Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
6. Социальные
приоритеты в современной
Состояние социальной
сферы при ограниченности финансовых
ресурсов и изменении функций
государства обусловливают
1) содействие
расширению фронта занятости,
сохранению перспективных
2) становление
эффективного рынка труда,
3)повышение уровня жизни, сокращение имущественного расслоения населения, формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, медобслуживание);
4) восстановление,
развитие и повышение
В области доходов и регулирования уровня цены труда:
а) определение
в законодательном порядке
б) постепенное введение на предприятиях гарантированного минимума оплаты труда, обеспечив включение в Генеральное соглашение обязательного для всех других видов коллективных договоров положения по гарантированию минимальной заработной платы с ее индексацией в зависимости от роста цен;
в) освобождение
минимальной заработной платы от
функций регулирования
г) законодательное уточнение метода и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности денежной заработной платы в условиях инфляции;
д) сокращение имущественного расслоения, необоснованно высоких различий и уравниловки в доходах путем введения системы прогрессивного налогового обложения с увеличением прогрессии ставок сверх средней заработной платы и усиления налоговой дисциплины;
е) уточнение
параметров Единой тарифной
ж) разработка
механизма восстановления
В области социальной защиты населения:
а) концентрация усилий на последовательной реализации мер по укреплению гарантированной социальной защищенности граждан, а также по реформированию политики вспомоществования и социального страхования;
б) задействование
новых подходов к реализации права
на социальную защиту и обслуживание
нетрудоспособных в зависимости
от их материальной обеспеченности на
основе новых государственных
в) создание условий для внедрения новых социальных технологий с приоритетным развитием обслуживания в нестационарных условиях:
г) формирование стабильной и эффективной системы соцстраха, обеспечивающей гарантии по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, дополняющей действующую систему социального обеспечения;
д ) дополнение существующих форм страхования рисков (связанных с ситуацией временной нетрудоспособности, с необходимостью медицинской помощи, по безработице) новыми видами (от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний и др.) с персонификацией взносов по отдельным видам страхования;
е) постепенный переход к трехканальной схеме поступления средств на нужды соцстраха - от работодателя, государства и работника (по мере повышения цены труда, уровня реальной заработной платы и душевых доходов) с дифференциацией структуры взносов в зависимости от вида ущерба;
ж) усиление роли регионов в социальной
защите и социальном страховании при сохранении
за государством законодательных и страховых
функций.
В области развития отраслей социальной
сферы (образования, здравоохранения и
др.)
а) постепенный
перевод образования и здравоох
в) перемещение социальных функций в регионы с конкретизацией источников их финансового обеспечения и гарантий финансовой поддержки из Центра исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры;
г) налаживание жесткого контроля за целевым расходованием средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и постепенный переход от бюджетной к бюджетно-страховой медицине в соответствии с экономической ситуацией в регионах с учетом реальных доходов населения.
Ключевое значение для сфер образования и здравоохранения имеют стабилизация государственного финансирования, обеспечение фиксированной доли ВВП, расходуемой на нужды их развития.
В число первоочередных (ключевых) мер по стабилизации социальной сферы должны войти; ликвидация задолженности по заработной плате, выплате пенсий и пособий с индексацией при погашении; расширение практики общественных работ в целях противодействия росту безработицы, бездомности, нищеты; целевая финансовая поддержка организации самозанятости и переселения граждан из бесперспективных городов и районов, упреждающей переподготовки работников при угрозе банкротства предприятий, проведении санации и реструктурирования производства.
капитала
Человеческий капитал - это сложный комплекс приобретенных человеческих способностей, который включает накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов (личностные качества - инициативность, креативность и т. д.}- Причем благодаря вышеперечисленным характеристикам, современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства. Процесс формирования человеческого капитала сложен, объединяя как свойства воспроизводимого капитала (знания и здоровье людей являются итогом вложения материальных и духовных средств), так н природного капитала (процессы его воспроизводства происходят по естественным законам природы). Определение срока воспроизводства человеческого капитала сводится к выделению следующих этапов его формирования и функционирования в качестве фактора экономической деятельности и производства:
1. Воспроизводство работника.
На первом этапе до 18 лет со
дня рождения человек
2. На втором этапе приобретается высшее образование и соответствующая профессиональная квалификация. От 18 до 25 лет благодаря полученному уровню образования, а также первоначальному профессиональному опыту происходит развитие работника в профессионального участника социально-хозяйственной деятельности, способного к активному вовлечению в современное общественное производство.
3. Трудовой период. После
обучения и первоначальной
4. Пенсионный период.
По окончании трудовой
Таким образом, в течение всего жизненного цикла человека, длительность которого зависит от средней продолжительности жизни, первый и второй его этапы связаны с непосредственным воспроизводством рабочей силы, а именно за счет потребления жизненно необходимых средств для его существования в временем капиталообразования - получения знаний и профессионального навыка. В совокупности первый и второй периоды в настоящее время составляют четверть века, так как именно столько времени требуется для вовлечения человека в качестве полноправного продуктивного участника хозяйственной деятельности. В то же время следует отметить, что если инвестиционный период формирования образовательного компонента человеческого капитала в среднем происходит за 20-25 лет, то поддержание здорового образа жизни продолжается на протяжении всего жизненного цикла человека.
Формирование человеческого капитала происходит с непосредственным участием семьи, государства, предприятий и различных общественных фондов, хотя значение каждого институционального сектора различно. Так, процесс получения образования современным работником происходит непрерывно на протяжении всей его жизни. В настоящее время - в век информационного общества, требующего постоянной активности работника в совершенствовании его способностей, необходимо учитывать фактор его «обучения в течение всей жизни» (life-long learning) 5. Поэтому семьи, например, принимают только частичное участие в процессе постоянного обучения, в то время как государство и предприятия, которые напрямую заинтересованы в результативности труда работников, повышении их производительности в условиях постоянного совершенствования используемых производственных технологий, принимают самое активное участие в стимулировании и финансировании этого процесса. Предприятия обеспечивают постоянное повышение квалификации работников, их медицинское обследование и страхование, а также оказывают различную благотворительную помощь общественным социальным институтам, в то время как деятельность государства направлена на повышение общего жизненного уровня людей путем предоставления населению большого числа различных социальных трансфертов. Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал (поддержание здоровья, поиск работы и соответствующей информации о заработках, миграцию). Стоимость человеческого капитала определяется результатом накопления чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Так, по некоторым расчетам, на основе учета затрат на воспитание, образование, медицинское обслуживание средняя стоимость подготовки к участию в экономической деятельности одного жителя России достигает почти 280 тыс. долларов США. Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень. Применение доходного подхода к опенке человеческого капитала предполагает прежде всего использование капитализации дохода, получаемого от использования данного вида капитала. Именно в этом случае отражается накопление человеческого капитала нынешним поколением и потенциал его использования в экономической деятельности на протяжении функционирования работника. Рассмотренный выше период воспроизводства человеческого капитала представляет не что иное, как срок, за который капитализируется доход от эксплуатации человеческих активов.
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"