Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:15, курсовая работа
Коммерческий кредит - неотъемлемая часть современного предприятия, и управление им имеет такое же важное значение, как и управление всеми другими аспектами. С целью управления практикой предоставления коммерческого кредита во многих странах применяется кредитный менеджмент, основной целью которого является тщательная запись и учет дебиторских задолженностей для того, чтобы по возможности снизить процесс размываний прибыли, вызываемый несвоевременными и поздними платежами со стороны покупателей, сдержать накопление «плохих долгов».
Введение 3
Глава 1.Содержание, виды и технология проведения факторинга. 5
1. Мировой опыт факторинговых операций. 5
2. Современное понятие факторинга,его сущность и виды. 8
Глава 2.Особенности проведения факторинговых операций в РБ. 21
1. Состояние и перспективы развития факторинговых операций в РБ. 21
2. Экономическое обоснование факторинговой сделки. 26
Заключение 33
Список использованной литературы 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
бизнеса
Курсовая работа
На тему: «Экономическое обоснование факторинговой сделки»
Выполнил студент
ФМЭО, 4 курс, гр.УВЭД-3 Жилич Д.С.
Проверил Линчук В.В.
Минск 2004
Содержание
Глава 1.Содержание, виды и технология проведения факторинга. 5
1. Мировой опыт факторинговых операций. 5
2. Современное понятие факторинга,его сущность и виды. 8
1. Состояние и перспективы развития факторинговых операций в РБ. 21
2. Экономическое обоснование факторинговой сделки. 26
Заключение 33
Приложение 1
Приложение 2
В настоящее время в Республике Беларусь сложились предпосылки для интенсивного развития рынка факторинговых услуг. По состоянию на 01.01.2004 г. просроченная дебиторская задолженность белорусских промышленных предприятий достигла 1,9 трлн. белорусских рублей (45,1% от всего объема дебиторской задолженности), в том числе свыше 3 месяцев – 1,4 трлн. белорусских рублей. По сравнению с 1 января 2003г. она выросла на 19,7%. Очевидно, что уровень задержек платежей и неплатежей в экономике высок, что отрицательно сказывается на ликвидности отечественных предприятий и, в конечном счете, на их платежеспособности. Эта проблема напрямую связана предоставлением коммерческого кредита (отсрочки платежа).
Коммерческий кредит - неотъемлемая часть современного предприятия, и управление им имеет такое же важное значение, как и управление всеми другими аспектами. С целью управления практикой предоставления коммерческого кредита во многих странах применяется кредитный менеджмент, основной целью которого является тщательная запись и учет дебиторских задолженностей для того, чтобы по возможности снизить процесс размываний прибыли, вызываемый несвоевременными и поздними платежами со стороны покупателей, сдержать накопление «плохих долгов».
Многие предприятия, поставляющие товары или предоставляющие услуги, обычно при планировании величины средств в обороте предполагают некоторые задержки в оплате со стороны покупателей, но когда фактические показатели оказываются хуже, чем предполагалось, их производственная деятельность начинает разваливаться.
Эта первая трудность обычно возникает из-за того, что управлению дебиторскими задолженностями, представляющими собой один из крупнейших активов компании, уделяется недостаточно внимания. Наличие денежных средств в обороте - жизненно необходимый фактор для успешного предприятия, а их источниками обычно являются дебиторские задолженности и заемные средства. В этой ситуации возрастает роль кредитного менеджмента. И вместо планирования, разработок, производства и продаж менеджеры компаний тратят свое время на поиск кредитов от поставщиков и банков на максимально возможную сумму и срок, проводя при этом многочисленные переговоры, а также преследуя покупателей вопросами об оплате вместо вопросов о новых заказах. При этом стимул и первостепенная необходимость существования предприятия постепенно исчезают.
При этом если говорить о современной практике коммерческого кредита, то практически во всех странах, несмотря на существование контракта между поставщиком и покупателем с оговоренным сроком платежа, например, через 30 дней после даты поставки, оплата часто задерживается. Таким образом, предоставление кредита сопряжено с риском. Простейшим проявление такого риска является банкротство покупателя. При этом поставщик теряет некоторые или, что более вероятно, все принадлежащие ему по праву деньги, которые должны были пойти не только на уплату его собственных долгов перед поставщиками и зарплату персоналу, но и на формирование прибыли от этой сделки. Таким образом, «плохие» долги - неотъемлемая часть торговли на условиях коммерческого кредита, которые в худшем случае могут привести к собственному банкротству поставщика, так как он не может расплатиться по своим обязательствам.
Современный факторинг помогает предприятию бороться с негативными сторонами коммерческого кредита и дает много других преимуществ. Он может выступать как средство защиты от потерь, связанных с «плохими долгами», не допуская рост таких долгов выше допустимого уровня. Он может явиться средством обеспечения учета продаж и административного управления дебиторской задолженностью за фиксированную цену, а также источником финансирования для растущего бизнеса.
Момент зарождения факторинга относится к XVI-XVII вв. Факторинговые отношения возникли как вид торгово-комиссионных операций, которыми занимались специализированные торговые посредники, позднее - торговые банки. Первые операции факторинга ( от англ.factor – агент, посредник, маклер) начали осуществляться еще в 17в. в Англии, где был создан Дом факторов (House of Factors), который занимался коммерческими операциями по поставке продовольствия из британских колоний. В современной форме факторинг возник в США в 19 в. Английские производители тканей и одежды, стремясь обслуживать клиентов в отдаленных регионах США, начали обращаться к местным коммерсантам с предложением своих товаров. Последние брали на себя обязательство складировать товары и затем распределять их среди розничных торговцев, немедленно оплачивая английским поставщикам основную массу этих товаров, т.е. выступая в качестве факторов (посредников). Наиболее интенсивное развитие эти операции претерпели в первой половине XIX века. Непосредственно факторинговые услуги впервые были оказаны промышленной компании американским банком «Ферст Нэшнл Бэнк оф Бостон» в 1947 г.
В период становления и бурного развития рыночных отношений существенную роль в предпринимательской сфере, и в частности в торговле, играли комиссионные (торговые) агенты, которые и назывались «факторами». В отличие от современных комиссионеров, в их функции входила не только реализация товаров производителей на условиях максимально выгодных для последних, но и предоставление для производителей финансовых услуг в виде денежных авансов и кредитования производства. Комиссионер продавал товары и выставлял счета от своего имени, не указывая имени принципала. При продаже товаров в кредит комиссионер принимал на себя риск неплатежа, предоставляя за дополнительную плату гарантию получения платежа (делькредере). Последнее обстоятельство вкупе с финансированием производства принципала и явилось центральной предпосылкой возникновения факторинга в современном понимании.
На более позднем историческом этапе некоторые комиссионеры в силу различных причин отказывались от коммерческих функций и сосредоточивались на финансовой стороне обслуживания своих клиентов. Постепенно факторы перешли к прямой покупке у поставщика его платежных документов под финансирование его оборотного капитала. Считается, что именно в этот период сформировался современный факторинг. Начавшись как чисто торговая деятельность комиссионных агентов (посредников) и переродившись в финансовую операцию (один из видов кредитования), факторинг стал составной частью деятельности коммерческих банков и специализированных компаний. [7, стр.215]
В 60-х гг. операции факторинга стали быстро распространяться в странах Западной Европы. В Западной Европе первые факторинговые фирмы появились несколько позднее — в Великобритании в конце 60-х гг.; 70-е и 80-е гг. характеризовались высокими и устойчивыми темпами роста (на 40—50%) факторинговых операций практически во всех развитых странах.
Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый «рынок покупателя», при котором покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа.
С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уж расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали чрезмерно пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (так как каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно. [9, стр.45]
При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара в размере до 85-90% от суммы поставки позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков. Таким образом, факторинг явился средством, способствующим росту новых фирм, упрочению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией, что позволяет по праву называть его «смазочным материалом торговых колес».
В настоящее время факторинговые операции получили наибольшее распространение в Западной Европе, в то время как Америка, лидировавшая в конце 70-х - начале 80-х годов в удельном весе факторинговых платежей, несколько отстала от Европы. С 1979 по 1989 гг. доля европейских фактор-фирм в совокупном мировом факторинговом обороте увеличилась с 40,5 до 61,1%, в то время как объем факторинговых платежей на американском континенте упал за тот же период с 54,3 до 27,9%г. Такое соотношение стимулировало процесс создания законодательной базы по факторингу в странах континентального европейского права.
Факторинговые фирмы входят в различные объединения, крупнейшие из которых «Фэктор Чейн Интернешнл» (ФЧИ), созданное в 1968 г., со штаб квартирой в Амстердаме. Годовой оборот ее превышает четверть триллиона долларов или около половины всего мирового оборота факторинговых компаний. Другая ассоциация – «Интернешнл Фэкторз Групп» по количеству членов отстает от ФЧИ. На долю двух указанных ассоциаций приходится ¾ рынка международных факторинговых услуг. По данным международной факторинговой ассоциации International Factors Group S.C., в 1998 г. общемировой оборот факторинговых операций составил 400 млрд. USD.
В нашей стране факторинговые операции стали осуществляться с конца 80-х гг. Первым их начал применять с октября 1988г. ленинградский Промстройбанк. Позднее порядок проведения таких операций был установлен инструктивным письмом Госбанка СССР «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги» от 12 декабря 1989г. №252. К моменту выхода данного письма уже появились государственные специализированные и первые коммерческие банки, активно искавшие новые формы работы с предприятиями.[7, стр.210]
Одновременно возникли и первые сложности с прохождением расчетов в банковской системе, задержки платежей. Действовавшая ранее система кредитования под расчетные документы в пути (на срок от сдачи расчетных документов в банк до поступления платежей от покупателей либо до истечения нормального срока документооборота между банками поставщика и покупателя) уже не могла удовлетворить клиентов. Письмо Госбанка СССР предусматривало финансирование поставщика в случае отсутствия средств у покупателя, т.е. после истечения срока кредитования под расчетные документы в пути. Таким образом, внедрение факторинга в отечественный хозяйственный оборот было связано с возрождением коммерческого кредита, при котором, как известно, продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа. В связи с этим неизбежно встал вопрос о риске неплатежа. Однако в письме Госбанка СССР ничего не упоминалось о возможности возврата банком средств, перечисленных поставщику, в случае невозможности взыскания их с покупателя. Следовательно, риск неплатежа полностью ложился на банк-посредник. Таким образом, гигантские потери от неплатежей заставили банки в середине 90-ых гг. практически полностью отказаться от указанных операций.
Информация о работе Экономическое обоснование факторинговой сделки