Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:15, курсовая работа
Коммерческий кредит - неотъемлемая часть современного предприятия, и управление им имеет такое же важное значение, как и управление всеми другими аспектами. С целью управления практикой предоставления коммерческого кредита во многих странах применяется кредитный менеджмент, основной целью которого является тщательная запись и учет дебиторских задолженностей для того, чтобы по возможности снизить процесс размываний прибыли, вызываемый несвоевременными и поздними платежами со стороны покупателей, сдержать накопление «плохих долгов».
Введение 3
Глава 1.Содержание, виды и технология проведения факторинга. 5
1. Мировой опыт факторинговых операций. 5
2. Современное понятие факторинга,его сущность и виды. 8
Глава 2.Особенности проведения факторинговых операций в РБ. 21
1. Состояние и перспективы развития факторинговых операций в РБ. 21
2. Экономическое обоснование факторинговой сделки. 26
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Начиная с этой даты, покупатель обязан платить уже фактору, а в случае неплатежа и при наличии страхования кредитного риска фактором, последний обязан заплатить поставщику (в международной практике обычно через 90 дней после уведомления покупателя о факте переуступки).
При конфиденциальном факторинге фактор осуществляет только финансирование и/или защиту от риска неплатежа, в то время как административное управление дебиторской задолженностью лежит на поставщике, который должен осуществлять эти услуги от имени нового владельца долгов – фактора.
Схема 2. Скрытый факторинг
Кредитор 1 Должник
2 3 5
Фактор
1.Кредитор отгружает товар (выполняет работу, оказывает услугу);
2.Кредитор заключает с банком договор факторинга (но право требования банку не уступает);
3.Банк перечисляет кредитору сумму денежного обязательства должника за минусом дисконта;
4.Через некоторое время должник перечисляет денежные средства кредитору;
5. кредитор перечисляет банку денежные средства, полученные от должника.
При том, что данные формы факторинга чрезвычайно схожи с экономической точки зрения, их правовая структура существенно различается, что наглядно иллюстрируют приведенные выше схемы.
Однако во всех случаях кредитор несет перед фактором ответственность за действительность уступленного фактору денежного требования, под которое предоставлено финансирование. При недействительности денежного требования фактор имеет право регресса (обратного требования) к кредитору независимо от условий платежа. [9, стр.47]
Внутренний экспортный факторинг.
Во внутреннем факторинге участвуют три стороны: поставщик (клиент фактора), покупатель (дебитор) и фактор, производящий покупку долгов (схема 3).
Схема 3. Процедура внутреннего факторинга
Поставщик
6 3 2 Фактор 4 5
1 - поставка товара покупателю;
2 - переуступка долга фактору;
3 - финансирование в размере до 85-90 % от суммы поставки;
4 - процедура взимания задолженности;
5 - оплата поставки;
6 - перевод оставшейся части суммы поставки (10-15 %), за вычетом комиссий фактора.
Следует отметить, что по состоянию на 1998 год в структуре мирового факторинга около 92 % приходилось на внутренний факторинг и 8 % - на международный. Так, по данным Factor Bank AG, Vienna, в Австрии около 85 % всех факторинговых операций приходится на внутренний факторинг и около 15 % - на международный.
В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером своему фактору краткосрочных (обычно до 90 дней) дебиторских задолженностей по экспорту. Обычно фактор заключает с экспортером договор на покупку экспортных долгов всех покупателей в одной или нескольких странах экспорта.
Экспортный факторинг включает в себя, как правило, полный набор факторинговых услуг: финансирование экспортера сразу после отгрузки товара, страхование риска неплатежа, кредит-менеджмент, взимание дебиторской задолженности, информационные услуги и т.д. При этом, обслуживая своих клиентов-экспортеров, факторинговые компании (Экспорт-факторы) часто действуют совместно с иностранными факторинговыми компаниями, фукнционирующими в странах импорта (Импорт-факторами). Импорт-факторы помогают Экспорт-факторам получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимать дебиторские задолженности и т.д.
Для целей вышеуказанного взаимодействия факторинговые компании из разных стран заключают межфакторные соглашения или выступают в международные факторинговые ассоциации и группы. В конце 50-х - начале 60-х годов уходящего столетия были созданы три крупнейшие международные факторинговые группы, без которых трудно представить существование современного международного факторинга: Heller International Group, International Factors Group S.C., Factors Chain International. Одна из этих групп, International Group, Internationa! Factors Group S.C., охватывающая 28% мирового рынка факторинговых услуг, в настоящее время объединяет 58 факторинговых компаний из 35 стран мира. [9, стр.48]
Классическая форма международного факторинга предполагает участие четырех сторон: экспортер, Экспорт-фактор, импортер, Импорт-фактор (схема 4).
Схема 4. Процедура классического международного факторинга с полным набором услуг
Экспортер
2 3 8 5 6
Экспорт-фактор
1 - Экспортер поставляет товар импортеру. На счетах-фактурах экспорта содержится надпись, уведомляющая импортера о том, что он должен произвести платеж в пользу Импорт-фактора.
2 - Копии (одни из оригиналов) счета-фактуры и транспортного документа направляются Экспорт-фактору.
3 - Экспорт-фактор оплачивает до 85 % от суммы поставки за приобретенную дебиторскую задолженность.
4 - Экспорт-фактор переуступает дебиторскую задолженность Импорт-фактору.
5 - Импорт-фактор как владелец дебиторской задолженности должен взыскать сумму долга и, в случае неплатежа со стороны импортера, принять на себя риск неплатежа и заплатить Экспорт-фактору.
6 - Импортер производит оплату Импорт фактору
7 - Импорт-фактор переводит платеж импортера в пользу Экспорт-фактора, или, в случае неплатежа импортера, осуществляет гарантийный платеж.
8 - Экспорт-фактор зачисляет экспортеру оставшуюся часть от суммы поставки (15%) за вычетом факторинговых комиссий.
В некоторых случаях Экспорт-фактор может работать с импортером напрямую, минуя Импорт-фактор, что классифицируется как прямой экспортный факторинг. Такая практика может использоваться в случаях, когда экспортер (Экспорт-фактор) географически близок к импортеру либо при сделках с проверенными покупателями поставщика, которые показали себя как аккуратные плательщики.
Факторинг с правом регресса и без права регресса.
Эти термины связаны с риском, возникающим, если покупатель не в состоянии выполнить свои платежные обязательства, то есть с кредитным риском (риском неплатежа).
При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторских задолженностей, проданных фактору. В случае неплатежа со стороны покупателя, произошедшего по любой причине, включая финансовую несостоятельность, фактор потребует соответствующий платеж от поставщика.
В международной практике все факторинговые сделки приобретают силу регресса по отношению к поставщику в случае, если дебиторская задолженность признана недействительной, а также в случае возникновения между поставщиком и покупателем споров по количеству поставленных товаров, качеству, срокам поставки и т.д. При этом покупатель вправе вернуть поставленный товар и аннулировать любые платежные обязательства.
При сделках без права регресса фактор берет на себя риск неплатежа со стороны покупателей и является единственно ответственным за финансовую неспособность покупателя произвести платеж.[9, стр.50]
Факторинг с полным сервисом открытый тип, без регресса.
Факторинг с полным сервисом представляет собой договор, обычно на регулярной и продолжительной основе, по которому поставщик обязуется продавать свои дебиторские задолженности фактору по мере их возникновения, то есть когда, поставив товар или оказав услугу, он выставляет счета своим покупателям. С помощью специальной надписи на счете поставщик уведомляет своего покупателя о том, что задолженность была переуступлена фактору и платеж соответственно должен быть произведен в пользу фактора (элемент открытого факторинга).
Поставщик, следовательно, превращает дебиторские задолженности, возникающие в процессе сделок с несколькими покупателями, в дебиторскую задолженность только одного покупателя-фактора. Таким образом, поставщику нужно вести учет продаж только операций с фактором, который в этом оказывает ему помощь. Со своей стороны, фактор обязуется оплатить поставщику купленные дебиторские задолженности к согласованной дате. При этом фактор соглашается нести потери, возникающие в случае неплатежа со стороны покупателей по причине их финансовой несостоятельности, но только по тем покупателям, которые были одобрены фактором для кредитных целей, то есть на которые были открыты лимиты (элемент факторинга без регресса).
Таким образом, поставщик значительно сокращает свои задачи по учету продаж и управлению дебиторской задолженностью. У него отпадает необходимость рассылать многочисленные напоминания, выписки и письма, начинать судебные процессы. Кроме того, поставщик заменяет риски неплатежа по каждому из своих покупателей на один кредитный риск-фактор, а при правильном выборе фактора кредитный риск может считаться несуществующим.
Поставщики, применяющие факторинг с полным сервисом, описывают последний как вид услуги, при которой фактор, помимо финансирования, осуществляет административное управление дебиторской задолженностью поставщиков. Соглашение, достигнутое между поставщиком и фактором, освобождает первого от выполнения этих задач, в то время как фактор осуществляет эти функции за отдельную плату и для собственной выгоды, чтобы лучше контролировать ситуацию с купленными дебиторскими задолженностями.
Природа взаимоотношений между поставщиком и фактором такова, что предпочтительнее рассматривать фактор как агента, работающего от имени и по поручению поставщика. Тем не менее, фактор является только попечителем покупателей, они же продолжают оставаться клиентами поставщика, без которых бизнес последнего не выживет, в связи с чем фактор крайне ответственно относится к поддержанию неразрывных связей между поставщиком и его покупателем. Ведь чем крепче связи между поставщиком и покупателем, тем больше заказов разместит покупатель у данного поставщика и тем больше комиссий в конечном итоге заработает фактор при обслуживании будущих дебиторских задолженностей.
Факторы покупают дебиторские задолженности и в какой-то момент времени должны заплатить за них поставщику. Мировая практика знает различные варианты соглашений, касающихся момента получения досрочного платежа. Соглашения различаются от фактора к фактору, однако существует несколько вариантов стандартных условий. В одном случае фактор выплачивает поставщику величину досрочного платежа сразу после поставки товара и получении документов, подтверждающих факт отгрузки товара.
Многие факторинговые компании, работающие без регресса, предлагают условия, при которых они гарантируют поставщику платеж спустя определенное количество дней после покупки дебиторской задолженности. Это соглашение известно как соглашение с фиксированным периодом платежа (Fixed Maturity Period (FMP)). [9, стр.52]
Фактор проверяет бухгалтерские записи своего перспективного клиента-поставщика и определяет среднее число дней, необходим покупателям для погашения своих задолженностей. Фактор обязуется оплатить поставщику величину купленных дебиторских задолженностей (за вычетом комиссионных вознаграждений) через фиксированный промежуток времени (FMP) независимо от того, заплатили покупатели фактору или нет, при условии, что данные дебиторские задолженности были одобрены фактором, а также неоспоримы со стороны покупателей. Поскольку FMP является средней величиной, в обычной ситуации некоторые покупатели заплатят раньше этого срока, другие - позже. Для поставщика выгода сделки с фиксированным периодом платежа заключается в том. что он может точно знать, когда поступит платеж от фактора, и, следовательно, с большей точностью сможет планировать платежи по своим собственным обязательствам. Для фактора данные условия выплаты досрочного платежа также выгодны, так как он сможет лучше планировать свои денежные потоки.
Однако не всегда возможно определить средний срок оплаты дебиторских задолженностей, например, в тех отраслях, деятельность которых носит сезонный характер или если поставщик продает товар покупателям на различных платежных условиях. В таких случаях фактор может предложить сделку на условиях «payers-paid", при которых он платит поставщику по мере того, как получает платежи от покупателей.
Информация о работе Экономическое обоснование факторинговой сделки