Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

 « О ратификации Протокола о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров, а также связанных с этим отдельных видов деятельности государств - членов Евразийского экономического сообщества» 2007-01-11 № 214-III

 Закон Республики Казахстан «О лицензировании» (с изменениями от 27.07.2007 г.) 2007-07-21 № 300-III

 Закон Республики Казахстан « Об экспортном контроле» 21.07.2007 №300-III

Государственные программы  в сфере ВЭД рассчитаны на оказание помощи участникам внешнеэкономических отношений с тем, чтобы лучше ориентироваться в государственной внешнеэкономической политике, становиться объектами этой политики.

Важнейшими организационно-правовыми  и специальными мерами являются:

  • совершенствование законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • совершенствование сертификации экспортной продукции;
  • содействие в продвижении продукции российских экспортеров на внешние рынки, в том числе через рекламу;
  • совершенствование информационного, консультационного обеспечения внешнеэкономической деятельности;
  • создание благоприятного для российского экспорта климата в зарубежных странах на основе межправительственных соглашений, участие РФ в работе соответствующих международных экономических организаций.

 

8.Приоритеты  и перспективы внешнеэкономической  деятельности Казахстана в условиях  глобализации.

"Программа - 2030" в определенной мере очертила  контуры Республики Казахстан  в системе международных экономических  координат. Однако, учитывая динамичность изменений, происходящих в мире, перед республикой возникает задача формирования такой стратегии развития, которая позволит видеть горизонты сотрудничества и неизбежные в будущем конкуренции с другими государствами. При этом следует иметь в виду, что Казахстан может попасть в вектор стратегии развития мировых центров силы. В формировании внешнеэкономической политики Республики Казахстан факторообразующими могут служить различные явления, но основополагающим при этом являются последствия геоэкономической революции, берущей истоки из пространства АТР. Несомненно, особенности АТР будут служить факторами, которые определят курс  стратегии развития. На внешнеэкономической политике республики отражаются следующие собственные особенности:

- при низкой плотности заселения значительных территорий и при прогнозе достижения к 2030 году численности 25 млн.чел. будет представлен суженный рынок, эффективность которого не может быть обеспечена незначительным по сравнению с соседними государствами предъявляемым спросом;

- значительная протяженность  границ и соседство с большим  количеством государств;

  • низкая обеспеченность инфраструктурой, хотя имеющаяся в наличии являет собой уникальность, поскольку S связывает Россию, Европу с основными державами АТР и государствами данного блока;
  • обладание значительной территорией рискованного земледелия, где разрешение многих проблем требует государственного вмешательства, а также значительных иностранных инвестиций;

- неравномерность развития  регионов по уровню экономического, социального и культурного потенциала и в соответственно различные уровни в развитии форм деловой активности;

- наличие на территории  республики районов экологического  бедствия;

- наличие современного  ядерного оружия, космодрома Байконур

Борьба за свободу торговли - одна из главных тенденций мировой экономики второй половины уходящего века.

Это движение за свободу  торговли в последние годы получило название глобализации. Глобализация подразумевает мировую свободу  передвижения не только товаров, но и  капитала, а, в конечном счете, даже квалифицированной рабочей силы. Глобализации - это в основном политические деятели развитых промышленных стран, которые часто поддерживают собственную глобализацию в ущерб чужой. Есть у глобализации и враги. Глобализация не обошла стороной и Казахстан. С января

1996 г. республика имеет  статус наблюдателя во Всемирной  Торговой Организации (ВТО), которая  пришла на смену Генеральному  Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Казахстан придерживается  жесткой позиции в вопросе  вступления в ВТО.

Еще одной проблемой  становится региональная интеграция. В условиях глобализации все большее  число стран ориентируется именно на нее. В качестве примеров можно  назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и  Мексику), у нас - ЕврАзЭС. Набирает силу ШОС.

В условиях усиления регионального  протекционизма перестает быть редкостью  пренебрежение правилами ВТО  и игнорирование ее решений. В  такой ситуации Казахстан, вступив  в ВТО и открыв себя глобальной конкуренции, гарантированно получит лишь потери, поскольку не сможет предложить практически ничего кроме сырья. Положение усугубится и вступлением в ЕС (куда идет основной поток казахстанского экспорта) ряда стран Восточной Европы (еще часть отечественного экспорта). Все это неминуемо приведет к негативным последствиям для экономики Казахстана: сокращение экспорта, рост импорта и выплата внешних долгов сократят золотовалютные запасы республики и создадут угрозу масштабной девальвации. Выход будет один - новые внешние займы с крайне тяжелыми экономическими и политическими последствиями для страны.

Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые  товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг.1 В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.

Как уже отмечалось, вхождение  в ВТО требует длительного  подготовительного периода. История  же независимого Казахстана показывает, что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки аналогичные китайским по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так, уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает наоборот.

Таким образом, вывод  становится однозначным: необходимо еще не один раз все тщательно взвесить, сопоставив возможные позитивные и негативные последствия этого ответственного шага. Кроме того, странам СНГ вступать в ВТО следует не по одиночке, как это происходит сейчас, а группами, предварительно согласовав экономические параметры внутри существующих интеграционных объединений (например, ЕврАзЭС).

Основная литература: 1,2.

Дополнительная  литература:1,5,6

 

Тема15 Государственное регулирование социально-экономического развития регионов

1.Теоретические и методологические основы функционирования экономики регионов.

2.Характеристика основных  элементов производственно-ресурсного  потенциала регионов, факторы, определяющие  их специфику.

3. Региональная политика. Управление региональными рынками.  Региональные аспекты инвестиционной политики.

4 Социальное развитие  регионов как основная цель  регионализации экономических методов  и инструментов регулирования.  Разработка и реализация программ  социально-экономического развития  регионов.

5. Механизмы оптимального  сочетания интересов Центра и регионов Республики Казахстан.

 

1.Теоретические  и методологические основы функционирования  экономики регионов 

В экономической науке  и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью  природных социально-культурных  и иных условий. В экономической и географической литературе регионами называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами:  группы стран, территории страны, охватывающие несколько экономических районов, экономические районы, области и их группы.

Цели региональной политики:

- сохранение целостности  государства, обеспечение равенства  граждан и народов Казахстана 

-обеспечение сбалансированности  эколого-экономического развития  регионов, обоснование и разработка  принципов  рационального природопользования и сохранение среды обитания  во всех регионах;

- выравнивание условий  социально-экономического развития  регионов;

- обеспечение геостратегических  и геополитических интересов  Казахстана в сфере регионального  развития.

Главная задача государственной региональной политики сохранение страны как единого унитарного государства.

 

2.Характеристика  основных элементов производственно-ресурсного  потенциала регионов, факторы, определяющие  их специфику.

Существует большая  дифференциация среди регионов по многим показателям: водным ресурсам; промышленному  или сельско-хозяйственному потенциалу; самообеспеченности распределения природных и людских ресурсов.

Исходя из объективно обусловленных различий. регионы  Казахстана делятся на четыре группы:

Первая группа - Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, Западно-Казахстанская. частично Кызылординская, Жамбьлская области. Это регионы. обладающие уникальными запасами ми-неральных ресурсов стратегического характера (в основном углеводородных) и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрироваться в мировое хозяйство, но имеющие нерациональную структуру хозяйства.

Приоритеты этой группы - интенсивное освоение богатых месторождений  стратегического (углеводороды), а также  другого вида сырья (хромиты. калийные соли. бораты. никель, кобальт и др.) на базе внедрения новейших технологий добычи и комплексной переработки углеводородного сырья; создание высокоразвитой производственной. социальной и рыночной инфраструктуры.

Вторая группа — Восточно-Казахстанская. Павлодарская, Карагандинская. Костанайская. Северо-Казахстанская области. Данные регионы характеризуются высоким иаучно-производствснным по-тенциалом, ярко выраженной специачизацией в отраслях тяжелой индүстрии. достаточно благоприятными экономическими условия-ми для создания высокотехнологичных наукоемких производств и, в основном, самообеспеченностью финансовыми рссурсами.

В числе приоритетов  груплы - организация выпуска новой  наукоемкой продукции. средств электроники, информатизации, автомобилестроения (Павлодарская и Карагандинская области); новых композитных. сверхчистых, сверхпроводящих материалов (Карагандинская, Восточно-Казахстанская области); развитие лазерной технологии. выпуска приборов и систем автоматизирован-ного управления (Северо-Казахстанская область).

Третья группа — Северо-Казахстанская, Акмолинская, Костанайская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская облас-ти. Агропромышленные комплексы этих областей признаны ведущими в формировании производственного фонда республики.

Приоритетные направления  социалыю-экономического раз-вития регионов третьей группы - продолжение курса на реформи-рование разнообразных форм собственностя: эффективная специ-ааизация производства сельхозпродукции.

Четвертая группа - сельские районы Атырауской, Мангистауской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей, т.е. депрессивные регионы с экстремальными почвенно-климатическими, социально-экономическими  и технико-технологическими условиями, жестко лимитирующими возможность экономңческого маневра. В этих регионах из-за нарушения сложившихся хозяйственных связей экономический и социальный кризис достиг критического уровня. Приоритеты для четвертой группы - предотвращение процесса углубления экологического кризиса: коренная реконструкция хозяйственного комплекса с учетом использования местных ресурсов, опыта и традиций проживающего в этих регионах населения.

Таким образом, для регионов первой группы важна система государственной  поддержки в создании регионатьной инфраструктуры (особенно транспортной). инфраструкгуры рынка, а также в  привлечении иностранных инвесторов.

В регионах второй группы методы государственного регулирования  будут ориентированы на содействие структурной перестройке экономики  через широкую приватизацию.

В регионах третьей группы экономические рычаги и стимулы  будут кониентрироваться на продолжении курса по реформированию сельхозпроизводства. развитию разнообразных форм собственности.

Для депрессивной (четвертой) группы областей доминирующими останутся  методы госрегулирования, а именно: оказание финансовой помощи под определенные проекты с последующим строгим контролем за их использованием.

Такой подход к решению  региональных проблем управления может  бьгть плодотворным, поскольку он дает возможность интенсивно развивать  местные хозяйства, стабилизировать  регио-нальную зкономику.

 

3. Региональная  политика. Управление региональными  рынками. Региональные аспекты  инвестиционной политики.

Региональная политика как составная часгь общей  политики государства направлена на эффективное использование региональных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей, устойчивого социально-экономнческого развития страмы. Цели региональной политики Республики Казахстан заключаются в создании относигельно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективного использования ресурсно-производственного потенциала каждого регнона, района на основе рацционального разделения труда и формирования принципов развития территориачьного самоуправления.На огромной территории республики имеет место значительная дифференциация не только природной составляющей, но и социально-экономического развития. Каждый регион Казахстана имеет свою, ярко выраженную производственную спеииализацию, особенности в освоении природных ресурсов, различную плотность населення, разное соотношение в доле городских и сельских жителей и т.д. В связи с особенностя.ми экономики регионов (де-мографические, социально-экономические и индустриаігьные различия) большое значение приобретает механизм бюджетных трансфертов между центром и областями, а также внутри облас-тей. Он позволяет строить взаимоотношения республиканского и местных бюджетов, избегая субъективных решений. Регионы северо-востока и центральной части, крупные промышленные города, обладающие развитой индустрией. традиционно явля-ются финансовыми «донорами» для преимушественно аграрных областей юга и запада страны. В регионах-реципиентах, получа-ющих дотации, как правило, высокая плотность и численность населения, высокая рождаемость и удельный вес детей, преобла-дание сельских жителей, что предполагает большую сеть боль-ниц и школ, объектов социальной инфраструктуры, финансируе-мых из государственного бюджета

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"