Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

6.Тарифное и нетарифное  регулирование. 

7.Законодательно-правовые  аспекты внешнеэкономической деятельности.

8.Приоритеты и перспективы внешнеэкономической деятельности Казахстана в условиях глобализации.

 

1.Сущность  и основные направления внешнеэкономической  деятельности государства. 

Внешнеэкономическая деятельность – это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, которая включает в себя следующие направления:

  • внешнюю торговлю;
  • - технико-экономическое сотрудничество
  • ;- научно-техническое и производственное сотрудничество.
  • В последнее время произошли существенные изменения в системе внешнеэкономической деятельности государств и деятельности их субъектов. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность представляет собой систему экономических отношений, складывающихся при обмене ресурсами всех видов между государствами и их экономическими субъектами. Внешнеэкономические отношения включают все аспекты экономической жизни государства – производство, торговлю, инвестиционную сферу и финансы. Последовательное и целенаправленное осуществление активной внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана – обеспечение устойчивого экономического роста. В Казахстане существуют условия, создающие благоприятные предпосылки для успешного развития его внешнеэкономических связей. К ним относится: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, достаточно квалифицированная рабочая сила, относительно благоприятное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ, которые остаются решающим фактором для развития внешнеэкономических отношений. В республике создана и постоянно совершенствуется законодательная основа системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Она построена на базе международно-признанных правовых норм и документов (норм и положений ГАТТ и Соглашений, принятых в развитии Генерального соглашения и ВТО, разработанных в рамках Совета по таможенному развитию и других).

 

2.Цели  внешнеторговой политики. Сравнительный  анализ политики свободной торговли  и протекционизма.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности представляет внешнеэкономическую  политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической  политикой государства. Поэтому  ее содержание обусловлено, с одной  стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

- обеспечение взаимовыгодного  сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;

- обеспечение экономической безопасности  страны;

- обеспечение сбалансированности  торгового и платежного балансов  страны.

Активизация внешнеэкономической  политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:

- обострение конкурентной борьбы  на мировом рынке; 

- дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных  балансов;

- внешние долги, особенно развивающихся стран.

Действие указанных выше процессов  порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической  политике двух тенденций: либерализации  и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению  коллективного протекционизма, проводимого интеграционными группировками по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для ЕС. Основные торговые партнеры его опасаются появления “Европейской крепости”.

В конечном счете протекционизм  может привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке. Поэтому извечной проблемой внешнеэкономической политики являлась проблема выбора между протекционизмом и либерализмом.

Для 50-60-х годов был характерен отход от протекционизма основных участников международной торговли, с одновременным стимулированием экспорта. Однако в 70-80-е годы в условиях обострения разногласий между странами усилилась тенденция к протекционизму. Этому способствовал не только рост несбалансированности международных расчетов, но и дальнейшее стимулирование экспорта, вызывавшее ответную реакцию по защите внутреннего рынка. В результате протекционизм стал вновь одной из основных проблем международной торговли. В условиях переходной экономики ключевым моментом внешнеэкономической деятельности российского правительства на 1995-1997 гг. объявлена ее либерализация.

 

3.Либерализация  внешней торговли и валютного  курса.

В области регулирования  внешнеторговой деятельности Казахстан  прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли. В РК проведена существенная либерализация внешней торговли: отменено квотирование экспорта товаров; сокращен перечень лицензируемой продукции; отменены экспортные пошлины на все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов; отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот; упразднен институт спецэкспортеров, экспорта любых товаров; образован ряд свободных экономических зон; разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран; для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система технического, санитарного, фитосанитарного и иного контроля; введена система предотгрузочной независимой экспертизы импортных контрактов.

 

4.Экспортно-импортное  регулирование в условиях подготовки  к вступлению в ВТО. 

"Стратегическая цель  Казахстана - вступить во всемирную  торговую организацию (ВТО) на "достаточно хороших для страны  условиях". С одной стороны  эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам

Не секрет, что членство в ВТО существенно повышает инвестиционную привлекательность страны, т.к. одним из основных принципов этой организации является принцип "транспарентности", т.е. полной открытости страны, прозрачности законодательной базы. Естественно, что иностранцы, уверенные в защищенности своих инвестиций, более охотно будут вкладывать свои деньги в экономику данной страны В июне 1996 года Межведомственная комиссия (МВК) подготовила и направила в секретариат ВТО меморандум о внешнеторговом режиме Казахстана и другие обязательные документы.

Особое место в вопросе  вступления Казахстана в ВТО занимает согласование подходов стран - участниц Таможенного союза. На сегодняшний  день все государства, входящие в  союз, уже приступили к этой работе, однако нельзя не отметить тот факт, что они находятся на разных этапах вступления в ВТО.

На заседании правительства  РК был представлен план мероприятий  по вступлению РК во Всемирную торговую организацию. Он предусматривает следующее: разработку мер по защите внутреннего  рынка, определение условий по доступу на рынок республики иностранных товаров и услуг, принятие новых законов в соответствии с соглашениями ВТО, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство для приведения его в соответствие с международными нормами и правилами, проведение переговоров по вступлению в ВТО.

Безусловно, вступление Казахстана в ВТО также имеет  свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий  появятся стимулы для повышения  эффективности производства, возможности защиты от антидемпинговых исков. К примеру, пакет соглашений этой организации включает в себя такие положения как генеральное соглашение по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и т.д. Эти соглашения и открытость экономики будут способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.

Какие же существуют негативные моменты вступления в ВТО? Ясно, что  мы имеет конкурентоспособный сектор только в области выработки первичных  продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли нашей экономики неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского хозяйства и легкой промышленности. По мнению некоторых экспертов, вступление в ВТО может обернуться для Казахстана полной ликвидацией некоторых отраслей народного хозяйства. При этом казахстанская продукция сельского хозяйства может оказаться "лишней" на внешних рынках. Впрочем, вступление в ВТО даст республике режим благоприятной торговли со 140 странами-участницами организации. Но Казахстану придется проводить согласованную политику со своими партнерами по ЕврАзЭс. До присоединения к 56 основным соглашениям ВТО страна будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Также от Казахстана требуют снижения уровня таможенных тарифов с потерей права в дальнейшем их повышать. Понятно, что это будет сильнейшим испытанием для бюджета нашей страны. Но либерализация торговли товарами - это еще полбеды. Согласно Всеобщему соглашению по торговле услугами, будут отменены таможенные барьеры примерно на 100 различных видов услуг Вместе с тем, защита отечественных товаропроизводителей (особенно в аграрном секторе экономики) должна сочетаться с режимом благоприятствования прямым иностранным инвестициям и защитой внутреннего рынка от экспансии недобросовестных торговых партнеров, что будет способствовать созданию как можно большего количества рабочих мест в республике.

Кроме того, для присоединения  к ВТО Казахстану придется отменять жизненно необходимые трансферты регионам и низкие тарифы на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта. Понятно, что ничего хорошего нам это не принесет.

 

5.Основные  инструменты регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Основными инструментами  регулирования внешне-экономической деятельности являются:

1. финансирование  внешнеэкономической деятельности;

2. налогообложение;

3. инвестирование;

4. внешнее заимствование;

5. внешняя задолженность;

6. субсидирование  экспорта.

Методы регулирования  соответствует указанным инструментам и включают прямые и

косвенные способы.

К прямым относятся  административные формы регулирования: лицензии и квоты;

может также  устанавливаться государственная  монополия внешнеэкономической  деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции).

Лицензирование  и квотирование экспорта и импорта  используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения  внутреннего рынка в условияхограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.

Лицензия –  разрешение, выдаваемое компетентными  государственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации.

 Квота –  часть, доля в общем объеме  производства, предназначенная для  внешнеторговой деятельности.

Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта. Данный способ может быть применен в форме предоставления исключительных прав государственной компании на совершение определенных внешнеэкономических операций или на обслуживание внешнеэкономических связей. В целом такие меры относятся к методам нетарифного регулирования.

Косвенные или  экономические методы регулирования являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, в том числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

 

6.Тарифное  и нетарифное регулирование. 

Тарифные  методы регулирования 

А) Таможенный тариф на импорт.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров , пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"