Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита;
– рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ
8
1.1. Сущность кредита, его экономическое значение
8
1.2. Функции и формы кредита
12
1.3. Виды кредита и принципы кредитования
19
ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
24
2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества
24
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
32
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России
48
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
76
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
76
3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России
83
3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
91
Список литературы
Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
Кредитование малого бизнеса – это услуга для предприятий, индивидуальных предпринимателей, представителей малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, торговли или предоставления услуг. Данная услуга предоставляется кредиторами, как правило, банками и банковскими структурами.
Кредит для бизнеса предоставляется на самые различные цели: открытие или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, диверсификация производства, для приобретения оборудования, покупки автотранспорта, движимого или недвижимого имущества и т.д. Обычно предприниматели получают кредит под обороты, залог коммерческого имущества или под залог имущества третьих лиц. Также банки предлагают воспользоваться поручительством других более крупных компаний или различных фондов содействия кредитования бизнеса. Иногда возможны варианты и беззалогового кредитования, но все эти варианты очень индивидуальны и зависят от мноигх факторов: суммы кредита для бизнеса, кредитной истории заемщика и т.д. Все-таки приоритетным видом залогового обеспечения пока остается недвижимость в виду ее высокой ликвидности.
Надо отметить, что 10-15 лет назад кредитование малого бизнеса в России, как и вся система кредитования в целом, только лишь зарождалась в отличие, скажем, от развитых зарубежных стран. На рынке кредитования фигурировало всего лишь несколько банков, которые предлагали скудный перечень кредитных продуктов. Это было связано, прежде всего, с общим экономическим упадком в стране, высокими темпами инфляции, низкими темпами развития малого бизнеса, а как следствие – с отсутствием должного спроса со стороны представителей малого бизнеса.
Но в последнее десятилетие с преимущественным развитием предприятий малого бизнеса осуществился некоторый экономический рывок, который обеспечил реальное развитие экономики России. Однако основной проблемой, препятствующей развитию бизнеса, остался недостаток финансирования. Малый бизнес сталкивается с этой проблемой постоянно, на протяжении всего жизненного цикла компании: открытия, становления, развития. Особенно по мере развития малого бизнеса проблема финансирования становится более острой. Многие компании имеют схемы диверсификации производства, увеличения оборотных мощностей, но не имеют достаточных для этого денежных средств.
Спрос на кредиты для бизнеса не остался незамеченным, и банки решили сотрудничать с малым бизнесом, увеличивая тем самым свои доходы от наращивания пассивно-активных операций. И хотя многие крупнейшие российские компании предпочитают брать кредиты для бизнеса у иностранных кредиторов (поскольку те предлагают им более выгодные программы кредитования с низкими процентами), сотрудничество с малым бизнесом остается приоритетным направлением деятельности российских банков. Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес из-за высокой доходности операций и небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала. Надо отметить, что Сбербанк России является одним из самых крупнейших игроков на рынке кредитования малого бизнеса, темпы роста ссудной задолженности которого постоянно увеличиваются. В остальных видах кредитования Сбербанк также занимает одно из ведущих мест.
Кредитование малого бизнеса наиболее приоритетное направление деятельности банков. Так или иначе, суммы кредитов, взятые для малого бизнеса, на порядок выше остальных целевых кредитов, будь то кредит на авто или ипотечное кредитование. Именно поэтому банки предъявляют к своим клиентам жесткие требования: наличие динамично развивающегося бизнеса и собственного капитала. Еще одной особенностью кредитования малого бизнеса является более сложная процедура получения кредита для бизнеса, поскольку банки всегда стремятся минимизировать свои риски при работе с предприятиями. Банки запрашивают объемные пакеты документов, перечень которых может быть индивидуальный у каждого банка. Но, как правило, в него входят: анкета-заявление на предоставление кредита для бизнеса, предоставление финансовой и налоговой отчетности, списки дебиторов и кредиторов, копии договоров с покупателями и подрядчиками и т.д.
В настоящее время современное законодательство не слишком разграничивает предприятия на крупный, малый и средний бизнес, хотя подобное деление играет довольно существенную роль при кредитовании предприятий отечественными банками. Условия кредитования напрямую зависят от подобного коммерческого расслоения: срок выплаты выданного предприятию кредита, максимально выгодный процент кредита и различные полезные дополнительные сервисы напрямую связаны с размером самого предприятия. Такой минус в законодательной базе помимо всего прочего делает процесс работы банковских организаций с частными предприятиями более запутанным и долгим.
Чтобы более-менее точно определить к какому «классу» отнести данное предприятие, необходимо очень внимательно изучить некоторые его категории, в том числе количество работников, общий годовой доход и прочие. Вполне естественно, что для предоставляющих крупные кредитные ссуды организаций значительную роль играют финансовые показатели предприятия. Но поскольку существующий федеральный закон в состоянии предоставить только «человеческие» данные, не всегда являющиеся достаточно объективными для принятия решения о кредите, то банк оставляет за собой право определить размер и возможности предприятия [12]. Нужно обратить внимание, что разные банки предъявляют самые разные требования относительно критериев. К примеру, некоторые банковские организации относят к крупному бизнесу предприятия с доходом от 40 млн. евро в год, к среднему – менее 35 млн. евро, ну и в зону малого бизнеса, таким образом, попадают фирмы с годовым доходом менее 9 млн. евро. Кстати, кроме малого бизнеса иногда выделяют еще и микробизнес с совсем скромным доходом.
Интересно, что подобная «привередливость» банков по отношению к кредитуемым предприятиям будет существовать в российском бизнесе еще достаточно долго вследствие значительного превышения спроса над предложением. Даже в настоящее время, несмотря на значительное количество кредитных программ, частные предприятия удовлетворены не более чем на 25%.
Практически любое систематизирование имеет своей главной целью свести трудности проводимого процесса к минимуму, будь то судебные инстанции или привычное многим кредитование малого бизнеса. Банковские организации, особенно ярко это заметно в проводимых масштабных рекламных кампаниях, делают акцент на индивидуальный подход к каждому клиенту и поиск более благоприятных кредитных решений. В данном случае банки имеют в виду перспективы развития предприятия-клиента, его финансовую и юридическую базы, добросовестность и ответственность в отношениях с предыдущими кредитодателями [12].
Упрощают проводимые кредитные операции выработанные годами стандарты, параметры и штампы. Плюс основной массы небольших предприятий состоит в отсутствии у них долгосрочных масштабных планов, что положительным образом сказывается на экономии финансов и времени при двусторонних отношениях с банками.
Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно. В 2006 году объем рынка кредитования малого бизнеса в России увеличился более чем на 90% и составил примерно 300 млрд.рублей. Опрос ста российских банков, проведенный в прошлом году, показал, что 50% их клиентов – малые предприятия. А вместе со средними – эта доля превышает 80%.
Конкуренция на этом рынке помогает внедрять новые технологии, создавать новые кредиты для бизнеса, предлагать более улучшенный сервис. Клиенты имеют наконец возможность самостоятельно выбирать банки и программы кредитования, сравнивать, принимать лучшие условия.
Кредитование малого бизнеса в России имеет хорошие перспективы в связи с большим спросом представителей бизнеса на кредитные продукты. Тем не менее, спрос на кредиты для малого бизнеса огромен, а объем выданных кредитов в несколько раз меньше. Сегодня, если предприятие работает меньше трех лет, то с большой долей вероятности банк откажет ему в кредитовании, а получить деньги на начальном этапе развития бизнеса вообще невозможно. Эксперты отмечают, что сложилась парадоксальная ситуация, когда личный предприниматель не может получить кредит на формирование своего бизнеса, но в то же время как физическое лицо, он считается надежным заемщиком, банк выдает ему потребительский, ипотечный кредиты.
Банки все же имеют все возможности для удовлетворения финансовых потребностей предпринимателей. В настоящее время эти потребности удовлетворены на 30-40 %, и банки не упустят возможности увеличения своего дохода от результатов кредитования бизнеса. Увеличивающиеся год от года объемы кредитования только подтверждают эту тенденцию.
«Малый бизнес – эта некая середина, которая обеспечивает подушку стабильности, безопасности и доходности банков. Поэтому этот рынок в ближайшее время будет раскручиваться в разы», – сказала в эфире программы «Капитал» на РБК-ТВ заместитель председателя правления «Росэнергобанка» Ольга Замараева. По ее словам, если правильно отстроен ход работы банка с заемщиком, то средний отрезок времени окупаемости проекта составляет от 6 до 12 месяцев.
При этом ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса снизились. Они составляют для среднего бизнеса 15-16%, малого – 17-19%. Эксперты полагают, что ставки не повысятся, поскольку конкуренция растет на рынке кредитования [29].
Конкуренция среди банков идет даже не в части предоставления заниженных процентных ставок, а в качестве предоставления удобного сервиса. Банки стараются обеспечить максимально лучший комфорт при обслуживании – расширяют филиалы банков, офисы продаж, ставят интернет-киоски и т.д. В перспективе процентные ставки должны снизиться и стабилизироваться на некоторой отметке, а хорошее качество и упрощенная процедура получения кредита станут неким стандартом. Эксперты полагают, что данный процесс произойдет не сразу (не будет иметь взрывного характера), а поэтапно.
Считается, что кредитование малого бизнеса для банков сопровождается проблемами. «Необходимо не забывать, что существует надзорный орган в лице Центробанка, который требует от банков формирования адекватных резервов от возможных потерей по ссуде. Если мы возьмем заграничный опыт, то там поддержка малого бизнеса содержится в том, что государство, банки малый бизнес делят между собой риски, а в России пока этого нет», – рассказал начальный вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев.
«Но сейчас механизмы компенсирования таких рисков существуют, –отмечает президент российского Микрофинансового центра Михаил Мамута, – в частности, региональные гарантийные фонды, которые должны выступить поручителями по кредитам малому бизнесу и взять на себя до 50% рисков. Таким образом, предприятия проработавшие год, имеют возможность получить кредит на стартапе своего бизнеса».
По словам экспертов, банки, которые используют технологию кредитования малого бизнеса, готовы увеличивать сроки кредитования малого бизнеса до 7 лет, занимать нишу кредитования стартапов. Но при этом большинство банков перейдут на обязательное страхование рисков заемщиков, что принесет дополнительные издержки предпринимателям [29].
Еще одной характерной особенностью развития банковского кредитования в России станет появление и значительное увеличение количества банков, ориентированных на представителей бизнеса предлагающих кредиты для бизнеса.. Как пример, можно привести успешно развивающийся банк кредитования малого и среднего бизнеса – КМБ-Банк, кредитный портфель которого составляет более 140 млн.долларов. Кредиты малому бизнесу этого банка составляет 80% активов банка.
Таким образом, кредитование малого бизнеса в настоящее время характеризуется следующими основными тенденциями, определяющими дальнейшие перспективы развития банковских услуг для бизнеса:
1. Малый бизнес проявляет значительный интерес к продуктам банковского кредитования;
2. Увеличение количества банков, предлагающих кредиты для бизнеса;
3. Как следствие двух предыдущих пунктов, снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования;
4. Стандартизация процесса кредитования (разработка единых требований, перечня документации и т.д.);
5. Улучшение банковского сервиса и упрощение процедуры получения кредита для бизнеса;
6. Увеличение предлагаемых кредитных продуктов для открытия и развития бизнеса.
Согласно оценкам компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом представляемых банками услуг. Поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции. В России в настоящее время действуют большое количество банков, в т.ч. и региональных, которые специализируются именно на услугах предоставления кредитов, в т.ч. и для бизнеса.
Следовательно, в течение следующих лет можно спрогнозировать вероятное снижение процентных ставок по займам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры оформление кредитов, а в целом – кредитование малого бизнеса станет более доступно широкому кругу предпринимателей.
Кредитование малого бизнеса одно из наиболее сложных направлений в банковской деятельности. В настоящий момент перечень кредитных продуктов, предлагаемых банками, очень широк. Выделим основные виды кредитования:
овердрафт
бизнес-экспресс
кредитная линия
коммерческий кредит
проектное финансирование
коммерческая ипотека
кредит на открытие бизнеса
кредит на развитие бизнеса
венчурное финансирование