Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
Антимонопольная политика
государства реализуется в
Регулирование деятельности
естественных монополий осуществляется
на тех же принципах, что
и в плановой экономике:
5. Развитие
и поддержка различных форм
предпринимательской
Предпринимательство – чрезвычайно многогранный вид экономической деятельности, распространяющийся на все отрасли хозяйства и сферы экономики. Оно связано с функцией воспроизводственного цикла (производство – обмен – распределение и потребление) и реализуется следующими путями:
1) осуществление
2) выполнение посреднических функций,
3) осуществление функций
в финансовой сфере,
Различают формы предпринимательства частное и коллективное с применением и без применения наемного труда, производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство. Формы предпринимательской деятельности варьируются в зависимости от того, действует предприниматель самостоятельно лично или вступает в союз с другим предпринимателями, пользуется только своим имуществом или имуществом других лиц, использует свой труд или привлекает дополнительно труд наемных работников.
В условиях смешанной экономики выделяются следующие виды хозяйствующих субъектов: индивид – семья, ассоциация – группа, институт – государство.
Любой вид предпринимательской деятельности осуществляется в рамках определенной организационной формы:
- унитарные предприятия – государственные и муниципальные
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.
Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого.
Механизмы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.
6. Нормативно-правовые
аспекты стимулирования
В целях развития малого
бизнеса и обеспечения
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.
Основная литература: 1,2.
Дополнительная литература:1,5,6
Тема12 Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения.
1.Социально-экономическая сущность занятости, структура и принципы.
2.Рынок труда, субъекты и объекты, механизм его регулирования.
3.Государственная политика
занятости. Активная и
4.Теоретические аспекты социальной политики.
5.Проблемы неравенства и распределении доходов.
6. Социальные приоритеты
в современной рыночной
7 Роль государства в формировании человеческого капитала
8 Взаимосвязь экономического роста и развития социальной сферы
9.Государственное
10.Особенности социальной политики в РК
1.Социально-экономическая сущность занятости, структура и принципы
Как известно, теория занятости
прошла долгий путь эволюционного развития
и характеризуется
2. Рынок труда, субъекты и объекты, механизм его регулирования
Рынок труда – это совокупность социально трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы. Центральным отношением, выражающим сущность данной совокупности, выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, то есть на реальную заработную плату (номинальную заработную плату с учетом цен на товары, представленные в жизненных средствах. Реализация этого отношения происходит на основе воздействия механизмов спроса – предложение товаров рабочей силы и жизненных средств. В этом процессе участвует государство. Оно устанавливает минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня, величину пособий по безработице и некоторые другие параметры. Рынок труда – это, прежде всего системы общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его покупателей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласования цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, а работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности – денежного эквивалента за свой труд. Рынок труда имеет ряд особенностей. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделенной такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные религиозные политические и другие. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда
3. Государственная политика занятости. Активная и пассивная модели
Структурная перестройка
экономики привела к
Согласно классической теории рынка труда, основной причиной безработицы является несоответствие между спросом на рабочую силу и предложением рабочей силы. Так, например, А.Маршалл считал, что для регулирования безработицы достаточно обеспечить потребительский спрос. Хотя равновесие не всегда имеет место, но с течением времени предложение рабочей силы приспосабливается к спросу на рабочую силу
А.Пигу в
работе «Теория безработицы»
из всех причин безработицы
называл высокий уровень
При увеличении доли затрат на вещественные факторы доля затрат на рабочую силу снижается и происходит высвобождение рабочей силы за пределы производства, возникает безработица а) резервы открытого рынка труда, сконцентрированные в сфере обращения рабочей силы, образуемые временно незанятыми по различным причинам гражданами, ищущими работу в течение разного по длительности периода; б) резервы рабочей силы, имеющиеся на каждом предприятии, образующие сегмент внутрифирменного рынка труда; в) потенциальные резервы расширения рынка труда, к которым относятся занятые работники, но неудовлетворенные условиями труда, также разные группы населения, которые находятся вне рабочей силы. Резерв рабочей силы, находящейся в сфере обращения рабочей силы, как особая форма не занятости может быть отнесен к безработице.
Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных.
4.Теоретические аспекты социальной политики
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика - это:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по
поводу завоевания по поводу завоевания, сохранения упрочнения власти;
- система деятельности
в различных областях
экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
- практическая деятельность по реализации политического курса, по
достижению политических целей;
- участие во властных
отношениях граждан,
общественных организаций;
- искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы,
возможности, психологические, профессиональные, и иные качества [8, с.78].
Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства - власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия [8, с. 79].
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"