Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита;
– рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ
8
1.1. Сущность кредита, его экономическое значение
8
1.2. Функции и формы кредита
12
1.3. Виды кредита и принципы кредитования
19
ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
24
2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества
24
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
32
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России
48
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
76
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
76
3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России
83
3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
91
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ.doc

— 663.50 Кб (Скачать документ)


96

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

Кредитование малого и среднего бизнеса

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка гр. 13ФС - 301

Левченко О.Е.

 

 

 

Работу проверил:

Овчинников Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЛАТОУСТ  2009

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ

8

1.1. Сущность кредита, его экономическое значение

8

1.2. Функции и формы кредита

12

1.3. Виды кредита и принципы кредитования

19

ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

24

2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества

24

2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды

32

2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России

48

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ

76

3.1. Краткая характеристика Сбербанка России

76

3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России

83

3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях

86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

91

Список литературы

96

Приложения

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.

Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для крупного бизнеса.

Однако, усложненные процедуры лицензирования, неустойчивая система налогообложения, отсутствие эффективной системы кредитования, специализированной для малого бизнеса, разобщенность предпринимателей, административные барьеры затрудняют развитие малого предпринимательства.

Среди основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, особенно остро выделяется проблема финансирования, проблема кредитования малого бизнеса России, что на сегодняшний день является актуальным вопросом.

Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.

Кредитование малого бизнеса – одно из наиболее сложных направлений в банковской деятельности. Несмотря на то, что в последние несколько лет на рынке кредитования малого бизнеса произошли существенные сдвиги, данная проблема остается на повестке дня.

Малый бизнес  представляет немалый интерес как потребитель различных розничных услуг коммерческого банка. Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно. Банки стараются обеспечить максимально лучший комфорт при обслуживании – расширяют филиалы банков, офисы продаж, ставят интернет-киоски и т.д. Конкуренция на этом рынке помогает внедрять новые технологии, создавать новые кредиты для бизнеса, предлагать более улучшенный сервис. Клиенты имеют наконец возможность самостоятельно выбирать банки и программы кредитования, сравнивать, принимать лучшие условия.

Малый бизнес и банки выступают на рынке кредитования малого бизнеса в качестве деловых партнеров. В зависимости от того, насколько они будут понимать проблемы и потребности друг друга, настолько и зависят результаты их сотрудничества.

Более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов: на данном этапе своего развития российские банки не обладают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов; трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами; серьезным препятствием для увеличения объемов кредитования малого бизнеса являются высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса, отсутствие должной поддержки на федеральном уровне.

В свою очередь владельцев бизнеса волнуют следующие проблемы: высокие процентные ставки; длительные сроки рассмотрения кредитной заявки и документов заемщика; излишний перечень документов; максимальные суммы кредитов и сроки, недостаточно развитые механизмы оценки ликвидности залога; отсутствие индивидуального подхода к клиенту.

Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Ряд банкиров говорят о том, что сейчас главной задачей для банковского сообщества, в том числе государства, является привлечение интереса со стороны малого бизнеса к банкам. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса.

В целом предприниматели позитивно оценивают свое текущее положение, но испытывают пессимизм в отношении перспектив развития предприятий, причем, чем меньше масштабы бизнеса опрашиваемых, тем выше уровень их пессимизма. Как следствие – низкая инвестиционная активность, отказ от долгосрочных проектов, отказ от расширения бизнеса, а значит, упущенная выгода для всей экономики страны. Следовательно, необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.

Исходя из этого, необходимо рассмотреть кредитование бизнеса, как финансовый источник развития малого и среднего бизнеса, что и является целью моей курсовой работы.

Объектом исследования будет выступать кредит, предметом исследования – кредитование малого и среднего бизнеса.

Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:

–     рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита; 

–     рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;

–     оценить современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в стране; выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами малого предпринимательства;

–     рассмотреть основные виды кредитования малого и среднего бизнеса, направления, определяющие дальнейшие перспективы развития банковских услуг для бизнеса, а также их эффективность;

–     рассмотреть механизм кредитования  в Сбербанке России;

–     проанализировать кредитную политику Сбербанка в текущих экономических условиях;

Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области кредитования малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Дробзиной Л.А., Жукова Е.Ф., Лаврушина  О.И.,  Семенова С.К., Селищева А.С., Стародубовой Н.Н., Овчинникова Е.Н., Зинкевич А.Э., Богдановой С.М., Сенчагова В.К.), а также периодические и электронные источники.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе приводятся теоретические аспекты кредитования: его экономическая сущность, функции, формы, виды, принципы кредита.

Во второй главе определяется место малого бизнеса, его экономическая и социальная роли. Рассматриваются основные виды, а также условия кредитования малого и среднего бизнеса. Выявляются проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса.

В третьей главе мы  рассмотрели механизм кредитования  в Сбербанке России и проанализировали кредитную политику Сбербанка в текущих экономических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ

 

 

1.1. Сущность кредита, его экономическое значение

 

 

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики и неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные объединения и предприятия, так и малые торговые, производственные и другие предприятия.

Изобретение кредита, вслед за деньгами, является гениальным открытием человечества. Благодаря ему уменьшилось время на удовлетворение личных и хозяйственных потребностей граждан и предприятий. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные средства на расширение своего дела или ускорить процесс получения в своё распоряжение благ, которыми, не будь кредита, они могли владеть лишь в будущем.

Кредит в переводе с латинского (kreditium) имеет два значения – «верую», «доверяю», и «долг», «ссуда».

Кредит – это передача настоящих активов (в том числе – денег) в обмен на будущие активы (в том числе – деньги) на условиях возвратности, на оговоренный срок  и с уплатой процента [16, С.70].

Кредит предоставляет возможность заимствования на оговоренный срок права собственности и получение в распоряжение актива в настоящем периоде на условии их возврата с уплатой процента в будущем периоде.

Существенной особенностью кредита является перенос во времени активов купли и продажи: получение актива в настоящем с его оплатой в будущем либо наоборот. При этом кредит может осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме.

Лицо, предоставляющее кредит, называется кредитором. Лицо, пользующееся кредитом, называется заемщиком.

Кредитор предоставляет заемщику кредит в обмен на обещание заемщика погасить сумму кредита при наступлении срока платежа. При этом размер кредитной ссуды является основной суммой долга. Дополнительная плата, которую заемщик обязан заплатить в качестве компенсации за полученный кредит, является суммой процента со ссуды. В ходе кредитной сделки устанавливается срок погашения, или продолжительность действия кредитной сделки.

Для заемщика размер долга вплоть до срока погашения является обязательством. Для кредитора ссуда до срока погашения является требованием, так она предоставляет право получить основную сумму и процент в момент погашения долга.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса