Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита;
– рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ
8
1.1. Сущность кредита, его экономическое значение
8
1.2. Функции и формы кредита
12
1.3. Виды кредита и принципы кредитования
19
ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
24
2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества
24
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
32
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России
48
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
76
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
76
3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России
83
3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
91
Список литературы
6. Излишний перечень документов.
Предпринимателей не устраивает количество документов и процедура их сбора. Представители малого бизнеса отдают предпочтение тем банкам, которые требует минимального количества документов и ограниченной финансовой отчетности заемщика. Надо отметить, что перечень документов для кредитования малого бизнеса используется для углубленного анализа рентабельности бизнеса и оценки платежеспособности клиента.
7. Неразвита система оценки бизнеса.
По мнению бизнесменов, банки не имеют четкой и отработанной системы выдачи кредитов вследствие отсутствия объективного анализа бизнеса. Многие кредиторы имеют различное представление о том, что такой малый бизнес. В результате предприниматели вынуждены долго ходить от банка к банку, прежде чем найдут подходящую для себя программу кредитования бизнеса.
8. Максимальные суммы кредитов и сроки.
Банки всегда стремятся минимизировать свои риски, поэтому предпочтительно развивают те продукты, которые предусматривают краткосрочные периоды кредитования малого бизнеса (1-3 года). Однако часть предпринимателей считает, что предлагаемые банками сроки не соответствуют срокам окупаемости проектов. Также бизнесмены зачастую нуждаются в больших суммах кредитов, чем предусматривают банковские программы.
9. Бюрократические процедуры.
Наконец, предпринимателей, по их же собственным словам, останавливает сложность кредитных схем банков, наличие тяжелых бюрократических процедур. Многие бизнесмены уверены, что получить приемлемый кредит для бизнеса могут лишь «избранные» или с помощью хороших связей с руководством банка. Однако, это неверное утверждение, банки напрямую заинтересованы в долгосрочном партнерстве и сотрудничестве с каждым клиентом [11].
Одним из наиболее неоднозначных вопросов кредитования малого бизнеса является проблема создания нового бизнеса или развитие start-up проектов. Банки полагают, что на стадии его создания сопряжено со значительными рисками и, как правило, не кредитуют «стартовый» бизнес.
Есть варианты, когда банки выдают кредиты на создание нового бизнеса, но уже при наличии существующего и развитого малого бизнеса, т.е. новый бизнес в этом случае будет являться просто одним из направлений уже существующего бизнеса. Предприниматель вероятнее всего сможет предоставить залоговое обеспечение в виде оборудования, транспорта или товара. В таком случае банк сможет произвести анализ бизнеса и оценку платежеспособности своего клиента. Даже если вновь создаваемый проект не получит своего развития, ранее созданный бизнес поможет ему рассчитываться по кредиту.
Итак, выделим основные проблемы кредитования нового бизнеса:
создаваемый бизнес – зона повышенных кредитных рисков для банка;
отсутствие стабильного дохода, т.е. невозможность произвести анализ и оценку бизнеса, оценить платежеспособность заемщика;
отсутствие залогового обеспечения и поручителей;
процентные ставки под start-up проекты будут выше на 1-2 %;
недостаточно развития методология оценки банковских рисков;
отсутствие четких банковских механизмов анализа бизнес проектов.
Как вы видите причины, препятствующие развитию start-up-проектов, довольно существенно отражают проблемы кредитования малого бизнеса в целом. Прослеживается недостаточное развитие механизмов и единых стандартов оценки эффективности бизнеса со стороны банков. Однако необходимо отметить, что start-up-проекты – огромная незанятая ниша на рынке банковских услуг. И в этой ситуации банки, сотрудничая с вновь образующимися компаниями малого бизнеса, могли бы создать себе достаточно большой задел на будущее, застолбить за собой определенные региональные и отраслевые ниши или даже стать одним из их формообразующих факторов, а также усовершенствовать свое представление о рисках в интересующих отраслях и регионах. Малому бизнесу же сотрудничество с банками могло бы позволить с самого начала научиться планировать деятельность, анализировать рынок, управлять финансовыми потоками и адекватно оценивать свое реальное состояние.
В настоящее время во многих городах созданы различные Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, в т. ч. и государственные. Именно они могли бы взять на себя роль катализатора развития start-up-проектов, выступая в качестве поручителей перспективных начинающих предпринимателей. При государственной поддержке данные фонды могли бы выступить гарантом при кредитовании вновь создаваемого бизнеса. Это помогло бы ускорить развитие механизмов поддержки кредитования молодых компаний и стало бы существенным толчком развития малого бизнеса.
Кредитование малого бизнеса сегодня предлагают многие банки. Малый бизнес и его представители в свою очередь очень нуждаются в денежных средствах, поскольку любому предприятию, чтобы справиться с конкуренцией, всегда есть, куда расти, расширяться, к чему стремиться. Однако существует проблема: банки предоставляют кредиты для бизнеса, предприниматели заинтересованы в привлечении дополнительного капитала, но на деле подавляющее большинство представителей малого бизнеса не участвуют в кредитных программах. Что же мешает развитию кредитных программ и активному участию в них малого бизнеса? Банки имеют свою точку зрения на этот счет, и видят проблему несколько иначе. Дело все в том, что малый бизнес в России имеет свои характерные особенности, которые в значительной мере не способствуют активному развитию кредитования малого бизнеса в целом.
1. Низкая легитимность малого бизнеса.
Низкий уровень прозрачности малого бизнеса не позволяет в полной мере подойти к его анализу и оценке. На многих предприятиях еще используются «серые» схемы ведения бизнеса, используется «черная» касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Получается, что многие предприниматели попросту не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и подтвердить тем самым свою платежеспособность. Банковские программы не предусматривают индивидуального подхода к таким заемщикам, а развитие подобных программ не будет способствовать выходу «из тени» таких предпринимателей.
2. Стереотипы и предубеждения малого бизнеса.
Часть предпринимателей довольно скептически относятся к кредитным продуктам для бизнеса, заранее считая их излишне дорогими и недоступными. Отсюда возникает понижение спроса на услуги кредитования малого бизнеса. Однако это неверно, возросшая конкуренция между банками в борьбе за малый бизнес способствует постоянному снижению процентных ставок и смягчению условий кредитования.
3. Нестабильное финансовое положение.
Некоторые предприятия занимают неустойчивую позицию на рынке, имеют нерегулярный доход, таким образом, вызывая сомнения в своей платежеспособности. Это возникает и вследствие большой конкуренции, особенностей рынка, в результате низкого качества финансового планирования и т.д. Также укрываясь от уплаты налогов, предприятия не все свои обороты проводят по расчетному счету, вследствие чего снижается лимит кредитования или же предприятие получает отказ от банка.
4. Отсутствие залогового обеспечения.
Часть предприятий не имеет своей собственности, которую можно было бы предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, арендуются (или используются подрядчики), а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. Если некоторые программы не предусматривают залоговое обеспечение, за это придется расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования.
5. Низкая финансовая грамотность малого бизнеса.
Многие предприниматели даже не имеют расчетного счета, и не могут предоставить необходимые для кредитования документы вследствие отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как с умом можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут составить бизнес-план и т.д. Банки же предпочитают работать с дисциплинированными и ответственными заемщиками, грамотно планирующими развитие своего бизнеса.
6. Отсутствие должной поддержки на федеральном уровне.
Банкиры жалуются на недостаточную поддержку кредитования малого бизнеса со стороны государства. Поскольку принятые законопроекты содержат всего лишь общие тезисы о поддержке и развития малого бизнеса, конкретные же действия и меры, направленные на реализацию законопроектов, очень ограничены. Государственные Фонды содействия кредитования малого бизнеса недостаточно активно помогают начинающим предпринимателям, особенно в регионах.
Как видно, эти проблемы еще не решены и требуют решения на всех уровнях, начиная от самих представителей малого бизнеса, заканчивая представителями власти. Отметим, что за последние 2-3 года вследствие конкуренции между банками, произошло значительное улучшение условий кредитования. Теперь же банкам нужно активней пропагандировать и внедрять кредитные продукты для бизнеса, вести разъяснительную и консультационную работу с малым бизнесом.
Рассмотрим кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе по данным, представленным на рисунке 3.
Рисунок 3. Кредиты, выданные в 2006 году малым предприятиям по отраслям [23, С.43]
Несмотря на активизацию банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция между ними по-прежнему ведется в основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю в 2006 году пришлось более 60% всех кредитов, выданных малому бизнесу. Торговые компании продолжают оставаться самым динамичным сектором нашей экономики и за счет быстрой оборачиваемости своих средств могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент [26, С. 39].
Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Москву, по 20% - на Южный и Уральский федеральные округа [32,С.23].Распределение кредитов, выданных малым предпринимателям по регионам, примерно совпадает с территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Более половины малых предприятий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах. Более 50% предприятий малого бизнеса из числа получивших кредит также располагаются в этих двух федеральных округах, и на сегодняшний день есть все предпосылки для стабильного увеличения количества субъектов МСБ (См. рис. 4).
Рисунок 4. Объем кредитов, выданных малому бизнесу в 2006 году по регионам России
Региональное развитие кредитования малого бизнеса будет идти по 2 направлениям – московские банки еще достаточно долго будут осваивать крупные региональные центры, а местные банки будут идти дальше и развивать кредитование непосредственно в небольших областных и районных центрах. Таким образом, в более перспективных регионах кредитование будет развиваться быстрее, чем в менее перспективных, за счет большей полноты охвата. Поэтому в среднесрочной перспективе неравномерность развития кредитования малого бизнеса в региональном разрезе будет только усиливаться.
Более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов [11, С. 212].
Сегодня 35% от общего объема кредитов выдается сроком до одного года, 27% – на срок от одного года до двух лет, 23% – на срок от двух до трёх лет. На срок свыше трех лет было выдано 15% кредитов (См. рис. 5).
Рисунок 5. Структура кредитов по срокам предоставления
Большинство финансовых посредников, особенно в регионах, существуют за счет краткосрочных вкладов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Таким образом, банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до одного года, а чаще – на три-шесть месяцев). Такая осторожность повышает надежность банковского сектора, но краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать свое производство.
Во-вторых, при сравнимых операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика крупному банку невыгодно работать с малым бизнесом. Трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами. Например, средний кредит крупного предприятия равен 20 млн. долл. США, среднего – 5 - 6 млн. долл. США, малого – 10 - 20 тыс. долл. США. Гораздо удобнее и менее затратно выдать один кредит крупному корпоративному клиенту, чем несколько сотен кредитов малому предприятию.
В-третьих, серьезным препятствием для увеличения объемов кредитования малого бизнеса являются высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса.
Банки для снижения кредитных рисков обычно выдвигают жесткие требования к обеспечению выдаваемых ссуд. Также часто банки требуют от предпринимателей перевести свои расчетные счета в банки-кредиторы. При действующей законодательной базе и условиях прохождения дел в арбитражных судах вернуть залог достаточно сложно, на это уходит много времени и средств. К тому же отсутствует адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу большинству малых предприятий [29, С. 209].