Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
« О ратификации Протокола о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров, а также связанных с этим отдельных видов деятельности государств - членов Евразийского экономического сообщества» 2007-01-11 № 214-III
Закон Республики Казахстан «О лицензировании» (с изменениями от 27.07.2007 г.) 2007-07-21 № 300-III
Закон Республики Казахстан « Об экспортном контроле» 21.07.2007 №300-III
Государственные программы в сфере ВЭД рассчитаны на оказание помощи участникам внешнеэкономических отношений с тем, чтобы лучше ориентироваться в государственной внешнеэкономической политике, становиться объектами этой политики.
Важнейшими организационно-
8.Приоритеты
и перспективы
"Программа - 2030"
в определенной мере очертила
контуры Республики Казахстан
в системе международных
- при низкой плотности заселения значительных территорий и при прогнозе достижения к 2030 году численности 25 млн.чел. будет представлен суженный рынок, эффективность которого не может быть обеспечена незначительным по сравнению с соседними государствами предъявляемым спросом;
- значительная протяженность границ и соседство с большим количеством государств;
- неравномерность развития
регионов по уровню
- наличие на территории
республики районов
- наличие современного ядерного оружия, космодрома Байконур
Борьба за свободу торговли - одна из главных тенденций мировой экономики второй половины уходящего века.
Это движение за свободу торговли в последние годы получило название глобализации. Глобализация подразумевает мировую свободу передвижения не только товаров, но и капитала, а, в конечном счете, даже квалифицированной рабочей силы. Глобализации - это в основном политические деятели развитых промышленных стран, которые часто поддерживают собственную глобализацию в ущерб чужой. Есть у глобализации и враги. Глобализация не обошла стороной и Казахстан. С января
1996 г. республика имеет
статус наблюдателя во
Еще одной проблемой
становится региональная интеграция.
В условиях глобализации все большее
число стран ориентируется
В условиях усиления регионального протекционизма перестает быть редкостью пренебрежение правилами ВТО и игнорирование ее решений. В такой ситуации Казахстан, вступив в ВТО и открыв себя глобальной конкуренции, гарантированно получит лишь потери, поскольку не сможет предложить практически ничего кроме сырья. Положение усугубится и вступлением в ЕС (куда идет основной поток казахстанского экспорта) ряда стран Восточной Европы (еще часть отечественного экспорта). Все это неминуемо приведет к негативным последствиям для экономики Казахстана: сокращение экспорта, рост импорта и выплата внешних долгов сократят золотовалютные запасы республики и создадут угрозу масштабной девальвации. Выход будет один - новые внешние займы с крайне тяжелыми экономическими и политическими последствиями для страны.
Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг.1 В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.
Как уже отмечалось, вхождение в ВТО требует длительного подготовительного периода. История же независимого Казахстана показывает, что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки аналогичные китайским по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так, уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает наоборот.
Таким образом, вывод становится однозначным: необходимо еще не один раз все тщательно взвесить, сопоставив возможные позитивные и негативные последствия этого ответственного шага. Кроме того, странам СНГ вступать в ВТО следует не по одиночке, как это происходит сейчас, а группами, предварительно согласовав экономические параметры внутри существующих интеграционных объединений (например, ЕврАзЭС).
Основная литература: 1,2.
Дополнительная литература:1,5,6
Тема15 Государственное регулирование социально-экономического развития регионов
1.Теоретические и
2.Характеристика основных
элементов производственно-
3. Региональная политика.
Управление региональными
4 Социальное развитие
регионов как основная цель
регионализации экономических
5. Механизмы оптимального сочетания интересов Центра и регионов Республики Казахстан.
1.Теоретические
и методологические основы
В экономической науке
и практике под регионом понимается
часть территории, обладающая общностью
природных социально-
Цели региональной политики:
- сохранение целостности
государства, обеспечение
-обеспечение
- выравнивание условий
социально-экономического
- обеспечение геостратегических
и геополитических интересов
Казахстана в сфере
Главная задача государственной региональной политики сохранение страны как единого унитарного государства.
2.Характеристика
основных элементов
Существует большая дифференциация среди регионов по многим показателям: водным ресурсам; промышленному или сельско-хозяйственному потенциалу; самообеспеченности распределения природных и людских ресурсов.
Исходя из объективно обусловленных различий. регионы Казахстана делятся на четыре группы:
Первая группа - Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, Западно-Казахстанская. частично Кызылординская, Жамбьлская области. Это регионы. обладающие уникальными запасами ми-неральных ресурсов стратегического характера (в основном углеводородных) и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрироваться в мировое хозяйство, но имеющие нерациональную структуру хозяйства.
Приоритеты этой группы - интенсивное освоение богатых месторождений стратегического (углеводороды), а также другого вида сырья (хромиты. калийные соли. бораты. никель, кобальт и др.) на базе внедрения новейших технологий добычи и комплексной переработки углеводородного сырья; создание высокоразвитой производственной. социальной и рыночной инфраструктуры.
Вторая группа — Восточно-Казахстанская. Павлодарская, Карагандинская. Костанайская. Северо-Казахстанская области. Данные регионы характеризуются высоким иаучно-производствснным по-тенциалом, ярко выраженной специачизацией в отраслях тяжелой индүстрии. достаточно благоприятными экономическими условия-ми для создания высокотехнологичных наукоемких производств и, в основном, самообеспеченностью финансовыми рссурсами.
В числе приоритетов груплы - организация выпуска новой наукоемкой продукции. средств электроники, информатизации, автомобилестроения (Павлодарская и Карагандинская области); новых композитных. сверхчистых, сверхпроводящих материалов (Карагандинская, Восточно-Казахстанская области); развитие лазерной технологии. выпуска приборов и систем автоматизирован-ного управления (Северо-Казахстанская область).
Третья группа — Северо-Казахстанская, Акмолинская, Костанайская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская облас-ти. Агропромышленные комплексы этих областей признаны ведущими в формировании производственного фонда республики.
Приоритетные направления социалыю-экономического раз-вития регионов третьей группы - продолжение курса на реформи-рование разнообразных форм собственностя: эффективная специ-ааизация производства сельхозпродукции.
Четвертая группа - сельские районы Атырауской, Мангистауской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей, т.е. депрессивные регионы с экстремальными почвенно-климатическими, социально-экономическими и технико-технологическими условиями, жестко лимитирующими возможность экономңческого маневра. В этих регионах из-за нарушения сложившихся хозяйственных связей экономический и социальный кризис достиг критического уровня. Приоритеты для четвертой группы - предотвращение процесса углубления экологического кризиса: коренная реконструкция хозяйственного комплекса с учетом использования местных ресурсов, опыта и традиций проживающего в этих регионах населения.
Таким образом, для регионов первой группы важна система государственной поддержки в создании регионатьной инфраструктуры (особенно транспортной). инфраструкгуры рынка, а также в привлечении иностранных инвесторов.
В регионах второй группы
методы государственного регулирования
будут ориентированы на содействие
структурной перестройке
В регионах третьей группы экономические рычаги и стимулы будут кониентрироваться на продолжении курса по реформированию сельхозпроизводства. развитию разнообразных форм собственности.
Для депрессивной (четвертой) группы областей доминирующими останутся методы госрегулирования, а именно: оказание финансовой помощи под определенные проекты с последующим строгим контролем за их использованием.
Такой подход к решению региональных проблем управления может бьгть плодотворным, поскольку он дает возможность интенсивно развивать местные хозяйства, стабилизировать регио-нальную зкономику.
3. Региональная политика. Управление региональными рынками. Региональные аспекты инвестиционной политики.
Региональная политика
как составная часгь общей
политики государства направлена на
эффективное использование
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"