Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:09, курс лекций

Описание

Предмет и методология микроэкономики. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Основы теории производства. Издержки производства.

Работа состоит из  1 файл

Posobie_-EK.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Доминирующая фирма устанавливает  цену, максимизирующую его прибыль, и считает, что другие фирмы на рынке будут поддерживать эту  цену (рис.9.6). Аутсайдеры оказываются  в положении конкурентной фирмы, кривая предложения которой совпадает  с восходящим участком кривой предельных издержек. Лидер, выбирая цену, знает какой объем продукции предложат аутсайдеры по этой цене. Поэтому для определения спроса на cвою продукцию лидеру нужно из рыночного спроса вычесть предложение аутсайдеров. Аутсайдеры не пойдут на снижение цены, поскольку будут бояться ценовой войны.

Соглашение между фирмами может  принимать ряд форм, например, образование  картеля. Картель предполагает сговор фирм с целью установления такого согласованного уровня цен и объемов продаж, чтобы максимизировать прибыль отрасли в целом. В результате отрасль превращается в чистую монополию. Картель является формальным договором, устанавливающим квоты для участников. Как правило, картель является недолговечным, поскольку существует тенденция к извлечению индивидуальных выгод от нарушений условий соглашений.

При достижении картельного соглашения фирмы отрасли (рис.9.7) должны будут  продавать свою продукцию по установленной  картелем цене Рсr и продавать в объеме определенной квоты q. Проблема состоит в том, что для отдельной фирмы прибыль максимальна при Рсr=МС, и она будет стремиться увеличить свой выпуск. Если некоторые или все фирмы картеля поступят подобным образом, то рыночная цена упадет, и прибыль отрасли сократится, что будет означать разрушение картеля.

Выживание картеля зависит от способности  его участников выявлять и пресекать  нарушения достигнутых соглашений. Процедура контроля и санкций  по соблюдению соглашения не должна требовать  больших затрат. Штрафы, уплачиваемые нарушителями, должны превышать выгоды от нарушения соглашения. Одним из решений является  территориальный раздел рынков сбыта.

Таким образом, управление фирмой на рынке олигополии усложнено из-за стратегических решений по ценообразованию, объему производства, рекламе и капитальным  вложениям.

Стратегическое поведение фирм исследуют с помощью теории игр. Игроками являются фирмы. Выбор решения, который делает игрок называется стратегией, а определенные поступки, сделанные в соответствии со стратегией – действия. Игра строится на принципе оценки результатов стратегий участников игры. Игры отличаются тем, что по–разному  определяются действия игрока, которые он должен предпринять в игре для каждой ситуации. Игроки могут принимать решения одновременно или последовательно. Переменной величиной может быть цена или объем производства.

Игра не требует полной рациональности в поведении участников и не предполагает наличие единственного равновесия. Равновесие Нэша (Nash equilibrium) – равновесное решение игры, при котором стратегия каждого игрока оптимальна при условии выбора стратегии другим игроком. Если равновесие достигается при условии, что улучшение положения одной из фирм невозможно без ухудшения положения другой, то имеет место равновесие по Парето (Pareto equilibrium).

 

Глава 10. РЫНКИ  ФАКТОРОВ   ПРОИЗВОДСТВА

Рынки факторов производства – это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы (труд, капитал, землю), необходимые для осуществления производства товаров. Предложение факторов производства формируют домашние хозяйства. Важной особенностью рынков факторов производства является производный характер спроса на них. Спрос на факторы производства зависит от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих факторов.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы  должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В производстве факторы дополняют друг друга и только в определенных границах могут быть взаимозаменяемы. Поскольку потребление факторов производства взаимосвязано, количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации процесса производства.

Цены на факторы производства влияют на распределение доходов между  их собственниками (расходы, которые  несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев). Цены на факторы определяются исходя из конкурентной структуры, сложившейся на рынках факторов производства и готового   продукта. Возможно воздействие неэкономических факторов на цены производственных ресурсов.

Факторы производства, будучи источником дохода своих собственников, лишь на время передаются в пользование производственной фирмы, которая выплачивает цену за пользование услугами этих факторов. Текущая цена фактора производства – это цена услуг данного фактора в течение определенного времени. Она позволяет определить эффективность использования нанятых работников, арендованного капитала и т.п. В то же время факторы производства (кроме труда) имеют помимо текущей цены капитальную оценку. Капитальная цена определяется при смене собственника фактора и учитывает доход от производительного использования фактора в течение всего его жизненного цикла. Распределение доходов во времени ставит задачу межвременного выбора.

Рассмотрим формирование текущей  цены на фактор производства на примере рынка труда, а модель межвременного выбора – на примере рынка капитала.

 

10.1. Рынок труда

Пусть фирма использует труд как  единственный переменный ресурс. Спрос  на труд определяется производительностью  конкретного вида труда и уровнем  цен на товары, в производстве которых он используется. Предельная доходность труда MRPL (marginal revenue product) – это дополнительный доход, получаемый фирмой в результате использования дополнительной единицы труда: МRРL = МРL×MR.

Кривая MRPL является кривой спроса на труд DL=МRРL (рис.10.1).

Отрицательный наклон кривой спроса на труд объясняется убывающей производительностью  факторов в производстве (при фиксированной  величине всех прочих используемых факторов большему количеству используемого  фактора соответствует меньший предельный продукт каждой дополнительной его единицы). На конкурентном рынке товаров предельный доход равен рыночной цене товара MR=P, поэтому предельная доходность труда определяется как произведение убывающего предельного продукта труда и постоянной цены товара: МRРLс = МРL×Р.

В условиях несовершенной конкуренции  на рынке готового продукта предельный доход ниже рыночной цены и убывает  с ростом объемов продукции. Фирма  в таких условиях склонна сдерживать производство, поддерживая высокие  цены и извлекая из этого дополнительную прибыль. Ее спрос на труд является убывающей величиной, поскольку убывают оба множителя: МRРLm = МРL× MR.

Таким образом, если на рынке готовой  продукции фирма обладает рыночной властью, то ее спрос на фактор будет  меньше спроса конкурентной фирмы, на рис.10.1 кривая МRРLс расположена правее кривой МRРLm.

Кривая спроса на труд определяется технологией производства, ценами и  объемами дополняющих и заменяющих факторов производства. Отраслевой спрос  на труд определяется путем горизонтального суммирования индивидуальных объемов спроса фирм при каждой данной ставке зарплаты. Чем эластичнее спрос на продукт, тем эластичнее спрос на факторы производства. Эластичность спроса на фактор определяется технической возможностью замены одного ресурса на другой (чем она выше, тем эластичнее будет спрос на заменяемый ресурс). Чем неэластичнее предложение факторов-конкурентов, тем неэластичнее спрос на фактор производства, цена которого меняется.  В долгосрочном периоде спрос на фактор производства более эластичен, т.к. увеличиваются возможности его замещения.

На конкурентном рынке труда  приобретение фирмой любого количества труда не влияет на сложившуюся рыночную ставку заработной платы. Работники  продают труд в любом количестве также, не влияя на цену труда.   Предельные  факторные  издержки MFC (marginal factor cost) –  это прирост валовых издержек фирмы при найме одной дополнительной единицы фактора. Для фирмы, не способной влиять на цены покупаемых ею факторов, MFC равны рыночной цене фактора. На рис.10.2 кривая MFC представлена горизонтальной линией на уровне равновесной ставки зарплаты.

Фирма, максимизирующая свою прибыль, будет нанимать новых работников до тех пор, пока каждый новый работник приносит дополнительный доход, превышающий  его ставку заработной платы.

Прибыль фирмы максимальна при  условии:

MRPL = w* = MFC.

Предложение труда определяется альтернативными  возможностями работников и количеством  людей, желающих получить работу. Предложение  труда зависит от того, насколько  ставка заработной платы влияет на решение домашних хозяйств выбирать между трудом и отдыхом.

Для анализа мотивов принятия этого  решения используются модели потребительского равновесия, эффекта дохода и эффекта  замещения.

Кривая предложения индивидуального  труда имеет форму кривой сначала с положительным наклоном, а потом выше некоторого уровня ставки зарплаты – обратный наклон (рис.10.3). Это связано с тем, что по мере увеличения ставки оплаты труда возрастает цена досуга. При низких ставках зарплаты эффект замещения доминирует и побуждает работников замещать досуг работой. При высоких ставках влияние эффекта дохода становится сильнее, чем влияние эффекта замещения. Это побуждает работника больше времени уделять досугу, являющемуся нормальным товаром, и сокращать предложение своего труда.

Кривая рыночного предложения  труда обычно имеет положительный  наклон. Конкуренция между работниками, возможность смены профессии  ведет к выравниванию ставок зарплаты. На отраслевом уровне предложение труда  определяется количеством работников данной профессии, возможностями подготовки и переподготовки трудовых ресурсов данного профиля и т.п. Предложение на уровне народного хозяйства – численностью населения, долей в нем трудоспособных граждан, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника и т.д.

На совершенно конкурентном рынке  труда его цена определяется взаимодействием  рыночного спроса и рыночного  предложения (рис.10.4). Разница между  ценой труда (или любого другого  фактора) и той минимальной платой, за которую владелец согласился бы  его продавать, называется экономической рентой. Минимальная плата характеризуется предельными затратами использования фактора. Для работника такими затратами является предельная ценность отдыха.

На рынке труда могут быть условия несовершенной конкуренции. Монополия на рынке труда связана с деятельностью профсоюзов. Профсоюзы стремятся к максимизации совокупной ренты от использования труда и для этого сокращают предложение труда относительно конкурентного уровня, назначая цену на труд выше предельных издержек на воспроизводство данного фактора. Модель установления монопольной ставки зарплаты аналогична модели монопольного ценообразования.

Монопсония характерна для рынка  труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы (примеры были приведены при анализе монопольной власти). Фирма–монопсонист сталкивается с ситуацией, когда возрастающая кривая предельных затрат на данный фактор лежит выше кривой средних затрат. Это объясняется тем, что монопсонист вынужден выплачивать более высокую ставку заработной платы, необходимую для привлечения дополнительного работника, всем рабочим. В результате фирма использует такое количество единиц труда, которое соответствует условию равенства предельных факторных издержек и предельной доходности труда:

MRPL = MFC.

Уровень ставки зарплаты, который  соответствует использованию  Lm единиц труда, определяется по кривой предложения SL. На  рис.10.5 видно, что фирма–монопсонист нанимает меньше работников, чем в условиях совершенной конкуренции на рынке труда и платит им меньшую ставку зарплаты  (wm<wc  и   Lm<Lc).

 

10.2. Рынок капиталов

Капитал в отличие от других факторов производства является ресурсом длительного  пользования. Капитал создается  определенное время с целью производства большего количества товаров и услуг в будущем.  Капитал делится на физический (здания, оборудование, машины и пр.), денежный и человеческий.

 Фирмы предъявляют спрос  не только на капитальные блага,  но и на временно свободные  денежные средства, которые можно потратить на приобретение капитальных благ. Если капитал создается за счет сбережений, то объем предложения капитала зависит от объемов сбережений. Ставка процента является ценой, уплачиваемой собственникам капитала за использование занимаемых у них средств на определенный срок.

Равновесная ставка процента определяется пересечением кривых спроса на деньги и предложения денег. На величину процентной ставки оказывают влияние  степень риска при предоставлении ссуды, срок, размер, номинальные и  реальные процентные ставки.

Проблема анализа капиталовложений состоит в необходимости межвременного  сопоставления текущих затрат и  будущих доходов. Дисконтирование - процедура приведения будущих доходов к настоящему моменту с учетом их альтернативной ценности.

Рассмотрим инвестиционный проект, который предполагает покупку фирмой оборудования стоимостью I (размер инвестиций). Оборудование может принести фирме  доходы в течении n лет в размере Мi, i=l,...,n. Пусть г – ставка процента или норма доходности альтернативного инвестиционного инструмента. Для того чтобы определить целесообразность капиталовложения, необходимо сравнить издержки на инвестирование с нынешней стоимостью будущих доходов:

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"