Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

В то же время стоимостное  измерение человеческого капитала по двум вышеописанным методам базируется на системе рыночных цен и оплаты труда, которая позволяет воспроизводить все человечество. Несмотря на то, что имеющаяся информация достаточно объективна и отражает тенденции на региональных и мировых рынках труда, она все же не позволяла в пол ной мере выявлять качественные особенности накопленного человеческого капитала.

Одними из обобщающих показателей эффективности создания и использования накопленного человеческого  капитала являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Эти макроэкономические показатели взаимозависимы и, несомненно, отражают отдачу от накопленного человеческого капитала работников.

Особое значение при  оценке человеческих ресурсов приобретает  индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот комбинированный показатель, объединяя значения индексов долголетия, образования, уровня жизни и занятости населения, позволяет корректировать денежные оценки человеческих ресурсов при сопоставлении показателей разных стран. Причем в соответствии с лежащими в основе расчета этого индекса ключевыми положениями соблюдаются важные принципы, которые учитываются при оценке человеческого капитала: результативность (отдача) для расширенного воспроизводства, устойчивость развития нынешнего и будущего поколений.

Решение поставленных задач позволяет характеризовать не только природу человеческого капитала, нон выделить направления его эффективного использования, а также условия воспроизводства этого важного элемента, что способствует разработке конкретных инвестиционных программ. Кроме того, расширяется возможность определения факторов, влияющих как на прирост человеческого капитала (научно-технический прогресс, образовательные программы и т. д.), так и на его выбытие (естественный цикл жизни, эпидемии, войны, природные катаклизмы и пр.). В частности, потери человеческого капитала выражаются не только в гибели военнослужащих и мирного населения в ходе военных действий и т. д., они носят достаточно долгосрочный характер и сказываются на последующем воспроизводстве населения.

Таким образом, на основе проведенных экспериментальных расчетов значений показателей накопления человеческого капитала стран СНГ можно сделать вывод о том, что сохранение воспроизводственных пропорций в экономике республик базируется на активном привлечении и эффективном использовании именно человеческих ресурсов. Роль человеческого капитала в процессе экономического развития, а также в возврате к расширенному воспроизводству и росту благосостояния населения стран очевидна. Поэтому наиболее оптимальным курсом экономического развития для стран СНГ является развитие индустриального хозяйства с более полным использованием унаследованного научно-технического потенциала и заимствованием технологий у высокоразвитых стран. Иными словами, необходима государственная поддержка сферы образования, в особенности науки, что к целом позволит ответить на вызовы текущего столетия

 

8. Взаимосвязь  экономического роста и развития  социальной сферы

Социальная политика широко используется и как инструмент антициклического регулирования (увеличение госрасходов на выплаты пособий по безработице в периоды кризисов и уменьшение на фазе подъема экономической активности).

Характерной особенностью социальной политики после 50-х гг. являются быстрые темпы роста социальных расходов, что было связано как  с увеличением экономических возможностей западных стран по мере экономического роста, так и расширением объектов социальной политики. Так, например, в США удельный вес социальных расходов увеличился с 1/5 в предвоенные годы до 2/5 общих государственных расходов. Аналогичная ситуация складывается во всех развитых странах и к середине 90-х гг. составляет в среднем 35 % всех государственных расходов. Столь беспрецедентное увеличение социальных расходов в послевоенный период обусловлено рядом причин:

• по мере экономического роста национальных экономик развитых стран увеличивались и социальные расходы как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, в 50-70-е годы происходило, с одной стороны, увеличение численности населения, охваченного социальной защитой (распространение социальной защиты на ремесленников, фермеров, коммерсантов и членов их семей), с другой стороны повысились размеры социальных пенсий и пособий и либерализовались условия их выплаты;

• влияние научно-технической  революции, которая набрала высокие темпы и коренным образом изменила как систему производительных сил, так и производственных отношений. Глубокие изменения в структуре производительных сил, меж- и внутриотраслевых пропорциях в национальных хозяйствах приводит к росту структурной и технологической безработицы, что вызывает необходимость разработки и реализации специальных программ в области занятости;

• новые условия производства, ускоряющийся темп обновления технологической  базы требуют значительного увеличения инвестиций в «человеческий капитал», который становится главным фактором экономического роста. Возрастание ценности человеческой личности отразилось на гуманизации социальных отношений в обществе. Во многих странах на первый план выходит борьба с бедностью, обеспечение достойного образа жизни для всех слоев населения;

 • общественный, социальный  и экономический прогресс приводит  к качественному и количественного  росту уровня потребностей населения,  в том числе и в социальной  сфере - растут требования к  качеству и объему медицинских, образовательных, рекреационных и других услуг социально-культурной сферы, а также на поддержание благоприятной экологической обстановки;

• интернационализация  мировой экономики ведет к  усилению международной миграции рабочей  силы и членов их семей, что также приводит к необходимости увеличения социальных расходов;

• улучшение качества жизни ведет к росту ее продолжительности, в то же время для развитых стран  характерно сокращение рождаемости, что  ведет к «старению» населения, увеличению доли пожилых и престарелых людей в общей численности населения , соответственно растут расходы на пенсионное обеспечение населения;

• увеличивающийся разрыв в уровне жизни между развивающимися и развитыми странами вынуждает  последние увеличивать расходы  на оказание гуманитарной помощи, чтобы хотя бы сократить темпы роста отставания. Однако по мере роста социальных расходов обостряются противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью, что находит отражение в усилении критики проводимой политики сторонниками либерализации экономики и минимизации вмешательства со стороны государства в протекающие экономические процессы. В доказательство своей точки зрения эти экономисты приводят следующие доводы [141, С.18]:

• деятельность по социальному  обеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Одновременно они приводят к росту притязаний безработного, так как тот, кто получает пособие , не даст согласие на любую работу с любой оплатой труда. Система страхования от потери рабочего места создает жесткую структуру оплаты труда, снижает мобильность рабочей силы и повышает уровень безработицы.

• социальное обеспечение  способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам, что в целом способствует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, соответственно, сужению возможностей для экономического роста;

• растут издержки на управление, связанные с созданием и функционированием  бюрократического аппарата, занимающегося  реализацией социальной политики;

• расходы на соцобеспечение обгоняют темпы роста производительности, что подрывает конкурентоспособность национальной экономики, приводит к дефициту государственного бюджета и бюджетов социальных фондов;

• возможно расширение теневой  экономической деятельности и усиление бегства капитала за границу в  связи с ростом числа желающих уклониться от выплаты чрезмерных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.

У сторонников социальной политики имеются свои достаточно веские аргументы:

• в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создаются новые рабочие места,

• оказывается содействие в переквалификации и поиске нового места работы;  обеспечивается социальная стабильность, что имеет большое  значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране и формирования предпосылок для экономического роста;

 

  1. Государственное регулирование в области здравоохранения и образования

Преобразования  в сфере здравоохранения

 Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов, как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг; государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:

- устойчивость функционирования  учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

  • приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа жизни;

- повышение  эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов  здравоохранения;

- защиту права  пациента на получение своевременной  и качественной медицинской помощи.

Введение  медицинского страхования граждан  является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации, оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы здравоохранения является разграничение функций центра и регионов. Целесообразно, чтобы и в дальнейшем на федеральном уровне решались многие вопросы организации и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика по федеральным программам здравоохранения, координатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреждений в деле охраны здоровья населения.

Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охраны здоровья требует проведения единой научно-технической политики в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр должен играть особую роль в обеспечении развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб сосредоточится на стратегических направлениях развития медико-индустриального комплекса и финансирования федеральных программ.

Прежде всего, требуется увеличение доли финансирования первичного, амбулаторно-поликлинического звена. По ориентировочным расчетам, в настоящее время на стационарную медицинскую помощь в России тратится примерно 80--85% средств, а на амбулаторно-поликлиническую -- 15--20%. Между тем часть услуг, которые сейчас оказываются населению в условиях стационара, возможно обеспечить в амбулаторно-поликлиническом звене. Доля последнего в использовании ресурсов может достигать 2/5 без какого-либо ущемления интересов пациентов. Это направление реформы уже реализуется путем ускоренного развертывания новых видов медицинской помощи.

 В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития РК. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное  бесплатное, образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством; содействовать развитию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем); повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы дальнейшего развития высшего и послевузовского образования, что связано в первую очередь с введением платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут ограничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости диплома. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочного обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а возможности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях экономического кризиса. Поэтому разработана новая модель финансирования высшей школы.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"