Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
В то же время стоимостное
измерение человеческого
Одними из обобщающих
показателей эффективности
Особое значение при оценке человеческих ресурсов приобретает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот комбинированный показатель, объединяя значения индексов долголетия, образования, уровня жизни и занятости населения, позволяет корректировать денежные оценки человеческих ресурсов при сопоставлении показателей разных стран. Причем в соответствии с лежащими в основе расчета этого индекса ключевыми положениями соблюдаются важные принципы, которые учитываются при оценке человеческого капитала: результативность (отдача) для расширенного воспроизводства, устойчивость развития нынешнего и будущего поколений.
Решение поставленных задач позволяет характеризовать не только природу человеческого капитала, нон выделить направления его эффективного использования, а также условия воспроизводства этого важного элемента, что способствует разработке конкретных инвестиционных программ. Кроме того, расширяется возможность определения факторов, влияющих как на прирост человеческого капитала (научно-технический прогресс, образовательные программы и т. д.), так и на его выбытие (естественный цикл жизни, эпидемии, войны, природные катаклизмы и пр.). В частности, потери человеческого капитала выражаются не только в гибели военнослужащих и мирного населения в ходе военных действий и т. д., они носят достаточно долгосрочный характер и сказываются на последующем воспроизводстве населения.
Таким образом, на основе проведенных экспериментальных расчетов значений показателей накопления человеческого капитала стран СНГ можно сделать вывод о том, что сохранение воспроизводственных пропорций в экономике республик базируется на активном привлечении и эффективном использовании именно человеческих ресурсов. Роль человеческого капитала в процессе экономического развития, а также в возврате к расширенному воспроизводству и росту благосостояния населения стран очевидна. Поэтому наиболее оптимальным курсом экономического развития для стран СНГ является развитие индустриального хозяйства с более полным использованием унаследованного научно-технического потенциала и заимствованием технологий у высокоразвитых стран. Иными словами, необходима государственная поддержка сферы образования, в особенности науки, что к целом позволит ответить на вызовы текущего столетия
8. Взаимосвязь
экономического роста и
Социальная политика широко используется и как инструмент антициклического регулирования (увеличение госрасходов на выплаты пособий по безработице в периоды кризисов и уменьшение на фазе подъема экономической активности).
Характерной особенностью социальной политики после 50-х гг. являются быстрые темпы роста социальных расходов, что было связано как с увеличением экономических возможностей западных стран по мере экономического роста, так и расширением объектов социальной политики. Так, например, в США удельный вес социальных расходов увеличился с 1/5 в предвоенные годы до 2/5 общих государственных расходов. Аналогичная ситуация складывается во всех развитых странах и к середине 90-х гг. составляет в среднем 35 % всех государственных расходов. Столь беспрецедентное увеличение социальных расходов в послевоенный период обусловлено рядом причин:
• по мере экономического роста национальных экономик развитых стран увеличивались и социальные расходы как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, в 50-70-е годы происходило, с одной стороны, увеличение численности населения, охваченного социальной защитой (распространение социальной защиты на ремесленников, фермеров, коммерсантов и членов их семей), с другой стороны повысились размеры социальных пенсий и пособий и либерализовались условия их выплаты;
• влияние научно-технической революции, которая набрала высокие темпы и коренным образом изменила как систему производительных сил, так и производственных отношений. Глубокие изменения в структуре производительных сил, меж- и внутриотраслевых пропорциях в национальных хозяйствах приводит к росту структурной и технологической безработицы, что вызывает необходимость разработки и реализации специальных программ в области занятости;
• новые условия производства,
ускоряющийся темп обновления технологической
базы требуют значительного
• общественный, социальный
и экономический прогресс
• интернационализация мировой экономики ведет к усилению международной миграции рабочей силы и членов их семей, что также приводит к необходимости увеличения социальных расходов;
• улучшение качества жизни ведет к росту ее продолжительности, в то же время для развитых стран характерно сокращение рождаемости, что ведет к «старению» населения, увеличению доли пожилых и престарелых людей в общей численности населения , соответственно растут расходы на пенсионное обеспечение населения;
• увеличивающийся разрыв в уровне жизни между развивающимися и развитыми странами вынуждает последние увеличивать расходы на оказание гуманитарной помощи, чтобы хотя бы сократить темпы роста отставания. Однако по мере роста социальных расходов обостряются противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью, что находит отражение в усилении критики проводимой политики сторонниками либерализации экономики и минимизации вмешательства со стороны государства в протекающие экономические процессы. В доказательство своей точки зрения эти экономисты приводят следующие доводы [141, С.18]:
• деятельность по социальному обеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Одновременно они приводят к росту притязаний безработного, так как тот, кто получает пособие , не даст согласие на любую работу с любой оплатой труда. Система страхования от потери рабочего места создает жесткую структуру оплаты труда, снижает мобильность рабочей силы и повышает уровень безработицы.
• социальное обеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам, что в целом способствует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, соответственно, сужению возможностей для экономического роста;
• растут издержки на управление,
связанные с созданием и
• расходы на соцобеспечение
обгоняют темпы роста производительности
• возможно расширение теневой экономической деятельности и усиление бегства капитала за границу в связи с ростом числа желающих уклониться от выплаты чрезмерных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.
У сторонников социальной политики имеются свои достаточно веские аргументы:
• в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создаются новые рабочие места,
• оказывается содействие в переквалификации и поиске нового места работы; обеспечивается социальная стабильность, что имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране и формирования предпосылок для экономического роста;
Преобразования в сфере здравоохранения
Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов, как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг; государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:
- устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"