Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание

Изучение конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.
Термин "конъюнктура" как самостоятельная категория происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6
Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8
Тесты по теме 1……………………………………………………………….8

2. Тема. Основные элементы конъюнктуры рынка и их взаимосвязь…….9
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………10
Тесты по теме…………………………………………………………………11

3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………13
Тесты по теме…………………………………………………………………14

4. Тема. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований………………………………………………14
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...16
Тесты по теме…………………………………………………………………17

5. Тема. Теоретические основы организации и проведения конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...19
Тесты по теме…………………………………………………………………119

6. Тема. Конкуренция – движущий механизм развития рынка……………20
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………22
Тесты по теме………………………………………………………………….22

7. Тема. Конкурентоспособность продукции – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...24
Тесты по теме……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Конъюнктура.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

а) доходы и число покупателей, потребительские вкусы, цены на товары, качество товаров;

б) наличие конкурентов на рынке, финансовое состояние производителей товаров, погодные условия;

в) инфляция, политическая обстановка, размер производственной мощности;

г) государственная политика в области налогообложения, наличие  и цены сырьевых ресурсов, условия продажи.

2. К детерминированным  факторам, оказывающим влияние на  конъюнктуру рынка, можно отнести:

а) циклические факторы;

б) погодные условия, развитие НТП;

в) стихийные бедствия, политические конфликты;

г) демографические, экологические  факторы.

3. К группе трудно регулируемых конъюнктурообразующих факторов можно отнести:

а) краткосрочные факторы;

б) стихийные бедствия, сезонные факторы

в) демографические, географические, социально-психологические факторы;

г) технологические факторы.

4. Факторы,  имеющие продолжительность воздействия на конъюнктуру рынка 8-10 лет являются:

а) среднесрочные;

б) долговременные;

в) краткосрочные;

г) сезонные.

5.Экономические  факторы включают в себя:

а) налоговая, денежно-кредитная  политика, климатические условия;

б) уровень доходов населения, уровень образования, климатические условия;

в) пол, возраст, семейное положение, религиозная и социальная принадлежность;

г) налоговая, инвестиционная, бюджетная, денежно-кредитная, внешнеэкономическая политика.

 

 

Тема 4. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований

Для того, чтобы наиболее полно и точно установить влияние  каждого параметра на конъюнктуру рынка в целом, требуется проведение специальных исследований, включающих углубленный  анализ протекающих на рынке процессов,  для которого необходимо располагать достаточными объемами коммерческой информации. При исследовании рынка используют два вида информации: первичную и вторичную. Первичной считается информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Исходя из этого ее ценность для исследователя очень велика. Однако процесс ее сбора и последующей обработки считается довольно трудоемким, требует специальных знаний и опыта проведения исследований такого плана и, как правило, производится специализированными исследовательскими структурами. Часто сложность получения первичной информации связана с нежеланием контрагента делиться фирменной информацией с исследователями, а также с необходимостью в длительных командировках. Вторичная - это информация уже собранная и обработанная для более общих целей, ее легче получить в короткие сроки и она часто требует меньше  времени на обработку данных.  Ее недостатком является то, что она собирается и обрабатывается для  других целей, и не всегда объективно отражает сложившуюся конъюнктуру рынка того или иного товара. Еще один недостаток  заключается в отставании вторичной информации от действительности в силу несвоевременности ее получения, длительности сроков ее публикации и редкой периодичности изданий.

      Для  сбора и обработки информации  используют два основных метода: метод кабинетных исследований, который заключается в изучении и анализе вторичной информации, публикующейся в различных изданиях, и метод полевых исследований, связанный со сбором и обработкой первичной информации, получаемой напрямую у участников рынка. Оба этих метода важны и должны применяться при проведении конъюнктурного исследования.

Вместе с тем, при  первом методе необходимые сведения получают из статистических сборников, обзоров, докладов, журналов и других периодических и разовых изданий. Во втором случае необходимую информацию получают путем проведения опросов экспертов и специалистов в изучаемой области, анкетирования производителей и потребителей исследуемой продукции и обследования определенных групп предприятий для выявления и углубленного изучения конъюнктурообразующих факторов, свойственных данному рынку.

В качестве основных источников вторичной информации могут выступать  данные, имеющиеся в местных органах  Госкомстата РФ, а именно: данные статистики промышленности, капитальных вложений, научно-технического прогресса, финансов, цен, внешней торговли; материалы областных и местных оптовых ярмарок по продаже различных товаров; библиографические банки данных экономической и технической информации Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН и Российского института научно-технической информации; материалы научно-исследовательских и проектных институтов, патентных служб (о новых и перспективных видах товаров); рекламные материалы; сведения в средствах массовой информации; банки данных по паспортам предприятий.

Первичные источники  информации включают в себя, в первую очередь, результаты опросов экспертов  и работников торгово-посреднических и  производственных предприятий, а также выборочные обследования и анкетирование изготовителей и потребителей исследуемой продукции.

Информационную базу для изучения и прогнозирования  конъюнктуры рынка следует формировать  в виде массивов взаимоувязанных  групп показателей, выбор которых зависит от особенностей исследуемого рынка.

Для того, чтобы грамотно провести конъюнктурное исследование, необходимо владеть основными методами анализа, обработки и прогнозирования показателей и факторов конъюнктуры рынка.

Самым распространенным и широко используемым для прогнозирования конъюнктуры на сегодняшний день  является метод экспертных оценок, получивший название  метода "Дельфи". Данный метод основан на использовании способностей высококвалифицированных специалистов, дающих наиболее точные оценки о перспективах развития конъюнктуры. Для проведения такого исследования  требуется группа экспертов в количестве 10-15 человек, для которых разрабатывается круг интересующих вопросов, например, в виде опросных анкет. Обработка полученных результатов заключается в выработке обобщающей групповой экспертной оценки по каждому вопросу и определении степени согласованности оценок, данных специалистами. Конечным результатом этой работы должно стать  определение доминанты по этим показателям.  Основные преимущества данного метода перед другими заключаются в том, что он позволяет восполнять отсутствующую или неполную информацию об изучаемом объекте, а также оценивать труднопредсказуемые, редкие, немассовые явления и процессы, влияющие на конъюнктуру.

Еще одним методом, применяемым как для анализа текущего, так и для прогнозирования будущего состояния рыночной конъюнктуры, служит метод "динамических временных рядов". Он заключается в построении динамических рядов по различным показателям, отражающим развитие  конъюнктуры за длительный период, и определении тенденций изменения показателей во времени.

Для прогнозирования  конъюнктуры применяется выравнивание ряда динамики, исходя из основных тенденций развития изучаемого объекта,  на  основе которых продолжают данный ряд и в результате чего получают значения анализируемых показателей на будущий период. Этот прием, имеющий основной целью перенесение темпов, пропорций и динамики, выявленных в прошлом, на будущие периоды, носит название метода экстраполяции.

Одним из методов определения приоритетности товаров с точки зрения потребителей является анкетирование. Анкетные опросы позволяют выявить мотивы и предпочтения населения при выборе товара, определить требования к качеству продукции, отношение к цене, а также отношения покупателей к различным явлениям, характеризующим конъюнктуру (ожидаемые колебания цен, уровень доходов, своевременность выдачи зарплат, пенсий, стипендий и т. д.).

Вопросы для самоконтроля по теме 4:

1) Какие существуют виды информации  для исследования конъюнктуры рынка?

2) Что представляют  собой методы «полевых» и «кабинетных»  исследований для сбора и анализа информации?

3) Какие существуют источники  для получения вторичной информации?

4) Перечислите, кто может являться  пользователем конъюнктурной информации и  для каких целей использовать ее?

5) В чем заключается смысл  метода «Дельфи»?

6) Какие методы используются  для анализа и прогнозирования  конъюнктуры рынка?

7) Как проводится анкетирование  покупателей?

 

Тесты по теме 4:

1. Вторичная  информация - это:

а) Перепроверенная информация;

б) Второстепенная информация;

в) Информация, полученная из посторонних  источников;

г) Информация из внешних источников или собственная информация, первоначально полученная с другими целями.

2. Какой метод основан  на использовании знаний высококвалифицированных специалистов:

а) метод анкетирования;

б) метод «Дельфи»;

в) метод кабинетных исследований;

г) метод полевых исследований.

3. Недостатком первичной  информации является:

а) трудоемкость получения и обработки;

б) необъективность данных;

в) быстрое устаревание;

г) сложность хранения.

4. Метод кабинетных  исследований заключается:

а) в проведении экспертных оценок;

б) в анализе первичной  информации;

в) в проведении анкетирования;

г) в обработке вторичной  информации.

5. Для выявления  потребительских предпочтений населения  используется метод:

а) динамических временных  рядов;

б) метод «Дельфи»;

в) метод анкетирования;

г) метод экстраполяции.

 

 

Тема 5. Теоретические основы организации  и проведения                                                                              конъюнктурных исследований товарных рынков

Методика исследования и прогнозирования конъюнктуры  рынка:

  1. Анализ спроса и факторов влияния на его величину.
  • определение емкости товарного рынка исходя из численности проживаемого населения и среднедушевого потребления продукции (норм потребления);
  • определение фактических потребителей и их предпочтений к качеству и ассортименту продукции;
  • сегментация фактического спроса по ассортименту потребляемой продукции;
  • сравнение  величины фактического спроса с потенциальным спросом;

- определение доходов  и покупательной способности  населения;

-исследование предпочтений  населения при выборе между  импортной и отечественной продукцией;

  • определения размера импорта продукции и его влияния на отечественный рынок;

- определение фактического  размера и удельного веса отечественной  продукции в общем объеме  потребления;

2. Анализ предложения  продукции и факторов влияния  на его величину.

-определение основных  производителей продукции и их сегментация по географическому признаку;

-определение общего  размера предложения и  сегментация  предприятий по объемам выпускаемой  продукции для установления доли  каждого производителя на данном товарном рынке;

-анализ ассортимента  и сегментация производителей по видам выпускаемой продукции;

- анализ удобства расположения  предприятий к сырьевым ресурсам  и рынкам сбыта;

- анализ качества продукции  и выявление наиболее конкурентоспособных  производителей по данному признаку;

  • исследование финансового состояния предприятий и их обеспеченности оборотными средствами;

- мониторинг цен и  выявление наиболее конкурентоспособных  производителей по ценовому признаку;

3. Анализ цен  и факторов влияния на ценообразование  продукции:

-исследование динамики  изменения цен и сравнение максимальных и минимальных цен на данную продукцию;

- анализ цен на взаимозаменяемые  и взаимодополняемые товары;

- анализ производства  и импорта сырья, т. е. обеспеченность  производителей необходимыми сырьевыми ресурсами;

-установление влияния цен сырьевых ресурсов на себестоимость продукции;

-анализ влияния транспортных  расходов на себестоимость продукции;

-определение степени  влияния уровня загрузки производственных  мощностей на себестоимость продукции;

  • анализ политики государства в области бюджетной поддержки и предоставления льготных кредитов и дотаций предприятиям;
  • анализ политики государства в области налогообложения.

4.Оценка общего  состояния конъюнктуры товарного  рынка.

Для того, чтобы оценить текущее  состояние конъюнктуры рынка, характеризующееся соотношением его основных элементов, необходимо определить фактические величины спроса и предложения исследуемой продукции и сравнивать их между собой. Если величина спроса превысит предложение, то будет иметь место благоприятная конъюнктура, если размер предложения окажется выше, чем фактическое потребление, то речь пойдет о неблагоприятной конъюнктуре. В случае равенства этих величин мы будем иметь устойчивую (равновесную) конъюнктуру рынка, а при полном отсутствии спроса или предложения на рынке в связи с ожидающимся переломом рыночных цен исследуемая конъюнктура будет характеризоваться как выжидательная.

Методика прогнозирования  конъюнктуры товарного рынка:

-выбор наиболее важных  факторов влияния на конъюнктуру  рынка из общего их числа;

-проведение экспертной оценки для установления значимости выбранных факторов;

определение степени  влияния наиболее значимых факторов на конъюнктуру рынка исследуемой продукции;

-установление функциональной  зависимости конъюнктуры рынка  от воздействия данных факторов, т. е. определение формул, учитывающих влияние факторов на будущее состояние спроса и предложения;

Информация о работе Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара