Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

 

6. Социальные  приоритеты в современной рыночной  экономике

Состояние социальной сферы при ограниченности финансовых ресурсов и изменении функций  государства обусловливают необходимость  четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов социальной политики в целях усиления обоснованности ранжирования мероприятий по социальной защите и поддержке населения, выделения среднесрочных и экстренных неотложных) мер. В долговременной перспективе это - приближение уровня и качества жизни казахстанцев к стандартам постиндустриального общества в среднесрочном периоде - достижение докризисного уровня жизни и стандартов потребления, в настоящий момент - обеспечение условий для социальной безопасности и физического выживания людей, предотвращения социального взрыва.Важнейшими приоритетами социальной политики в среднесрочной перспективе являются.

1) содействие  расширению фронта занятости,  сохранению перспективных рабочих  мест и сокращению безработицы,  а также активизация потребительского и инвестиционного спроса, оживление производства;

2) становление  эффективного рынка труда, преодоление  неоправданно заниженной цены  труда, повышение ее уровня  по мере роста национальной  экономики; 

3)повышение уровня  жизни, сокращение имущественного расслоения населения, формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, медобслуживание);

4) восстановление, развитие и повышение эффективности  функционирования отраслей социальной  сферы. Важнейшими мерами по осуществлению названных приоритетных направлений должны стать следующие.В области содействия занятости:  а) создание действенных стимулов для ускоренного становления многосекторного хозяйства, раздвигающего фронт занятости и возможности выбора работы, отвечающей способностям и интересам каждого; б) целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов, для сохранения и создания рабочих мест; в) реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства, представляющего собой гибкий амортизатор последствий кризисного спада в сфере занятости: г) законодательное оформление кооперативной собственности с ориентацией на создание рабочих мест с помощью кооперативов, отвечающих отечественной традиции, позволяющих легализовать реальную занятость в "челночном" бизнесе, смягчить последствия безработицы и частичной занятости; д) становление и развитие муниципальной собственности, перспективной в плане расширения занятости в сфере коммунального обслуживания; е) развитие народных предприятий и промыслов, способствующих сохранению рабочих мест; ж) разработка Комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, сохранение и повышение качества трудового потенциала; з) подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ (в частности, для повышения заинтересованности предпринимателей в развитии рабочих мест, привлечения частных и зарубежных инвестиций), отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования; и) введение практики обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ на предмет оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов; к) совершенствование практики социального партнерства по линии включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; организация работы по подготовке персонала к. ситуациям, связанным с резкими -изменениями структуры и качества этих мест; разрешение практики общественных работ.

В области доходов  и регулирования уровня цены труда:

а) определение  в законодательном порядке минимальных  размеров гарантированной заработной платы как стартовый цены простого малоквалифицированного труда с ориентацией на сближение этих размеров с величиной среднего прожиточного минимума и дальнейшее повышение;

б) постепенное  введение на предприятиях гарантированного минимума оплаты труда, обеспечив включение  в Генеральное соглашение обязательного для всех других видов коллективных договоров положения по гарантированию минимальной заработной платы с ее индексацией в зависимости от роста цен;

в) освобождение минимальной заработной платы от функций регулирования социальных трансфертов, фиксация в Трудовом кодексе обязательности гарантирования этого минимума со стороны работодателей;

г) законодательное  уточнение метода и порядка индексации доходов населения в целях  сохранения реальной покупательной  способности денежной заработной платы в условиях инфляции;

д) сокращение имущественного расслоения, необоснованно высоких  различий и уравниловки в доходах  путем введения системы прогрессивного налогового обложения с увеличением  прогрессии ставок сверх средней  заработной платы и усиления налоговой дисциплины;

 е) уточнение  параметров Единой тарифной сетки  в соответствии с величиной  прожиточного минимума;

 ж) разработка  механизма восстановления сбережений  населения и осовременивания  прежнего заработка в целях  учета трудового вклада для  пересмотра размеров пенсий и приближения их величины к прожиточному минимуму,

В области социальной защиты населения:

а) концентрация усилий на последовательной реализации мер по укреплению гарантированной  социальной защищенности граждан, а  также по реформированию политики вспомоществования и социального страхования;

б) задействование новых подходов к реализации права  на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных в зависимости  от их материальной обеспеченности на основе новых государственных стандартов и лицензирования деятельности организаций социального обслуживания;

в) создание условий для  внедрения новых социальных технологий с приоритетным развитием обслуживания в нестационарных условиях:

г) формирование стабильной и эффективной системы  соцстраха, обеспечивающей гарантии по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, дополняющей действующую систему социального обеспечения;

д ) дополнение существующих форм страхования рисков (связанных с ситуацией временной нетрудоспособности, с необходимостью медицинской помощи, по безработице) новыми видами (от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний и др.) с персонификацией взносов по отдельным видам страхования;

 е) постепенный  переход к трехканальной схеме поступления средств на нужды соцстраха - от работодателя, государства и работника (по мере повышения цены труда, уровня реальной заработной платы и душевых доходов) с дифференциацией структуры взносов в зависимости от вида ущерба;

ж) усиление роли регионов в социальной защите и социальном страховании при сохранении за государством законодательных и страховых функций. 
В области развития отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения и др.)

а) постепенный  перевод образования и здравоохранения на нормативное финансирование, разработка соответствующих государственных стандартов, типологизация регионов по финансовому состоянию, постепенное внедрение личного образовательного кредита в системе высшего и среднего профессионального образования; б) создание правовых и организационных условий для эффективной реализации многоканального механизма финансирования развития отраслей социальной сферы за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц;

в) перемещение  социальных функций в регионы  с конкретизацией источников их финансового  обеспечения и гарантий финансовой поддержки из Центра исходя из их типологизации  по критерию состояния социальной инфраструктуры;

г) налаживание  жесткого контроля за целевым расходованием средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и постепенный переход от бюджетной к бюджетно-страховой медицине в соответствии с экономической ситуацией в регионах с учетом реальных доходов населения.

Ключевое значение для сфер образования и здравоохранения имеют стабилизация государственного финансирования, обеспечение фиксированной доли ВВП, расходуемой на нужды их развития.

В число первоочередных (ключевых) мер по стабилизации социальной сферы должны войти; ликвидация задолженности по заработной плате, выплате пенсий и пособий с индексацией при погашении; расширение практики общественных работ в целях противодействия росту безработицы, бездомности, нищеты; целевая финансовая поддержка организации самозанятости и переселения граждан из бесперспективных городов и районов, упреждающей переподготовки работников при угрозе банкротства предприятий, проведении санации и реструктурирования производства.

 

  1. Роль государства в формировании человеческого 

капитала

Человеческий капитал - это сложный комплекс приобретенных человеческих способностей, который включает накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов (личностные качества - инициативность, креативность и т. д.}- Причем благодаря вышеперечисленным характеристикам, современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства. Процесс формирования человеческого капитала сложен, объединяя как свойства воспроизводимого капитала (знания и здоровье людей являются итогом вложения материальных и духовных средств), так н природного капитала (процессы его воспроизводства происходят по естественным законам природы). Определение срока воспроизводства человеческого капитала сводится к выделению следующих этапов его формирования и функционирования в качестве фактора экономической деятельности и производства:

1. Воспроизводство работника.  На первом этапе до 18 лет со  дня рождения человек формируется  за счет воспитания в семье,  детских дошкольных учреждениях,  получения среднего или среднего специального образования. По окончании образовательного учреждения выпускник готов реализовывать минимальные навыки, приобретенные в ходе обучения, в качестве работника с минимально общественно необходимой квалификацией.

2. На втором этапе приобретается высшее образование и соответствующая профессиональная квалификация. От 18 до 25 лет благодаря полученному уровню образования, а также первоначальному профессиональному опыту происходит развитие работника в профессионального участника социально-хозяйственной деятельности, способного к активному вовлечению в современное общественное производство.

3. Трудовой период. После  обучения и первоначальной профессиональной  подготовки в последующие 30-35 лет происходит реализация приобретенных  знании и профессиональных навыков и их совершенствования, переподготовки непосредственно в общественном производстве.

4. Пенсионный период. По окончании трудовой деятельности  после 60-65-летнего возраста работник  обычно выбывает из процесса  создания общественного продукта, оставаясь в то же время его участником и потребителем.

Таким образом, в течение  всего жизненного цикла человека, длительность которого зависит от средней  продолжительности жизни, первый и  второй его этапы связаны с  непосредственным воспроизводством рабочей силы, а именно за счет потребления жизненно необходимых средств для его существования в временем капиталообразования - получения знаний и профессионального навыка. В совокупности первый и второй периоды в настоящее время составляют четверть века, так как именно столько времени требуется для вовлечения человека в качестве полноправного продуктивного участника хозяйственной деятельности. В то же время следует отметить, что если инвестиционный период формирования образовательного компонента человеческого капитала в среднем происходит за 20-25 лет, то поддержание здорового образа жизни продолжается на протяжении всего жизненного цикла человека.

Формирование человеческого  капитала происходит с непосредственным участием семьи, государства, предприятий  и различных общественных фондов, хотя значение каждого институционального сектора различно. Так, процесс получения образования современным работником происходит непрерывно на протяжении всей его жизни. В настоящее время - в век информационного общества, требующего постоянной активности работника в совершенствовании его способностей, необходимо учитывать фактор его «обучения в течение всей жизни» (life-long learning) 5. Поэтому семьи, например, принимают только частичное участие в процессе постоянного обучения, в то время как государство и предприятия, которые напрямую заинтересованы в результативности труда работников, повышении их производительности в условиях постоянного совершенствования используемых производственных технологий, принимают самое активное участие в стимулировании и финансировании этого процесса. Предприятия обеспечивают постоянное повышение квалификации работников, их медицинское обследование и страхование, а также оказывают различную благотворительную помощь общественным социальным институтам, в то время как деятельность государства направлена на повышение общего жизненного уровня людей путем предоставления населению большого числа различных социальных трансфертов. Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал (поддержание здоровья, поиск работы и соответствующей информации о заработках, миграцию). Стоимость человеческого капитала определяется результатом накопления чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Так, по некоторым расчетам, на основе учета затрат на воспитание, образование, медицинское обслуживание средняя стоимость подготовки к участию в экономической деятельности одного жителя России достигает почти 280 тыс. долларов США. Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень. Применение доходного подхода к опенке человеческого капитала предполагает прежде всего использование капитализации дохода, получаемого от использования данного вида капитала. Именно в этом случае отражается накопление человеческого капитала нынешним поколением и потенциал его использования в экономической деятельности на протяжении функционирования работника. Рассмотренный выше период воспроизводства человеческого капитала представляет не что иное, как срок, за который капитализируется доход от эксплуатации человеческих активов.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"