Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
Конкуренция создает
необходимые условия для
Главное содержание конкуренции состоит в производстве товаров с минимальными издержками и их продаже как можно дороже для того, чтобы, во-первых, возместить издержки производства, во-вторых, максимизировать прибыль. Поскольку на рынке действует не один, а множество продавцов и покупателей, кривая спроса у каждого отдельно взятого продавца будет зависеть от ценовой политики конкурирующих с ним продавцов. Поэтому каждый продавец стремится к тому, чтобы покупали именно его товар, и он вынужден идти, во-первых, на снижение цен на свои товары, во-вторых, на улучшение их качества при одновременном сокращении себестоимости.
Мощной движущей силой
конкуренция выступает и в
механизме распределения и
Поэтому обеспечение свободной конкуренции – одна их важнейших задач государства.
2Антимонопольная политика: содержание, виды, методы воздействия
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами конкуренции на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.
Цели:
•поставить монополистическую деятельность под государственный контроль,
•исключить возможность
злоупотребления монопольным
•поддержка и содействие малому бизнесу,
• защита прав потребителя
Достижение этих целей предполагает:
•организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках национального и регионального уровней;
•обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;
•проведение мероприятий
по демонополизации
•обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
•снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
•активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
•упорядочение оказания государственной помощи;
•организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
•пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства,
• разработку мероприятий, направленных на защиту конкуренции.
Принципы реализации антимонопольной политики:
•1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
•2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
•3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.
•4. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
•5. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
Приоритетные задачи конкурентной политики на 2004-2008 гг.
•антимонопольное
•модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;
контроль за концентрацией
прав собственности на
•содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
•-защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
•расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
•интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;
• усиление превентивных
функций Федеральной антимонопо
Методы антимонопольного регулирования:
•Прямой - включает
меры, устраняющие или
•Косвенный - финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Методы регулирования естественной монополии:
1.Ценовые: установление цен (тарифов) или их предельных уровней,
2.регулирование нормы прибыли,
3.блочные тарифы,
4. ценовое регулирование при ограниченной мощности,
5.«эффективное»
6.«справедливое»
Неценовые методы регулирования естественных монополий :
•стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит,
• выделение естественно-
•ведение раздельного
бухгалтерского баланса потенциально-
• организация торгов за франшизу (франчайзинг),
•обязательное обслуживание определенных групп потребителей,
•ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов,
•неформальные методы.
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений
•Стимулирование предпринимательства
•Развитие конкурентных начал
•Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Создание конкурентной среды и устранение административных барьеров.
•создание конкурентных преимуществ для наших товаров по принципу «качество – цена» в сторону повышения качества и снижения цены.
•Для сдерживания роста цен установить:
•а) для монопольного сектора – жесткие рамочные механизмы и количественные критерии по каждому виду монополий;
• б) для немонопольного сектора -использовать гибкий рыночный механизм,
конкретные меры:
•введение типовой системы бухучета и отчетности;
• обязательная независимая экспертиза всех субъектов рынка;
•принятие закона о сверхприбылях, предусматривающее изъятие до 95% всех сверхприбылей;
•принятие антитрестовского закона более жестко регулирующего слияния и поглощения и содержащий неотвратимые санкции к участникам сговора на рынке (изъятие не 4% как сейчас, а 10% от доходов.
Что нужно делать в РК:
•Создать информационную систему, в которой оповещать участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и возможности использования правоприменительной практики;
•упростить процедуру обращения участников рынка по поводу нарушения антимонопольного законодательства,
•провести анализ эффективности всех видов и методов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и разработать предложения по его совершенствованию.
усилить антимонопольное
регулирование с целью контроля
издержек монополистов для прекращения
роста цен и остановки
•Для этого необходимо:
•- отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (элемент налогового администрирования);
•- провести ревизию цен монополистов;
•-обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.[1]
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти осуществляется:
•государственными органами РК,
• органами местного самоуправления или организациями,
•государственными внебюджетными фондами,
• хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
3.Виды
недобросовестной конкуренции
В соответствии с Законом
Республики Казахстан "О недобросовестной
конкуренции" (принят 9 июня 1998 г.) видами
недобросовестно конкуренции
1) незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблуждение потребителей относительно производителя или продавца товар (работ, услуг);
2) копирование конкурента путем прямого воспроизводства внешнего оформления товара конкурента, его фирменной наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы и иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительна производителя или продавца товара (работ, услуг);
3) распространение заведомо ложных сведений и утверждение относительно товаров (работ, услуг) конкурента, в том числе о происхождении, изготовителе, продавце, а также качестве, потребительских свойствах, назначении, способе и месте изготовления товара (работ, услуг) и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), доброе имя и репутации конкурента;
4) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю дополнительных условий продажи, которые по своему характеру или коммерческому назначению не относятся к предмету договора;
5) распространение рекламы и иной информации, содержащей некорректное сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого конкурента;
6) умышленное искажение
или сокрытие в рекламной
7) заключение и исполнение
любых соглашений между
8) горизонтальные слияния
субъектов рыночных отношений,
приводящие к существенному
9) получение, использование
или разглашение научно-
10) иные действия, приводящие к устранению или ограничению конкуренции, предоставлению и (или) получению необоснованных преимуществ.
В законе предусмотрены санкции к нарушениям правила конкуренции.
В статье 8 Закона предусматривается:
1. Убытки, причиненные юридическому или физическому лицу, а также потребителям в результате недобросовестной конкуренции, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. Доход, полученный субъектом рыночных отношений в результате недобросовестной конкуренции, по решению суда подлежит изъятию в государственный бюджет.
2. За осуществление
действий, направленных на ограничение
или устранение законной
Вместе с тем не все так однозначно. Конкуренция в конечном итоге порождает своего убийцу — монополию, поскольку желаемая цель любого участника конкурентной борьбы — устранение конкурентов, что в конечном итоге и приводит к монополизации экономики. Монополия, подавляя и устраняя реальных и потенциальных конкурентов, значительно уменьшает число последних и тем самым сужает свободу и диапазон выбора потребителя. К тому же она получает возможность определять общий объем предложения и даже диктовать рынку свои условия и прежде всего цены на предлагаемые ею товары и услуги. Таким образом, конкуренция теряет «естественное» состояние и для своего сохранения нуждается в государственной поддержке.
Конкуренция выступает как борьба производителей (продавцов) за мотребителей (покупателей) товаров и услуг.
Если говорить вообще об отношениях состязательности. то отношения состязательности между экономическими субъектами характерны для любой экономической сисгемы. Они являются неизбежным следствием ограниченностиресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то хозяйствующие субъекты^вынуждены вступать в состязание, в борьбу за обладание ими.
Антимонопольное регулирование
подчинено главной задаче - недопущению
монополизации рынка отдельны.
Государство заинтересовано в формировании эффективной рыночной среды. Для этого оно провод.ит антиионопольную политику. которая составляег одно из направлений государственного регулирования экономики и представляет собой комплекс мероп-риятий, направленных на формирование нормальной конкурент-ной среды.
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"