Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание

Изучение конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.
Термин "конъюнктура" как самостоятельная категория происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6
Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8
Тесты по теме 1……………………………………………………………….8

2. Тема. Основные элементы конъюнктуры рынка и их взаимосвязь…….9
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………10
Тесты по теме…………………………………………………………………11

3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………13
Тесты по теме…………………………………………………………………14

4. Тема. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований………………………………………………14
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...16
Тесты по теме…………………………………………………………………17

5. Тема. Теоретические основы организации и проведения конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...19
Тесты по теме…………………………………………………………………119

6. Тема. Конкуренция – движущий механизм развития рынка……………20
Вопросы для самоконтроля по теме…………………………………………22
Тесты по теме………………………………………………………………….22

7. Тема. Конкурентоспособность продукции – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22
Вопросы для самоконтроля по теме………………………………………...24
Тесты по теме……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Конъюнктура.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Наличие разнообразных  свойств пищевой продукции вызывает необходимость применения системы показателей качества:

По потребительским  признакам: показатели социального назначения продукции характеризуют потребность в данном виде продукции конкретной социальной группы населения (конкретной группы потребителей). С этой целью продовольственные товары условно подразделяют: для массового потребления, лечебно-профилактических целей, детского питания.

Функциональные  показатели характеризуют соответствие продукта целевому назначению (например, усвояемость). Особое значение в этой группе отводится показателям пищевой, биологической, энергетической ценности.

Показатели  сохраняемости (срок годности) – определяют свойство продукта сохранять пригодное к употреблению состояние в течение нормальных сроков хранения и транспортирования.

Технологические показатели, например удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья и т. д.

Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, тщательность отделки, упаковки, дизайн.

Эргономические  показатели: физиологические, психологические. Например, покупатели отдают предпочтение тортам, украшенным кремом коричнево-желтых тонов, а не сине-голубых, а также ярко оформленным хорошо упакованным изделиям.

Показатели  безопасности характеризуют особенности изделий, обеспечивающие их безвредность и безопасность в процессе потребления. Как известно, пищевые продукты имеют способность аккумулировать из окружающей среды все экологически вредные вещества и концентрировать их в больших количествах.

Экологические показатели образуют отдельную группу качества, они показывают уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают в производстве пищевых продуктов, прежде всего, при первичной переработке сельскохозяйственного сырья.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным условием, определяющим конкурентоспособность. При определении этих показателей необходимо учитывать в продуктах новые технологические и технические решения, а также решения, защищенные в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в своей стране, так и в странах предполагаемого экспорта.

Факторы повышения  качества продукции:

- природные (качество  сельскохозяйственного сырья и  его ассортимент);

- инженерно-технические  (передовая технология, механизация  и автоматизация учета и контроля за ходом производственных процессов, прогрессивная организация производства и труда);

- организационные (прогрессивная  организация управления, ответственность исполнителей, уровень квалификации работников, обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами);

- экономические (материальное стимулирование, заинтересованность работника в выпуске качественной продукции).

Вопросы для самоконтроля по теме 7:

  1. Дайте определение конкурентоспособности предприятия.
  2. Какие основные факторы оказывают влияние на конкурентоспособность фирмы?
  3. Что представляет собой конкурентоспособность товара?
  4. Какая продукция является конкурентоспособной на рынке?
  5. В чем состоит взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и продукции?
  6. Объясните, в чем состоят конкурентные преимущества предприятий.

7) Назовите основные показатели качества продукции.

8) Какие факторы оказывают  влияние на качество продукции?

  1. Перечислите основные направления повышения качества продукции.

Тесты по теме 7:

1.Конкурентоспособность  товара  – это:

а). Совокупность физических, химических, эргономических и других измеряемых (оцениваемых) характеристик изделия;

б). Степень его отличия  от товаров-конкурентов;

в). Совокупность свойств  товара, способных удовлетворять  запросам покупателей в соответствии с назначением продукции;

г). Способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения на рынке.

2. Является  ли выпуск высококачественной  продукции конкурентным преимуществом предприятия?

а) да;

б) нет.

3. Какая  доля продаж товаров на рынке  является высокой?

а) от 10 до 30%;

б) от 30 до 50%;

в) более 60%;

г) 100%.

4. Качество  товара  – это:

а). Совокупность физических, химических, эргономических и других измеряемых (оцениваемых) характеристик изделия;

б). Характеристика конкурентоспособности  товара, степень его отличия от товаров-конкурентов;

в). Совокупность свойств  товара, способных удовлетворять  запросам покупателей в соответствии с назначением продукции;

г). То общее, что ценят в продукте различные покупатели.

5. Функциональные  показатели качества продукции  характеризуют:

а) соответствие товара его  целевому назначению;

б) сроки хранения товара;

в) безопасность использования;

г) экологическую чистоту.

 

Ответы  к тестам по темам:

Тема 1.

1) в; 2) в; 3) г; 4) б; 5) г;

Тема 2.

1) в; 2) г; 3) а; 4) б; 5) в;

Тема 3.

1) а; 2) а; 3) в; 4) б; 5)г;

Тема 4.

1) г; 2) б; 3) а; 4) г; 5) в;

Тема 5.

1) г; 2) а; 3) в; 4) в; 5) б;

Тема 6.

1) б; 2) в; 3) б; 4) г; 5) а;

Тема 7.

1) г; 2) а; 3) в; 4) в; 5) а;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение тренировочных  заданий

Решение тренировочных  заданий проводится выборочным методом на основе следующих учебно-методических разработок: 1). Е.В. Минаева, Л.О. Филатова, М.В. Александрова. Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития; 2). Т.Ф. Рябова, Л.А. Козловских, З.Б. Проскурина. Коммерческая деятельность. Основы бизнеса. (Кейс-метод в учебном процессе).

 

 

 

 

 

 

 

Тесты по дисциплине

1. По степени сложности выделяют  следующие виды конъюнктуры рынка:

а) благоприятную, устойчивую;

б) равновесную, неустойчивую;

в) простую, дифференциальную;

г) простую, сложную.

2. Устойчивая конъюнктура рынка  характеризуется:

а) стабильным спросом;

б) превышением спроса над предложением;

в) стабильными ценами;

г) равенством спроса и предложения.

3. Элементами конъюнктуры рынка  являются:

а) спрос и предложение;

б) климатические условия, инфляция;

в) доходы населения, демографические  факторы;

цены, политические факторы, НТП.

4. Под олигополией понимается:

а) доминирующее положение одной  крупной фирмы на рынке;

б) сговор нескольких фирм о ценах  и рынках сбыта, препятствующий свободному входу на рынок других производителей;

в) свободный вход и выход на рынок;

г) совершенная конференция.

5. Что не относится  к видам недобросовестной конкуренции:

а) незаконное использование  товарных знаков других фирм;

б) предоставление ложной информации о свойствах и качестве своих товаров;

в) некорректное сравнение  своих товаров с товарами конкурентов;

г) снижение цен на свои товары.

6. Основными признаками рынка, на ваш взгляд, являются:

а) государственная закупка  и распределение сырья; свободное ценообразование конкуренция;

б) государственная собственность  на средства производства; конкуренция; наличие обособленных товаропроизводителей; свободное ценообразование;

в) наличие обособленных товаропроизводителей; конкуренция; многообразие форм собственности; отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности субъектов рынка; свободное ценообразование;

г) конкуренция; многообразие форм собственности; свободное ценообразование; наличие обособленных товаропроизводителей; государственная закупка и распределение сырья.

7. Какое из определений  рынка представляется Вам наиболее точным:

а) рынок - это система  отношений, в которой связи покупателей  и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

б) рынок - это сфера  обмена внутри страны и между странами, связывающая производителей и потребителей продукции;

в) рынок - это территория, географическое пространство, в пределах которого происходят продажа и купля определенного товара;

г) рынок - это процесс  взаимодействия продавцов и покупателей  по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества товаров (спроса и предложения).

8. Какие виды конкурентной  борьбы не запрещены по закону:

а) изъятие товаров  из обращения для создания дефицита и роста цен;

б) установление монопольно высоких или низких цен;

в) расширение ассортимента и повышение качества товаров;

г) создание препятствий  доступа на рынок других конкурентов.

9. Конъюнктурная сводка  представляет собой:

а) краткую ежемесячную  информацию о положении на товарном рынке;

б) сводный итог текущего общехозяйственного положения и  оценку конъюнктуры на следующий период

в) экспресс-информацию о  конъюнктуре рынка, разрабатываемую  в особо срочных случаях.

10. По причине возникновения конъюнктурнообразующие факторы бывают:

а) регулируемые, случайные;

б)

в) демографические, географические, экономические;

г) циклические и нециклические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговые вопросы  по курсу

1.Экономическая конъюнктура и  конъюнктура товарного рынка, их особенности.

  1. Виды рынков, их характеристики.
  2. Основные критерии сегментации рынка.
  3. Общие условия формирования конъюнктуры рынка.
  4. Факторы, влияющие на конъюнктурные рыночные колебания. Механизм их взаимодействия.
  5. Особенности конъюнктуры Российского рынка.
  6. Основные элементы рынка. Спрос и предложение. Емкость рынка.
  7. Понятие "конкуренция", ее особенности.
  8. Особенности конкуренции на рынке России.
  9. Конкурентоспособность продукции, основные факторы влияния.
  10. Понятие "конкурентоспособное предприятие", оценочные критерии.
  11. Способы исследования конъюнктуры рынка.
  12. Влияние конъюнктуры на предложение товаров на рынке.
  13. Методы анализа конъюнктуры рынка.
  14. Планирование и прогнозирование конъюнктурных колебаний на рынке отдельных товаров.
  15. Методология изучения конкурентоспособности продукции предприятий.
  16. Ценовые и неценовые факторы конкуренции.
  17. Формы и методы анализа конъюнктуры и ее показатели.
  18. Методы прогнозирования конъюнктуры.
  19. Понятие "симптоматика конъюнктуры", ее назначение и особенности динамики.
  20. Управление качеством, сущность и взаимосвязь с конъюнктурой рынка.
  21. Управление затратами, как условие обеспечения конкурентных преимуществ товара.
  22. Сущность и назначение стратегий управления конъюнктурой рынка.
  23. Роль маркетинга в управлении конъюнктурой рынка.
  24. Механизм ценообразования, рыночный подход.
  25. Реклама и ее назначение в конкурентной среде.

 

Словарь основных понятий:

 

Благоприятная конъюнктура – это превышение спроса над предложением и полная загрузка производственных мощностей.

Вторичная информация - это информация уже собранная и обработанная для более общих целей, ее легче получить в короткие сроки и она требует меньше  времени на обработку данных.

Дифференциальная  конъюнктура - это простая конъюнктура отдельной отрасли в сравнении с конъюнктурой других отраслей, с которыми такое сопоставление возможно и целесообразно.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия, который представляет собой совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара.

Конкурентоспособность национальной экономики – это  концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкурентных преимуществ, позволяющих производить продукцию высокого качества с издержками не больше интернациональных, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей, и поставлять ее на рынок в оптимальные сроки.

Конкурентоспособность предприятия (фирмы, компании) – это его способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкретного рынка.

Конкурентоспособность продукции – это совокупность качественных и стоимостных его характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя, т. е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.

Конкуренция - это эффективный механизм естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка; это форма экономической борьбы самостоятельно хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию.

Конъюнктура мирового рынка – это условия продажи товаров на мировых рынках, текущее состояние международной торговли.

Конъюнктура товарного  рынка представляет собой ситуацию, складывающуюся на рынке определенного товара.

Неблагоприятная конъюнктура – это ситуация, которая характеризуется превышением предложения над спросом и низким уровнем загрузки производственных мощностей.

Информация о работе Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара