Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:09, курс лекций

Описание

Предмет и методология микроэкономики. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Основы теории производства. Издержки производства.

Работа состоит из  1 файл

Posobie_-EK.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Статические модели – это модели, в которых фактор времени явно не учитывается, сравниваются несколько равновесных состояний без описания процесса перехода от одного равновесия к другому. Например, сдвиг кривой спроса вправо в результате увеличения спроса на нормальный товар изменит равновесие из Е1 в Е2: произойдет рост равновесной цены при одновременном увеличении равновесного объема (рис.2.8,а). На рис.2.8,б показано изменение равновесия в результате введения потоварного налога и уменьшения предложения: новое равновесие в точке Е2 устанавливается при более высоких ценах и меньших объемах.

Одновременный сдвиг кривой спроса и кривой предложения позволяет  определенно характеризовать изменение  только по одной переменной. На рис.2.8,в  увеличение спроса и предложения  приводит к росту равновесного объема, но неизвестно как изменится цена, если не заданы числовые значения в данной модели.

Фактор времени особенно важно  учитывать при анализе приспособления предложения к изменениям в спросе.  Для этого различают три временных  периода: мгновенный, краткосрочный  и долгосрочный.

Период,  в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называется мгновенным периодом.  Период, в котором одна группа производственных факторов является  постоянной, а другая как переменной, называется краткосрочным периодом (short run). Период, в котором все факторы производства становятся  переменными, называется долгосрочным периодом (long run).

В мгновенном периоде производитель  лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы.  Все количество предлагаемого товара должно быть продано. Поэтому уровень равновесной цены определяется исключительно спросом. На рис.2.9 кривая мгновенного предложения SM вертикальна, увеличение спроса с D1 до D2 не изменяет объем продаж, но увеличивает цену.

В краткосрочном периоде объем  предложения может меняться за счет изменения переменных факторов производства, но его количество имеет ограничения. Поэтому равновесные цены и объемы определяются пересечением кривых спроса и предложения до тех пор, пока не достигнут предел, определяемый производственными мощностями. Кривая краткосрочного предложения SS имеет положительный наклон. Рост спроса позволит увеличить объемы предложения (Q1<Q2), равновесная цена при этом несколько снизится (P1>P2), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня Р0.

В долгосрочном периоде производитель  может менять масштабы производства,  обеспечивая тем самым лучшее  приспособление к рыночной ситуации.  Если спрос на товар остается стабильно  высоким,  производители могут расширить производство за счет  ввода новых мощностей, реконструкции и обновления действующих предприятий, перелива капитала из других отраслей. Кривая предложения будет иметь более пологий положительный наклон SL, чем в краткосрочном периоде, или горизонтальной, или линией с отрицательным наклоном (в анализе рынка совершенной конкуренции эти ситуации будут рассмотрены подробнее).    

В динамических моделях все переменные являются функциями времени. Простейшей динамической моделью рыночного равновесия является «паутинообразная» модель, которая отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства. В ней объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения – от цен предыдущего периода. При этом предполагается, что функции спроса и предложения неизменны во времени. В каждом периоде объемы товара фиксированы. Движение к равновесию проходит ряд циклов, в которых принимаются решения о ценах и объемах. Возможны три варианта динамики цен:

  1. отклонение от равновесия уменьшается (рис.2.10,а), равновесие является устойчивым;
  2. отклонение от равновесия увеличивается (рис.2.10,б), равновесие является неустойчивым; 
  3. рынок циклически колеблется вокруг точки равновесия, но оно не достигается (рис.2.10,в).

Графически устойчивость равновесия зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

 

    1. Выигрыши потребителя и производителя в условиях

рыночного равновесия

Взаимная выгодность обмена между потребителем и производителем при установившемся рыночном равновесии обусловливается наличием выигрышей (излишков), получаемых потребителями и производителями  от участия в сделке. Например, строительство новой дороги требует определенных расходов, но разумное решение о строительстве должно приниматься с учетом оценки степени выигрыша потребителя от этого.

Выигрыши возникают  в силу того, что весь равновесный  объем товара покупается или продается  по единой равновесной цене. Выигрыш потребителя (consumer surplus) определяется как разница между ценой, которую потребитель готов платить за каждую единицу товара и рыночной ценой. На рис.2.11 площадь треугольника АЕР* соответствует выигрышу потребителя.

Выигрыш производителя (producer surplus) – это разница между рыночной равновесной ценой и ценами предложения каждой единицы товара, или разница между выручкой от реализации товара по равновесной цене и издержками производства. На рис.2.11 выручка соответствует площади 0Р*ЕQ*, издержки – площади 0ВЕQ*, следовательно, площадь треугольника ВР*Е является выигрышем потребителя.

 

2.4. Вмешательство государства в рыночное ценообразование

Рыночный механизм имеет как  достоинства, так и недостатки. Смягчить или ликвидировать негативные последствия  рыночной организации призвано государство. Государственное регулирование  рыночных процессов может осуществляться путем воздействия на предложение – установление различных налогов (на продажи, на добавленную стоимость, на прибыль и др.), тарифов, импортных квот, выдача лицензий, дотаций продавцам и пр. Государство может поддерживать спрос, выделяя пособия отдельным потребителям, устанавливая налоги на потребление, подоходные налоги и пр.

Регулирование спроса и предложения неценовыми методами приводит к сдвигам кривых спроса и предложения и соответствующим  колебаниям равновесных цен и  объемов. Например, введение потоварного налога, который платит продавец, сдвигает кривую спроса вверх на величину налога. Новая цена превышает прежнюю на меньшую величину чем размер налога, поскольку покупатели сокращают объем спроса при росте цены.  Налог в большей мере ложится на потребителя, если спрос на товар неэластичен. И наоборот, большую часть налога платит продавец, если спрос является эластичным.

Особую роль играют прямые методы воздействия – установление верхнего предела цены ("потолка" –  price ceiling) и введение нижнего предела цены ("минимальные цены" – price floor). Установление фиксированных государственных цен, не совпадающих с равновесными, согласно модели спроса и предложения, приводит либо к затовариванию, либо к образованию дефицита.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Дефицит на рынке неизбежно приводит к возникновению «черного» рынка. Поддержание низких цен требует от правительства значительных дотаций производителям, государственных поставок товаров на рынок, введения нормирования товаров в случае отсутствия достаточного количества товаров на рынке.

Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, либо для поддержки производителей в некоторых отраслях. Избыток товаров порой выкупает правительство, расходуя бюджетные средства.

В результате государственного воздействия на рынок происходит изменение выигрышей потребителей и производителей.

 

Глава 3.   ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА  И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  Эластичность определяется как мера реакции (чувствительности) одной величины к изменениям другой. В экономической теории используются несколько показателей эластичности. Коэффициент ценовой эластичности спроса Ed(P) (price elasticity of demand) показывает процентное изменение объема спроса на товар при изменении на один процент его цены. 

Коэффициент Ed(P) является отрицательным числом, так как между объемом спроса и ценой существует обратная зависимость.  Различают три вида ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью (рис.3.1). Спрос является эластичным, если  Ed(P) < –1, т.е. объемы спроса растут быстрее, чем снижается цена, при этом выручка производителей увеличивается.

  Спрос становится неэластичным, когда темпы роста объемов спроса меньше темпов снижения цены, при этом значение показателя цено-вой эластичности  спроса:  (–1<Ed(Р)<0). В этом случае выручка производителей при снижении цены падает.

Когда спрос имеет единичную эластичность, выручка производителей остается неизменной.

Эластичность линейной функции  спроса изменяется в зависимости  от уровня цены. На рис.3.1 показано, что  спрос является эластичным при высоких  ценах и неэластичным при низких ценах, несмотря на то, что в каждой точке кривой спроса наклон одинаковый.

Например, если кривая спроса задана линейной функцией Qd = a – bP, наклон в каждой точке равен (–b). Коэффициент ценовой эластичности, определяемый  по формуле: , будет различным в разных точках такой кривой, несмотря на один и тот же ее наклон.

Могут встречаться ситуации, когда  спрос оказывается абсолютно  неэластичным к любому самому большому изменению цены (кривая D2 на рис.3.2), или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью (кривая D1 на рис.3.2).

Различают точечную и дуговую эластичность спроса. Точечная эластичность спроса по цене – показатель реакции величины спроса при бесконечно малом изменении цены. При больших изменениях цен и объемов спроса используют коэффициент дуговой эластичности спроса по цене, т.е. реакцию величины спроса на заданном интервале изменения цены.

На уровень ценовой эластичности спроса оказывают влияние следующие  факторы:  

1) наличие заменителей у товара (чем больше товаров–заменителей  у данного товара, тем эластичнее спрос на него),

2) удельный вес расходов на  товар в бюджете потребителя  (чем выше доля в бюджете,  тем выше эластичность),  

3) фактор времени, 

4) тип товара (высокой эластичностью  обладают предметы роскоши, низкой  –  товары первой необходимости),

5) насыщенность рынка товаром  и  размеры запасов у потребителей,

6) уникальность или разнообразие  возможностей использования данного  товара.

Эластичность спроса по доходу EI (income elasticity of demand) измеряет процентное изменение в объеме спроса отдельного потребителя при однопроцентном изменении его дохода:

Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходу используется для  классификации товаров по качеству. Данный коэффициент имеет положительное  значение для нормальных товаров, предметов роскоши, товаров длительного пользования. EI = 0 для товаров, потребление которых не чувствительно к колебаниям дохода (некоторые товары первой необходимости). Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0<EI <1), и предметы роскоши (EI >1).

Перекрестная эластичность спроса от цен Eab (cross price elasticity of demand) – это процентное изменение величины спроса на один товар при однопроцентном изменении цены на другой товар.

 

Если коэффициент Eab имеет положительное значение, то товары а и b  являются взаимозаменяемыми товарами (substitutes). Если он имеет отрицательное значение, то товары а и b являются взаимодополняемыми товарами (complements). Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются нейтральными товарами.

Эластичность предложения  от цены ES(P) (price elasticity of supply)– это процентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены товара.

Обычно показатель ценовой эластичности предложения имеет положительные  значения, потому что более высокая цена является для производителей стимулом для увеличения выпуска. Предложение является эластичным, если процентные изменения объемов предложения превышают процентные изменения цен, т.е. ES >1 (на рис.3.3 кривая S1). Предложение  неэластично, если 0< ES <1 (на рис.3.3 кривая S3).

Единичную эластичность предложения  отражает линейная функция предложения, проходящая через начало координат (на рис.3.3 кривая S2). Аналогично кривой спроса (рис.3.2) вертикальная линия кривой предложения

соответствует абсолютно неэластичному  предложению, горизонтальная – абсолютно  эластичному предложению.

В экономическом анализе может  быть рассчитана эластичность предложения  по отношению к процентной ставке, уровню заработной платы, ценам на сырье  и прочие ресурсы.

Чем больше времени имеется в  распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменения  в спросе, тем сильнее будут  соответствующие изменения в  объеме предложения. Как правило, в  краткосрочном периоде ценовая  эластичность предложения будет меньше, чем для длительного периода, потому что существуют ограничения производственных возможностей в краткосрочном периоде.

На эластичность предложения может  влиять способность товаров к  длительному хранению и стоимость  их хранения.

 

Глава 4. ТЕОРИЯ   ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  ПОВЕДЕНИЯ

 

4.1. Полезность блага.  Подходы к измерению полезности

Рыночный спрос определяется на основе решений, принимаемых множеством отдельных потребителей. Формируя спрос  на тот или иной товар, потребитель  анализирует пользу, получаемую в процессе потребления блага. Затем он учитывает свою покупательную способность и  стремится приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы максимальное общее удовлетворение от их использования. Предполагается, что поведение потребителя является рациональным, и рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"