Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

 

4 Социальное  развитие регионов как основная  цель регионализации экономических  методов и инструментов регулирования.  Разработка и реализация программ социально-экономического развития регионов.

Управление социально-экономическим  развитием регионов связывается  с разумной децентрализацией регионального  управления, реальным территориальным  самоуправлением.

Концепция региональной политики предусматривает ее реализацию в три этапа.

І этап-1998-2000 гг.

1.Разработка комплекса  мер политического. экономического, экологического и правового характера,  призванных обеспечивать относительную  самостоятельность регионов.

2.Обоснование территориальных мриоритетов в соответствии с  общими стратегическими  положениями макроэкономической политики государсгва, направленных иа преодоление депрессив-ного состояния экономики и развития социальной сферы отсталых регионов.

3.Сочетание селективной  государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономики на всей территории страны.

II этап- 2001-2010 гг.

Дальнейшее углубление решаемых задач:

1. Укрепление и развитие  региональных и общегосударствен-ных  рынков труда и капиталов, институциональной и рыночной  инфраструктуры.

2. Поддержание и реструктуризация  хозяйства малых и сред-них  городов, первостепенное разрешение  проблем вывода их экономики  из кризиса и ускорение социально-экономического  развития.

3. Создание материальной  основы для возрождения отсталых аулов и сел.

III этап-2011-2030 гг.

1. Формирование рсгионалй  пространсгвенной структуры экономики.  Совершенствование ее территориа-тьной  организации, постепенное сглаживание  межотраслевых и внутриотраслевых  диспропорций регионального хозяйства. создание межрегиональ-ной инфраструктуры.

2. Обеспечение ресурсно-сырьевой  сбалансированности производственного  комплекса, сохранение (восстановление) экологического и экономического  равновесия, более эффективное использование  социально-технических и природных ресурсов территорий.

3. Выравнивание неоправданных  различий в уровне и качестве  жизни населения по регионам, преодоление депрессивного состо-яния  экономики и социальной сферы  в слаборазвитых регионах.

Повышение роли регионов и их оргаиов власти в развитии государства имеет не локальное значение. а является мировой тен-денцией. которая обусловлена рядом обстоятельств:

- решающая роль закрепляется  за соииальными аспектами, за  человеческим фактором;

- существенно возрастает  территориальная взаимосвязь;

- повышается мобильность  трудовых ресурсов;

- усложняется производственная  инфраструктура и инфраструктура  региона;

- утлубляется территориальное  разделение труда,все большее  значение приобретает его международный  аспект.

 

 

5.Механизмы  оптимального сочетания интересов Центра и регионов Республики Казахстан.

В основе формирования региональной политики лежит объективная необходимость  опгимизации и размещения ироизводительных сил страны. Суть ее заключается  в рациональном сочетании интересов государства и регионов, создании условий для эффективного использования региональных факторов экономического роста, повышения уровня жизни населения и оздоровления, эколо гической безопасности.

Для этого государство  использует арсенал следуюших инструментов: контроль региоиатьного законотворчества в сфере экономики, разработка и реализация программ развития регионов, налоговые льготы и скидки.

Проблема неравномерности  регионального социально-эко-номического  развития характерна не только для  Казахстана, она свойственна многим странам мира (промышленный север и сель-скохозяйственный юг Италии; южные и северные штаты Америки). Мировой опыт показывает, что наличие проблемных, депрессивиых регионов может крайне негативно влиять на многие внут-ренние и внешние аспекты деятельности государства.

Сущность регионального  управления государства изложена в  официальных документах. В частности, Постановлением Прави-тельства от 9 еентября 1996 г. была одобрена «Концепция региональной политики РК», основу которой составляет типология регионов с позиции формирования бюджетной, налоговой политикя и их специадизации.

В исходных предпосылках данной Концепции констатируется, что  «углубляется дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, по уровню и качеству жизни населения», обостряются проблемы депрессивных малых и средних городов, отдаленных сельских районов и т.д-

В перечне кризисных  городов, требующих государственной  поддержки, в 1997 г. к депрессивным городам  относили Жанатас. Текели. Приозерск, Алга, Кентау. В малых городах (их в стране насчитывается 60) с населением до 50 тысяч человек остается высокая миграционная мобильность. неразвитая инфраструктура рынка труда. В депрессивных городах все еше невозможно обеспечить нормальное производство; высок уровень заболеваний, смертности; уровень безработицы превышает средний, а величина прожиточного минимума, рассчитанная исходя из минимального уровня потребления основных продуктов питания, самая низкая.

Можно сказать, что в  целом вся современная система  отношений центра и регионов не является эффективной и содержит ряд противоречий в интересах. Сушествуюший механизм субвенций и изъятий, официальных трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам направлен на обеспечение примерно одинаковой суммы бюджетных расходов, приходящихся на одного жителя. независи.мо от результатов экономической деятельности региона. Это снижает заинтересованность регионов-лидеров в повышении своих доходов и закрепляет иждивенческие настроения отстающих регионов.Взаимоотношения между центром и регионами должны быть стабильными в среднесрочной перспективе и нацелены на поощрение развития реального сектора, что обеспечит занятость на-селения, приведет к расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, к увеличению доходов областей.


Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"