Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита;
– рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ
8
1.1. Сущность кредита, его экономическое значение
8
1.2. Функции и формы кредита
12
1.3. Виды кредита и принципы кредитования
19
ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
24
2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества
24
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
32
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России
48
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
76
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
76
3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России
83
3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
91
Список литературы
6) Создание системы кредитных бюро:
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России – это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Закон о создании кредитных бюро поможет развязать этот узел, что, в конечном счете, пойдет на пользу, как заемщикам, так и кредиторам [27, С.4]. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким образом, малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Бюро кредитных историй полезны сразу в нескольких отношениях.
Информация о заемщиках позволяет банкам более точно прогнозировать бизнес, минимизировать риски невозврата денег и на этой основе уменьшать процентную ставку.
Одновременно снижаются издержки по проверке платежеспособности клиентов.
Наконец, механизм кредитных историй дисциплинирует заемщика. Тот знает, что при нарушении обязательств его репутация будет безнадежно испорчена, и он потеряет доступ к кредиту или как минимум сделает его дороже.
По мнению экспертов, реальную отдачу от деятельности кредитных бюро можно ожидать не ранее чем через 5 лет, когда будет накоплен достаточный массив данных о заемщиках. Также следует учитывать, что информация, предоставляемая кредитными бюро, может в ряде случаев быть некорректной в силу специфики отчетности российских малых предприятий. И надеяться на то, что бюро кредитных историй сразу позволит снизить ставки по займам, не приходится. Как говорят участники рынка кредитования малого бизнеса, положительная кредитная история влияет на принятие решения о выдаче кредита, но не на величину ставки. Некоторые банки уже заявили, что будут ставить условием предоставления кредита согласие заемщика на передачу информации в бюро кредитных историй.
По результатам опросов, проводимых Всероссийского центром изучения общественного мнения, около 75% заемщиков, в принципе, не интересуются этим условием в кредитном договоре, еще 15% – положительно относятся к передаче информации о себе и только 10% –считают, что передача сведений в другую организацию может нанести им вред [39] (См. рис. 7).
Рисунок 7. Отношение заёмщиков к передаче информации в бюро
кредитных историй
Около 50 кредитных бюро уже зарегистрированы в России. Крупнейшие из них – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ, образовано при участии Ассоциации российских банков и международной корпорации TransUnion CRIF), «Экспириан-Интерфакс» (создано группой «Интерфакс» совместно с одним из крупнейших мировых кредитных бюро Experian) и Национальное кредитное бюро (НКБ). При этом ведущие банки на рынке кредитования частных лиц – Сбербанк и «Русский стандарт» – решили поберечь данные о своих заемщиках, и намерены передавать их в собственные кредитные бюро: Сбербанк в партнерстве с Национальным резервным банком, Межрегиональным инвестиционным банком и группой компаний «Русагро» в конце августа организовал бюро «Инфокредит», а банк «Русский стандарт» пока о создании своего бюро не объявил [39,С.5].
7) Повышение доверия между банками и бизнесом.
Доверия между банками и бизнесом можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки должны вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам. Все это необходимо для устранения периодически возникающих стереотипов среди предпринимателей о недоступности кредитов для бизнеса.
8) Поддержка со стороны государства.
О забытом «малом бизнесе» вспомнило, наконец, наше большое государство. Эксперты подсчитали, что вклад маленьких и средних компаний в ВВП России сегодня в два раза меньше, чем их доля в экономиках развитых стран.
А по уровню кредитования этого бизнеса страна Россия находится вообще на 148-м месте в мире! И предпринимателю порой бывает проще получить потребительский кредит, чем оформить ссуду на юридическое лицо.
Узнав об этих печальных цифрах «властная вертикаль» засуетилась. Президент РФ Дмитрий Медведев высказался за облегчение доступа малых бизнесменов к необходимым ресурсам, в том числе и финансовым. Соответствующий президентский указ тут же был подписан. Заработал и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Заседание президиума Госсовета в Тобольске было полностью посвящено этим проблемам. Минэкономразвития подготовило целую программу стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Премьер Владимир Путин предложил сократить для малого бизнеса предоставление налоговой отчетности с четырех до одного раза в год.
Банкиры единодушно говорят о готовности кредитовать малых предпринимателей, но... при условии серьезного участия государства – взять на себя все возможные риски банковское сообщество пока не вполне готово!
В «общем и целом», ситуация складывается так: с одной стороны, государство вроде бы ратует за развитие малого и среднего бизнеса, но банки не готовы в одиночестве нести все риски и ответственность. Банкиры ждут от государства участия в финансировании в проектах, которые считаются наиболее рискованными для кредиторов. Должна быть разработана и система мер по поддержке предпринимателей, в частности есть идея создания отдельного государственного органа, куда бы бизнесмен мог обратиться в случае произвола чиновников или проблем с криминальными структурами. Если малый бизнес получит столь всеобъемлющую поддержку и национальный проект будет грамотно реализован, то он станет не дотационным, а коммерчески успешным и окупится буквально за несколько лет.
Таким образом, помимо доступных кредитов малый бизнес нуждается в масштабной господдержке: финансовой, правовой, консультационной, да и просто моральной. В целом предприниматели позитивно оценивают свое текущее положение, но испытывают пессимизм в отношении перспектив развития предприятий, причем, чем меньше масштабы бизнеса опрашиваемых, тем выше уровень их пессимизма. Как следствие – низкая инвестиционная активность, отказ от долгосрочных проектов, отказ от расширения бизнеса, а значит, упущенная выгода для всей экономики страны [29].
Следовательно, необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем "Сбербанк России", создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990 г. Он учрежден Центральным Банком России как акционерное общество открытого типа и зарегистрирован в ЦБ РФ 20 июня 1991 г. Сбербанк России входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также настоящим Уставом.
Сбербанк России является юридическим лицом. Его акционерами могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он создается без ограничения срока действия и осуществляет свою деятельность на основании лицензии «Банк России».
Органы управления Сберегательного банка включают:
Общее собрание акционеров
Совет банка
Совет директоров банка
Президента Сберегательного банка
Компетенция органов управления банка определена в его уставе.
Структура аппарата управления Сбербанка России состоит из следующих отделов:
1.Отдел ресурсов: управление денежными ресурсами и ликвидностью баланса;
2. Экономический отдел: анализ финансовой деятельности баланса;
3. Отдел вкладов и расчетно-кассового обслуживания населения;
4. Отдел обслуживания юридических лиц и бюджетов;
5.Отдел кредитования;
6. Отдел ценных бумаг: организация работы и контроль за акциями;
7. Отдел валютных операций и пластиковых карточек;
8. Операционный отдел: обслуживание юридических и физических лиц на основе предоставления всего комплекса банковских услуг;
9. Отдел бухгалтерского учета и отчетности: организация бухгалтерского учета и отчетности;
10. Отдел информатики и автоматизации банковских работ;
11. Отдел строительства и развития материально-технической базы.
Исторически сложившаяся развитая территориальная сеть (почти 900 офисов продаж) способствует и успехам банка на рынке розничного кредитования. Объем кредитов физическим лицам составляет более 740 млрд.рублей (35% рынка, почти в 5 раз больше доли следующего за ним «Русского Стандарта»). Через Сбербанк зарплату получают 11 миллионов, пенсии — 12 миллионов человек. Сбербанк является крупнейшим игроком на рынке государственных ценных бумаг и на внутреннем рынке межбанковских кредитов. Активы Сбербанка почти в 4 раза превышают размер активов следующих за ним ВТБ и Газпромбанка — более 4 трлн.рублей. В результате недавно проведенного IPO в руках институциональных инвесторов оказалось 33% акций, у частных лиц — 5%. Всего у банка 200 тысяч акционеров [48].
Сбербанк – крупнейший российский банк. На его долю приходится 26% активов российской банковской системы и 51,5% депозитов физических лиц. Это единственный банк, который ЦБ контролирует не только как регулятор, но и как акционер, владеющий 57,6% его акций. Сбербанк входит в TOP-200 крупнейших банков мира по размеру активов и по размеру капитала. Рыночная капитализация — 85 млрд. долларов (выросла более чем в 40 раз за последние 5 лет и сейчас сопоставима с капитализацией французской банковской группы Societe Generale и швейцарской Credit Suisse). С октября 2007 года Сбербанком руководит бывший министр экономического развития Герман Греф, который, в частности, собирается сделать кредиты банка более доступными для населения [49].
Благодаря своим ведущим позициям в банковской системе и исходя из решаемых им задач, Сберегательный банк РФ является учредителем ряда других кредитно-финансовых учреждений: промышленного коммерческого «АвтоВАЗбанка», Внешторгбанка РФ, Корпорации «Жилищная инициатива», финансово-торговой компании «Совфинтрейд», Международного Московского банка и др. Кроме того, Сберегательный банк РФ является членом Московской Межбанковской валютной биржи, Московской и Санкт-Петербургской фондовых бирж, Ассоциации Сберегательных банков и Ассоциации Российских банков, Международного института сберегательных банков (Швейцария), ряда обществ и ассоциаций по распространению пластиковых карт: Ассоциации VISA International (Великобритания), Общества Международных Межбанковских Финансовых Телекоммуникаций-СВИФТ (Бельгия).
Приоритетными направлениями дальнейшего развития Сбербанк России являются: повышение качества управления и прозрачности, дальнейшая диверсификация активов, в том числе путем выборочного их увеличения в отдельных секторах розничного банковского бизнеса и совершенствования активной политики филиальной сети, повышение доли комиссионных доходов и доходов от мелких и средних инвестиционных проектов с быстрым сроком окупаемости.
В порядке реализации указанных приоритетов Сбербанк, в частности:
На регулярной основе проводит аудит своей деятельности, в том числе по международным стандартам:
Ежеквартально публикует балансы, отчеты о финансовых результатах и ключевых финансовых показателях работы в открытых СМИ;
Имеет реальный потенциал, позволяющий осуществлять самый широкий комплекс операций по финансовому посредничеству, включая ипотечный бизнес, секьютеризацию закладных и других финансовых активов, в том числе управление коллективных инвесторов; наращивать синдицированное кредитование, а также выпуск и обращение производных кредитных инструментов, включая ипотечные ценные бумаги;
Продолжает работу по расширению спектра возможностей и совершенствованию услуг для частных клиентов, ведет подготовку к участию в создаваемой системе гарантирования (страхования) вкладов;
Взвешенно формирует кредитный портфель в области ипотечного и авто кредитования населения.
Сбербанк России обслуживает полный комплекс операций клиентов, включающий организацию внутрироссийских расчетов, в том числе с применением расчетов векселями, клиринговые расчеты в российских рублях банков-нерезидентов, организацию внешнеторговых расчетов, зарплатные проекты с использованием пластиковых карт, кредитование оборотного капитала, операции с дорожными чеками, брокерское обслуживание клиентов на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, эмиссию и обслуживание пластиковых карт, эквайринг, ипотечное и авто кредитование, консультационные и другие банковские услуги.