Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
- исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
- проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание

Введение.
Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

     Эффективность реализации складывающихся в государстве  инвестиционных отношений во многом определяет привлекательность государства для притока как внешних иностранных инвестиций, так и мобилизации внутренних сбережений.

     Под финансовыми инвестициями понимают вложение финансовых ресурсов с целью получения социально значимого эффекта. Однако это одностороннее, не соответствующее современным мировым требованиям и тенденциям социально экономического развития понимания инвестиций, при котором теряется часть их экономической сущности. Динамизм глобализационных процессов требует рассмотрения инвестиций как целостного комплексного процесса, а не его части – вложений, когда теряются структура и источники инвестиционных ресурсов и, как результат, это ведет к кризисным ситуациям. Инвестиции -  это сложное динамической социально – экономическое явление, имеющее две стороны: лицо (инвестор), располагающее определенным объемом временно свободных финансовых ресурсов и желающее эффективно их разместить на определенное время, и лицо (реципиент) имеющее потребности в определенном объеме финансовых ресурсов и желающее их приобрести на определенных выгодных для него условиях в определенные сроки. Инвестиции необходимо рассматривать как двусторонний процесс как отношения, складывающиеся в процессе формирования временно свободных финансовых ресурсов и их размещения. Это особый вид экономических отношений.

     В инвестиционные отношения вовлекается большое количество разнообразных физических и юридических лиц, эффективность функционирования которых зависит от создания соответствующей нормативно-правовой базы, обслуживающей эти отношения. В качестве основного способа регулирования экономических инвестиционных отношений и превращения их в предмет правового исследования право использует такой инструментарий, как законодательство - в данном случае специальное инвестиционное законодательство.

     Основополагающим  элементом в системе инвестиционного  законодательства является Конституция  Республики Беларусь, далее следуют нормативные правовые акты, разделенные на две группы - общей и специальной компетенции.

     Нормативные правовые акты общей компетенции  достаточно обширны и включают в  себя акты, в разной степени регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Беларусь. К таким актам можно отнести гражданский, налоговый, таможенный, банковский кодексы, законы. Однако центральное место в системе законодательства занимают нормативные правовые акты специальной компетенции. Эти акты должны определить институциональную структуру инвестиционной деятельности, закрепить ее общие черты и признаки, установить общие принципы процедур, регулирующих инвестиционную деятельность, а также особенности регулирования отдельных видов инвестиционных отношений в рамках единой системы инвестиционных отношений и их участников. Действующие Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства и подзаконные нормативные правовые акты других органов государственной власти и управления, которые являются центральными актами этой системы, должны подвергнуться переработке в соответствии с требованиями времени и согласованию с системой законодательных актов, регулирующих иные сферы социально-экономической системы государства. При этом понятно, что эти базовые законы содержат основные понятия и принципы инвестиционного законодательства, порядок его реализации, обеспечивающий эффективное функционирование инвестиционных экономических отношений.

     Проанализировав ряд источников и текущие тенденции в белорусском законодательстве, необходимо сделать следующие выводы и внести предложения по совершенствованию инвестиционного законодательства.

     Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь представляет собой нормативный правовой акт, направленный на улучшение инвестиционного климата на территории республики, однако он содержит ряд положений, которые нуждаются в корректировке. Для улучшения инвестиционного климата в Республики Беларусь необходимо стабилизировать законодательство, т.е. отказаться от его постоянного изменения и, особенно от уточнения положений законов путем принятия подзаконных нормативных актов, которые зачастую не разъясняют положения законов, а направлены на их изменение. Наиболее продуктивным представляется внесение предложений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь путем исключения значительного количества отсылок к законодательству Республики Беларусь, которые в нем содержатся, либо замены их отсылками к конкретным законам Республики Беларусь. (Реализация данного предложения позволит избежать изменений (зачастую не в пользу иностранных инвесторов) положение Инвестиционного кодекса в связи с принятием подзаконных актов).

     Помимо  улучшения инвестиционного климата  необходима общая либерализация в экономической сфере. Либерализация может быть достигнута путем упрощения разнообразных администратор процедур в отношении коммерческих организаций, в том числе и с иностранными инвестициями, лицензирования видов хозяйственной деятельности, изменения регулирования ценообразования и т.д. В качестве приоритетных направлений, требующих  институционального реформирования и развития в республике следует выделить: систему страхования инвестиционной деятельности, вопросы приобретения инвесторами земельных участков под инвестиционные проекты; возможности перевода полученной прибыли за рубеж; барьеры для вхождения на внутренний белорусский рынок; инфраструктуру для развития и поддержки малого и среднего бизнеса; прозрачность инвестиционного законодательства, недопущение его частых изменении; гарантии личной и материальной защищенности инвестора на внутреннем рынке; развитие финансового сектора и инструментария для полноценного осуществления инвестиционной деятельности.

     В целях оптимизации результатов деятельности иностранных инвесторов для потребностей белорусской экономики следует законодательно закрепить преференции при реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, проектов, способствующих техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг, при этом внедрять новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг.

     Особого внимания с правовой точки зрения заслуживает формирование института инвестиционного договора, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. Было бы уместным такого рода договор, как обязательный элемент инвестиционной деятельности с участием иностранного элемента, закрепить в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь[3].

     Актуальным  является организация производства продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий (франчайзинга).

     При разработке и реализации такой политики целесообразно:

     -заключить с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области

     технологического  обмена;

     -создать при отраслевых министерствах и концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.

     Одним из каналов притока финансовых ресурсов может стать создание определенных условий для размещения в Республики Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний, корпораций, работающих по странам СНГ, Балтии и Восточной Европы. Деятельность филиалов иностранных банков может быть поставлена под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечению финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков, однако на сегодняшний день это потребует совершенствования правовой базы и расширения правовых международных отношений в области инвестиционной деятельности и перспектив вступление во Всемирную торговую организацию.

     Вместе  с тем, обеспечивая привлекательность законодательства для инвесторов нельзя забывать о государственных интересах. Инвестиции призваны работать на экономику страны пребывания, приносить прибыль государству. Они обязаны способствовать внедрению в производство новых технологий, современных методов организации и управления, повышению конкурентоспособности белорусских товаров.

     Инвестор, вкладывая деньги, должен быть уверен в своей защищенности по всем направлениям деятельности. На этом направлении  необходимо сконцентрировать значительные усилия.

     Иностранные инвестиции являются важным фактором развития национальной экономики. В  современном мире в условиях преодоления  последствий глобального экономического кризиса между странами идет жесткая борьба за привлечение капиталовложений. В 2009 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9303,7 млн долл.

     Поскольку внутренние финансовые ресурсы РБ весьма ограничены, то увеличение масштабов  зарубежного инвестирования становится жизненно важным источником экономического роста. Валовой объем поступления иностранных инвестиций в экономику Беларуси постоянно растет  в 2008 г. – 6,5 млрд. долл. США, превысив уровень 2002 г. в 9 раз. Наибольшие объемы иностранных инвестиций за период 2002–2008 гг. наблюдаются  в отраслях «промышленность», «общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка», «торговля и общественное питание».

     Важнейшим инструментом привлечения в страну иностранных инвестиций является благоприятный инвестиционньй климат - совокупность политических, экономических, правовых, административных условий, определяющих деятельность иностранного инвестора в конкретной стране, а также меры, предпринимаемые в ней для привлечения иностранного капитала[11].

     Однако, пока активность иностранных инвесторов невелика, несмотря на то, что белорусские власти пытаются улучшить инвестиционный климат в стране. Значительную часть среди источников финансирования новаторской деятельности занимают собственные средства белорусских предприятий. Доля же иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы, среди всех источников финансирования в промышленности составила в 2002 г. — 2,26 %, в 2003 г. — 12,57, в 2004 г. - 2,24, в 2005 г. - 1,13, в 2006 г. - 6,58, в 2007 г. - 12,70, в 2008 г. - 15,29 % , что свидетельствует о явной недостаточности притока прямых иностранных инвестиций в нашу страну.  Наибольшие суммы иностранных инвестиции поступили в такие отрасли экономики, как промышленность, в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка, торговлю и общественное питание. Основными инвесторами были субъекты хозяйствования Российской Федерации, Швейцарии, Великобритании, Кипра[8].

     Республика Беларусь является единственной страной из стран с переходной экономикой, у которой существует серьезный разрыв между двумя показателями: индексом потенциального притока прямых иностранных инвестиций и индексом их реального притока, что свидетельствует об упущенных возможностях привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику по сравнению со странами-конкурентами.

     Существует  немало преград, которые усложняют  и тормозят возможность привлечения  средств белорусскими компаниями иностранных инвестиций:

  • нечеткость и запутанность законодательства и регулирующих мер;
  • неясность в вопросах собственности;
  • нехватка достоверной информации о стране;
  • низкая ликвидность финансовых инструментов;
  • достаточно высокие издержки вступления на белорусский рынок;
  • негативное отношение ряда стран – членов Евросоюза и США к построению в Республики Беларусь собственной модели развития.

     Иностранный инвестор, выбирая государство для  размещения капитала, ищет наиболее благоприятные условия, оценивает их с различных позиций и, в первую очередь, обращает внимание, насколько эти условия стабильны и как долго сохраняются. Помимо политической и экономической стабильности для инвестора важны общее состояние экономики и государственная политика экономического развития. Позитивными факторами в этом плане являются постоянный рост валового национального продукта и производства, что считается хорошими основаниями для развития рынка. Инвестор учитывает и уровень жизни населения, темпы роста заработной платы, цены на местные материалы и сырье, а также инфляцию и инфляционные ожидания, инвестиционные риски и т.д.

     Первое  заключение о государственной  экономической  политике инвестор делает при изучении валютного регулирования и контроля, в частности, колебаний национальной валюты, протекционистских мер, условий вывоза капитала и прибылей, импортного регулирования, процедуры лицензирования. Валютное регулирование имеет для инвестора решающее значение. Оно исследуется с позиций реальных гарантий и возможностей репатриации капитала и перевода дивидендов и процентов. При этом лучшей реальной гарантией считается положительный платежный баланс страны- реципиента капитала. Такие меры, как ограничения при переводе прибылей из страны или прогрессивная система их налогообложения, существенно снижают заинтересованность в инвестировании капитала[2].

     Емкий внутренний рынок - важный момент, при прочих благоприятных условиях положительно влияющий на приток инвестиций.

     Особое внимание инвесторы уделяют налогам и таможенным сборам, сравнению налогообложения и привилегий, предоставляемых государством-реципиентом, и выгод, которые они могут получить в собственной стране как экспортеры капитала. При анализе импортных и экспортных сборов и льгот их интересует возможность получить право на снижение или освобождение от импортных сборов на оборудование и сырье, оплаты сборов в рассрочку, наличие в стране свободных экспортных зон, протекционистских мер против импорта конкурирующих товаров.

     Следует отметить, что в ряде стран предоставляются  дополнительные льготы для поощрения иностранного инвестора, например, льготное снабжение водой, электроэнергией, вплоть до субсидий в этих сферах, а также стимулирующий валютный курс, экспортные премии и др., без чего не может успешно конкурировать вновь создаваемое предприятие.

Информация о работе Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики