Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:09, курс лекций

Описание

Предмет и методология микроэкономики. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Основы теории производства. Издержки производства.

Работа состоит из  1 файл

Posobie_-EK.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ  МИКРОЭКОНОМИКИ

 

Перед каждым обществом стоит ряд  проблем, обусловленных его экономическим  и политическим развитием. Основной экономической проблемой является проблема выбора. Всегда существует несоответствие  человеческих потребностей и производственных ресурсов, необходимых для их удовлетворения. Изучение поведения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления редких ресурсов и благ является задачей экономической теории.

Структурно экономическая  теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику. Оба раздела важны для экономического образования. Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. В центре ее внимания – проблемы экономического роста, колебания деловой конъюнктуры, инфляция, безработица и т.д. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов при существующих ограничениях и стремлении к достижению собственных экономических целей. Объектом изучения являются цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями. Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на рынках ресурсов и сбыта, установление общего экономического равновесия, – все это неразрывно связано с проблемами макроэкономики.

Хозяйствующими  субъектами  в экономической системе  являются потребители (домохозяйства), производители (фирмы), правительство (государство). При изучении их поведения экономисты исходят из  принципа рациональности. Рациональное поведение направлено на достижение максимальных результатов при минимизации затрат. Каждый субъект преследует особые цели. Потребители стремятся максимизировать полезность от потребления товаров, расходуя свой бюджет. Фирмы производят товары и услуги в целях максимизации прибыли, учитывая необходимые издержки. Государство включается в экономическую жизнь, чтобы повысить общественное благосостояние.

Экономические решения  принимаются  в условиях рыночного  хозяйства  с учетом принципа оптимизации (сопоставления затрат и результатов) и принципа альтернативности (учета альтернативных издержек). Поскольку существует несколько вариантов использования ресурсов, необходимо по каждому измерить издержки и выгоду, учитывая альтернативность их использования. Альтернативные издержки определяются как упущенные выгоды при выборе данного способа использования ресурсов в ущерб альтернативным возможностям. Например, при распределении вашего времени между учебой и отдыхом вам придется столкнуться с фактом, что чем больше времени вы уделяете одному занятию, тем меньше времени остается для другого.

Сложность анализа  заключается и в том, что не всегда издержки и выгоды могут быть представлены в денежном выражении. При выборе, как провести свободной  время – отдохнуть дома, пойти в кинотеатр или поужинать с друзьями, руководствуясь правилами рационального принятия решений, необходимо оценить каждый вариант и сравнить либо все выгоды, либо все затраты с учетом преследуемой цели.

В рыночной системе  возникает проблема координации деятельности экономических субъектов, которая состоит в согласовании решений отдельных производителей и потребителей с общественными производственными возможностями и наличными ресурсами. Данная проблема решается через механизмы ценовой системы. Микроэкономика объясняет, как определяются цены благ и ресурсов и как они влияют на экономические решения. Цена товара заставляет покупателей согласовывать свои желания иметь товар с альтернативной стоимостью выбора при его покупке. Для производителя цена является сигналом, который побуждает выбирать определенный вариант использования имеющихся ресурсов, учитывая при этом прибыльность производства альтернативных товаров и услуг. Тем самым цены выполняют важнейшую функцию – содействовать оптимальному распределению товаров, услуг, производственных ресурсов между альтернативными вариантами использования. Микроэкономика исследует относительные цены, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу.

Процесс установления цены товара и поведение субъектов экономики имеет особые характеристики в различных рыночных структурах (на рынке совершенной конкуренции, монополии, олигополии, монополистической конкуренции).

Таким образом, микроэкономика изучает рациональное поведение  отдельных экономических субъектов и вопросы координации их деятельности посредством ценовой системы на разных типах рынков.

Микроэкономический  анализ проводится с помощью методов  научной абстракции – изучая факты, выдвигая гипотезы, делаются обобщения, раскрываются принципы, на основе которых функционирует экономика. По способу построения логических конструкций экономический анализ бывает позитивный и нормативный. Позитивный анализ описывает причинно-следственные связи и предполагает объяснение как существующих явлений в экономике, так и явлений, которые могут возникнуть в результате принятия тех или иных решений. Нормативный анализ вырабатывает целевые установки и показывает пути их достижения, содержит оценочные суждения.

При экономических  исследованиях в основном используется моделирование. Любая модель является упрощенным отображением реальности. Она содержит самые существенные черты экономического явления, очищая его от случайного и временного. В процессе моделирования строится формально-логическая схема явления или процесса и на основе ее анализа  получаются выводы. Выводы выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые в свою очередь могут быть подтверждены или опровергнуты фактами.

Микроэкономика  предлагает использовать описательные, графические, аналитические модели. Любое явление можно описать словами, изобразить графически или таблично, а также попытаться вывести закономерность его проявления в математической форме. Включение в модели фактора времени делит их на статические и динамические. Методы функционального анализа позволяют выявить взаимосвязи между различными экономическими величинами. Функциональная зависимость задается математически. В рамках оптимизационных моделей используется предельный анализ, который изучает дополнительные величины в определенной совокупности и тем самым определяется динамика экономических показателей. Сочетание различных методов экономического анализа позволяет точнее представить изучаемый объект.

 

Глава 2. ОСНОВЫ  ТЕОРИИ  СПРОСА  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

    1. Спрос и предложение. Факторы, определяющие спрос и 

предложение

Анализ спроса и предложения используется для  объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров на конкурентном рынке.

Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука изучает лишь те потребности, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Следует различать два понятия: спрос и величина спроса. Спрос (demand) – это зависимость между всеми возможными ценами товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по этим ценам. Величина спроса (quantity demand) – это определенное количество товара, которое потребитель приобретает по данной цене.


Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Например, функция спроса от цены задается алгебраически: Qd= f(P) или Qd= a–bP.  Графическое отображение функции спроса от цены представлено на рис. 2.1. Абсциссы точек графика спроса характеризуют объем спроса, а ординаты – цены спроса.

График спроса имеет отрицательный  наклон, что отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести. Для объяснения обратной зависимости цен от количества товаров приводят два довода: эффект дохода и эффект замещения. Во–первых, если цена на товар снижается, то на ту же сумму денег потребитель может купить большее количество товара. Это и есть эффект дохода (income effect). Во–вторых, если повышается цена на один товар, то потребитель может переключить свой  спрос на другой товар. Такое явление называют эффектом замещения (substitution effect).

В модели спроса цена влияет на величину спроса, но не на спрос. Изменение объема спроса имеет место при изменении  цены товара и неизменном характере  зависимости объема спроса от цены – на рис.2.2 движение вдоль графика спроса из точки А в точку В.

Изменение спроса происходит тогда, когда  при тех же ценах меняются  величины спроса. Увеличение или уменьшение спроса приводит к сдвигу всей кривой спроса вправо или влево – на рис.2.2 сдвиг кривой спроса D1 до D2 при увеличении спроса и переход из точки А, например, в точку С.

 

Предложение характеризует готовность производителей поставлять товар на рынок. Предложение (supply) – это зависимость между всеми возможными ценами товара и его количеством, которое производители хотят и могут продать. Величина предложения (quantity supplied) – это определенное количество товара, которое производитель поставляет на рынок по данной цене.

Зависимость величины предложения  от определяющих его факторов называется функцией предложения. Например, функция предложения от цены задается алгебраически: Qd= f(P) или Qd= a+bP.  Графическое отображение функции предложения от цены представлено на рис. 2.3. Абсциссы точек графика предложения характеризуют объем предложения, а ординаты – цены предложения. Как правило, график предложения имеет положительный 

наклон, однако могут быть и разные зависимости объема предложения  от цены товара.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести и предложить товар.

В модели предложения также как  в модели спроса цена влияет на величину предложения, но не на предложение. Изменение  объема предложения имеет место  при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены – на рис.2.4 движение вдоль графика предложения из точки А в точку В.

Изменение предложения происходит тогда, когда при тех же ценах  меняются  величины предложения. Увеличение или уменьшение предложения приводит к перемещению всей кривой предложения вправо или влево – на рис.2.4 сдвиг кривой спроса S1 до S2 при увеличении предложения.

К неценовым факторам, определяющим предложение, относят:

  • цены на ресурсы, издержки производства,
  • уровень технологии,
  • цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены  с помощью  тех же  самых ресурсов,
  • ожидания продавцов,
  • число продавцов  на рынке,
  • налоги, субсидии,
  • неэкономические факторы.

 

2.2. Рыночное равновесие. Модели рыночного равновесия

На рынке сталкиваются интересы покупателей, представляющих спрос, и  интересы производителей, формирующие  предложение.

Рыночное равновесие (market equilibrium) – это такая рыночная ситуация, при которой для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения. Графическое изображение рыночного равновесия – это точка пересечения кривой спроса и кривой предложения  в одной системе координат. На рис.2.5 точка Е – точка равновесия задает равновесное количество QE и равновесную цену PE.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у производителей  и  покупателей  стимулов  к  изменению  своих  решений

относительно условий купли–продажи.  Однако  равновесное  состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения. При ценах выше равновесной возникает избыток предложения (перепроизводство – surplus), при ценах ниже равновесной избыток спроса (дефицит – shortage).

Существует два подхода к  анализу установления равновесия.

1) Подход Л.Вальраса описывает равновесие в результате анализа дисбаланса объемов спроса и предложения и регулирующей функции цены. Конкуренция между покупателями при наличии дефицита на рынке оказывает повышающее воздействие на цену товара, а конкуренция между продавцами при избытке предложения толкает цены вниз (рис.2.6). 

2) Подход А.Маршалла заключает  в сравнении цены спроса и  цены предложения, равновесная  цена устанавливается изменением  объемов спроса и предложения.  На рис.2.7 цена спроса выше цены  предложения при объеме  Q1. Разница цен спроса и предложения стимулирует продавцов увеличить объем предложения, тем самым рынок приходит к равновесию.

Модель равновесия спроса и предложения  строится при определенных допущениях:

  • равновесие единственно (если возникает две точки пересечения или более требуются дополнительные условия для определения равновесия),
  • равновесие обязательно существует, хотя его может и не быть (в случае превышения минимально эффективного предложения над максимально возможным объемом спроса при самой низкой возможной цене).

Нарушение рыночного равновесия может  происходить под влиянием различных  условий, меняющихся во времени. При  этом важным является  анализ устойчивости равновесия. Устойчивость  равновесия   означает, что отклонение цен спроса от цен предложения позволяют рынку возвратиться к равновесию с помощью внутренних сил. Для  исследования равновесия используют статические и динамические модели.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"