Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, реферат
Изучение конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.
Термин "конъюнктура" как самостоятельная категория происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".
Введение………………………………………………………………………5
Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6
Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8
Тесты по теме 1……………………………………………………………….8
2. Тема. Основные элементы конъюнктуры рынка и их взаимосвязь…….9
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………10
Тесты по теме…………………………………………………………………11
3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………13
Тесты по теме…………………………………………………………………14
4. Тема. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований………………………………………………14
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...16
Тесты по теме…………………………………………………………………17
5. Тема. Теоретические основы организации и проведения конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...19
Тесты по теме…………………………………………………………………119
6. Тема. Конкуренция – движущий механизм развития рынка……………20
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………22
Тесты по теме………………………………………………………………….22
7. Тема. Конкурентоспособность продукции – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...24
Тесты по теме……………………………………………
Наличие разнообразных
свойств пищевой продукции
По потребительским признакам: показатели социального назначения продукции характеризуют потребность в данном виде продукции конкретной социальной группы населения (конкретной группы потребителей). С этой целью продовольственные товары условно подразделяют: для массового потребления, лечебно-профилактических целей, детского питания.
Функциональные показатели характеризуют соответствие продукта целевому назначению (например, усвояемость). Особое значение в этой группе отводится показателям пищевой, биологической, энергетической ценности.
Показатели сохраняемости (срок годности) – определяют свойство продукта сохранять пригодное к употреблению состояние в течение нормальных сроков хранения и транспортирования.
Технологические показатели, например удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья и т. д.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, тщательность отделки, упаковки, дизайн.
Эргономические показатели: физиологические, психологические. Например, покупатели отдают предпочтение тортам, украшенным кремом коричнево-желтых тонов, а не сине-голубых, а также ярко оформленным хорошо упакованным изделиям.
Показатели безопасности характеризуют особенности изделий, обеспечивающие их безвредность и безопасность в процессе потребления. Как известно, пищевые продукты имеют способность аккумулировать из окружающей среды все экологически вредные вещества и концентрировать их в больших количествах.
Экологические показатели образуют отдельную группу качества, они показывают уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают в производстве пищевых продуктов, прежде всего, при первичной переработке сельскохозяйственного сырья.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным условием, определяющим конкурентоспособность. При определении этих показателей необходимо учитывать в продуктах новые технологические и технические решения, а также решения, защищенные в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в своей стране, так и в странах предполагаемого экспорта.
- природные (качество сельскохозяйственного сырья и его ассортимент);
- инженерно-технические (передовая технология, механизация и автоматизация учета и контроля за ходом производственных процессов, прогрессивная организация производства и труда);
- организационные (
- экономические (материальное стимулирование, заинтересованность работника в выпуске качественной продукции).
Вопросы для самоконтроля по теме 7:
7) Назовите основные показатели качества продукции.
8) Какие факторы оказывают влияние на качество продукции?
Тесты по теме 7:
1.Конкурентоспособность товара – это:
а). Совокупность физических, химических, эргономических и других измеряемых (оцениваемых) характеристик изделия;
б). Степень его отличия от товаров-конкурентов;
в). Совокупность свойств товара, способных удовлетворять запросам покупателей в соответствии с назначением продукции;
г). Способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения на рынке.
2. Является ли выпуск высококачественной продукции конкурентным преимуществом предприятия?
а) да;
б) нет.
3. Какая доля продаж товаров на рынке является высокой?
а) от 10 до 30%;
б) от 30 до 50%;
в) более 60%;
г) 100%.
4. Качество товара – это:
а). Совокупность физических, химических, эргономических и других измеряемых (оцениваемых) характеристик изделия;
б). Характеристика конкурентоспособности товара, степень его отличия от товаров-конкурентов;
в). Совокупность свойств товара, способных удовлетворять запросам покупателей в соответствии с назначением продукции;
г). То общее, что ценят в продукте различные покупатели.
5. Функциональные показатели качества продукции характеризуют:
а) соответствие товара его целевому назначению;
б) сроки хранения товара;
в) безопасность использования;
г) экологическую чистоту.
Ответы к тестам по темам:
Тема 1. |
1) в; 2) в; 3) г; 4) б; 5) г; |
Тема 2. |
1) в; 2) г; 3) а; 4) б; 5) в; |
Тема 3. |
1) а; 2) а; 3) в; 4) б; 5)г; |
Тема 4. |
1) г; 2) б; 3) а; 4) г; 5) в; |
Тема 5. |
1) г; 2) а; 3) в; 4) в; 5) б; |
Тема 6. |
1) б; 2) в; 3) б; 4) г; 5) а; |
Тема 7. |
1) г; 2) а; 3) в; 4) в; 5) а; |
Решение тренировочных заданий
Решение тренировочных заданий проводится выборочным методом на основе следующих учебно-методических разработок: 1). Е.В. Минаева, Л.О. Филатова, М.В. Александрова. Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития; 2). Т.Ф. Рябова, Л.А. Козловских, З.Б. Проскурина. Коммерческая деятельность. Основы бизнеса. (Кейс-метод в учебном процессе).
Тесты по дисциплине
1. По степени сложности выделяют
следующие виды конъюнктуры
а) благоприятную, устойчивую;
б) равновесную, неустойчивую;
в) простую, дифференциальную;
г) простую, сложную.
2. Устойчивая конъюнктура рынка характеризуется:
а) стабильным спросом;
б) превышением спроса над предложением;
в) стабильными ценами;
г) равенством спроса и предложения.
3. Элементами конъюнктуры рынка являются:
а) спрос и предложение;
б) климатические условия, инфляция;
в) доходы населения, демографические факторы;
цены, политические факторы, НТП.
4. Под олигополией понимается:
а) доминирующее положение одной крупной фирмы на рынке;
б) сговор нескольких фирм о ценах и рынках сбыта, препятствующий свободному входу на рынок других производителей;
в) свободный вход и выход на рынок;
г) совершенная конференция.
5. Что не относится
к видам недобросовестной
а) незаконное использование товарных знаков других фирм;
б) предоставление ложной информации о свойствах и качестве своих товаров;
в) некорректное сравнение своих товаров с товарами конкурентов;
г) снижение цен на свои товары.
6. Основными признаками рынка, на ваш взгляд, являются:
а) государственная закупка и распределение сырья; свободное ценообразование конкуренция;
б) государственная собственность на средства производства; конкуренция; наличие обособленных товаропроизводителей; свободное ценообразование;
в) наличие обособленных товаропроизводителей; конкуренция; многообразие форм собственности; отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности субъектов рынка; свободное ценообразование;
г) конкуренция; многообразие форм собственности; свободное ценообразование; наличие обособленных товаропроизводителей; государственная закупка и распределение сырья.
7. Какое из определений
рынка представляется Вам наибо
а) рынок - это система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
б) рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая производителей и потребителей продукции;
в) рынок - это территория, географическое пространство, в пределах которого происходят продажа и купля определенного товара;
г) рынок - это процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества товаров (спроса и предложения).
8. Какие виды конкурентной борьбы не запрещены по закону:
а) изъятие товаров из обращения для создания дефицита и роста цен;
б) установление монопольно высоких или низких цен;
в) расширение ассортимента и повышение качества товаров;
г) создание препятствий доступа на рынок других конкурентов.
9. Конъюнктурная сводка представляет собой:
а) краткую ежемесячную информацию о положении на товарном рынке;
б) сводный итог текущего общехозяйственного положения и оценку конъюнктуры на следующий период
в) экспресс-информацию о конъюнктуре рынка, разрабатываемую в особо срочных случаях.
10. По причине возникновения конъюнктурнообразующие факторы бывают:
а) регулируемые, случайные;
б)
в) демографические, географические, экономические;
г) циклические и нециклические.
Итоговые вопросы по курсу
1.Экономическая конъюнктура и конъюнктура товарного рынка, их особенности.
Словарь основных понятий:
Благоприятная конъюнктура – это превышение спроса над предложением и полная загрузка производственных мощностей.
Вторичная информация - это информация уже собранная и обработанная для более общих целей, ее легче получить в короткие сроки и она требует меньше времени на обработку данных.
Дифференциальная конъюнктура - это простая конъюнктура отдельной отрасли в сравнении с конъюнктурой других отраслей, с которыми такое сопоставление возможно и целесообразно.
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия, который представляет собой совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара.
Конкурентоспособность национальной экономики – это концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкурентных преимуществ, позволяющих производить продукцию высокого качества с издержками не больше интернациональных, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей, и поставлять ее на рынок в оптимальные сроки.
Конкурентоспособность предприятия (фирмы, компании) – это его способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкретного рынка.
Конкурентоспособность продукции – это совокупность качественных и стоимостных его характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя, т. е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.
Конкуренция - это эффективный механизм естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка; это форма экономической борьбы самостоятельно хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию.
Конъюнктура мирового рынка – это условия продажи товаров на мировых рынках, текущее состояние международной торговли.
Конъюнктура товарного рынка представляет собой ситуацию, складывающуюся на рынке определенного товара.
Неблагоприятная конъюнктура – это ситуация, которая характеризуется превышением предложения над спросом и низким уровнем загрузки производственных мощностей.
Информация о работе Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара