Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
4 Социальное
развитие регионов как
Управление социально-
Концепция региональной политики предусматривает ее реализацию в три этапа.
І этап-1998-2000 гг.
1.Разработка комплекса
мер политического.
2.Обоснование территориальных мриоритетов в соответствии с общими стратегическими положениями макроэкономической политики государсгва, направленных иа преодоление депрессив-ного состояния экономики и развития социальной сферы отсталых регионов.
3.Сочетание селективной государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономики на всей территории страны.
II этап- 2001-2010 гг.
Дальнейшее углубление решаемых задач:
1. Укрепление и развитие
региональных и
2. Поддержание и
3. Создание материальной основы для возрождения отсталых аулов и сел.
III этап-2011-2030 гг.
1. Формирование рсгионалй
пространсгвенной структуры
2. Обеспечение ресурсно-сырьевой
сбалансированности
3. Выравнивание неоправданных
различий в уровне и качестве
жизни населения по регионам,
преодоление депрессивного
Повышение роли регионов и их оргаиов власти в развитии государства имеет не локальное значение. а является мировой тен-денцией. которая обусловлена рядом обстоятельств:
- решающая роль закрепляется за соииальными аспектами, за человеческим фактором;
- существенно возрастает территориальная взаимосвязь;
- повышается мобильность трудовых ресурсов;
- усложняется производственная
инфраструктура и
- утлубляется территориальное
разделение труда,все большее
значение приобретает его
5.Механизмы оптимального сочетания интересов Центра и регионов Республики Казахстан.
В основе формирования региональной
политики лежит объективная
Для этого государство
использует арсенал следуюших инструментов
Проблема неравномерности
регионального социально-эко-
Сущность регионального управления государства изложена в официальных документах. В частности, Постановлением Прави-тельства от 9 еентября 1996 г. была одобрена «Концепция региональной политики РК», основу которой составляет типология регионов с позиции формирования бюджетной, налоговой политикя и их специадизации.
В исходных предпосылках данной Концепции констатируется, что «углубляется дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, по уровню и качеству жизни населения», обостряются проблемы депрессивных малых и средних городов, отдаленных сельских районов и т.д-
В перечне кризисных городов, требующих государственной поддержки, в 1997 г. к депрессивным городам относили Жанатас. Текели. Приозерск, Алга, Кентау. В малых городах (их в стране насчитывается 60) с населением до 50 тысяч человек остается высокая миграционная мобильность. неразвитая инфраструктура рынка труда. В депрессивных городах все еше невозможно обеспечить нормальное производство; высок уровень заболеваний, смертности; уровень безработицы превышает средний, а величина прожиточного минимума, рассчитанная исходя из минимального уровня потребления основных продуктов питания, самая низкая.
Можно сказать, что в целом вся современная система отношений центра и регионов не является эффективной и содержит ряд противоречий в интересах. Сушествуюший механизм субвенций и изъятий, официальных трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам направлен на обеспечение примерно одинаковой суммы бюджетных расходов, приходящихся на одного жителя. независи.мо от результатов экономической деятельности региона. Это снижает заинтересованность регионов-лидеров в повышении своих доходов и закрепляет иждивенческие настроения отстающих регионов.Взаимоотношения между центром и регионами должны быть стабильными в среднесрочной перспективе и нацелены на поощрение развития реального сектора, что обеспечит занятость на-селения, приведет к расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, к увеличению доходов областей.
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"