Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовых) законов, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке. Конкретная программа действий разрабатывается и проводится правительством

        Регулирование  деятельности  естественных  монополий  осуществляется  на тех же принципах, что  и в плановой экономике: государственные органы управления (Антимонопольный комитет) или управление по ценам определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметрыЁ такие как:

  • Принятие нормативно-правовых актов;
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти;
  • Государственными органами  РК,
  • органами местного самоуправления или организациями,
  • государственными внебюджетными фондами,
  • хозяйствующими субъектами  и физическими лицами.
  • Контроль над деятельностью естественных монополий;
  • Соблюдение законодательства о рекламе;
  • Контроль над размещением государственных заказов;
  • Контроль за экономической концентрацией;
  • Анализ товарных, финансовых и других видов рынков.

 

5. Развитие  и поддержка различных форм  предпринимательской деятельности

Предпринимательство –  чрезвычайно многогранный вид экономической  деятельности, распространяющийся на все отрасли хозяйства и сферы  экономики. Оно связано с функцией  воспроизводственного цикла (производство – обмен – распределение и  потребление) и реализуется следующими путями:

1) осуществление непосредственных  производственных функций (производство  товара, продукта, услуг, информации, знаний),

2) выполнение посреднических  функций,

3) осуществление функций  в финансовой сфере, направленных  на обращение и обмен стоимостей.

Различают формы предпринимательства  частное и коллективное с применением  и без применения наемного труда, производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство. Формы предпринимательской  деятельности варьируются в зависимости  от того, действует предприниматель самостоятельно  лично или вступает в союз с другим предпринимателями, пользуется только своим имуществом или имуществом других лиц, использует свой труд или привлекает дополнительно труд наемных работников.

В условиях смешанной экономики выделяются следующие виды хозяйствующих субъектов: индивид – семья, ассоциация – группа, институт – государство.

Любой вид предпринимательской  деятельности осуществляется в рамках определенной организационной формы:

  • индивидуальное предпринимательство
  • хозяйственные товарищества (полные и коммандитные, товарищества на вере)
  • хозяйственные общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
  • акционерные общества – открытые и закрытые
  • производственные кооперативы

- унитарные предприятия  – государственные и муниципальные

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован  вкладывать капитал в такие отрасли  и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогатива государства  — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика  в любой стране не может нормально  развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого.

Механизмы государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность

Государство для  выполнения своих функций и регулирования  экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

 

6. Нормативно-правовые  аспекты стимулирования предпринимательства

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной  поддержки малого предпринимательства Правительством РК принят ряд специальных постановлений, в которых отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.

Предусматриваются поручения  ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих  положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.

Основная литература: 1,2.

Дополнительная  литература:1,5,6

 

Тема12 Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения.

1.Социально-экономическая  сущность занятости, структура  и принципы.

2.Рынок труда, субъекты  и объекты, механизм его регулирования.

3.Государственная политика  занятости. Активная и пассивная  модели.

4.Теоретические аспекты  социальной политики.

5.Проблемы неравенства  и распределении доходов.

6. Социальные приоритеты  в современной рыночной экономике.

7 Роль государства в формировании человеческого капитала

8 Взаимосвязь экономического  роста и развития социальной  сферы

9.Государственное регулирование  в области здравоохранения и  образования

10.Особенности социальной  политики в РК

 

1.Социально-экономическая  сущность занятости, структура и принципы

Как известно, теория занятости  прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием  концептуальных подходов, методов и  инструментария исследований. Теоретические  взгляды на данную проблему характеризуются  множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли. Известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс в своей работе “Общая теория занятости, процента и денег” (1936г.) обрушился на основы классической теории. Он стал родоначальником теории занятости в смешанной экономике. Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Суть этой теории состоит в следующем: при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость; экономика может быть сбалансированной при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайность, а не закономерность; по Кейнсу, капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию и нельзя полагаться на то, что капитализм “разрывается сам по себе.

 

2. Рынок  труда, субъекты и объекты,  механизм его регулирования

Рынок труда – это  совокупность социально трудовых отношений  между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования  рабочей силы. Центральным отношением, выражающим сущность данной совокупности, выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, то есть на реальную заработную плату (номинальную заработную плату с учетом цен на товары, представленные в жизненных средствах. Реализация этого отношения происходит на основе воздействия механизмов спроса – предложение товаров рабочей силы и жизненных средств. В этом процессе участвует государство. Оно устанавливает минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня, величину пособий по безработице и некоторые другие параметры. Рынок труда – это, прежде всего системы общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его покупателей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласования цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, а работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности – денежного эквивалента за свой труд. Рынок труда имеет ряд особенностей. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделенной такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные религиозные политические и другие. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда

 

3. Государственная  политика занятости. Активная  и пассивная модели

Структурная перестройка  экономики привела к высвобождению  работников из различных сфер экономической деятельности и тем самым способствовала появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, а также находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день и т.п. В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытых форм составляет 10-15%. В этих условиях резко возрастает роль государства в достижении наиболее полной и эффективной занятости как важнейшей социальной гарантии. Центральным направлением стабилизации общества и эффективного развития экономики на основе научного и социального прогресса становится формирование адекватной системы управления во всех сегментах экономики. Резерв рабочей силы, находящейся в сфере обращения рабочей силы, как особая форма не занятости может быть отнесен к безработице. Безработица - это особая форма резерва рабочей силы на рынке труда, которая формируется по различным причинам. В результате зачастую значительная часть экономически активного населения лишается возможности применить свои способности к труду, обеспечить себе достаточный уровень потребления.

Согласно классической теории рынка труда, основной причиной безработицы является несоответствие между спросом на рабочую силу и предложением рабочей силы. Так, например, А.Маршалл считал, что для регулирования безработицы достаточно обеспечить потребительский спрос. Хотя равновесие не всегда имеет место, но с течением времени предложение рабочей силы приспосабливается к спросу на рабочую силу

 А.Пигу в  работе «Теория безработицы»  из всех причин безработицы  называл высокий уровень заработной  платы, поскольку повышение последней  увеличивает издержки производства и ведет к сокращению рабочих мест. С экономической точки зрения безработица выражена в известном законе народонаселения Т.Мальтуса. Согласно данной точке зрения безработица трактуется, как избыточное население по сравнению с производственными возможностями экономики. Эту же точку зрения развивал К.Маркс в теории относительного перенаселения, согласно которой безработица увеличивается пропорционально росту органического строения капитала.

При увеличении доли затрат на вещественные факторы  доля затрат на рабочую силу снижается  и происходит высвобождение рабочей  силы за пределы производства, возникает  безработица а) резервы открытого  рынка труда, сконцентрированные в  сфере обращения рабочей силы, образуемые временно незанятыми по различным причинам гражданами, ищущими работу в течение разного по длительности периода; б) резервы рабочей силы, имеющиеся на каждом предприятии, образующие сегмент внутрифирменного рынка труда; в) потенциальные резервы расширения рынка труда, к которым относятся занятые работники, но  неудовлетворенные условиями труда, также разные группы населения, которые находятся вне рабочей силы. Резерв рабочей силы, находящейся в сфере обращения рабочей силы, как особая форма не занятости может быть отнесен к безработице.

Различают государственную  активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных  и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)

Регулируемый рынок  труда формируется при условии  наличия правовых основ поведения  субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных.

 

4.Теоретические  аспекты социальной политики

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.

Политика - это:

- отношения между социальными группами, классами, государствами по

поводу завоевания по поводу завоевания, сохранения упрочнения власти;

- система деятельности  в различных областях общественной  жизни: в сфере 

экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и  др.;

- практическая деятельность по реализации политического курса, по

достижению политических целей;

- участие во властных  отношениях граждан, политических  деятелей,

общественных организаций;

- искусство работы  с людьми, умение учитывать и  выражать их интересы,

возможности, психологические, профессиональные, и иные качества [8, с.78].

Центральным субъектом  политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства - власть, обеспечивающая ему возможность и способность  оказывать определяющее воздействие  и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия [8, с. 79].

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"