Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:28, курс лекций

Описание

В основе развития любой экономической системы лежат основные факторы - это природные ресурсы, средства производства и трудовые ресурсы.
История взаимодействия человечества и природы, особенно в последние десятилетия, показывает, что развитие экономики происходит, как правило, за счёт хищнического использования природных ресурсов.
Экологические проблемы поставили человечество перед выбором дальнейшего пути развития: по-прежнему ориентироваться на неоправданный рост производства, или тщательно учитывать реальные возможности природной среды и последствия человеческой деятельности в настоящем и будущем.

Содержание

Введение
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Экономика природопользования»
1.2. Основные закономерности взаимодействия общества и природы
1.3. Эколого-экономические концепции природопользования
1.4. . Принципы рационального природопользования

ТЕМА 2. Ресурсные факторы Российской Федерации
2.1. Природные ресурсы РФ
2.2. Население и трудовые ресурсы РФ
2.3. Размещение производительных сил общества
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Сущность, виды и функции оценок природных ресурсов
3.2. Рентный и затратный методы оценки природных ресурсов
3.3. Косвенные методы оценки природных ресурсов

ТЕМА 4. Плата за природные ресурсы
3.1. Функции платежей за природные ресурсы
3.2. Виды платежей за природные ресурсы
3.3. Система платежей за пользование природными ресурсами

ТЕМА 5. Управление природопользованием и охраной окружающей среды
5.1. Сущность и формы управления природопользованием
5.2. Уровни и задачи управления в природопользовании
5.3. Органы управления природопользованием
5.4. Методы управления природопользованием
5.5. Природоохранное законодательство

ТЕМА 6. Система планирования и прогнозирования природопользования
6.1. Основы планирования природопользования
6.2. Нормативы планирования рационального природопользования
6.3. Система показателей и этапы расчёта социально-экологической
программы региона
ТЕМА 7. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.1. Экологические издержки
7.2. Эколого-экономический ущерб (ЭЭУ)
7.3. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.4. Методика определения экономической эффективности экологических мероприятий
Практическое занятие "Расчет эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды по элементам воздействия"
ТЕМА 8. Капитальные вложения в охрану и рациональное использование природных ресурсов
8.1. Сущность капитальных вложений в охрану и воспроизводство природных ресурсов
8.2. Основные направления капитальных вложений природопользования, их нормативы
8.3. Финансирование природоохранной деятельности
8.4. Система экологических фондов
8.5. Элементы системы экологических фондов
8.6. Эколого-экономическая эффективность капитальных вложений, методики расчета

Работа состоит из  1 файл

Экон. Природопользования+.doc

— 510.00 Кб (Скачать документ)

Законодательная власть управления природопользованием выполняет  следующие функции:

  1. определение основных направлений государственной экологической политики;
  2. утверждение федеральных экологических программ;
  3. порядок организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  4. установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия и др.

К органам исполнительной власти относятся:

  • Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
  • Федеральная служба лесного хозяйства;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
  • Комитет РФ по драгоценным металлам и драгкамням;
  • Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
  • Госкомитет РФ по рыболовству;
  • Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям.

К специально уполномоченным государственным органам РФ исполнительной власти относятся:

  • Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  • Министерство природных ресурсов РФ;
  • Министерство сельского хозяйства;
  • Комиссия по окружающей среде и природопользованию;
  • Отдел экологической безопасности и охраны здоровья населения;
  • Региональные отделения экологической прокуратуры и др.

Исполнительная власть управления природопользованием выполняет  следующие функции:

  1. реализация государственной экологической политики;
  2. обеспечение разработки и реализации экологических программ;
  3. координация деятельности министерств и ведомств в области охраны

окружающей среды;

  1. утверждение экологических нормативов воздействия на окружающую среду;
  2. порядок определения платности природопользования;
  3. вопросы организации особо охраняемых территорий, экологического образования и др.

К органам судебной власти, уполномоченным принимать решения по экологическим вопросам относятся:

  • Конституционный Суд РФ, который включает в себя Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации (республик, краев, областей, Автономных областей, Автономных округов, городов);
  • Высший Арбитражный Суд, который состоит из Федеральных Арбитражных судов округов, которые в свою очередь состоят из Арбитражных судов субъектов Федерации;
  • Суды общей юрисдикции. Сюда относятся: Верховный суд РФ; суды субъектов РФ; районные (городские) суды

 

5.4. Методы управления природопользованием

 

В управлении природопользованием  используют следующие методы:

  1. Административно-правовые методы управления. Эти методы заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, а т.ж. права и обязанности руководящих работников. Административные акты имеют обязательную силу. Особое главное место в административных актах занимают нормативы и стандарты.
  2. Организационные методы. Эти методы обеспечивают: распределение функций в сфере управления; поддержание технологической дисциплины; контроль; обобщение опыта рационального управления на основе достижений науки и техники.
  3. Социально-психологические методы. Представляют собой систему средств социального и психологического воздействия с целью обеспечения благоприятных природных условий проживания человека, снижение заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедников и т.д.
  4. Экономические методы. Заключаются в использовании: системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, выданных кредитов и т.д.
  5. Методы оптимизации управленческих решений. С помощью этих методов разрабатываются модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных объектов.
  6. Рыночные методы управления. Заключаются в формировании экологического рынка услуг и природных ресурсов, т.е. продажа, покупка, торговля и перераспределение прав на загрязнение окружающей среды. В этих рамках осуществляется создание посреднических фирм, банков и бирж, т.е. формируется рыночная инфраструктура в сфере экологии.

 
Схема сочетания административных и экономических методов управления природопользованием

 

5.5. Природоохранное законодательство

 

Природопользование регламентируется законами и законодательными актами. Основными законодательными по охране природы в нашей стране являются: Закон "Об охране окружающей природной  среды" от 02.06.93 г., Закон "О плате за землю" и Закон "О недрах".

Законы по охране природы  дополняются инструкциями:

  • "Инструкция по применению закона "О плате за землю";
  • "Рекомендации по взиманию платы за загрязнение природной среды";
  • "Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли";
  • "Инструкция по определению платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение твердых отходов".

Законодательная система  состоит из следующих элементов:

  1. обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования;
  2. система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование;
  4. система экологических ограничений по территориям: по предельным объемам использования природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства;
  5. платность использования природных ресурсов;
  6. создание систем внебюджетных экологических фондов (федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных);
  7. создание общественных фондов охраны окружающей природной среды. Образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников;
  8. экологическое страхование;
  9. механизм стимулирования охраны окружающей среды, функционирующий за счет:
    • установления налоговых льгот;
    • применения поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;
    • применения льготного кредитования и др.

Следовательно, природоохранное  законодательство должно обеспечить:

  • права человека на здоровую среду обитания;
  • экологически чистую продукцию и жилье;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и здоровье человека;
  • гарантию прав будущих поколений.
ТЕМА 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

6.1. Основы планирования природопользования

 

Методология планирования природопользования включает в себя совокупность целей, задач, принципов, методов, систему показателей, виды планов и программ, информационную базу, нормативы и методы расчетов показателей.

Цель планирования природопользования состоит в обеспечении рационального и экономического использования природных ресурсов и равновесия в природной среде в условиях роста эффективности производства.

Задачи планирования:

  1. обеспечение комплексного использования минеральных ресурсов;
  2. использование малоотходных и безотходных технологий переработки материального сырья;
  3. обеспечение рационального использования и восстановление нарушенных и загрязненных земельных, водных, воздушных ресурсов, растительного и животного мира;
  4. обеспечение равновесия в природной среде путем выполнения научно обоснованных нормативов в различных средах.

Принципы планирования рационального природопользования:

  • Принцип научности. Заключается в объективности, системности, оптимальности, комплексности и целенаправленности планов.
  • Принцип единства. Заключается в единстве интересов общества, индивидуума и коллектива предприятия.
  • Принцип непрерывности. Заключается в непрерывности планирования и прогнозирования природо-охранной деятельности.

 Методы:

  • Балансовый метод. Позволяет увязать воедино имеющиеся ресурсы с потребностями.
  • Нормативный метод. Применяется при разработке научно обоснованных норм и нормативов.
  • Аналитический метод. Основан на проведении технико-экономического анализа эффективности использования природных ресурсов.
  • Метод экспертных оценок. Основан на использовании опыта передовых предприятий при отсутствии достоверной информации.
  • Программно-целевой метод. Заключается в определении главного направления при достижении намеченных результатов.
  • Экономико-математическое моделирование. Позволяет выбрать наилучший (оптимальный) результат с наименьшими затратами ресурсов. Обычно решение проводят с использованием ЭВМ.

Основным плановым документом при планировании природопользования является "Государственная программа  охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России".

 

6.2. Нормативы  планирования рационального природопользования

Под нормой понимают регламентируемую величину абсолютного расхода природных и других ресурсов на единицу выпускаемой продукции или выполненных (оказанных) работ и услуг.

Планирование охраны природы и рационального использования  ресурсов осуществляется на базе системы  норм и нормативов, обеспечивающей научную обоснованность и сбалансированность планов. Планы устанавливаются на основе лучших достижений отечественного и зарубежного опыта в области рационального природопользования.

Нормативы выражаются в  натуральной и стоимостной формах.

Натуральные нормы и нормативы включают удельные объемы вовлечения природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции; полноту извлечения и использования минерального сырья; предельно-допустимые концентрации (ПДК), предельно-допустимые сбросы (ПДС), предельно-допустимые выбросы (ПДВ) по различным видам ресурсов.

Стоимостные нормативы представлены удельными капитальными вложениями на единицу продукции или работ; эксплуатационными затратами на содержание объектов природоохранного назначения; экономическим ущербом на единицу выбросов (сбросов) вредных веществ в атмосферу и нормативной эффективностью затрат в природоохранные предприятия. Стоимостные нормативы позволяют снижать затраты на природо-охранные мероприятия и повышать их экономическую эффективность.

Эколого-экономические  нормативы в планировании используются при разработке:

  • Лимитов на использование (потребление) природных ресурсов, в т.ч. выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.
  • Нормативов платы и платежей за сверхлимитное потребление природных ресурсов, в т.ч. за залповые и аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
  • Налоговых льгот за внедрение безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий и применение нетрадиционных видов энергии.
  • Нормативов, применяемых при экологическом страховании.

 

Таблица 1

Схема построения системы региональных экологических и экономических нормативов

 

Объекты эколого- 
экономического  
нормирования

Региональные  
эколого-экономические  
нормативы

Субъекты  
эколого-экономического  
нормирования

1. Единый природно-территориальный  комплекс региона

  1. Нормативы, гарантирующие обеспечение естественного баланса по кислороду, двуокиси углерода и т.д.
  2. Показатели оптимального функционального зонирования территории комплекса
  3. Показатели общего природно-ресурсного потенциала комплекса
  4. Экономическая оценка энерго-сырьевого потенциала региона

Дума РФ, Госкомприроды, комитеты по охране природы субъектов  РФ и др.

2. Природно-территориальные  комплексы-ландшафты

  1. Предельно допустимая экологическая нагрузка
  2. Характеристика природно-ресурсного потенциала и ограничение на его использование
  3. Экономическая оценка энергосырьевого потенциала
  4. Система ПДК

Комитеты по охране природы  субъектов РФ, комитеты по охране природы  административно- территориальных  единиц

3. Территориально-производственные  комплексы (ТПК)

  1. Лимиты использования природных ресурсов и выброса (сброса) загрязняющих веществ в окружающую среду
  2. Плата за использование ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ
  3. Экономические санкции за нарушение экологических нормативов и правил

Комитеты по охране природы  субъектов РФ, комитеты административно-территориальных единиц, коммерческие банки

4. Использование и  воспроизводство природных ресурсов:

   

4.1. Земельные ресурсы  (с.-х. назначения)

  1. Структура использования земли
  2. Нормативы оптимального уровня плодородия
  3. ПДК основных загрязняющих веществ

Государственные и муниципальные  органы управления, комитеты административно-территориальных  единиц

4.2. Городские земли

  1. Зонирование использования городской территории.
  2. Ставка платы за использование земли (арендная плата)

Муниципальные органы управления, комитеты по охране природы муниципалитета, банки

5. Лесные ресурсы 

  1. Расчетная лесосека главного и промежуточного пользования
  2. Норматив оптимальной лесистости региона
  3. Плата за использование лесных ресурсов
  4. Плата за побочное пользование лесом

Государственные и муниципальные органы управления, комитеты административно-территориальных единиц, комитеты по охране природы муниципалитета, банки

6. Водные ресурсы: 
6.1. Поверхностные воды 
6.2. Подземные

  1. Лимиты использования вод
  2. ПДК загрязняющих веществ
  3. Плата за водопользование (плата за забор воды; плата за сброс загрязняющих сточных вод; плата за безвозвратные потери воды)

Государственные и муниципальные  органы управления, комитеты административно-территориальных  единиц, комитеты по охране природы  муниципалитета, банки

7. Рыбные запасы 

  1. Квота вылова рыбы
  2. Плата за аренду рыбохозяйственных водоемов

Федеральный государственный  орган управления; органы управления субъектов Федерации; Муниципалитеты; а также все комитеты по охране природы на всех этих уровнях

8. Растительный и животный мир

  1. Квоты и нормативы, регулирующие оптимальную численность и структуру популяций и сообществ
  2. Экономические санкции (штрафы) за нарушение квот и нормативов

Федеральный государственный  орган управления; органы управления субъектов Федерации; Муниципалитеты; а т.ж. все комитеты по охране природы на всех этих уровнях

Информация о работе Экономика природопользования