Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:28, курс лекций
В основе развития любой экономической системы лежат основные факторы - это природные ресурсы, средства производства и трудовые ресурсы.
История взаимодействия человечества и природы, особенно в последние десятилетия, показывает, что развитие экономики происходит, как правило, за счёт хищнического использования природных ресурсов.
Экологические проблемы поставили человечество перед выбором дальнейшего пути развития: по-прежнему ориентироваться на неоправданный рост производства, или тщательно учитывать реальные возможности природной среды и последствия человеческой деятельности в настоящем и будущем.
Введение
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Экономика природопользования»
1.2. Основные закономерности взаимодействия общества и природы
1.3. Эколого-экономические концепции природопользования
1.4. . Принципы рационального природопользования
ТЕМА 2. Ресурсные факторы Российской Федерации
2.1. Природные ресурсы РФ
2.2. Население и трудовые ресурсы РФ
2.3. Размещение производительных сил общества
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Сущность, виды и функции оценок природных ресурсов
3.2. Рентный и затратный методы оценки природных ресурсов
3.3. Косвенные методы оценки природных ресурсов
ТЕМА 4. Плата за природные ресурсы
3.1. Функции платежей за природные ресурсы
3.2. Виды платежей за природные ресурсы
3.3. Система платежей за пользование природными ресурсами
ТЕМА 5. Управление природопользованием и охраной окружающей среды
5.1. Сущность и формы управления природопользованием
5.2. Уровни и задачи управления в природопользовании
5.3. Органы управления природопользованием
5.4. Методы управления природопользованием
5.5. Природоохранное законодательство
ТЕМА 6. Система планирования и прогнозирования природопользования
6.1. Основы планирования природопользования
6.2. Нормативы планирования рационального природопользования
6.3. Система показателей и этапы расчёта социально-экологической
программы региона
ТЕМА 7. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.1. Экологические издержки
7.2. Эколого-экономический ущерб (ЭЭУ)
7.3. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.4. Методика определения экономической эффективности экологических мероприятий
Практическое занятие "Расчет эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды по элементам воздействия"
ТЕМА 8. Капитальные вложения в охрану и рациональное использование природных ресурсов
8.1. Сущность капитальных вложений в охрану и воспроизводство природных ресурсов
8.2. Основные направления капитальных вложений природопользования, их нормативы
8.3. Финансирование природоохранной деятельности
8.4. Система экологических фондов
8.5. Элементы системы экологических фондов
8.6. Эколого-экономическая эффективность капитальных вложений, методики расчета
Законодательная власть управления природопользованием выполняет следующие функции:
К органам исполнительной власти относятся:
К специально уполномоченным государственным органам РФ исполнительной власти относятся:
Исполнительная власть управления природопользованием выполняет следующие функции:
окружающей среды;
К органам судебной власти, уполномоченным принимать решения по экологическим вопросам относятся:
5.4. Методы управления природопользованием
В управлении природопользованием используют следующие методы:
Схема сочетания административных
и экономических методов управления природопользованием
5.5. Природоохранное законодательство
Природопользование
Законы по охране природы дополняются инструкциями:
Законодательная система состоит из следующих элементов:
Следовательно, природоохранное законодательство должно обеспечить:
Методология планирования природопользования включает в себя совокупность целей, задач, принципов, методов, систему показателей, виды планов и программ, информационную базу, нормативы и методы расчетов показателей.
Цель планирования природопользования состоит в обеспечении рационального и экономического использования природных ресурсов и равновесия в природной среде в условиях роста эффективности производства.
Задачи планирования:
Принципы планирования рационального природопользования:
Методы:
Основным плановым документом при планировании природопользования является "Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России".
6.2. Нормативы планирования рационального природопользования
Под нормой понимают регламентируемую величину абсолютного расхода природных и других ресурсов на единицу выпускаемой продукции или выполненных (оказанных) работ и услуг.
Планирование охраны
природы и рационального
Нормативы выражаются в
натуральной и стоимостной
Натуральные нормы и нормативы включают удельные объемы вовлечения природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции; полноту извлечения и использования минерального сырья; предельно-допустимые концентрации (ПДК), предельно-допустимые сбросы (ПДС), предельно-допустимые выбросы (ПДВ) по различным видам ресурсов.
Стоимостные нормативы представлены удельными капитальными вложениями на единицу продукции или работ; эксплуатационными затратами на содержание объектов природоохранного назначения; экономическим ущербом на единицу выбросов (сбросов) вредных веществ в атмосферу и нормативной эффективностью затрат в природоохранные предприятия. Стоимостные нормативы позволяют снижать затраты на природо-охранные мероприятия и повышать их экономическую эффективность.
Эколого-экономические нормативы в планировании используются при разработке:
Таблица 1
Схема построения системы региональных экологических и экономических нормативов | ||
Объекты эколого- |
Региональные |
Субъекты |
1. Единый природно- |
|
Дума РФ, Госкомприроды, комитеты по охране природы субъектов РФ и др. |
2. Природно-территориальные комплексы-ландшафты |
|
Комитеты по охране природы субъектов РФ, комитеты по охране природы административно- территориальных единиц |
3. Территориально- |
|
Комитеты по охране природы
субъектов РФ, комитеты административно- |
4. Использование и
воспроизводство природных |
||
4.1. Земельные ресурсы (с.-х. назначения) |
|
Государственные и муниципальные
органы управления, комитеты административно- |
4.2. Городские земли |
|
Муниципальные органы управления, комитеты по охране природы муниципалитета, банки |
5. Лесные ресурсы |
|
Государственные и муниципальные органы управления,
комитеты административно- |
6. Водные ресурсы: |
|
Государственные и муниципальные
органы управления, комитеты административно- |
7. Рыбные запасы |
|
Федеральный государственный орган управления; органы управления субъектов Федерации; Муниципалитеты; а также все комитеты по охране природы на всех этих уровнях |
8. Растительный и животный мир |
|
Федеральный государственный орган управления; органы управления субъектов Федерации; Муниципалитеты; а т.ж. все комитеты по охране природы на всех этих уровнях |