Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

В этих условиях природоохранная  деятельность, затраты на нее представляются как противостоящие экономическому росту. Учет экологического фактора  признается необходимым, но сдерживающим экономический рост фактором.

Выходит, что концепция охраны окружающей среды, как и концепция фронтальной экономики, основывается на антропоцентрическом подходе.

Необходимость проведения природоохранной деятельности базируется на положении о том, что деградация окружающей среды вредит человеку и  сдерживает экономическое развитие.

Однако реальное разрешение противоречия между экономикой и  природой в рамках данной концепции (модели) невозможно, о чем свидетельствует  лавинообразное нарастание экологических  проблем в мире.

В экономическом развитии необходимо принимать во внимание по крайней мере два более явных ограничения:

  1. ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать (нейтрализовать) различного рода отходы и загрязнения, производимые экономикой;
  2. конечный характер невозобновимых природных ресурсов.

 Сущность  и виды экстерналий. Обратимся теперь к вопросу об экстерналиях (внешних эффектах). Внешние эффекты бывают положительные и отрицательные. К сожалению, подавляющие число воздействий на окружающую среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов и так далее. Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно стремятся переложить на других.

 

4. Принципы  экологического регулирования

К эколого-экономическим  принципам природопользования относятся:

-Сохранение пространственной  ценности.

-Принцип рулевого  уровня использования.

-Принцип ответственности  антропогенных нагрузок региона  и их соответствие природно-ресурсному потенциалу.

-Природа обусловленного  круговорота веществ

-Согласование производственного  и природного ритма.

-Приоритетность экологической  оптимальности.

 

5.Экономическое  и административное регулирование  использования природных ресурсов.

Методы государственного регулирования можно разделить  на две группы:

•Экономические методы, основанные в первую очередь на стимулировании государством выполнения требований охраны различных элементов природной среды.

•Административно-правовые методы, основанные на технологических стандартах.

Административно-правовые методы предусматривают установление допустимых норм выбросов; запреты на применение определенного вида сырья или продукции; определение системы дифференцированных экономических стандартов для различных отраслей. Экономическими методами охраны окружающей среды являются:

1) планирование и финансирование  мероприятий по охране окружающей  среды;

2) плата за пользование  природными ресурсами;

3) плата за охрану  и воспроизводство природных ресурсов;

4) экономическое стимулирование  охраны окружающей среды; 

5)экологическое страхование;

6) создание фондов  охраны окружающей среды. Финансирование  мероприятий по охране окружающей  среды и бюджетах всех уровней  выделяется отдельной строкой.

Рассмотрим функции уполномоченных госорганов, ответственных за обеспечение рационального использования и воспроизводство природных ресурсов:

управление природными ресурсами;

планирование охраны и улучшения окружающей среды;

•   экологическое  нормирование;

• оценка воздействия на окружающую среду;

•экологическая экспертиза;

•экологическое лицензирование;

•экологическое аудирование;

•  экологический мониторинг;

•  экологический контроль;

• экологическое воспитание и образование. Экологическое нормирование - установление нормативов в области охраны ПДК.

Экологическое аудирование - проверка состояния деятельности предприятий по обеспечению рационального природопользования.

В республике Казахстан  осуществляется государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

 

6.Природоохранная  деятельность государства.

Государственный мониторинг окружающей среды и природных  ресурсов проводится специально уполномоченными  государственными органами, осуществляющими функции охраны окружающей среды и управления природопользованием, с целью обеспечения принятия управленческих и хозяйственных решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Государственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды, имеют право:

-  беспрепятственно  посещать (по предъявлении служебных  удостоверений) организации и  другие объекты независимо от  форм собственности и подчинения, запрашивать и бесплатно получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления контроля;

- проверять выполнение  планов и мероприятий по охране  и оздоровлению окружающей среды;

- вносить предложения  о проведении государственной  экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;

- выносить предписания о запрещении ввоза на территорию республики, а также транзита экологически опасных грузов (изделий), отходов и сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушениями нормативов качества окружающей среды и экологических требований;

-  определять размеры вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, и на основании этого предъявлять к виновным лицам требования о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд;

- составлять заключения  по экологической экспертизе, вносить в соответствующие финансово-кредитные организации предписания о прекращении финансирования строительства и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемых с нарушением экологических требований или без положительного заключения экологической экспертизы.

В реальных условиях действия органов по охране окружающей среды  должны отвечать правовым документам, таковым в частности является Закон РК «Об охране окружающей среды», принятый 15 июля 1997 г.

В соответствии с данным законом государство определяет общие нормы, стандарты и правила  экологической безопасности. В законе отмечается, что нормирование качества окружающей среды ставит целью установление научно обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения.

Охрана окружающей среды  означает сохранение качества окружающей среды, а качество означает установление определенных стандартов и нормативов.

К основным видам нормативов качества окружающей среды

относятся:

1) нормативы предельно  допустимых концентраций вредных

    веществ в  окружающей среде;

2) нормативы предельно  допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

3) нормативы предельно допустимого уровня радиационного

воздействия;

4) нормативы предельно  допустимых выбросов и сбросов  загрязняющих веществ в окружающую среду;

5) предельно допустимые  нормы применения агрохимикатов  в сельском и лесном хозяйстве;

6) нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон.

 

7. Международные  и национальные программы по  охране окружающей среды.

В США в настоящее  время в основу рыночных методов  экономического регулирования закладывают  так называемый метод «баббл-принцип» («принцип пузырька»). Контроль устанавливается не за каждой отдельной трубой, печью, котлом, а над всем предприятием с его многочисленными установками, загрязняющими окружающую среду. Определяется объем выброса тех или иных веществ. Предполагается, что предприятие находится под огромным куполом («пузырьком»), где не должен превышаться заданный уровень загрязнения. В пределах этого уровня предприятие само определяет объем выбросов из отдельных труб и может выбрать разнообразные способы достижения общего норматива: перейти на более чистый вид топлива, заменить один вид технологии другим, изменить профиль производства, сократить его объем и даже закрыть самые опасные цехи и участки.

Особенно наглядно проявляются  преимущества «баббл-принципа» при  распространении его на все предприятия региона, для которых законодательно устанавливается общий лимит (или норматив) выбросов. Если одни предприятия сумели найти эффективные и недорогие способы обезвреживания отходов и обеспечить выбросы ниже регионального норматива, то другие могут приобрести у них право на выброс сверх среднего уровня (но в рамках регионального норматива).

В Западной Европе, а также  в США созданы Биржи отходов. Это посреднические организации  между производителями отходов и их потенциальными потребителями, они также следят за тем, какие отходы являются пригодными для производственных нужд. Биржи отходов стараются привлечь промышленников к использованию или переработке того, что другие уже привезли на свалку, причем использовать вместо первичного сырья. С другой стороны, биржи заинтересовывают предприятия в том. чтобы они сами перерабатывали свои отходы, ибо в США стоимость размещения щедрых отходов достигает 100 долл. за тонну, а особо опасных 1500 долл.

Таким образом, даже краткий  анализ зарубежного опыта позволяет понять следующее:

  экономические рычаги  регулирования охраны окружающей  среды могут быть по-настоящему  эффективными только тогда, когда  они ориентированы не только  на технологическую сферу своего приложения, но и на региональную:

- основное внимание следует уделять не ограничительным мерам и наказанию виновных, а вознаграждению усилий тех производителей, чьи экономические меры способствуют созданию благоприятной окружающей среды.

 

8.Государственная  политика РК в решении экологических проблем

Экологические проблемы Казахстана заметно обострились  за последние 20-30 лет. Сегодняшняя, весьма неблагополучная, а в ряде районов  существенно дестабилизированная  экологическая обстановка на территории республики сформировалась за длительный период деятельности узконаправленного, преимущественно ресурсопотребляющего, хозяйственного комплекса. Вследствие недостаточно продуманной стратегии природопользования, экстенсивного развития хозяйства, игнорирования необходимости и возможностей научного регулирования антропогенных нагрузок продолжается все более угрожающая деградация природной среды.

Вся жизнь на Земле  зависит от тонкого, нестойкого слоя, который покрывает континенты. Этот ценный слой формируется очень долго, но может быть разрушен невероятно быстро. По данным института «Всемирный страж», ежегодно континенты теряют 24  млрд .тонн верхнего плодородного слоя почвы, (столько находится на всех пахотных землях США), и положение продолжает ухудшаться. Более 1 млрд га в Африке умеренно или серьезно затронуто опустыниванием, еще 1,4 млрд га - в Азии, а и Северной Америке засушливые земли составляют 74%; 15 стран тоже страдают от опустынивания.

В республике опустыниванию  подвержены около 179,9 млн га, или 66% земель. В некоторых регионах оно проявляется как практически полное оскудение растительного покрова на значительных территориях.

В Казахстане подготовка Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием ведется  с 1996 г. при поддержке программы ООН по окружающей среде и развитию.

Предусмотрены следующие действия: предотвращение дальнейшей деградации земель; восстановление плодородия пашни; расширение площади лесов; создание сети особо охраняемых территорий; разработка экономических механизмов стимулирования рационального недропользования; предотвращение техногенных нарушений земель и их рекультивация.

Вкратце отметим проблемы, которые наносят большой вред жизни человека.

1.  Вопросы сбора,  обезвоживания, переработки и  захоронения токсичных промышленных  отходов.

Всего их накоплено 2 млрд. тонн, ежегодный прирост составляет 73 млн. тонн.

Казахстан — единственное на Земле место, где в полном объеме осуществлялись ядерно-стратегические программы: добыча сырья, изготовление и испытание ядерных боеголовок, испытания и ликвидация ядерных ракет, захоронение отходов. Все это связано с загрязнением радионуклидами, радиоизотопами, промышленными отходами урановых предприятий, ракетно-космических комплексов.

Площадь военных полигонов  на территории Казахстана составляла 20 млн га: проведено более 500 воздушных и подземных взрывов общей мощностью около 50 мегатонн.

Происходящие изменения  в окружающей среде оказывают  огромное влияние на здоровье населения. Уже третье поколение людей подвергается вредному воздействию через почву, воду, растения, мясо животных.

Основная литература: 1,2.

Дополнительная  литература:1,5,6

 

Вопросы для контроля и обсуждения

1.  Какие проблемы  попадают в орбиту глобальных ?кологг1ческих проблем современности?

2.  Назовите основные  проблемы, связанные с охраной  окружающей среды в Казахстане.

3.  Что составляет  законодательную базу, которая регулирует  вопросы охраны окружающей среды?

4.  Расскажите об  опыте зарубежных стран и деле  охраны окружающей среды.

 

Тема14. Регулирование  внешнеэкономической деятельности  государства

1.Сущность и основные  направления внешнеэкономической  деятельности государства. 

2.Цели внешнеторговой  политики. Сравнительный анализ  политики свободной торговли  и протекционизма.

3.Либерализация внешней  торговли и валютного курса.

4.Экспортно-импортное регулирование в условиях подготовки к вступлению в ВТО.

5.Основные инструменты  регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"