Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 05:27, контрольная работа
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может. Человек – часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.
Экономическая оценка удельного ущерба У от сброса источником загрязнения примесей в водоем:
Ув = 443,5 * 128·* 1,57 * 1612 = 143670725 тыс.руб./год.
Плата за загрязнение окружающей природной среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятиями, а также за размещение отходов. Эта плата должна возмещать затраты на предотвращение ущерба от воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стимулировать предприятия к выполнению этих мероприятий до установленных нормативов, утилизации отходов, проектированию и строительству природоохранных объектов. Основой расчетов являются:
«Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов», утвержденные постановлениями администрации Красноярского края от 30.04.93г. №164-п от 12.10.93 г, №437-п.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости территории (к).
В г. Красноярске они составляют для:
- воздуха - k =1,68;
- воды - k = 1,57;
- почвы - k - 1,32.
Коэффициенты индексации платы (K), которые устанавливаются в зависимости от роста инфляции. Для г. Красноярска с 2003 г, К = 128.
Общая плата предприятия за загрязнение природной среды (П) складывается из платы за выбросы в атмосферу от стационарных источников (П1), платы за выбросы в атмосферу от передвижных источников (П2), платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (ПЗ), платы за размещение отходов (П4).
П = П1 +П2 + ПЗ + П4. (8)
В ходе выполнения необходимо рассчитать плату за загрязнения атмосферы от стационарных источников (П1) и плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (ПЗ).
Расчет платежей за сбросы, выбросы, размещение отходов производится по формуле:
П1(ПЗ, П4) = Σ(Рi · Miф) · k·К, (9)
где П1(ПЗ, П4) - плата предприятия за выбросы в атмосферу, сбросы в водоем, размещение отходов, руб.;
Pi - норматив платы за 1 тн сбросов, выбросов, размещение отходов i-го загрязняющего вещества, руб./тн; Miф - фактическая масса сброса, выброса, размещенного отхода i-го загрязняющего вещества, т.
Нормативы платы (базовые нормативы платы) за 1 т сбросов, выбросов, размещение отходов i-го загрязняющего вещества (Pi) можно определить как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы
Рi = γ ·Ai · k · К. (10)
Расчет массы загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу может производиться по двум вариантам: расчетным методом по соответствующим методикам; результатам инструментальных замеров (концентрация вредных веществ, объемный расход газовой смеси, время работы источника). В данном случае в каждом варианте сразу даны массы загрязняющих компонентов.
Рассчитаем норматив платы за 1 тн сбросов для загрязняющих веществ в атмосфере (табл.3). Например, для первого вещества
Р1 = 0,015 *·10 ·* 1,68 ·* 128 = 7096,32 руб./тн.
В соответствии с табл.3 плата предприятия за выбросы в атмосферу:
П1 = 218567 *·1,68 *·128 = 47000647 тыс.руб.
Аналогично рассчитаем норматив платы за 1 тн сбросов для загрязняющих веществ в воде (табл.4). Например, для первого вещества
Р1 = 10,8 * 100 * 1,57 *· 128 = 217036 руб./тн.
В соответствии с табл.4 плата предприятия за выбросы в водоемы:
П = 143670725 * 1,57 *·128 = 28872068896 тыс.руб.
Таблица 3
№ |
Наименование вещества |
Miф, т |
Аi |
Рi, руб./тн. |
Рi·Miф, тыс.руб. |
1 |
Двуокись серы |
0,015 |
10 |
7096,32 |
0,491774976 |
2 |
Пыль |
0,22 |
100 |
70963,2 |
3,453778944 |
3 |
Окись углерода |
0,39 |
28,571 |
20275,18 |
12171,9203 |
4 |
Двуокись азота |
0,7 |
2,8571 |
2027,49 |
414,0113462 |
5 |
Окись азота |
0,72 |
333,33 |
236544 |
19944,3946 |
6 |
Сероводород |
0,12 |
25 |
17740,8 |
181,4050022 |
7 |
Сероуглерод |
0,8 |
20 |
14192,64 |
1947,173437 |
8 |
Фенол |
1,02 |
10 |
7096,32 |
101,5476296 |
9 |
Метиловый спирт |
0,13 |
0,25 |
177,408 |
6,440016845 |
10 |
Параксилол |
0,5 |
6,6667 |
4730,904 |
45077,42198 |
Всего |
218567 |
Таблица 4
№ |
Наименование вещества |
Miф, т |
Аi |
Рi, руб./тн. |
Рi·Miф, тыс.руб. |
1 |
Pb |
10,8 |
100 |
217036,8 |
716,2214 |
2 |
Cu |
5,2 |
20 |
20899,8 |
68,9695 |
3 |
Ni |
4,8 |
1 |
964,6 |
3,1832 |
4 |
Sn |
4,1 |
2 |
1647,9 |
5,4380 |
5 |
Cr |
2,4 |
100 |
48230,4 |
159,1603 |
6 |
NO2 |
0,001 |
16,6667 |
3,3 |
0,0111 |
7 |
NH4 |
0,025 |
20 |
100,5 |
0,3316 |
8 |
Co |
0,0807 |
66,6667 |
1081,2 |
3,5678 |
9 |
Fe |
3,13 |
20 |
12580,1 |
41,5143 |
10 |
HF |
10,607 |
10 |
21315,8 |
70,3422 |
Всего |
1069 |
Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Обеспечение экологических прав человека гарантируется законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Данный Закон РФ подтверждает, что государство в лице его полномочных органов и должностных лиц гарантирует поддержку общественного мнения в нормализации экологической обстановки.
Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении.
Природоохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ “Об охране окружающей природной среды”. Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).
Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды – это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.
На третьей результативной стадии движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде.
Экологическая ответственность – сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле – это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, в ретроспективном – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической ответственности лежит экологическое нарушение, которое выражается в несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений – объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами, существующее в системе “общество-природа”. Экологическими нарушениями следует считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, продиктованное удовлетворением экономических потребностей, причиняющее вред природной среде.
Таким образом, экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде. Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, компенсационную, превентивную. Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих в охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба. Существуют экономическая и юридическая формы данной ответственности. Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.
Механизм эколого-
Эколого-правовая ответственность – одна из разновидностей юридической ответственности, действующая в системе российского права. Первая ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды. Вторая часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за допущенные правонарушения.
Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и граждане. Объектами нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда и общественной опасности.