Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:56, дипломная работа
Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
Введение 3
Глава 1. Международные валютные отношения и развитие валютного рынка 6
1.1. Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система 6
1.2. Понятие и история развития валютного рынка 11
1.3. Валютное регулирование и валютный контроль как элементы экономической политики 23
1.4. Зарубежный опыт регулирования валютного рынка 27
Глава 2. Европейский валютный союз 34
2.1. Цели создания валютного союза 34
2.2. Этапы создания валютного союза 35
2.3. Роль Европейского Центрального Банка в валютном регулировании и валютном контроле 37
Глава 3. Концепция развития валютного рынка в России 42
3.1. Связь валютной стратегии с общей экономической политикой государства 42
3.2. Центральный банк российской федерации – орган валютного регулирования и контроля 48
3.3. Основные параметры валютного регулирования в российской экономике на современном этапе 68
3.4. Валютная стратегия и утечка капитала 71
3.5. Современный подход Банка России к курсообразованию 77
Заключение 90
Список использованной литературы 92
Закон о валютном регулировании наделяет Банк России еще такими полномочиями как: установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления.
За нарушение установленных форм отчетности уполномоченные банки несут ответственность, устанавливаемую также Банком России и взыскиваемую главными территориальными учреждениями.
Банк России осуществляет полномочия органа валютного контроля не только за подотчетными ему уполномоченными банками, но и за предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами - участниками валютных операций. Все сведения территориальные учреждения Банка России получают от уполномоченных банков, но самостоятельно принимают меры ответственности к нарушителям установленного порядка.
В частности, главные территориальные управления Банка России осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком порядка осуществления капитальных операций, порядка проведения им операций по экспорту и импорту, и по результатам проведенных проверок направляют в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России сведения о выявленных нарушениях и принятых мерах. Так, п. 9а.4. Инструкции № 3019 предусматривает, что территориальные учреждения Банка России не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным, направляют в адрес Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России Сводный отчет о переводе средств в иностранной валюте за импортируемые товары по установленной форме. Территориальное учреждение Банка России за нарушение сроков предоставления в уполномоченный банк ГТД по импортным контрактам, после получения сведений об этом от уполномоченного банка, принимает решение о наложении на импортера штрафа в размере 20 рублей за каждый день просрочки сверх установленных инструкцией № 30 сроков представления в Банк Импортера ксерокопии ГТД, подтверждающей ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, но не свыше стоимости ввезенной партии товаров.
Кроме
того, главные территориальные
- направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок и незаконными действий с валютными ценностями всех участников валютных операций, а также взыскании всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий в доход государства на основании статьи 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- при повторном признании судом, арбитражным судом вышеуказанных сделок недействительными и действий незаконными взыскивать в безакцептном порядке штрафы в иностранной валюте в пятикратном размере сумм необоснованно полученного в результате недействительных сделок и незаконных действий в доход государства. В случае отсутствия или недостаточности средств на валютных счетах предприятия в безакцептном порядке с его расчетного счета (в пределах остатка средств на нем или из последующих поступлений при недостатке средств на счете) списывается сумма в рублях, эквивалентная всей сумме в иностранной валюте, подлежащей безакцептному списанию, либо недостающей ее части (с пересчетом в рубли по курсу Банка России на дату списания средств с расчетного счета);
- направлять заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в органы прокуратуры либо иные органы, уполномоченные предъявлять иски о ликвидации юридического;
- взыскивать в бесспорном порядке штрафы с уполномоченных банков, осуществляющих расчеты (платежи) в нарушение положений валютного законодательства, а также направлять в Департамент по регулированию деятельности банков Центрального банка сведения об указанных уполномоченных банках;
- взыскивать в безакцептном порядке с уполномоченных предприятий штрафы в размере сумм, которые не были учтены, были учтены ненадлежащим образом или по которым документация и информация не были представлены в установленном порядке;
– принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.
Так, территориальное учреждение Банка России по информации, поступающей от банков, самостоятельно осуществляет проверку проводимых валютных операций, запрашивает объяснения в ходе проведения проверки и по ее результатам, а также предъявляет требования (дает предписания) об устранении выявленных нарушений и предпринимает другие меры, предусмотренные законодательством РФ.
В
случае необходимости Главное
Требования (предписания) Центрального банка РФ и ГТК РФ об устранении выявленных нарушений являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории РФ.
Таким образом, валютные операции осуществляются через уполномоченные Банком России кредитные организации, которые работают непосредственно с клиентами, поэтому именно банки являются первичными контролерами субъектов внешнеэкономической деятельности и деятельности на внутреннем валютном рынке. Если Правительство РФ, как орган валютного регулирования и контроля, разрабатывает валютную политику РФ и издает нормативные акты в сфере валютного регулирования в общем виде, то ЦБ РФ, являясь органом валютного регулирования, конкретизирует порядок осуществления валютных операций на РФ, наделен специальными полномочиями органа валютного контроля, вправе применять ко всем участникам валютных операций меры ответственности за нарушение установленного режима валютных операций.
Меры, принимаемые Банком России для регуляции воздействий, направленных на обеспечение полноты и своевременности поступления на счета в российских банках экспортной валютной выручки.
1.
Повышение ответственности
2. Упрощение технологии перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного банка в другой.
3.
Модификация организации
4.
Усиление собственной
Участники валютного контроля в соответствии с законодательством России
В соответствии с законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»20 валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроля по закону о валютном регулировании являются Центральный банк РФ (его функции в структуре Банка России выполняет Департамент валютного контроля) и Правительство РФ в соответствии с законами РФ. От имени Правительства РФ полномочия органа валютного контроля осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Согласно Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 144421, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) является центральным органом федеральной исполнительной власти, главная задача которого - проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции осуществляет Правительство России. Предложения по вопросам валютного и экспортного контроля, вносимые заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ, подлежат предварительному согласованию с Федеральной службой ВЭК. Главной задачей Федеральной службы ВЭК является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.22 Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов по валютному и экспортному контролю. Западно-Сибирский региональный центр по валютному и экспортному контролю находится в Новосибирске, в ведении которого находится Томская область.23 В своей деятельности Служба ВЭК подотчетна Правительству РФ, однако, по согласованию с Банком России, может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными ЦБ РФ. (Положение № 115724) В настоящее время Служба ВЭК достаточно эффективно проводит валютный контроль. Об этом можно судить хотя бы потому, что меры по усилению валютного контроля вводятся новые, а Правительство РФ, начиная с июля 1998 года упразднило все правительственные комиссии, осуществляющие от его имени валютный контроль. Кроме того, наличие специального аппарата Службы ВЭК способствует оперативному выявлению валютных правонарушений на всей территории РФ и своевременному реагированию на них. Полномочия Службы ВЭК закреплены в Положении № 1157.
Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю дают обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами указания об устранении выявленных нарушений и имеют право требовать выполнения их предписаний.
Кроме Службы ВЭК функции валютного контроля осуществляют также ГТК, Министерство РФ по налогам и сборам. Министерство торговли РФ25, Министерство экономики РФ26, Министерство финансов РФ.27
Действующим
законодательством
Закон о валютном регулировании не содержит сведений о Министерстве по налогам сборам ни как об органе валютного регулирования ни как об органе валютного контроля. На данный момент Министерство РФ по налогам и сборам является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что указано в п.2. Постановления Правительства № 254.30
Одной из функций Министерства торговли РФ является регулирование российских инвестиций за рубежом и осуществление контроля за коммерческими, валютными, платежными условиями контрактов, заключенных в счет государственных внешних заимствований РФ, погашения кредитов иностранным государствам, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых установлена государственная монополия или количественные ограничения. Министерство экономики РФ принимает участие в подготовке предложений по общим направлениям финансовой деятельности, валютно-кредитной политики и представляет в Правительство РФ экономически обоснованные заключения по использованию централизованных валютных ресурсов.
Министерство финансов РФ (Минфин) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин проводит совместно с Центральным банком Российской Федерации операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами; управляет в установленном порядке государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами.31
Валютная политика государства проявляется в режиме валютных операций. Режим - это установленный специально уполномоченными государственными органами порядок правового регулирования в сфере валютных отношений, который сочетает в себе определенные юридические средства, создает желаемое для экономики государства состояние и определяет степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов валютных правоотношений. Валютный контроль в свою очередь - это, деятельность государственных органов по обеспечению установленного порядка (режима) проведения валютных операций.
Поскольку деятельность органов валютного контроля связана с образованием и использованием государственных финансов в валютно-кредитной сфере, мы можем говорить о прямом (непосредственном) валютном контроле и косвенном (опосредованном). Непосредственный контроль осуществляют те органы, которые устанавливают валютный режим. Закон о валютном регулировании предусматривает, что непосредственный контроль осуществляют Правительство и ЦБ РФ. Представляется, что необходимо было бы закрепить в законе органом непосредственного валютного контроля ещё ГТК РФ, поскольку, хотя в самом законе он не указан, тем не менее, он является органом валютного контроля, в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а иные таможенные органы агентами валютного контроля, подотчетными ГТК РФ.32 Это и логично, поскольку таможенный и валютный контроль тесно связаны. С этим соглашается в своей работе и Ткаченко Н.В.33 В последнее время, в развитие законодательства о валютном регулировании ЦБ РФ принимает нормативные акты, касающиеся порядка проведения валютных операций совместно с ГТК РФ. Это обеспечивает проведение согласованных действий указанных органов по обеспечению соблюдения всеми субъектами валютных правоотношений валютного и таможенного режима в РФ, а также согласование действий по привлечению к ответственности нарушителей.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за своевременное поступление в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме обязательных платежей является Министерство РФ по налогам и сборам. Министерство осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, поэтому тоже является непосредственным органом валютного контроля.
Информация о работе Концепция развития валютного рынка в России