Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание

Изучение конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.
Термин "конъюнктура" как самостоятельная категория происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6
Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8
Тесты по теме 1……………………………………………………………….8

2. Тема. Основные элементы конъюнктуры рынка и их взаимосвязь…….9
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………10
Тесты по теме…………………………………………………………………11

3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………13
Тесты по теме…………………………………………………………………14

4. Тема. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований………………………………………………14
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...16
Тесты по теме…………………………………………………………………17

5. Тема. Теоретические основы организации и проведения конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...19
Тесты по теме…………………………………………………………………119

6. Тема. Конкуренция – движущий механизм развития рынка……………20
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………22
Тесты по теме………………………………………………………………….22

7. Тема. Конкурентоспособность продукции – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...24
Тесты по теме……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Конъюнктура.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

- расчет прогнозных  величин спроса и предложения,  характеризующих конъюнктуру рынка  исследуемой продукции, в зависимости  от различных условий, и определение на их основе перспективное состояние рыночной конъюнктуры.

Данная методика является обобщенной и может быть принята за основу при проведении конъюнктурного исследования. Однако следует понимать, что не для любого товарного рынка может  быть применена универсальная методика исследования конъюнктуры, даже для получения общей картины его состояния. Поэтому прежде, чем переходить к организации исследования, необходимо, в первую очередь, выяснить особенности функционирования изучаемого рынка.

Вопросы для  самоконтроля по теме 5:

1) В чем состоит взаимосвязь  организации и проведения маркетингового  и конъюнктурного исследования?

2) Перечислите основные  этапы проведения конъюнктурного  исследования.

3) Какие принципы необходимо  учитывать при организации конъюнктурного исследования?

4) В чем заключается  комплексный подход к изучению  конъюнктуры рынка?

5) Назовите основные  этапы прогнозирования конъюнктуры  товарного рынка.

6) Как проводится анализ  спроса на товары при организации  конъюнктурного исследования?

7) В чем заключается разница между методикой и методологией?

8) Опишите, в чем  заключается методика исследования  текущего состояния конъюнктуры рынка.

9) Как определить состояние  конъюнктуры рынка по степени  благоприятности?

Тесты по теме 5:

1. Что из  перечисленного изучает маркетинг?

а) Производство предлагаемых к сбыту изделий;

б) Общий уровень цен  в условиях инфляции;

в) Технологические возможности  обеспечения уровня качества товаров  в соответствии с запросами отдельных  групп потребителей;

г) Конъюнктуру рынка.

2. К основным  целям и задачам конъюнктурного  исследования не относится следующее (укажите лишнее):

а)  Единовременное получение  фирмой прибыли;

б) Определение нужд и  потребностей целевого рынка и наиболее эффективное их удовлетворение;

в) Прогнозирование изменений рыночной ситуации и управление ею;

г) Сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом.

3. В каком из перечисленных  определений заложена опасность  неверного понимания роли маркетинга для исследования конъюнктуры рынка?

а) Маркетинг – это стратегия и тактика поведения и взаимодействия участников рыночных отношений, когда эффективное решение проблем потребителей ведет к рыночному успеху фирм и приносит пользу обществу;

б) Маркетинг – это  система внутрифирменного управления, нацеленная на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы с целью обеспечения намеченного фирмой уровня рентабельности;

в) Маркетинг – это  вид человеческой деятельности, направленной на сбыт продукции, не пользующейся спросом  населения;

г) Маркетинг – это  предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги посредством обмена.

4. Конъюнктурное  исследование – это:

а) Исследование конкурентов;

б) Постоянно действующая  система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения маркетинговой информации;

в) Сбор, анализ и обобщение данных о спросе, предложении, уровне цен  для оценки текущей и прогнозирования рыночной ситуации на ближайшее будущее;

г) Исследование спроса и предпочтений населения.

5. Комплексный  подход изучения конъюнктуры  рынка заключается в:

а) полноте сбора и  обработки информации;

б) в изучении всех факторов влияния на конъюнктуру рынка;

в) систематизированном  сборе данных;

г) увязывании цели и задач  исследования.

 

Тема 6. Конкуренция – движущий механизм развития рынка

Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой – это легализованная форма экономической борьбы самостоятельно хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию.

Именно конкуренция заставляет производителей быть жизненно заинтересованными в устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей.

Таким образом, конкуренция  между предприятиями, организациями  и предпринимателями служит одним  из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа. Это сильнейший стимул постоянной заинтересованности экономических субъектов.

Национальные рынки  различных стран в зависимости  от уровня развития общества в целом  выделяют, прежде всего, совершенную и несовершенную конкуренцию. Конкуренция совершенная – организационная структура рынка, характеризующаяся большим количеством предприятий, свободным вступлением в рынок и выходом из его сферы, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не имеет возможности существенно повлиять на рыночную цену.

Другими словами, при совершенной  конкуренции участники рынка  заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, не отличающегося по своим качествам, и каждый производитель может продавать любое количество товара и не вызывать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Например, в сельском хозяйстве США существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство картофеля, овощей, зерна и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно влиять на рыночные цены продуктов.

Несовершенную конкуренцию следовало бы назвать молекулярной, а нередко ее просто именуют монополистической конкуренцией. Отсюда: конкуренция несовершенная – организационная структура рынка, при которой могут быть затруднены вступление в него и выход, ограничен доступ к информации. Продукт, продаваемый на нем, может быть дифференцирован или уникален, в связи с чем предприниматели могут назначить собственную цену.

На рынке несовершенной  конкуренции доминирующую роль играют монополии или олигополии. Располагая значительным объемом производства, они могут договориться и назначить цену более высокую, чем та, которая определяется средними или предельными издержками. Однако в связи с этим спрос на товары должен уменьшиться. Такая искусственно завышенная цена будет разорять мелких и даже средних производителей, которые не могут конкурировать с монополиями и олигополиями.

Таким образом, несовершенная  конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Монополистические объединения формируются с целью завоевания рынка и установления на нем монопольной цены на товары. В результате этого значительно ограничивается свобода конкуренции внутри соответствующей отрасли производства.

Понятие «монополия»  означает исключительное право, возможность  заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.

Сферой особого внимания являются следующие функции конкуренции, которые обеспечивают нормальное развитие рынка:

1. Регулирующая. Конкуренция воздействует на предложение товара таким образом, чтобы оно отвечало запросам потребителей.

2. Аллокационная (от англ. allication – размещение). Суть этой функции заключается в том, что ресурсы и продукция концентрируются там, где отдача от них будет максимальной.

3. Инновационная и адаптационная. Народное хозяйство в целом стремится к максимальной экономической эффективности, т.е. к повышению отдачи от производства и приспособлению к постоянно меняющимся условиям рынка.

4. Распределительная. Конкуренция распределяет социальный продукт, прежде всего, по критериям степени дефицитности того или иного производственного фактора.

5. Контрольная. В условиях реальной конкуренции ни один из производителей или потребителей не может добиться полного господства на рынке.

Для конкуренции на российском рынке наиболее характерна аллокационная функция.

Вопросы по теме 6:

1) Что представляет собой конкуренция  как элемент рынка?

2) Какую роль играет конкуренция  в рыночной экономике?

3) Какие бывают формы конкуренции?

4) Перечислите признаки, присущие  совершенной конкуренции.

5) В чем заключается антимонопольная  политика государства?

6) Какие функции выполняет конкуренция  на рынке?

7) Назовите виды конкуренции  исходя из степени развития.

8) Какие виды конкуренции выделяют  исходя из различных признаков?

9) Что представляет собой олигополия?

10) Какая конкуренция характерна  для российского рынка?

Тесты по теме 6:

1. Чем отличается  ценовая конкуренция от неценовой?

а) Уровнем коэффициента эластичности предложения по цене;

б) Ролью цены в конкуренции  за объемы сбыта;

в) Тем, что ценовая конкуренция имеет место на рынке с высоким уровнем дохода;

г) Невозможностью использовать бесплатную рекламу.

2. Какие функции  выполняет конкуренция?

а) регулирующая, фискальная, контрольная;

б) аллокационная, санирующая, инновационная, ценообразующая;

в) регулирующая, контрольная, аллокационная, инновационная, распределительная;

г) фискальная, контрольная, инновационная, ценообразующая.

3. Какие черты  присущи совершенной конкуренции?

а) на рынке действует  одна фирма, контролирующая цены и рынки  сбыта;

б) на рынке действует  множество разнообразных фирм, которые  имеют возможность свободного входа  и выхода, производят разнообразную  продукцию и не могут контролировать цены;

в) на рынке имеется  множество производителей уникальных товаров;

г) рынок контролируют несколько фирм, которые следят за уровнем цен и ограничивают свободный вход других конкурентов.

4. Следствием  конкуренции является

а) повышение качества товаров и услуг и рост цен;

б) появление монополистов на рынке, производящих уникальную продукцию;

в) дефицит товаров  на рынке;

г) увеличение ассортимента товаров высокого качества и снижение цен.

5. По степени  развития выделяют следующие  виды конкуренции:

а) зарождающаяся, совершенная, переходная;

б) законно признанная, совершенная, переходная;

в) скрытая, законно признанная, совершенная;

г) зарождающаяся, совершенная, скрытая.

 

Тема 7. Конкурентоспособность продукции  – основа

 эффективного  функционирования предприятия

Конкурентоспособность – экономическая категория, характеризуемая  совокупностью интегральных и дифференциальных свойств различных объектов экономической деятельности предприятий.

Различают конкурентоспособность  предприятия и конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность продукции – это совокупный показатель качества продукции, которая по своим количественно-качественным параметрам соответствует потребностям покупателей, пользуется превалирующим спросом по сравнению с аналогичной продукцией других производителей в рыночной среде.

Уровень конкурентоспособности  продукции подразделяется на нормальный, средний и низкий. Нормальный уровень предполагает, что по всем внешним – органолептическим, физико-биологическим, экологическим и другим параметрам продукция имеет наивысшие показатели, пользуется спросом покупателей и может быть продана на рынке по максимальной цене.

Средний уровень конкурентоспособности продукции означает, что отдельные показатели не соответствуют ее лучшим образцам.

Низкий уровень конкурентоспособности имеет продукция, которая не может быть отнесена к первым двум.

Конкурентоспособность товаров определяется в сравнении с товарами той же группы качества и соответственно цены.

Конкурентоспособность предприятия заключается в его способности осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкретного рынка. Обеспечивается она умелым использованием предприятием организационно-управленческих, научно-технических, экономических, производственных, маркетинговых и иных средств эффективной деятельности.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия, который представляет собой совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Проблема качества тесно связана с проблемой полезности отдельных продуктов для общества, которая проявляется в процессе потребления. Уровень качества есть относительная характеристика, определяемая сравнением показателей качества данного продукта с базовыми исходными показателями, отражающими высший отечественный или мировой уровень и закрепленными в стандарте.

Информация о работе Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара