью инвестиционной сферы обеспечить высокий уровень  развития национальной экономики и достаточную ее защиту от внешних угроз. Правительством республики проводится системная работа по активизации привлечения инвестиций в экономику страны, предусматривающая на только создание новых стимулов, но и формирование в целом благоприятных универсальных условий развития предпринимательства, обеспеченных наличием действенного механизма взаимодействия инвесторов с органами государственного управления.

     Совершенствование инвестиционного законодательства направлено на создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, как для национальных, так и для иностранных инвесторов. Потому что в условиях ограниченных внутренних инвестиционных ресурсов важнейшим резервом дальнейшего развития экономики и обеспечения дальнейшей безопасности являются иностранные инвестиции. Использование иностранного капитала – это путь к индустриализации, обновлению основных средств на базе новых технологических инноваций, повышению эффективности национальной экономики.

Информация о работе Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики