Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Формирование АПК связано  с переходом сельского хозяйства  к машинной стадии производства, которая  значительно углубила и расширила  технологические и функциональные связи сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики.

Практически все отрасли  национальной экономики прямо или  косвенно участвуют в функционировании АПК, который включает три сферы.

I. Производство средств  производства для сельского хозяйства АПК.

П. Собственно сельское хозяйство.

III. Переработка и реализация  готовой продукции.

Важнейшей составной  частью АПК является продовольственный  комплекс (ПК), в который не входят отрасли переработки сельскохозяйственного  сырья не пищевого назначения.

Понятие ПК широко распространено применительно к экономике стран Западной Европы, где по существу отсутствует производство собственно технологического (технического) сырья: хлопка, льна и других. В США на долю ПК приходится большая часть всей продукции, производимой АПК.

Материальной основой  формирования АПК (ПК) является:

1) углубление общественного  разделения труда;

2) непрерывно расширяющийся  процесс производственно технологического  кооперирования сельского хозяйства  с другими отраслями национальной  экономики.

В настоящее время  непосредственный производитель сельскохозяйственной продукции (например, фермер), как правило, не доводит до полной степени готовности к потреблению свою продукцию.

Сельское хозяйство  в условиях машинной стадии производства не может обходиться только собственными средствами производства. Положение  собственно сельского хозяйства  в АПК (ПК) характеризуется отношениями зависимости от корпораций, как в области промышленного производства, так и в области торговли.

Чем больше развита межотраслевая  кооперация, тем меньше доля сельского  хозяйства в стоимости конечного  продукта АПК (ПК).

Наиболее мощный АПК сформирован в США, конечная продукция которого составляет 12% от ВНП; в то же время доля продукции собственно сельского хозяйства США в ВНП составляет лишь 1,5%.

Высокая степень развития американского АПК обусловлена  уровнем развития всей экономики, в том числе и самого сельского хозяйства:

1) углублением разделения  труда;

2) перераспределением  функций между сферами АПК;

3) индустриальным развитием  сельского хозяйства.

Индустриализация сельского  хозяйства играет ключевую роль в  качественных процессах в АПК и экономике в целом. Она ведет к сокращению численности занятых в сельском хозяйстве; уменьшению нетоварной части потребляемого сельским населением продовольствия; увеличению доли городского и несельскохозяйственного населения; переходу функций по приготовлению пищи из домашнего хозяйства в сферу общественного питания на промышленной основе.

Доля занятых в ПК США в общей численности работающих составляет 12%, а в сельском хозяйстве  — всего 3%.

В странах Западной Европы, в отличие от США, формирование ПК происходило не только в рамках национальной экономики, но и на основе мирохозяйственных связей. Это обусловлено тем, что страны Западной Европы не обеспечивают себя полностью не только сельскохозяйственным сырьем, но и необходимыми средствами производства. В то же время крупнейшие западноевропейские пищевые корпорации осуществляют свою деятельность и за пределами национальных границ (пример — швейцарский концерн «Нестле»). В основном же ПК здесь функционирует в рамках ЕС.

Что касается АПК РК, ему  присуща, прежде всего, деформированная, несбалансированная отраслевая структура, а также гипертрофия экстенсивного развития сельского хозяйства, доля продукции которого в стоимости продукции АПК составляет 70-80% (для сравнения в США — 10%) или в 2 раза выше аналогичного показателя США на начало века!

Комплексный характер производства и использования сельскохозяйственных продуктов и продовольствия в  условиях рыночной экономики является основой для формирования агробизнеса.

Основоположники теории агробизнеса — американские экономисты Дж.Дэвис и Р.Голдберг, выпустившие в 1958 г. книгу «Концепция агробизнеса». Рей Голдберг долго был бессменным руководителем постоянно действующего международного семинара по агробизнесу.

Агробизнес представляется им совокупностью всех операций по производству продукции на фермах; по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных из него, в целях максимизации дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на данную продукцию.

В условиях рыночной модели экономики агробизнес — это специфическая форма координации обеспечения сельского хозяйства необходимыми ресурсами и осуществления последовательных операций производства, переработки и распределения продовольствия и технического сырья. Цель агробизнеса — максимизация дохода через удовлетворение потребностей.

Присущая странам с  развитой экономикой тенденция преобладания в производственной системе АПК  несельскохозяйственных сфер предопределяет и ведущее значение их институтов в агробизнесе.

Таким образом, организационная  структура агробизнеса основана на различных по форме собственности  и организации производства предприятиях, постоянной динамике масштабов и  структуры хозяйственных единиц в соответствии с изменениями  в уровне развития факторов производства и конкретных усилий в отдельных сферах и отраслях.

 

7. Национальные  программы, стимулирующие аграрное  производство в РК

В последние годы в  государственной политике наметились позитивные тенденции для отрасли. В Послании Президента народу Казахстана «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2030 год (Астана,. апрель 2002  ) Основной темой стала тема села (аула). развитие сельскохозяйства, а именно - продовольственного рынка. В соответствии с Посланием бьла принята Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан иа 2003-2005 гг.

Целью программы является - обеспечение продовольствеиной  безпасности Казахстана на основе формирования эффекгивной сисгомы агропромышленного  комплекса и производства конкурентоспособной продукции.

Для достижения цели проіраммы  предусматривается решение следующих  приоритетных задач:

-   обеспечение продовольственной  безопасности с траны:

-  формирование эффективной  системы агробизнеса;

-  увеличение объемов  продаж сельскохозяйственной продукции и родуктов ее переработки на внугренних  и внешних рынках;

-   рационализация  мер государствснной поддержки  сельскохозяйственного производства.

Специфика функционирования агропромышленного комллекса, обеспечение  продовольственной безопасности требуют проведения такой агропродовольственной политики,в которой госу-дарственное регулирование и государственная поддержка должны играгь большую роль, чем в других отряслях экономики.

К концу 2005 г. в аграрнопродовольственном комплексе страны созданы основы производства конкуретоспособной продукции, разработаны механизмы устгойчивости системы продовольственной безопасности. сформированы сбалансированные рынки производства и реализации. расширены экспортные возможности.

В целом. текущее состояние  и ожидаемые результаты будут оцениваться по следующим группам критериев

1. Обеспечение населения  продовольствием; уровень устойчивости  системы обеспечеиия.

2.  Эффективность   развития   сельскохозяйственного   проиизводства и переработки.

3.  Уровень государственного регулирования агропродовольс твенным комплексом.

Особо отметим, что третья группа критериев объединяет соответствие законодательной базы потребностям рыночного производства в агропромышленном секторе: таможенно-тарифный и налоговый  режим на товары и услуги сельскохозяйственного  значения; систему государственного контроля и надзора за производством сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, размеры и эффективность государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

 

8. Аграрные  кластеры

Важным фактором успешного  вступления Казахстана в ВТО является повышение общего уровня конкурентоспособности  экономики республики, в том числе  аграрного ее сектора. Однако необходимо подчеркнуть, что, несмотря на положительную тенденцию развития сельского хозяйства в стране, аграрный сектор обеспечивает 5% ВВП республики. В связи с низким уровнем конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, на внутреннем рынке страны сохраняется высокая доля импорта основных продуктов питания. Правительством республики приняты соответствующие меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора страны. Однако сохраняются проблемы недоосвоения бюджетных средств, выделяемых для повышения конкурентоспособности аграрного сектора страны, низких темпов внедрения передовых технологий в сельскохозяйственное производство. Необходимо отметить, что за период с 1996 по 2007 г. было проведено девять заседаний Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. При этом наиболее сложным направлением являются переговоры по вопросам сельского хозяйства, так как эта отрасль играет важнейшую роль в экономике практически всех стран мира. Основополагающими документами по вступлению государства в ВТО являются следующие соглашения:• Соглашение по сельскому хозяйству:

• Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах (СФС);

• Соглашение по техническим  барьерам в торговле.

В настоящее время  актуальное значение имеет создание и развитие межгосударственных кластеров: зерновых, плодоовощных, сахарных, молочных и рыбных. Данные направления могут стать новыми точками роста экономики аграрного сектора страны. Кроме того, необходимо создать условия для того, чтобы предприятия малого и среднего бизнеса могли бы направить свои инвестиции в формирование кластеров. В этом случае им предназначается роль поставщиков товаров и услуг более крупным участникам кластера. Функционирование аграрных кластеров предполагает активное участие государства в цепочке производств путем совершенствования налоговой, таможенной, тарифной политики. Важное значение имеет принятие Правительством республики мер по стимулированию зарубежных компаний к сотрудничеству. К примеру, целесообразно было бы при организации зерноперерабатывающего кластера установить взаимовыгодное сотрудничество с российскими компаниями для поставки комбайнов и других сельхозмашин в Казахстан. В целом реализация кластерного механизма развития экономики республики станет важным фактором повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и производимой ими продукции, будет способствовать активному привлечению инвестиций и внедрению передовых технологий в аграрный сектор экономики и созданию рабочих мест. Важное значение имеет принятие мер по формированию специализации регионов. Так, развитие плодоовощной отрасли должно быть сконцентрировано в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской, сахарной — в Жамбылской и Алматинской, зерноперерабатывающей — в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской, молочной — в Костанайской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, рыбной — в Атырауской областях. Эти направления будут способствовать концентрации производственных и трудовых ресурсов, развитию инфраструктуры сельских территорий и повышению конкурентоспособности предприятий и производимой ими продукции. Механизм роста конкурентоспособности страны на базе кластерного развития ее экономики основывается на государственной политике макроэкономического и фискального регулирования. Повышению конкурентоспособности содействует созданная правительством институциональная среда, включающая такие новые для страны институты, как Банк Развития Казахстана, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Центр маркетинга и аналитических исследований (ЦМАИ), Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Национальный инновационный фонд, Казахстанский инвестиционный фонд и другие. Важную роль в реализации кластерной политики будут выполнять специфичные для кластеров институты сотрудничества: производственные ассоциации, специализированные профессиональные ассоциации и общества, инкубаторы технологий и венчурные фирмы. Кроме того, трудно переоценить значение таких общих институтов, как торговые палаты, профессиональные ассоциации, улучшающие взаимодействие участников кластеров. В настоящее время правительством создаются региональные кластеры, основой которых являются подотрасли сельскохозяйственного производства. Это относится к кластерам текстильной и пищевой промышленности. Так, расширение площадей, используемых при выращивании хлопчатника, и рост объемов производства хлопка-сырца в Южно-Казахстанской области создают основу для развития кластера текстильной промышленности, или хлопкового кластера. В настоящее время в кластер объединяются хлопкосеющие хозяйства, хлопкоперерабатывающие предприятия, поставщики и производители текстильного оборудования, текстильные компании - Шымкентский и Алматинский хлопчатобумажные комбинаты, ТОО «Ютекс» в г. Шымкенте, АО «Меланж», швейные предприятия, учебные учреждения, поставляющие кадры, вузы технологического профиля, техникумы легкой промышленности, профтехучилища, сеть фирменных магазинов. Создание кластеров имеет преимущества в отраслях, имеющих предпосылки для формирования законченной технологической цепочки производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Имеют значение экономические условия: для привлечения инвестиций в текстильную промышленность предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс, налоговые льготы и преференции предприятиям-переработчикам хлопка. Как известно, конкурентоспособность экономики достигается по мере прохождения нескольких стадий развития конкуренции, а именно:

1) стадия на основе  импортозамещения;

2) стадия развития  конкуренции на основе инвестиций;

3) стадия развития  конкуренции на основе нововведений;

4) стадия конкуренции  на основе богатства.

С этих позиций развитие конкуренции в обрабатывающей промышленности Казахстана можно, скорее, оценить как  соответствующую стадии импортозамещения, которой, тем не менее, достигли далеко не все отрасли, возможно, только предприятия  пищевой промышленности, стройиндустрии, производственная инфраструктура, отрасль телекоммуникаций. Рост инвестиций в модернизацию производства и повышение качества продукции при внутренней конкуренции может привести к выходу продукции на мировой рынок.

Основная литература: 1,2.

Дополнительная  литература:1,5,6

 

Тема11 Формирование конкурентной среды и антимонопольное регулирование

 

1.Необходимость формирования  конкурентной среды как важнейшее  условие перехода к постиндустриальной  экономике

2Антимонопольная политика: содержание, виды, методы воздействия

3.Виды недобросовестной  конкуренции и защита прав  потребителя

4Структура органов  антимонопольного регулирования  в РК

5.Развитие и поддержка  различных форм предпринимательской  деятельности

6.Нормативно-правовые  аспекты стимулирования предпринимательства

 

1.Необходимость  формирования конкурентной среды  как важнейшее условие перехода  к постиндустриальной экономике

Конкуренция выступает  как борьба производителей (продавцов) за потребителей (покупателей) товаров  и услуг.

Если говорить, вообще, об отношениях состязательности,  то отношения состязательности между экономическими субъектами характерны для любой экономической системы. Они являются неизбежным следствием ограниченностиресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то хозяйствующие субъекты вынуждены вступать в состязание, в борьбу за обладание ими.

Как известно, предпринимательская  деятельность на товарном рынке имеет  две тенденции, характеризуется  двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в состязательность, конкуренцию за рынок сбыта и заказы потребителей, поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки.

Государство поддерживает эту тенденцию. Наиболее действенным фактором развития конкуренции является увеличение на рынке числа поставщиков, государство способствует решению этой задачи; применением комплекса мер.

Вторая тенденция  заключается в стремлении предпринимателей и поставщиков договориться о  взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, ослаблении позиций конкурентов, их дискредитации и применении других приемов недобросовестной конкуренции и монополизации. Этой тенденции государство противодействует, проводя антимонопольную политику в целях ограничения монополистической деятельности.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"