Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита;
– рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ
8
1.1. Сущность кредита, его экономическое значение
8
1.2. Функции и формы кредита
12
1.3. Виды кредита и принципы кредитования
19
ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
24
2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества
24
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
32
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России
48
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
76
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
76
3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России
83
3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
91
Список литературы
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса тоже достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Выступая на заседании президиума Госсовета президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Малый бизнес в России должен стать лидером по производительности труда, технической оснащенности и инновационной активности». Он отметил, что скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро обновлять бизнес, причем на основе самых передовых достижений науки и технологий. Дмитрий Медведев считает необходимым выработать развернутую стратегию поддержки и развития малого бизнеса и изменить экономически вес этого сектора. «Он должен стать одним из ведущих и по росту производительности труда, и по технической оснащенности, и по инновационной активности. В целом должен играть важнейшую структурную роль в социально – экономическом развитии страны», – отметил Д.Медведев [35].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что роль малого бизнеса в социальной жизни общества постоянно возрастает и оказывает все большее влияние на развитие экономической и политической ситуации в стране. Малый бизнес является основой социально – экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Малый и средний бизнес – это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.
В последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.
На 1 октября 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий (далее МП) составило 1 136,2 тыс., что на 10,2 процента выше, чем по состоянию на 1 октября 2006 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2006 г. на 73,0 ед. (См. табл. 1).
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные округа | Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 | Прирост количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период 01.10.2006- 01.10.2007 |
---|---|---|
РФ | 791,9 | 73,0 |
Центральный | 996,9 | 61,3 |
Северо-Западный | 1 402,7 | 223,6 |
Южный | 499,1 | 10,1 |
Приволжский | 623,2 | 58,9 |
Уральский | 661,3 | 43,2 |
Сибирский | 658,8 | 97,0 |
Дальневосточный | 794,8 | 121,3 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.
По итогам января-сентября 2007 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 7,7% процента и составила 9 133,4 тыс. чел. (См. табл.2).
Таблица 2
Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам
Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.
Федеральные округа | Среднесписочная численность работников МП1 | Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых | ||
---|---|---|---|---|
тыс. чел. | в % к январю-сентябрю 2006 г. | % | Изменение относительно января-сентября 2006 г., п.п. | |
РФ | 9133,4 | 107,7 | 18,8 | 1,2 |
Центральный | 3310,5 | 108,4 | 23,8 | 1,4 |
Северо-Западный | 1215,6 | 102,7 | 23,0 | 0,6 |
Южный | 914,2 | 103,7 | 16,7 | 0,6 |
Приволжский | 1814 | 109,8 | 17,0 | 1,3 |
Уральский | 646,3 | 113,1 | 13,9 | 1,4 |
Сибирский | 898,0 | 109,3 | 14,1 | 1,2 |
Дальневосточный | 334,7 | 105,5 | 14,5 | 0,9 |
1без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний – малые, 50-60% объема рынка металлопластиковых окон – компании малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса производят более 30% витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70% рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60% валовой продукции.
Данные по объемам оборота представляют совокупность малых организаций с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций.
Таблица 3
Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации
в январе-сентябре 2007 г.
Федеральные округа | Объем оборота в январе-сентябре 2007 г. | ||
---|---|---|---|
млн. руб. | На душу населения, руб.1 | В % к январю-сентябрю 2006 г.1 | |
РФ | 10 987 506,1 | 76 581,8 | 114,7 |
Центральный | 4 964 675,4 | 132 229,8 | 111,9 |
Северо-Западный | 1 227 364,5 | 89 386,4 | 125,6 |
Южный | 982 600,8 | 43 057,2 | 111,0 |
Приволжский | 1 615 533,6 | 52 605,8 | 113,3 |
Уральский | 862 902,8 | 70 273,5 | 121,8 |
Сибирский | 995 401,7 | 50 287,5 | 111,3 |
Дальневосточный | 339 027,3 | 51 422,3 | 125,0 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.
2с учетом региональных ИПЦ
В январе-сентябре 2007 г. оборот МП вырос на 14,7 процента относительно аналогичного периода предыдущего года (См. табл. 3).
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно-развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (См. диаграмму 1), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Диаграмма 1. Число малых предприятий на 1000 жителей (на 01.01.00)
В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29 процентов (См. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Доля малых предприятий в общем числе предприятий и
организаций по регионам России, % (на 01.01.00)
В свою очередь Минэкономразвития подготовило ряд мер, «призванных поощрить создание малого бизнеса и облегчить жизнь малых предприятий», — заявила глава министерства Эльвира Набиуллина в ходе всероссийского форума. «Малый и средний бизнес — основа социально-экономического развития России в XXI веке. Готовя стратегию до 2020 года, мы понимаем, что решение задачи вхождения к 2020 году в пятерку стран-лидеров невозможно решить без более быстрого развития малого бизнеса» [38].
«Мы рассмотрим первоочередные меры по поддержке малого бизнеса. Перед нами стоит задача — увеличить к 2020 году численность занятых в этой сфере до 60-70 процентов от населения нашей страны». Он отметил, что по данным на 1 октября 2007 года, в России действует 1 млн.100 тыс. организаций малого бизнеса, 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей и 255 тыс. крестьянских хозяйств. «Поддержка малого бизнеса — один из решающих факторов инновационного развития страны, роста инициативы и ответственности граждан», — пояснил Дмитрий Медведев [34].
Следовательно, дальнейшее успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при целостной государственной политике по отношению к малому предпринимательству и системном подходе к решению его проблем, при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
«Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства РФ», – подчеркнула статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ А.Попова, выступая на совещании в Государственном университете – Высшей школе экономики [54].