Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, реферат
Изучение конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.
Термин "конъюнктура" как самостоятельная категория происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".
Введение………………………………………………………………………5
Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6
Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8
Тесты по теме 1……………………………………………………………….8
2. Тема. Основные элементы конъюнктуры рынка и их взаимосвязь…….9
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………10
Тесты по теме…………………………………………………………………11
3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………13
Тесты по теме…………………………………………………………………14
4. Тема. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований………………………………………………14
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...16
Тесты по теме…………………………………………………………………17
5. Тема. Теоретические основы организации и проведения конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...19
Тесты по теме…………………………………………………………………119
6. Тема. Конкуренция – движущий механизм развития рынка……………20
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………22
Тесты по теме………………………………………………………………….22
7. Тема. Конкурентоспособность продукции – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...24
Тесты по теме……………………………………………
а) доходы и число покупателей, потребительские вкусы, цены на товары, качество товаров;
б) наличие конкурентов на рынке, финансовое состояние производителей товаров, погодные условия;
в) инфляция, политическая обстановка, размер производственной мощности;
г) государственная политика в области налогообложения, наличие и цены сырьевых ресурсов, условия продажи.
2. К детерминированным факторам, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка, можно отнести:
а) циклические факторы;
б) погодные условия, развитие НТП;
в) стихийные бедствия, политические конфликты;
г) демографические, экологические факторы.
3. К группе трудно регулируемых конъюнктурообразующих факторов можно отнести:
а) краткосрочные факторы;
б) стихийные бедствия, сезонные факторы
в) демографические, географические, социально-психологические факторы;
г) технологические факторы.
4. Факторы, имеющие продолжительность воздействия на конъюнктуру рынка 8-10 лет являются:
а) среднесрочные;
б) долговременные;
в) краткосрочные;
г) сезонные.
5.Экономические факторы включают в себя:
а) налоговая, денежно-кредитная политика, климатические условия;
б) уровень доходов населения, уровень образования, климатические условия;
в) пол, возраст, семейное положение, религиозная и социальная принадлежность;
г) налоговая, инвестиционная, бюджетная, денежно-кредитная, внешнеэкономическая политика.
Тема 4. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований
Для того, чтобы наиболее полно и точно установить влияние каждого параметра на конъюнктуру рынка в целом, требуется проведение специальных исследований, включающих углубленный анализ протекающих на рынке процессов, для которого необходимо располагать достаточными объемами коммерческой информации. При исследовании рынка используют два вида информации: первичную и вторичную. Первичной считается информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Исходя из этого ее ценность для исследователя очень велика. Однако процесс ее сбора и последующей обработки считается довольно трудоемким, требует специальных знаний и опыта проведения исследований такого плана и, как правило, производится специализированными исследовательскими структурами. Часто сложность получения первичной информации связана с нежеланием контрагента делиться фирменной информацией с исследователями, а также с необходимостью в длительных командировках. Вторичная - это информация уже собранная и обработанная для более общих целей, ее легче получить в короткие сроки и она часто требует меньше времени на обработку данных. Ее недостатком является то, что она собирается и обрабатывается для других целей, и не всегда объективно отражает сложившуюся конъюнктуру рынка того или иного товара. Еще один недостаток заключается в отставании вторичной информации от действительности в силу несвоевременности ее получения, длительности сроков ее публикации и редкой периодичности изданий.
Для
сбора и обработки информации
используют два основных
Вместе с тем, при первом методе необходимые сведения получают из статистических сборников, обзоров, докладов, журналов и других периодических и разовых изданий. Во втором случае необходимую информацию получают путем проведения опросов экспертов и специалистов в изучаемой области, анкетирования производителей и потребителей исследуемой продукции и обследования определенных групп предприятий для выявления и углубленного изучения конъюнктурообразующих факторов, свойственных данному рынку.
В качестве основных источников вторичной информации могут выступать данные, имеющиеся в местных органах Госкомстата РФ, а именно: данные статистики промышленности, капитальных вложений, научно-технического прогресса, финансов, цен, внешней торговли; материалы областных и местных оптовых ярмарок по продаже различных товаров; библиографические банки данных экономической и технической информации Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН и Российского института научно-технической информации; материалы научно-исследовательских и проектных институтов, патентных служб (о новых и перспективных видах товаров); рекламные материалы; сведения в средствах массовой информации; банки данных по паспортам предприятий.
Первичные источники информации включают в себя, в первую очередь, результаты опросов экспертов и работников торгово-посреднических и производственных предприятий, а также выборочные обследования и анкетирование изготовителей и потребителей исследуемой продукции.
Информационную базу
для изучения и прогнозирования
конъюнктуры рынка следует
Для того, чтобы грамотно провести конъюнктурное исследование, необходимо владеть основными методами анализа, обработки и прогнозирования показателей и факторов конъюнктуры рынка.
Самым распространенным и широко используемым для прогнозирования конъюнктуры на сегодняшний день является метод экспертных оценок, получивший название метода "Дельфи". Данный метод основан на использовании способностей высококвалифицированных специалистов, дающих наиболее точные оценки о перспективах развития конъюнктуры. Для проведения такого исследования требуется группа экспертов в количестве 10-15 человек, для которых разрабатывается круг интересующих вопросов, например, в виде опросных анкет. Обработка полученных результатов заключается в выработке обобщающей групповой экспертной оценки по каждому вопросу и определении степени согласованности оценок, данных специалистами. Конечным результатом этой работы должно стать определение доминанты по этим показателям. Основные преимущества данного метода перед другими заключаются в том, что он позволяет восполнять отсутствующую или неполную информацию об изучаемом объекте, а также оценивать труднопредсказуемые, редкие, немассовые явления и процессы, влияющие на конъюнктуру.
Еще одним методом, применяемым как для анализа текущего, так и для прогнозирования будущего состояния рыночной конъюнктуры, служит метод "динамических временных рядов". Он заключается в построении динамических рядов по различным показателям, отражающим развитие конъюнктуры за длительный период, и определении тенденций изменения показателей во времени.
Для прогнозирования
конъюнктуры применяется
Одним из методов определения приоритетности товаров с точки зрения потребителей является анкетирование. Анкетные опросы позволяют выявить мотивы и предпочтения населения при выборе товара, определить требования к качеству продукции, отношение к цене, а также отношения покупателей к различным явлениям, характеризующим конъюнктуру (ожидаемые колебания цен, уровень доходов, своевременность выдачи зарплат, пенсий, стипендий и т. д.).
Вопросы для самоконтроля по теме 4:
1) Какие существуют виды
2) Что представляют
собой методы «полевых» и «
3) Какие существуют источники
для получения вторичной
4) Перечислите, кто может
5) В чем заключается смысл метода «Дельфи»?
6) Какие методы используются для анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка?
7) Как проводится анкетирование покупателей?
Тесты по теме 4:
1. Вторичная информация - это:
а) Перепроверенная информация;
б) Второстепенная информация;
в) Информация, полученная из посторонних источников;
г) Информация из внешних источников или собственная информация, первоначально полученная с другими целями.
2. Какой метод основан на использовании знаний высококвалифицированных специалистов:
а) метод анкетирования;
б) метод «Дельфи»;
в) метод кабинетных исследований;
г) метод полевых исследований.
3. Недостатком первичной информации является:
а) трудоемкость получения и обработки;
б) необъективность данных;
в) быстрое устаревание;
г) сложность хранения.
4. Метод кабинетных исследований заключается:
а) в проведении экспертных оценок;
б) в анализе первичной информации;
в) в проведении анкетирования;
г) в обработке вторичной информации.
5. Для выявления
потребительских предпочтений
а) динамических временных рядов;
б) метод «Дельфи»;
в) метод анкетирования;
г) метод экстраполяции.
Тема 5. Теоретические основы организации
и проведения
Методика исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка:
- определение доходов и покупательной способности населения;
-исследование предпочтений
населения при выборе между
импортной и отечественной
- определение фактического
размера и удельного веса
2. Анализ предложения продукции и факторов влияния на его величину.
-определение основных производителей продукции и их сегментация по географическому признаку;
-определение общего
размера предложения и
-анализ ассортимента и сегментация производителей по видам выпускаемой продукции;
- анализ удобства расположения
предприятий к сырьевым
- анализ качества продукции
и выявление наиболее
- мониторинг цен и
выявление наиболее
3. Анализ цен
и факторов влияния на
-исследование динамики изменения цен и сравнение максимальных и минимальных цен на данную продукцию;
- анализ цен на
- анализ производства
и импорта сырья, т. е.
-установление влияния цен сырьевых ресурсов на себестоимость продукции;
-анализ влияния транспортных
расходов на себестоимость
-определение степени
влияния уровня загрузки
4.Оценка общего
состояния конъюнктуры
Для того, чтобы оценить текущее состояние конъюнктуры рынка, характеризующееся соотношением его основных элементов, необходимо определить фактические величины спроса и предложения исследуемой продукции и сравнивать их между собой. Если величина спроса превысит предложение, то будет иметь место благоприятная конъюнктура, если размер предложения окажется выше, чем фактическое потребление, то речь пойдет о неблагоприятной конъюнктуре. В случае равенства этих величин мы будем иметь устойчивую (равновесную) конъюнктуру рынка, а при полном отсутствии спроса или предложения на рынке в связи с ожидающимся переломом рыночных цен исследуемая конъюнктура будет характеризоваться как выжидательная.
Методика прогнозирования конъюнктуры товарного рынка:
-выбор наиболее важных
факторов влияния на
-проведение экспертной оценки для установления значимости выбранных факторов;
определение степени влияния наиболее значимых факторов на конъюнктуру рынка исследуемой продукции;
-установление функциональной зависимости конъюнктуры рынка от воздействия данных факторов, т. е. определение формул, учитывающих влияние факторов на будущее состояние спроса и предложения;
Информация о работе Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара