Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:09, курс лекций
Предмет и методология микроэкономики. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Основы теории производства. Издержки производства.
Будем называть конкурентной фирмой такую фирму, которая продает свою продукцию на конкурентном рынке. Поскольку конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену, то они принимают рыночную цену, установленную в результате равновесия отраслевого спроса D и отраслевого предложения S (рис.7.1,а). Следовательно, кривая спроса для конкурентной фирмы (кривая сбыта) является горизонтальной линией (рис.7.1,б). Спрос на продукцию фирмы в отличие от отраслевого спроса абсолютно эластичен на уровне равновесной цены Р*.
Кривая спроса на продукцию фирмы является и кривой дохода:
и
Цель конкурентной фирмы – максимизация экономической прибыли. На рис.7.2 показано условие максимизации прибыли путем сравнения валового дохода и валовых издержек. Кривая валового дохода TR конкурентной фирмы является прямой линией, выходящей из начала координат. Объем выпуска меньше Q1 и больше Q2 приносит фирме убытки, так как валовые издержки превышают валовой доход. При объеме выпуска больше Q1, но меньше Q2
прибыль положительна. Графическое объяснение условия максимизации прибыли заключается в поиске такого объема производства, при котором линии TR и TC находятся на наибольшем расстоянии друг от друга и TR>TC, т.е. когда их наклоны равны. Наклон кривой TR определяется предельной выручкой МR, наклон кривой TC – предельными издержками МC. Таким образом, фирма максимизирует прибыль путем выбора объема производства, при котором MR=MС.
Сравнение предельного дохода и предельных издержек на рис.7.3 дает две точки, для которых выполняется равенство MR=MС. Однако выпуск Q1 не является оптимальным, поскольку все предыдущие единицы выпуска производились с затратами большими, чем предельный доход от их реализации, и фирма еще не получила прибыли. Увеличивая производство фирма сможет увеличить прибыль вплоть до выпуска Q*, после него прибыль начнет сокращаться, так как выпуск каждой дополнительной единицы требует больших затрат, чем цена продукта. Условие максимизации прибыли будет достигнуто при выпуске Q*.
Поскольку для конкурентной фирмы MR=Р, то условием максимизации прибыли конкурентной фирмы имеет вид:
MR=MС=Р*.
Данное условие определяет равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Размер экономической прибыли фирмы зависит от уровня цены продукта. Конкурентная фирма получает положительную экономическую прибыль, когда цена товара больше, чем средние издержки производства объема продукции, при котором достигается максимум прибыли МС = Р1. Прибыль, определяемая по формуле Рr = (Р1–АС)×Q, представляет собой площадь закрашенного прямоугольника (рис.7.4).
Если рыночная цена продукта равна средним издержкам производства при выпуске, соответствующем максимуму прибыли, Р2=АС=МС, то экономическая прибыль равна нулю, поскольку (Р2–АС)=0. Это уровень самоокупаемости или уровень безубыточности фирмы (рис.7.5).
Если фирма решит производить любой другой объем продукции, для которой цена продукта ниже средних издержек при оптимальном объеме выпуска, она будет иметь убытки. Например, при цене Р3 на рис.7.6 фирма не может избежать потерь, поэтому перед ней стоит задача минимизации убытков. Ее решением является объем выпуска, соответствующий точке с, в которой Р3 = МС.
Когда фирма имеет убытки в краткосрочном периоде, у нее возникает две альтернативы: либо фирма может продолжать выпускать продукцию на уровне Р3 =МС, либо может прекратить свою деятельность. Продолжая действовать, фирма имеет как постоянные, так и переменные издержки по производству Q единиц продукции. Если фирма прекращает работу, то она сводит переменные издержки до нуля и потери равны постоянным издержкам.
Следовательно, фирма останется на рынке, пока за счет выручки от реализации она покрывает переменные и хотя бы часть постоянных издержек. Если рыночная цена ниже средних переменных издержек, убытки превышают постоянные издержки, и фирме лучше прекратить производство. Таким образом, в краткосрочном периоде условие прекращения производства конкурентной фирмы: P £ minAVC.
редставим на одном графике четыре уровня цены (рис.7.8) и построим кривую предложения конкурентной фирмы. Поскольку при максимизации прибыли возрастающие предельные издержки равны цене, кривая предложения совпадает с возрастающим участком кривой предельных издержек. При падении цены ниже минимальных средних издержек фирма прекращает деятельность на рынке. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – это часть кривой предельных издержек МС, расположенная выше минимальной точки на кривой AVC.
Совокупность фирм, выпускающих один и тот же продукт, образуют отрасль. Кривая отраслевого (рыночного) предложения в краткосрочном периоде равна сумме по горизонтали линий предложения всех конкурентных фирм, образующих отрасль.
7.3. Конкурентное равновесие в долгосрочном периоде
Условием максимизации прибыли конкурентной фирмы в долгосрочный период является равенство:
MR=LMС=Р*.
Как и в краткосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде совпадает с кривой долгосрочных предельных издержек (рис.7.9).
При ценах Р1 выше минимальных средних издержек фирма получает положительную экономическую прибыль и конечно же будет предлагать продукт. Но в долгосрочном периоде все издержки являются переменными. Прекращение выпуска не сопровождается потерями от постоянных издержек. Если цена Р2 будет ниже минимальных средних издержек, то фирма может избавиться от убытков, прекратив выпуск.
Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – это возрастающая часть кривой предельных издержек LМС, начиная с минимальной точки на кривой LAC.
Долгосрочное равновесие на конкурентном рынке наступает тогда, когда цена равняется минимальному уровню средних издержек LAC типичной конкурентной фирмы данной отрасли, т.е. при условии: LMC=LAC=P*. Это тройное равенство означает, что фирмы работают эффективно при оптимальном использовании мощностей; объем выпуска оптимален; общественные ресурсы распределены оптимально, так как предельные издержки на производство данного товара равны спросу на него (LAC=P=d); отрасль не привлекает ресурсы из других отраслей, поскольку экономическая прибыль равна нулю. Данная ситуация на конкурентном рынке называется парадоксом прибыли – каждая фирма стремится к максимизации экономической прибыли, а эффективное отраслевое равновесие наступает, когда данная прибыль равна нулю.
В длительном периоде меняется число фирм в отрасли, поэтому нельзя определять рыночное предложение путем суммирования кривых предложения отдельных фирм. Долгосрочная кривая отраслевого предложения в условиях совершенной конкуренции может быть получена при рассмотрении механизма реакции отрасли на изменения в спросе. Долгосрочная кривая отраслевого предложения показывает соотношение между ценой и предлагаемым объемом товаров для точек, в которых отрасль находится в равновесии. Если расширение и сокращение отрасли не влияет на цену равновесия P*, которая обязательно возвращается на уровень, равный минимальному значению LAC, долгосрочная линия предложения отрасли является горизонтальной. Это отрасль с неизменными издержками. Долгосрочная кривая отраслевого предложения имеет положительный наклон в отрасли с возрастающими издержками, поскольку при расширении данной отрасли цены хотя бы на некоторые факторы производства возрастают, новое отраслевое равновесие устанавливается на более высоком уровне цен. В отрасли с убывающими издержками долгосрочная кривая предложения отрасли – линия с отрицательным наклоном.
Глава 8. МОНОПОЛИЯ
8.1. Предложение в условиях монополии
Монополия (monopoly) – это рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей. Доступ новых фирм в монопольную отрасль закрыт входными барьерами, такими как эффект масштаба, собственность на патенты и научные исследования, владение или контроль над весьма важным сырьем, нечестная конкуренция.
В реальной действительности чистая монополия практически не существует, поэтому часто термин «монополия» заменяют понятием рыночная власть (market power), которая означает способность фирмы диктовать свои условия на рынке определенного товара. Она определяется как величина, обратная ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы (чем более эластичен спрос, тем меньше индекс монопольной власти и тем ближе рынок к конкурентному).
Для того чтобы обладать рыночной властью, фирме достаточно иметь убывающий спрос на продукт, т.е. спрос не должен быть абсолютно эластичным как для конкурентной фирмы.
Валовой доход (total revenue) монополиста определяется, как и для любой другой фирмы:
TR(Q)=P(Q)×Q.
В отличие от конкурентной фирмы выручка монополиста зависит от объема реализованного продукта, поскольку спрос убывает по мере роста объема продаж (рис.8.1).
Средний доход (average revenue) равен цене и является убывающей функцией. Графически он совпадает с кривой спроса D на продукт монополиста:
Предельная выручка (marginal revenue) монополиста:
Поскольку Q³0, P¢Q<0 (как производная убывающей функции спроса), то при монополии всегда MR<P(Q)=AR, т.е. функция предельной выручки убывает быстрее функции спроса. Кривая предельного дохода монополиста располагается ниже кривой спроса на его продукцию (рис.8.1).
Рассмотрим
модель чистой монополии.
Фирма-монополист может оказывать влияние на цену своей продукции посредством изменения объема предложения. Определим цену монополиста при условии максимизации прибыли:
Pr¢Q = (TR – TC)¢Q = TR¢Q – TС¢Q = 0,
где Следовательно,
Таким образом, оптимальная цена продукта
монополиста превышает
Прибыль, получаемая монополистом, в краткосрочном периоде может быть как положительной (рис.8.2.), так и нулевой и даже отрицательной. Само обладание рыночной властью не является гарантией получения прибыли. Прибыль зависит как от цены, так и от уровня средних издержек.
Спрос может быть низким, а средние издержки производства выше цены, тогда монополист получит убыток. Он может воспользоваться своей рыночной властью, создать дефицит товара, который подтолкнет цены вверх. Однако в реальной действительности необходимо учитывать, что потребители могут перейти на заменители, несмотря на барьеры появится угроза проникновения потенциальных конкурентов и др.
В долгосрочном периоде монопольное равновесие достигается при условии: MR=LMC. Прибыль, получаемая монополистом, будет либо положительной либо нулевой, поскольку существуют барьеры для входа новых фирм в отрасль (рис.8.3).
В условиях монополии кривая предложения, отражающая зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не может быть построена. Решение монополиста об объеме предложения зависит прежде всего от характера спроса, а также от уровня затрат. На рис.8.4 показано, что монополист может на один и тот же объем товара установить разные цены. Или наоборот, одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения. Следовательно, кривая предложения монополиста не может быть определена в виде функции.
Особенность
монопольного равновесия в том,
Следовательно, можно утверждать, что монопольное равновесие устанавливается на эластичном участке кривой спроса.
8.2. Экономические
последствия монополизации
Виды монополии. Показатели рыночной власти
Монопольный рынок не является эффективным
с точки зрения распределения
ресурсов и общественного
Монополист забирает у потребителя часть его выигрыша, равный площади прямоугольника А на рис.8.6, и присваивает в форме монопольной прибыли. Кроме того, возникают потери общества от монополии, которые определяются как разница между проигрышем потребителей и производителем от повышения цен и выигрышем от этого монополии (площадь треугольника В и С).
Таким образом, производя меньше оптимального объема и реализуя по ценам выше предельных издержек производства, монополия приводит к чистым потерям общественного благосостояния.
Естественной монополией (natural monopoly) называется такая отрасль, в которой весь объем спроса на определенный тип продукта может быть удовлетворен одним предприятием, производящим этот продукт с меньшими средними издержками, чем любым большим количеством фирм. Государство поддерживает естественные монополии, производящие жизненно важные для общества товары.