Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:56, дипломная работа
Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
Введение 3
Глава 1. Международные валютные отношения и развитие валютного рынка 6
1.1. Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система 6
1.2. Понятие и история развития валютного рынка 11
1.3. Валютное регулирование и валютный контроль как элементы экономической политики 23
1.4. Зарубежный опыт регулирования валютного рынка 27
Глава 2. Европейский валютный союз 34
2.1. Цели создания валютного союза 34
2.2. Этапы создания валютного союза 35
2.3. Роль Европейского Центрального Банка в валютном регулировании и валютном контроле 37
Глава 3. Концепция развития валютного рынка в России 42
3.1. Связь валютной стратегии с общей экономической политикой государства 42
3.2. Центральный банк российской федерации – орган валютного регулирования и контроля 48
3.3. Основные параметры валютного регулирования в российской экономике на современном этапе 68
3.4. Валютная стратегия и утечка капитала 71
3.5. Современный подход Банка России к курсообразованию 77
Заключение 90
Список использованной литературы 92
Изложенное выше позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых,
несмотря на то, что большинство стран
присоединилось к VIII статье Устава МВФ
в 1961 г., многие из них продолжали сохранять
требование обязательной продажи валютной
выручки как один из основных методов
борьбы с утечкой капитала и поступления
национальной валюты на внутренний валютный
рынок. Во-вторых,
несмотря на то, что в начале многие страны
обязывали экспортеров продавать 100 % валютной
выручки, постепенно это требование стало
заменяться более либеральным режимом,
предоставляя возможность расщеплять
валютную выручку, зачисляя часть ее на
специальные счета или не репатриируя
се, продавая другую часть, а кроме того,
выбирать - продавать или зачислять валютную
выручку на специальные счета для последующего
использования на санкционированные расходы.
В-третьих, в некоторых странах период,
в течение которого необходимо было продать
валютную выручку, постепенно увеличивался
(например, во Франции – с одного месяца
до трех, в Италии – с 7 дней до 30, в Греции
– с 90 дней до 150, а впоследствии до 180 дней),
что свидетельствовало о некоторой либерализации.
В-четвертых, в зависимости от складывающейся
ситуации виды этого инструмента, используемые
в той или иной стране, в разное время менялись,
но при этом в сторону предоставления
большей свободы хозяйствующим субъектам.
Создание Валютного союза и введение «евро» призвано логически завершить экономическую интеграцию в ЕС. Основные цели создания валютного союза и введения евро заключаются в следующем:9
Предпосылки современного валютного союза возникли давно. С 13 марта 1979 г. начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран «Общего ранка» (Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания). Важный этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года10.
План «Делора» предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия. На основе «плана Делора» к декабрю 1991 был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.
Сроки введения единой валюты были одобрены главами государств или правительств 15 стран ЕС на заседании Европейского совета в Мадриде в декабре 1995 г. Тогда же было принято решение о ее названии («евро»).
В мае 1998 года главы государств и правительств 15 стран-участниц, отталкиваясь от экономических показателей за 1997 г., приняли решение о том, какие из них удовлетворяют критериям конвергенции для вступления в Валютный союз:
• уровень инфляции не может превышать 1,5 % от уровня трех стран с наименьшими темпами инфляции,
• дефицит госбюджета не должен превышать 3 %, совокупный государственный долг – 60 % стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующего государства,
• доходные процентные ставки могут лишь на 2 % превышать процентные ставки по госзаймам в трех странах с самыми стабильными ценами,
• национальные валюты должны в течение двух лет – без больших колебаний курса – быть частью европейской валютной системы,
С 1 января 1999 г. начался процесс введения единой валюты в странах, отвечающих критериям конвергенции:
• были установлены не подлежащие пересмотру курсы валют стран-участниц (взаимные и по отношению к «евро»);
• «евро» стал полноправной валютой и официальная «корзина» валют, по которой исчисляется ЭКЮ, прекратила свое действие;
• была выработана и начала применяться единая денежная политика со стороны Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк (его учреждение намечено на 1998 г.).
• страны-участницы стали исчислять размер своего нового государственного долга в «евро»;
• финансовые рынки также были переведены на «евро».
На завершающем этапе с 2002 года начался выпуск наличных банкнот и монет евро. Они печатаются Европейским Центральным Банком (ЕЦБ) и национальными центральными банками следующих достоинств: 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. На банкнотах изображены архитектурные ансамбли Европы различных эпох. Производство монет станет прерогативой национальных правительств, хотя объем выпуска подлежит предварительному согласованию с ЕЦБ.
Неотъемлемой частью процесса образования ЕВС стало создание наднациональной банковской системы, под юрисдикцией которой находиться евро. Для этого в рамках ЕС создается наднациональный Европейский центральный банк и действующая под его руководством Европейская система центральных банков, в которую входят центральные банки всех стран - участниц ЕВС.
Таким образом эта система отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка.
В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:11
В сферу деятельности ЕЦБ входит :
Устав запрещает ЕЦБ и национальным банкам кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это положение не распространяется на государственные кредитные институты, которые рассматриваются так же как частные кредитные институты.
По уставу центральные банки должны передать ЕЦБ (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму 50 млрд. ЭКЮ. Взнос каждого центрального банка определяется в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ.
Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с этими резервами, сверх определенных лимитов, подлежат одобрению ЕЦБ. Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. Весь капитал будет принадлежать только национальным центральным банкам. Доля каждого центрального банка определяется по следующей формуле :
– 50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС; 50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в совокупном ВВП ЕС.
Устав
ЕЦБ предусматривает
Благодаря строгим санкциям, предусмотренным в принятом ЕС в 1997 году об экономической стабильности, страны-участницы валютного союза не смогут проводить «слишком вольную» бюджетную политику, а ЕЦБ, таким образом, получит помощь в деле поддержания стабильности «евро».
В то же время концентрация кредитно-денежной политики в руках ЕЦБ делает ее значительно менее гибкой. Единая для всех стран Европы денежная политика означает, что отныне утрачивается возможность адекватно реагировать на конкретные обстоятельства в отдельных странах, находящихся на разных уровнях развития или проходящих различные отрезки делового цикла.
А ведь даже внутри одной страны, скажем Италии, разрыв уровней развития между южными и северными районами огромен. В последние годы безработица на юге превышала аналогичные показатели на севере в 2-3 раза, не говоря о сравнении с более благополучными странами Европы.
Аналитики спорили, кто должен проводить валютную политику и операции на денежном рынке после того, как в 1999 году вступит в силу европейский экономический и валютный союз (ЕВС) - Европейский центральный банк или национальные ЦБ.
Германия и более мелкие страны ЕС были убеждены, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) со штаб-квартирой во Франкфурте сможет эффективно контролировать операции на валютных рынках. Однако Франция доказывала, что эти полномочия должны остаться в ведении национальных ЦБ.
Под
сомнением был и вопрос кто
должен управлять банковскими
Расхождения существовали и по вопросу «Таргит» - оперативной клиринговой системе расчетов в евро, разработанной Европейским валютным институтом. По мнению Франции, ЕЦБ не должен был иметь непосредственного выхода в «Таргит». Это требование основано на том, что с началом хождения единой валюты Франкфурт, где базируется институт и где будет находиться штаб-квартира ЕЦБ, станет непосредственным конкурентом Парижа как финансового центра. И с ростом влияния ЕЦБ положение Франкфурта будет укрепляться, считали во Франции.
По поводу главной задачи ЕЦБ - проводить монетарную политику в европространстве и следить за ее исполнением национальными ЦБ - мнения не разделились.
Маастрихтский договор, устанавливающий полномочия ЕЦБ и национальных ЦБ в специальном протоколе, ответа на вопрос не дает. В статье 12 протокола говорится, что «ЕЦБ должен обращаться за помощью к национальным центральным банкам», однако детали этих взаимоотношений требуют проработки.
На серьезность проблемы взаимодействия национальных и нового центрального банка при переходе на единую валюту в ЕС указывал еще несколько лет назад всемирно известный экономист лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман.
По его мнению, реализация валютного союза невозможна без ликвидации национальных банков Франции, Германии, Италии и других его членов. Ибо задуманная схема управления ЕЦБ - через комитет представителей национальных банков - обречена на провал, поскольку в таком органе каждый неминуемо будет отстаивать свои национальные интересы, полагает Фридман.
Но если ЕЦБ суждено стать лишь неким координирующим центром национальных банков стран ЕС без реальных финансовых рычагов, то он не сможет взять на себя полную ответственность за монетарную политику и проведение операций на валютных рынках как это предусмотрено Маастрихтским договором.
Информация о работе Концепция развития валютного рынка в России