Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 05:27, контрольная работа

Описание

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может. Человек – часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.

Работа состоит из  1 файл

к.р. экономика природопользования 13 вариант.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

 

Экономическая оценка удельного ущерба У от сброса источником загрязнения примесей в водоем:

Ув = 443,5 * 128·* 1,57 * 1612 = 143670725 тыс.руб./год.

2.4 Расчет  платежей за загрязнение окружающей  среды

 

Плата за загрязнение окружающей природной среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятиями, а также за размещение отходов. Эта плата должна возмещать затраты на предотвращение ущерба от воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стимулировать предприятия к выполнению этих мероприятий до установленных нормативов, утилизации отходов, проектированию и строительству природоохранных объектов. Основой расчетов являются:

«Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов», утвержденные постановлениями администрации Красноярского края от 30.04.93г. №164-п от 12.10.93 г, №437-п.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости территории (к).

В г. Красноярске они составляют для:

- воздуха - k =1,68;

- воды - k = 1,57;

- почвы - k - 1,32.

Коэффициенты индексации платы (K), которые устанавливаются в зависимости от роста инфляции. Для г. Красноярска с 2003 г, К = 128.

Общая плата предприятия за загрязнение природной среды (П) складывается из платы за выбросы в атмосферу от стационарных источников (П1), платы за выбросы в атмосферу от передвижных источников (П2), платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (ПЗ), платы за размещение отходов (П4).

П = П1 +П2 + ПЗ + П4. (8)

В ходе выполнения необходимо рассчитать плату за загрязнения атмосферы от стационарных источников (П1) и плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (ПЗ).

Расчет платежей за сбросы, выбросы, размещение отходов производится по формуле:

П1(ПЗ, П4) = Σ(Рi · M) · k·К, (9)

где П1(ПЗ, П4) - плата предприятия  за выбросы в атмосферу, сбросы в  водоем, размещение отходов, руб.;

Pi - норматив платы за 1 тн сбросов, выбросов, размещение отходов i-го загрязняющего вещества, руб./тн; M - фактическая масса сброса, выброса, размещенного отхода i-го загрязняющего вещества, т.

Нормативы платы (базовые нормативы платы) за 1 т сбросов, выбросов, размещение отходов i-го загрязняющего вещества (Pi) можно определить как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы

Рi = γ ·Ai · k · К. (10)

Расчет массы загрязняющих веществ  в выбросах в атмосферу может  производиться по двум вариантам: расчетным методом по соответствующим методикам; результатам инструментальных замеров (концентрация вредных веществ, объемный расход газовой смеси, время работы источника). В данном случае в каждом варианте сразу даны массы загрязняющих компонентов.

Рассчитаем норматив платы за 1 тн сбросов для загрязняющих веществ  в атмосфере (табл.3). Например, для  первого вещества

Р1 = 0,015 *·10 ·* 1,68 ·* 128 = 7096,32 руб./тн.

В соответствии с табл.3 плата предприятия  за выбросы в атмосферу:

П1 = 218567 *·1,68 *·128 = 47000647 тыс.руб.

Аналогично рассчитаем норматив платы  за 1 тн сбросов для загрязняющих веществ в воде (табл.4). Например, для первого вещества

Р1 = 10,8 * 100 * 1,57 *· 128 = 217036 руб./тн.

В соответствии с табл.4 плата предприятия  за выбросы в водоемы:

П = 143670725 * 1,57 *·128 = 28872068896 тыс.руб.

 

Таблица 3

Наименование 

вещества

M, т

Аi

Рi, руб./тн.

Рi·M, тыс.руб.

1

Двуокись серы

0,015

10

7096,32

0,491774976

2

Пыль 

0,22

100

70963,2

3,453778944

3

Окись углерода

0,39

28,571

20275,18

12171,9203

4

Двуокись азота

0,7

2,8571

2027,49

414,0113462

5

Окись азота

0,72

333,33

236544

19944,3946

6

Сероводород

0,12

25

17740,8

181,4050022

7

Сероуглерод

0,8

20

14192,64

1947,173437

8

Фенол

1,02

10

7096,32

101,5476296

9

Метиловый спирт 

0,13

0,25

177,408

6,440016845

10

Параксилол 

0,5

6,6667

4730,904

45077,42198

Всего

218567


 

Таблица 4

Наименование 

вещества

M, т

Аi

Рi, руб./тн.

Рi·M, тыс.руб.

1

Pb

10,8

100

217036,8

716,2214

2

Cu

5,2

20

20899,8

68,9695

3

Ni

4,8

1

964,6

3,1832

4

Sn

4,1

2

1647,9

5,4380

5

Cr

2,4

100

48230,4

159,1603

6

NO2

0,001

16,6667

3,3

0,0111

7

NH4

0,025

20

100,5

0,3316

8

Co

0,0807

66,6667

1081,2

3,5678

9

Fe

3,13

20

12580,1

41,5143

10

HF

10,607

10

21315,8

70,3422

Всего

1069


 

3. Концепция экологической  ответственности

 

Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Обеспечение экологических прав человека гарантируется законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Данный Закон РФ подтверждает, что государство в лице его полномочных органов и должностных лиц гарантирует поддержку общественного мнения в нормализации экологической обстановки.

Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного  в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении. 

Природоохранительные правовые нормы, призванные  выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ “Об охране окружающей природной среды”. Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).

Эффективность эколого-правового  механизма охраны окружающей природной  среды – это оценка качества его  работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.

На третьей результативной стадии движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде.

Экологическая ответственность –  сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле – это обязанность соблюдать  нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, в ретроспективном – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической ответственности лежит экологическое нарушение, которое выражается в несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений – объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами, существующее в системе “общество-природа”. Экологическими нарушениями следует считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, продиктованное удовлетворением экономических потребностей, причиняющее вред природной среде.

Таким образом, экологическая ответственность  – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и  соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда  природной среде. Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, компенсационную, превентивную. Стимулирующая функция  проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих в охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба. Существуют экономическая и юридическая  формы данной ответственности. Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

Механизм эколого-экономической  ответственности зависит от конкретных видов данной ответственности. В  законодательстве закреплены следующие ее виды в сфере взаимодействия общества и природы: обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в воздух и водоемы, за захоронение вредных отходов; возмещение потерь сельско- и лесохозяйственного производства при изъятии земель; взимание платы за использование вод в промышленности.

Эколого-правовая ответственность  – одна из разновидностей юридической  ответственности, действующая в  системе российского права. Первая ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды. Вторая часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за допущенные правонарушения.

Экологическое правонарушение – это  виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический  правопорядок и причиняющее вред природной  среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и граждане. Объектами нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда и общественной опасности.

Информация о работе Экономика природопользования