Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:28, курс лекций

Описание

В основе развития любой экономической системы лежат основные факторы - это природные ресурсы, средства производства и трудовые ресурсы.
История взаимодействия человечества и природы, особенно в последние десятилетия, показывает, что развитие экономики происходит, как правило, за счёт хищнического использования природных ресурсов.
Экологические проблемы поставили человечество перед выбором дальнейшего пути развития: по-прежнему ориентироваться на неоправданный рост производства, или тщательно учитывать реальные возможности природной среды и последствия человеческой деятельности в настоящем и будущем.

Содержание

Введение
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Экономика природопользования»
1.2. Основные закономерности взаимодействия общества и природы
1.3. Эколого-экономические концепции природопользования
1.4. . Принципы рационального природопользования

ТЕМА 2. Ресурсные факторы Российской Федерации
2.1. Природные ресурсы РФ
2.2. Население и трудовые ресурсы РФ
2.3. Размещение производительных сил общества
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Сущность, виды и функции оценок природных ресурсов
3.2. Рентный и затратный методы оценки природных ресурсов
3.3. Косвенные методы оценки природных ресурсов

ТЕМА 4. Плата за природные ресурсы
3.1. Функции платежей за природные ресурсы
3.2. Виды платежей за природные ресурсы
3.3. Система платежей за пользование природными ресурсами

ТЕМА 5. Управление природопользованием и охраной окружающей среды
5.1. Сущность и формы управления природопользованием
5.2. Уровни и задачи управления в природопользовании
5.3. Органы управления природопользованием
5.4. Методы управления природопользованием
5.5. Природоохранное законодательство

ТЕМА 6. Система планирования и прогнозирования природопользования
6.1. Основы планирования природопользования
6.2. Нормативы планирования рационального природопользования
6.3. Система показателей и этапы расчёта социально-экологической
программы региона
ТЕМА 7. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.1. Экологические издержки
7.2. Эколого-экономический ущерб (ЭЭУ)
7.3. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.4. Методика определения экономической эффективности экологических мероприятий
Практическое занятие "Расчет эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды по элементам воздействия"
ТЕМА 8. Капитальные вложения в охрану и рациональное использование природных ресурсов
8.1. Сущность капитальных вложений в охрану и воспроизводство природных ресурсов
8.2. Основные направления капитальных вложений природопользования, их нормативы
8.3. Финансирование природоохранной деятельности
8.4. Система экологических фондов
8.5. Элементы системы экологических фондов
8.6. Эколого-экономическая эффективность капитальных вложений, методики расчета

Работа состоит из  1 файл

Экон. Природопользования+.doc

— 510.00 Кб (Скачать документ)

Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли устанавливается на основании земельной ренты. Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных участков, передаче их по наследству и дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка, но не применяется как плата в бюджет. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются. Размер нормативной цены может быть понижен или увеличен органами местного самоуправления, но не более, чем на 25%. При этом нормативная цена земли не должна превышать 75%-го уровня рыночной цены на земельные участки соответствующего целевого назначения.

Полученные средства (за счет земельного налога и арендной платы) используются на финансирование мероприятий по землеустройству, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель и т.п.

Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:

  • платежи за пользование недрами;
  • плату (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • акцизы;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на право пользования недрами;
  • плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.

Кроме вышеперечисленных платежей, пользователи недр платят налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные налоговым и природно - ресурсным законодательствами, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря.

Формы внесения платежей: денежные платежи; в виде части объема добытого минерального сырья и др. Все отчисления включаются в себестоимость сырья.

Плата (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Устанавливается как доля или процент от цены реализованного сырья (3-10% в зависимости от вида полезного ископаемого). Отчисления взимаются только в денежной форме и включаются в себестоимость добычи сырья.

Акцизный сбор вводится по тем видам сырья, которое добывается из месторождений с лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, при получении недропользователями сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. Акцизом облагается нефть и газ. Ставки акцизного сбора составляют от 5 до 30%, в зависимости от вида сырья. Сумма акциза включается в цену на данное сырье. Акцизный сбор перечисляется в федеральный бюджет.

Сбор за участие  в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии на право пользования недрами. Сбор за участие в конкурсе вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки. Размер сбора определяется на основе подсчета затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), а также на подготовку, оформление и регистрацию лицензии на пользование недрами. Данный вид платежей направляется в органы, выдающие лицензии.

Плата за геологическую  информацию о недрах, полученную за счет государственных средств. Размер платы и порядок ее взимания определяются Положением, утвержденным Правительством РФ.

Плата за воду была введена в 1982 г. на основе затратного метода. Это плата за сбор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов лежат затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом не берется во внимание такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории Для промышленных предприятий введены лимиты потребления воды (месячный лимит забора воды исчисляется в пределах годового забора воды) и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышают базовые тарифы). Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Промышленные  предприятия не платят за подземные лечебные минеральные воды и теплоэнергетические, а также за подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных ископаемых.

Кроме платы за забор  воды промышленными предприятиями  из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:

  • платежи за пользование недрами по подземным водам;
  • отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы по подземным водам;
  • плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты;
  • плата за пользование водными объектами (водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за лесные ресурсы. В соответствии с "Лесной кодексом", установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:

  • Лесные подати (плата за пользование лесным фондом)
  • Арендная плата за лесные участки
  • Отчисления (сбор) на воспроизводство, охрану и защиту лесов

Основой для определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.

Лесные подати - это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесных ресурсов или за 1 га. Ставки лесных податей могут быть установлены по результатам лесного аукциона.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню определяется Постановлением Правительства РФ, размер всех минимальных ставок (рубли за 1 кубический метр древесины) зависит от следующих показателей:

  • группы лесных пород (сосна, дуб, кедр, ель и др.;
  • вида древесины (деловая и дровяная;
  • размера деловой древесины (крупная, средняя, мелкая);
  • расстояния вывозки ( по лесотаксовым разрядам).

Арендная  плата взимается при аренде (временном пользовании) участков лесного фонда. Размер платы определяется на основе ставок лесных податей. Размер платы, порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются в договоре аренды участка лесного фонда.

Плата за ресурсы животного мира включает в себя следующие виды:

  • Плату за пользование животным миром
  • Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром

Плата за пользование  животным миром включает в себя плату  за лицензию на отстрел диких животных. Этот вид платежей несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Использование средств, поступивших в бюджет, происходит по следующим направлениям:

  • на реализацию федеральных и территориальных программ;
  • на мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиты от вредного воздействия и др.

ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ 

5.1. Сущность и формы управления природопользованием

 

   Управление - это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

Цель управления: обеспечить экологически безопасное и устойчивое (сбалансированное) развитие.

Организация системы управления природопользованием включает:

  1. Формирование экополитики (экологической политики). Экополитика - это политика по отношению к окружающей природной среде. При этом под политикой понимают науку о целях и задачах государства и о средствах, которые необходимы для достижения поставленных целей.
  2. Конкретизацию целей и задач экополитики, установление приоритетов. Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровне они конкретизируются, исходя из специфики территории и определяются приоритеты, т.е. среди целей и задач экополитики выделяют первоочередные.
  3. Выработку стратегии природопользования. Стратегия в области природопользования основывается на комплексном географическом анализе территории. Стратегическими целями в нашей стране являются: учет экологических и природно-географических условий конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны; сохранение генетического здоровья населения; рациональное использование природно-ресурсного потенциала России; сохранение биоразнообразия.

Для реализации стратегических целей разрабатывают конкретные направления действий - разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяйственной деятельности и формирование эффективной системы органов управления в области природопользования.

  1. Выбор методов управления. Методы - это инструменты экополитики.
  2. Создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием. Информационное обеспечение управлением - это совокупность информации о природных ресурсах, природных условиях, а также деятельности природопользователей.
  3. Создание институциональной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользованием. Государственное управление природопользованием осуществляют законодательная (представительная), исполнительная и судебная власти, т.е. к управлению причастны все ветви власти.

Государственное управление природопользованием - это деятельность аппарата государства и всех его подразделений по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды, а также организационная работа по обеспечению эффективного функционирования всех сфер общественной жизни в области экологии на основе организационно-правовых норм.

Субъект управления - это орган, учреждение или организация, выполняющая государственные задания в области экологии и наделенный соответствующими функциями. К субъектам управления относят: министерства управления, департаменты, органы прокурорского надзора, суды, органы внутренних дел.

Объект  управления - это деятельность людей в сфере экологии, т.е. деятельность в области природных объектов (земель, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха), а т.ж. совокупность возможностей субъектов управления подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организаторскую работу.

Формами государственного управления являются:

  • Акты управления (нормативные, индивидуальные, директивные);
  • Административные соглашения;
  • Материально-технические действия.

Государственное управление в сфере экологии объединяет в себя три основных направления управленческой деятельности государства:

  1. социально-экономическое направление (сфера экономики, финансов, кредитно-денежная система, промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, банки, сырье, топливо, оборудование);
  2. административно-политическое направление (вопросы внешней политики, обороны, органы общественного порядка, общественной и государственной безопасности);
  3. социально-культурное направление (сфера народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения).

 

5.2. Уровни и задачи управления в природопользовании

 В природопользовании существуют два уровня управления:

  1. управление природными системами;
  2. управление природопользователями, т.е. управление охраной окружающей природной среды и рационализацией использования природных ресурсов.

Первый уровень управления опирается на изучение и использование  естественных законов (в первую очередь  экологических) и осуществляется через  второй уровень, который опирается на юридические и экономические законы.

Управление природными системами бывает двух видов:

  1. "Жесткое" управление - это грубое нарушение естественных процессов с помощью технических средств (например, сплошная вырубка лесов).
  2. "Мягкое" управление - это воздействие на окружающую природную среду через естественные механизмы саморегуляции, т.е. способности природной системы к восстановлению своих свойств после антропогенного вмешательства (например, выборочная рубка, сохраняющая лес как биоценоз).

Управление природопользователями  подразделяется на командно-административное управление и экономическое.

Задачей управления природопользованием является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью:

  • сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;
  • предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной деятельности;
  • оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды;
  • укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

 

5.3. Органы управления природопользованием

 

Структура органов управления представляет собой единство элементов  и связей между ними в соотношении  с функциями системы.

К управлению природопользованием  относятся все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для управления в сфере природопользования.

К органам законодательной власти относятся:

  • Государственная Дума;
  • Комитет по природным ресурсам и природопользованию;
  • Комитет по экологии, который включает в себя Высший экологический совет.

Информация о работе Экономика природопользования