Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Конкуренция создает  необходимые условия для экономической  свободы потребителей, обеспечивая  широкую гамму товаров различных  производителей, реализуемых множеством торговых фирм, обеспечивает приоритет (суверенитет) потребителя. Именно конкуренция объективно, даже помимо желания, подталкивает производителей к необходимости снижения издержек производства, а, следовательно, и к использованию достижений научно-технического прогресса. Тем самым конкуренция выступает в качестве его ведущей движущей силы.

Главное содержание конкуренции  состоит в производстве товаров  с минимальными издержками и их продаже  как можно дороже для того, чтобы, во-первых, возместить издержки производства, во-вторых, максимизировать прибыль. Поскольку на рынке действует не один, а множество продавцов и покупателей, кривая спроса у каждого отдельно взятого продавца будет зависеть от ценовой политики конкурирующих с ним продавцов. Поэтому каждый продавец стремится к тому, чтобы покупали именно его товар, и он вынужден идти, во-первых, на снижение цен на свои товары, во-вторых, на улучшение их качества при одновременном сокращении себестоимости.

Мощной движущей силой  конкуренция выступает и в  механизме распределения и перераспределения  ресурсов между предприятиями, отраслями и регионами. Иными словами, именно конкуренция создает благоприятные предпосылки для научно-технического, экономического и общественного прогресса в целом. Именно конкуренция делает рыночную модель функционирования экономики наиболее предпочтительной в современных условиях по сравнению с альтернативными вариантами.

Поэтому обеспечение  свободной конкуренции – одна их важнейших задач государства.

 

2Антимонопольная  политика: содержание, виды, методы  воздействия

Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами конкуренции на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной  конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.

Цели:

•поставить монополистическую  деятельность под  государственный  контроль,

•исключить возможность  злоупотребления монопольным положением,

•поддержка и содействие малому бизнесу,

• защита прав потребителя 

Достижение этих целей предполагает:

•организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями  и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках национального  и регионального уровней;

•обеспечение единства экономического пространства страны посредством  недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;

•проведение мероприятий  по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства

•обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения  коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;

•снижение барьеров входа  на рынки новых экономических  структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;

•активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

•упорядочение оказания государственной помощи;

•организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;

•пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства,

• разработку мероприятий, направленных на защиту конкуренции.

Принципы реализации антимонопольной политики:

 •1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля  за процессами концентрации.

•2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

•3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.

•4. Принцип разумного  подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное  функционирование товарных рынков и  конкуренции.

•5. Законность, гласность  и публичность в действиях антимонопольных органов.

Приоритетные задачи конкурентной политики на 2004-2008 гг.

•антимонопольное сопровождение  реформ естественных монополий, жилищно-коммунального  хозяйства и инфраструктурных отраслей;

•модернизация законодательств  о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;

 контроль за концентрацией  прав собственности на ограниченные  природные ресурсы и предотвращение  негативных последствий такой  концентрации для конкуренции  на товарных рынках;

•содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

•-защита и развитие конкуренции  на строительном рынке, на рынке услуг  по инженерной подготовке земельных  участков под застройку;

•расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции  на товарных и финансовых рынках;

•интегрирование российского  антимонопольного законодательства в  европейское;

• усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Методы антимонопольного регулирования:

 •Прямой - включает  меры, устраняющие или предупреждающие  монопольное положение отдельных  субъектов на рынке. 

•Косвенный - финансово-кредитные  методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Методы регулирования  естественной монополии:

1.Ценовые: установление цен (тарифов) или их предельных уровней,

2.регулирование нормы  прибыли, 

3.блочные тарифы,

4. ценовое регулирование при ограниченной мощности,

5.«эффективное» ценообразование, 

6.«справедливое» ценообразование; 

Неценовые методы регулирования естественных монополий :

•стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит,

• выделение естественно-монопольного сегмента,

•ведение раздельного  бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного  и естественно- монопольного сегментов  в рамках одной компании,

• организация торгов за франшизу (франчайзинг),

•обязательное обслуживание определенных групп потребителей,

•ограничение на покупку  акций предприятий - естественных монополистов,

•неформальные методы.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений

•Стимулирование предпринимательства

•Развитие конкурентных начал

•Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Создание конкурентной среды и устранение административных барьеров.

•создание конкурентных преимуществ для наших товаров  по принципу «качество – цена»  в сторону повышения качества и снижения цены.

•Для сдерживания  роста цен  установить:

•а) для монопольного сектора – жесткие рамочные механизмы  и количественные критерии по каждому  виду монополий;

• б) для немонопольного сектора -использовать гибкий рыночный механизм,

конкретные меры:

•введение типовой системы  бухучета и отчетности;

• обязательная независимая  экспертиза всех субъектов рынка;

•принятие закона о сверхприбылях, предусматривающее изъятие до 95% всех сверхприбылей;

•принятие антитрестовского закона более жестко регулирующего  слияния и поглощения и содержащий неотвратимые санкции к участникам сговора на рынке (изъятие не 4% как сейчас, а 10% от доходов.

Что нужно делать в  РК:

•Создать информационную систему, в которой оповещать  участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и возможности использования правоприменительной практики;

•упростить процедуру  обращения участников рынка по поводу нарушения антимонопольного законодательства,

•провести анализ эффективности  всех видов и методов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и разработать предложения по его совершенствованию.

усилить антимонопольное  регулирование с целью контроля издержек монополистов для прекращения  роста цен и остановки инфляции.

•Для этого необходимо:

•- отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (элемент налогового администрирования);

•- провести ревизию цен  монополистов;

•-обеспечить налоговые  преференции режиму накопления и  установить санкции за утрату прибыли.[1]

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти осуществляется:

•государственными органами РК,

• органами местного самоуправления или организациями,

•государственными внебюджетными  фондами,

• хозяйствующими субъектами  и физическими лицами.

 

3.Виды  недобросовестной конкуренции и  защита прав потребителя

В соответствии с Законом  Республики Казахстан "О недобросовестной конкуренции" (принят 9 июня 1998 г.) видами недобросовестно конкуренции являются:

1) незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблуждение потребителей относительно производителя или продавца товар (работ, услуг);

2) копирование конкурента путем прямого воспроизводства внешнего оформления товара конкурента, его фирменной наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы и иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительна производителя или продавца товара (работ, услуг);

3) распространение заведомо  ложных сведений и утверждение  относительно товаров (работ,  услуг) конкурента, в том числе  о происхождении, изготовителе, продавце, а также качестве, потребительских свойствах, назначении, способе и месте изготовления товара (работ, услуг) и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), доброе имя и репутации конкурента;

4) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю дополнительных условий продажи, которые по своему характеру или коммерческому назначению не относятся к предмету договора;

5) распространение рекламы  и иной информации, содержащей  некорректное сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого конкурента;

6) умышленное искажение  или сокрытие в рекламной информации  сведений об истинных свойствах  и качестве товаров (услуг,  работ);

7) заключение и исполнение  любых соглашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных условиях деятельности, направленной на устранение или существенное ограничение конкуренции;

8) горизонтальные слияния  субъектов рыночных отношений,  приводящие к существенному ограничению или устранению конкуренции;

9) получение, использование  или разглашение научно-технической,  производственной или иной информации, составляющей коммерческую и  служебную тайны, без согласия  ее владельца;

10) иные действия, приводящие  к устранению или ограничению конкуренции, предоставлению и (или) получению необоснованных преимуществ.

В законе предусмотрены  санкции к нарушениям правила  конкуренции.

В статье 8 Закона предусматривается:

1. Убытки, причиненные  юридическому или физическому  лицу, а также потребителям в результате недобросовестной конкуренции, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. Доход, полученный субъектом рыночных отношений в результате недобросовестной конкуренции, по решению суда подлежит изъятию в государственный бюджет.

2. За осуществление  действий, направленных на ограничение  или устранение законной конкуренции,  в установленном законодательными  актами порядке и размерах  налагается штраф.

Вместе с тем не все так однозначно. Конкуренция  в конечном итоге порождает своего убийцу — монополию, поскольку желаемая цель любого участника конкурентной борьбы — устранение конкурентов, что в конечном итоге и приводит к монополизации экономики. Монополия, подавляя и устраняя реальных и потенциальных конкурентов, значительно уменьшает число последних и тем самым сужает свободу и диапазон выбора потребителя. К тому же она получает возможность определять общий объем предложения и даже диктовать рынку свои условия и прежде всего цены на предлагаемые ею товары и услуги. Таким образом, конкуренция теряет  «естественное» состояние и для своего сохранения нуждается в государственной поддержке.

Конкуренция выступает  как борьба производителей (продавцов) за мотребителей (покупателей) товаров  и услуг.

Если говорить вообще об отношениях состязательности. то отношения состязательности между экономическими субъектами характерны для любой экономической сисгемы. Они являются неизбежным следствием ограниченностиресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то хозяйствующие субъекты^вынуждены вступать в состязание, в борьбу за обладание ими.

 

  1. Структура органов антимонопольного регулирования в РК

Антимонопольное регулирование  подчинено главной задаче - недопущению  монополизации рынка отдельны.ми фирмами. Оно включает методы административного (законодательного) и нормативно-ориентнрованного (коррек-тирующего) воздействия.

Государство заинтересовано в формировании эффективной рыночной среды. Для этого оно провод.ит антиионопольную политику. которая  составляег одно из направлений государственного регулирования экономики и представляет собой комплекс мероп-риятий, направленных на формирование нормальной конкурент-ной среды.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"