Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание

Изучение конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.
Термин "конъюнктура" как самостоятельная категория происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6
Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8
Тесты по теме 1……………………………………………………………….8

2. Тема. Основные элементы конъюнктуры рынка и их взаимосвязь…….9
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………10
Тесты по теме…………………………………………………………………11

3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………13
Тесты по теме…………………………………………………………………14

4. Тема. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований………………………………………………14
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...16
Тесты по теме…………………………………………………………………17

5. Тема. Теоретические основы организации и проведения конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...19
Тесты по теме…………………………………………………………………119

6. Тема. Конкуренция – движущий механизм развития рынка……………20
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………22
Тесты по теме………………………………………………………………….22

7. Тема. Конкурентоспособность продукции – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...24
Тесты по теме……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Конъюнктура.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Конъюнктура рынка и 

конкурентоспособность товара


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                      

Стр.


Введение………………………………………………………………………5

  1. Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6

Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8

Тесты по теме 1……………………………………………………………….8

 

2. Тема. Основные элементы  конъюнктуры рынка и их взаимосвязь…….9

Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………10

Тесты по теме…………………………………………………………………11

 

3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11

Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………13

Тесты по теме…………………………………………………………………14

 

4. Тема. Виды, источники и методы  сбора и обработки информации  для конъюнктурных исследований………………………………………………14

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...16

Тесты по теме…………………………………………………………………17

 

5. Тема. Теоретические  основы организации и проведения  конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...19

Тесты по теме…………………………………………………………………119

 

6. Тема. Конкуренция –  движущий механизм развития рынка……………20

Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………22

Тесты по теме………………………………………………………………….22

 

7. Тема. Конкурентоспособность  продукции – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22

Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...24

Тесты по теме……………………………………………………………..….25

 

Решение тренировочных заданий………………………………………..….26

Тесты по дисциплине……………………………………………………..….26

Итоговые вопросы по курсу…………………………………………………29

Словарь основных понятий…………………………………………….……30

Список рекомендуемой  литературы……………………………………..….32

 

 

 

 Тема 1. Экономическая сущность конъюнктуры

рынка и ее основные виды

Изучение  конъюнктуры  товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий  успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.

Термин "конъюнктура" как  самостоятельная категория  происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".

При этом, характерными чертами, присущими конъюнктуре, являются непостоянство, изменчивость, частые колебания, противоречивость и неравномерность.

 В свою очередь,  говоря непосредственно об экономической конъюнктуре можно  обозначить ее как ситуацию, складывающуюся на рынке в определенный момент времени и характеризующуюся, прежде всего, соотношением спроса и предложения. Другими словами, конъюнктура рынка - это временное, приходящее, своеобразное сочетание конкретных экономических, социальных, погодных и других  факторов, воздействующих на формирование и взаимодействие спроса и предложения.

При изучении конъюнктуры  необходимо охватывать весь процесс  воспроизводства, со всеми его стадиями: производство, распределение, обращение и потребление, поскольку все они характеризуют отношения, складывающиеся на рынке.

Можно выделить основные характеристики конъюнктуры:

  • предметом экономической конъюнктуры является рынок;
  • экономическая конъюнктура является величиной динамичной и непостоянной, т. е. подвержена изменениям во времени;

- исследование конъюнктуры  охватывает процесс воспроизводства  в целом, а не отдельные его стадии;

  • структурными элементами экономической конъюнктуры являются спрос, предложение и динамика цен, которые характеризуют ее состояние.

Таким образом можно  сделать вывод, что конъюнктура рынка представляет собой  временное, своеобразное сочетание конкретных факторов и условий, охватывающих весь процесс воспроизводства и определяющих ситуацию, складывающуюся на рынке, которая характеризуется, в первую очередь, соотношением спроса, предложения и динамикой цен.

Выделяют несколько  разновидностей экономической конъюнктуры:

1) по иерархическому  признаку 

В соответствии с объектами  конъюнктурных исследований - мировое  хозяйство в целом, народное хозяйство и отдельный товарный рынок,  выделяют мировую, общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарного рынка.

При этом, под общехозяйственной конъюнктурой понимается состояние экономики страны, ее отдельных регионов или районов. А конъюнктура товарного рынка представляет собой соответственно ситуацию, складывающуюся на рынке определенного товара. Вместе с тем общехозяйственную конъюнктуру можно трактовать как некую совокупность конъюнктур товарных рынков с множеством отношений между ними.

Если же в качестве объекта исследования выступают условия продажи товаров на мировых рынках, текущее состояние международной торговли, то такую разновидность конъюнктуры определяют как "конъюнктура мирового рынка".

2) по степени  сложности

Исходя из этого признака выделяются два вида конъюнктуры - простая и дифференциальная. Простая конъюнктура представляет собой состояние рынка в данный момент по сравнению с предшествующими периодами.  А под дифференциальной  конъюнктурой подразумевается простая конъюнктура отдельной отрасли в сравнении с конъюнктурой других отраслей, с которыми такое сопоставление возможно и целесообразно. Таким образом, если при проведении конъюнктурного исследования текущее состояние рынка сравнивается с предшествующим периодом времени, то речь идет о простой конъюнктуре. Когда же текущее состояние исследуемого рынка сравнивается с конъюнктурой других товарных рынков, имеет место дифференциальная  конъюнктура.

3) по степени  благоприятности

Поскольку характер конъюнктуры  рынка принято определять соотношением его элементов, а именно спроса, предложения и рыночных цен, складывающимся в определенный момент времени, то исходя из  характера взаимодействия рыночных элементов, предлагается выделить два критерия оценки конъюнктуры рынка: степень благоприятности и степень устойчивости.

Согласно первому признаку следует признать благоприятной конъюнктуру, при которой наблюдается превышение спроса над предложением и полная загрузка производственных мощностей, а неблагоприятной такую, которая характеризуется превышением предложения над спросом и низким уровнем загрузки производственных мощностей.

4) по степени  устойчивости

В зависимости от степени  устойчивости выделяется устойчивая (равновесная) конъюнктура, для которой характерно равенство спроса и предложения при стабильном уровне цен, и неустойчивая (неопределенная), представляющая собой снижение или полное отсутствие спроса или предложения на рынке в связи с ожидающимся переломом рыночных цен.

Рассматривая конъюнктуру  во взаимодействии с основными элементами рынка необходимо отметить, что при неблагоприятной конъюнктуре предложение на рынках различных товаров превышает величину спроса на аналогичные товары, а снижение и стабилизация цен отвечают интересам покупателей.  Поэтому данные виды конъюнктуры отождествляют с "рынком покупателя".

В свою очередь, при благоприятной  конъюнктуре наоборот величина спроса превышает объем предложения  на соответствующие виды товаров  и имеет место рост товарных цен. Такое положение соответствует  интересам продавца, поэтому данный вид конъюнктуры отождествляют с " рынком продавца".

Вопросы для самоконтроля по теме 1:

1) Что представляет собой конъюнктура  рынка как экономическая категория?

2) Какие основные признаки  характерны для конъюнктуры рынка?

3) В чем заключается  необходимость изучения конъюнктуры рынка?

4) Какие виды конъюнктуры  можно выделить исходя из степени  благоприятности?

5) В чем отличие  общехозяйственной, мировой и  конъюнктуры товарного рынка?

6) Перечислите признаки  и виды конъюнктуры рынка.

7) Какие элементы характеризуют экономическую конъюнктуру?

Тесты по теме 1.

1. Конъюнктуру  рынка нельзя определить как:

а) Определенное соотношение  между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом на рынке или в его сегменте;

б) Складывающиеся в определенный период времени и в конкретном месте социально-экономические, торгово-организационные  и другие условия реализации товаров;

в) Наиболее выгодные для  производителя условия продажи  товаров определенной группы в конкретном месте и в данный период времени;

г) Результат взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса, предложения и цен на товары и услуги;

2. Благоприятная  конъюнктура товарного рынка   – это:

а) Высокая рентабельность продукции;

б) Высокое качество продукции;

в) Превышение спроса над предложением при высоком уровне загрузки производственной мощности;

г) Превышение предложения  над спросом при низком уровне загрузки производственной мощности;

3. Конъюнктура  товарного рынка представляет собой

а) состояние экономики  страны или ее отдельных регионов;

б) текущее состояние международной торговли;

в) ситуация, когда спрос  равен предложению при стабильном уровне цен;

г) текущая ситуация, складывающаяся на рынке определенного вида товаров;

4. К характеристикам рыночной конъюнктуры не относится:

а) предметом изучения является рынок;

б) конъюнктура является величиной постоянной;

в) элементами рыночной конъюнктуры  являются спрос, предложение и цены;

г) конъюнктура рынка  охватывает весь процесс воспроизводства;

5. В каком  случае имеет место «рынок  покупателя»?

а) спрос на товары выше объемов предложения;

б) снижение или полное отсутствие спроса на рынке в связи с ожидающимся перелом цен;

в) спрос совпадает  с объемами предложения на рынке;

г) предложение товаров  превышает величину спроса на рынке.

 

 

 

 

Тема 2. Основные элементы конъюнктуры  рынка и их взаимосвязь.

Поскольку конъюнктура рынка характеризуется, в первую очередь, состоянием ее основных элементов: спроса, предложения и цены, возникает необходимость их детального рассмотрения. 

Говоря о спросе как  о самостоятельной категории, многие экономисты придерживаются точки зрения, что спрос отождествляется с  потребностями населения,  которые удовлетворяются путем приобретения соответствующего товара на рынке. Таким образом, под спросом понимается платежеспособная потребность населения, т. е. желание и возможность приобрести товар, складывающаяся под влиянием множества постоянно меняющихся требований покупателей и других факторов.

Другая, не менее существенная, сторона экономической конъюнктуры - это предложение товаров на рынке, которое характеризует желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи.

Немаловажное значение при исследованиях конъюнктуры  принадлежит изучению "эластичности" ее составляющих. Причем в равной степени должны исследоваться как эластичность спроса, так и эластичность  предложения.

Под эластичностью спроса понимается интенсивность реакции покупателей на изменение цен. Так, если незначительное изменение цены влияет на объем покупок, то считается, что такой спрос эластичен. Если же  значительное изменение цены лишь немного или вообще не влияет на объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.  Эластичность спроса по ценам определяют соотношением процентного изменения объема спроса к процентному изменению цен. Установлен предельный диапазон колебаний эластичности. Если полученное отношение больше 1, принято считать  спрос эластичным. Термин "неэластичный спрос" применим к значениям от 0 до 1. Когда значение равно 0, то имеет место совершенно неэластичный спрос. И, наконец, если процентное изменение объема покупок в точности равно  процентному изменению цены, т. е. коэффициент эластичности спроса равен 1, то говорят о единичной эластичности.

Например, товары первой необходимости, такие как хлеб, картофель, крупы, макароны, молоко, яйца в отличие от других товаров, обладают неэластичным спросом, поэтому удорожание этих продуктов не ведет к существенному сокращению их потребления.

Напротив, спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения нетрудно отказаться.

Информация о работе Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара