Концепция развития валютного рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международные валютные отношения и развитие валютного рынка 6
1.1. Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система 6
1.2. Понятие и история развития валютного рынка 11
1.3. Валютное регулирование и валютный контроль как элементы экономической политики 23
1.4. Зарубежный опыт регулирования валютного рынка 27
Глава 2. Европейский валютный союз 34
2.1. Цели создания валютного союза 34
2.2. Этапы создания валютного союза 35
2.3. Роль Европейского Центрального Банка в валютном регулировании и валютном контроле 37
Глава 3. Концепция развития валютного рынка в России 42
3.1. Связь валютной стратегии с общей экономической политикой государства 42
3.2. Центральный банк российской федерации – орган валютного регулирования и контроля 48
3.3. Основные параметры валютного регулирования в российской экономике на современном этапе 68
3.4. Валютная стратегия и утечка капитала 71
3.5. Современный подход Банка России к курсообразованию 77
Заключение 90
Список использованной литературы 92

Работа состоит из  1 файл

диплом-Оксана-2-валюта.doc

— 554.00 Кб (Скачать документ)

      Кроме того, официальные валютные интервенции  подразделяются на «стерилизованные»  и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

      Для того чтобы валютные интервенции  привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
  2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка
  3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

      Дисконтная  политика - это изменение центральным  банком учетной ставки, в том числе  с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

      Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

  1. Валютная блокада
  2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты
  3. Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг
  4. Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

      Государство достаточно часто манипулирует величиной  валютного курса с целью изменения  условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

      1.4. Зарубежный опыт  регулирования валютного  рынка

Продажа валютной выручки  как один из методов  валютного регулирования  рынка

      Обязательная  продажа валютной выручки экспортерами является важнейшим инструментом регулирования валютного рынка. Европейская практика показывает, что его действенность в целях борьбы с утечкой капитала и поступления иностранной валюты на внутренний валютный рынок очевидна.

      При освещении вопроса применения этого  метода регулирования валютного рынка важно учитывать два ключевых аспекта: долю валютной выручки, подлежащей продаже, и период, в течение которого необходимо это осуществить, что будет свидетельствовать об усилении или ослаблении регулирования государством валютного рынка с помощью этой меры.

      Согласно  результатам исследований, проведенных  в 2000 году МВФ, в 41% из 185 стран существует законодательное требование обязательной продажи экспортной валютной выручки.

      Наиболее  крупными представителями в данном списке являются Китай, Бразилия и Индия; во втором эшелоне стран находятся Турция, Иран, ЮАР, Таиланд, Колумбия, Эквадор, Венесуэла. Ниже рассмотрим наиболее важные показатели, характеризующие экономическое положение некоторых из вышеназванных стран, и попробуем сравнить его с положением России8.

      Китай. В Китае существует жесткое требование 100-процентной продажи валютной выручки. Лишь уполномоченные национальные предприятия могут оставить в своем распоряжении 15% объема внешнеторгового оборота (экспорт плюс импорт) предыдущего года. Иностранные предприятия могут не продавать экспортную выручку, если ее размер не превышает нормативы размера валютных счетов, установленные денежными властями Китая; в ином случае излишек должен быть продан авторизованным банкам.

      Однако  столь жесткие требования, как показывает практика, ничуть не смущают экспортеров и не являются препятствием на пути экономического развития страны: объем внешней торговли Китая стабильно растет (при этом столь же стабильно наблюдается профицит торгового баланса), рост ВВП в последние 5 лет составлял в среднем 8,1%, а иностранные прямые инвестиции со второй половины 90-х годов составляют порядка 40 млрд. долл. в год (по реализованным контрактам).

      Сумев благополучно миновать кризис 1998 года, КНР весьма оптимистично оценивает собственные перспективы. В частности, выступая в январе 2001 года в Стенфордском университете, глава Народного банка Китая Дай Сянлун заявил, что стратегической целью правительства Китая является удвоение валового внутреннего продукта в ближайшие 10 лет и достижение к 2010 году объема ВВП в 2 трлн. долл. При этом директор НБК особо отметил, что денежные власти Китая продолжат проводить в жизнь политику, направленную на обеспечение контроля за денежной массой, в частности указав, что ожидаемое в ближайшие годы увеличение инвестиционной активности в стране (в ближайшие 5 лет, по прогнозам, объем вложений в основные средства превысит 20 трлн. юаней - 2,4 трлн. долл. по текущему курсу) может стать одной из причин усиления инфляционного давления. Отсюда можно сделать вывод, что существующий режим валютного регулирования сохранится и в будущем.

      При этом обращает на себя внимание тот  факт, что накопленные золотовалютные резервы превосходят объем внешнего долга Китая уже в течение долгого времени (так же, как и объем экспорта). Следовательно, нельзя сказать, что денежные власти Китая, не желая "облегчить участь" экспортеров, перестраховываются, будучи неуверенными в устойчивости положения. Такое решение вызвано скорее приверженностью властей курсу, доказавшему свою эффективность, а кроме того - отсутствием необходимости что-либо менять в правилах игры при стабильном увеличении активности экспортеров.

      Бразилия. В настоящее время ситуация в Бразилии представляется довольно схожей с российской. Бразилия так же, как и Россия, недавно пережила кризис, причем практически одновременно с нашей страной (в январе 1999 года). Так же, как и в России, кризис вызвал девальвацию национальной валюты, заставив правительство потратить часть золотовалютных резервов для стабилизации ситуации (и так же, как и в России, это удалось).

      Экономическая ситуация в стране представляется в  лучшем свете, нежели в России. Тем  не менее требование обязательной продажи  валютной выручки в Бразилии по-прежнему сохраняется: данный факт связан с высокой стоимостью обслуживания внешнего долга и необходимостью восстановления докризисного уровня золотовалютных резервов.

      Согласно  национальному законодательству, экспортная выручка подлежит обязательной продаже в течение не более 180 дней с момента поставки экспортируемого товара или 20 дней с момента получения платежа.

      Индия. Ситуация в экономике Индии продолжала оставаться в 1999-2000 фискальном году достаточно стабильной. ВВП увеличился до 447 млрд. долл., золотовалютные резервы продолжали расти, достигнув в июне 2000 года уровня 37 млрд. долл.

      Учитывая, что ситуация в экономике развитых стран - импортеров индийских товаров продолжает оставаться напряженной, денежные власти Индии отмечают необходимость обеспечения максимальной поддержки национальным экспортерам. Однако даже в таких условиях требование обязательной продажи части валютной выручки снято не было.

      Экспортерам разрешено оставлять в своем  распоряжении не более 50% валютной выручки  и зачислять их на валютные счета  в банках Индии. Лишь предприятия, полностью ориентированные на экспорт, и производители электронных компонентов и программного обеспечения могут оставлять до 70% валютной выручки. Корпорации могут перечислять своим партнерам-импортерам выручку от торговых операций с валютных счетов в размере не более 3 млн. долл. с каждого счета без разрешения ЦБ.

      На  сегодняшний день снижение нормативов обязательной продажи экспортной выручки  влечет за собой падение курса  национальной валюты и увеличение инфляции в размерах, сопоставимых с уровнем кризисного 1998 г. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками либерализации, как правило, ограничиваются проблемами транзакционных издержек экспортеров, на самом деле не превышающих 0,15% объемов реализуемой валюты (величина биржевой комиссии на ЕТС), а также слабо обоснованной апелляцией к международному опыту.

      Безусловно, издержка в 0,15% представляет собой весьма значительную сумму, особенно когда мы имеем дело с объемом экспорта, измеряющимся десятками миллиардов долларов. Тем не менее, издержки в 100-150 млн. долл. в год не сравнимы с угрозой резкого снижения уровня жизни 150-миллионного населения России, которое вполне может последовать за либерализацией валютного рынка.

      В Италии была предусмотрена продажа 100 %-ной валютной выручки, но что касается таких валют, – как американский и канадский доллар, то экспортеры обязаны были продать только 50 % выручки в данных валютах. А другие 50 % они имели право держать на специальном счете, называемом «50 %-ным счетом», и в течение 60 дней использовать их для разрешенных законодательством платежей. Но в 1955 г. указанные «50 %-ные счета» были отменены, и теперь уже вся валютная выручка в американских, канадских долларах и некоторых европейских валютах могла быть оставлена на валютном счете на определенный период, в течение которого она могла быть использована для разрешенных платежей. После истечения данного срока неиспользованная валюта должна была быть продана по наименьшему официальному курсу, который был установлен в течение этого периода. При этом, конечно, для всех других валют было сохранено требование обязательной продажи 100 %-ной валютной выручки, причем в течение периода, равного 7 дням, который был увеличен до 30 дней в 1967 г. (в 1973 г. – опять уменьшен до 7, а с 1984 г. стал составлять 15 дней.)

      В Дании этот период составлял до 1964 г. 8 дней, но впоследствии данное требование было отменено. Из 100 %-ной экспортной валютной выручки, подлежащей продаже Национальному банку или уполномоченному дилеру, исключение составляла та ее часть, которую экспортеры имели право не репатриировать – валюту, предназначенную для покрытия определенных расходов, осуществления своих деловых интересов за границей или для других необходимых целей.

      Экспортеры  Бельгии и Люксембурга имели  возможность выбирать – продавать или оставлять валютную выручку. Так, если до 1954 г. требование продажи 100 %-ной экспортной валютной выручки было обязательно, то в сентябре этого же года экспортеры были освобождены от обязательного выполнения этого требования, и им была предоставлена возможность выбора зачислять валютную выручку на специальные «коммерческие» счета (с 1973 г. стали называться контролируемые счета резидентов в иностранной валюте) в уполномоченных банках и использовать ее для санкционированных платежей либо продавать ее через уполномоченные банки. Но чуть позже для продажи валютной выручки был определен период, равный 8 дням.

      Аналогичная ситуация сложилась и в Австрии: постепенно требование обязательной продажи 100 %-ной валютной выручки было заменено сначала возможностью для экспортера получать разрешение иметь валютный счет в уполномоченном банке, на котором он мог хранить валютную выручку в течение 6 месяцев и использовать ее для разрешенных платежей, а затем возможностью выбора продавать валютную выручку или же размещать ее на валютном счете в уполномоченном банке. Валюту с данного счета можно было использовать для покупки свободно конвертируемых и внешне конвертируемых европейских ват ют, а также для осуществления санкционированных государством платежей.

      Во  Франции был создан механизм, с помощью которого валютная выручка экспортера расщеплялась, при этом часть ее подлежала обязательной продаже, а часть – могла быть им использована.

      Похожий механизм использовала и Финляндия, которая сначала, введя требование обязательной продажи 100 %-ной валютной выручки, затем применила ее расщепление: часть валютной выручки определенные фирмы-экспортеры имели право хранить на специальных валютных счетах и использовать ее для санкционированных расходов, а остальная часть подлежала обязательной продаже. В 1973 г. требование обязательной продажи валютной выручки было отменено.

      Всю валютную выручку обязаны были продавать  также экспортеры Ирландии, Португалии, Великобритании. Среди же особенностей можно отметить, что, например, в  Португалии из обшей суммы выручки, подлежащей продаже, было возможно вычитать сумму определенных видов расходов (комиссионные, фрахт, страховка).

      В отдельную группу стран следует  выделить те, в которых еще в  середине 50-х годов требования обязательной продажи экспортной валютной выручки было отменено. Так, в Германии до 1956 г. экспортеры были обязаны продавать 100 % их валютной выручки, но после того, как это требование было отменено, оно не вводилось больше никогда. В Нидерландах обязательной продаже подлежало 90 % валютной выручки в американских и канадских долларах, в то время как другие 10 % могли быть зачислены на специальные счета и использованы для разрешенных платежей. Впоследствии продажа валютной выручки стала необязательной. Аналогично в Швеции сначала вся выручка в американских и канадских долларах подлежала обязательной продаже целиком (в то время как в других валютах могла храниться на валютных счетах в шведских уполномоченных банках, использоваться для разрешенных платежей), но вскоре данное требование было отменено и больше не вводилось.

Информация о работе Концепция развития валютного рынка в России