Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
6 Принципы построения
налоговой системы, основные
7 Бюджетный дефицит и государственный долг- как инструменты регулирования экономики
8 Особенности финансовой политики РК
1.Фискальная
политика как основа финансово-
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства
взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для
регулирования уровня деловой активности, денежной массы и решения различных
социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых
ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики
- прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они
контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной
политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается
сознательное регулирование государством налогообложения и государственных
расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства,
занятость, инфляцию и экономический рост.
Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
· увеличения государственных расходов;
· снижения налогов;
· сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию,
но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост),
сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
· уменьшения государственных расходов;
· увеличения налогов;
· сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
2. Госбюджет-основа
финансового регулирования
Основная часть
государственных доходов и
Наряду с бюджетом
к государственным финансам относятся
внебюджетные фонды, имеющие целевое
назначение, формируемые за счет специальных взносов
или отчислений и по своей экономической
сути являющиеся целевыми прямыми или
косвенными налогами. Начиная с провозглашения
Декларации о государственном суверенитете
Казахстан приступил н выработке собственной
бюджетной политики. Одним из первых законов,
принятых в РК стал Закон «О бюджетной
системе». В соответствии с этим законом
бюджет республики формируется по новому:
во- первых, составляется консолидированный
финансовый баланс государства; во-вторых,
структура бюджета прозрачна, что дает
возможность на стадии составления бюджета
обеспечить адресность и контроль за рациональным
использованием бюджетных средств. Закон
«О бюджетной системе» запрещает вышестоящим
органам вмешиваться в процесс формирования
бюджета нижних уровней, изъятие излишков
средств, остающихся в местных бюджетах
в республиканский бюджет. Затем был принят
Закон «О местных представительных и исполнительных
органах РК», согласно которому местным
органам власти - маслихатам предоставлено
право рассматривать и утверждать бюджеты
соответствующих административно-
3 Принципы построения бюджетной системы: прозрачность, научность, полнота, адресность
Бюджетная система РК построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РК.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
Бюджет является государственным финансовым планом страны на текущий год и имеет силу закона.
4 Функции госбюджета
Значение бюджета проявляется в его важнейших функциях:
1. Аккумулирование
финансовых ресурсов в руках
государс-тва, в целях
2. Обеспечение содержания
государства с его институтами,
3. Стимулирование
экономического роста по
4. Социальная защита беднейших слоев населения, тіенсиомс-ров, детей.
5. Распределительная
(в значение перераспределения;
государства и их использованием для установленных целей. Распределение идет по вертикали).
6. Контрольная (вовремя ли поступают средства, достаточность и эффективность использования)
Государство проводит бюджетную политику, т.е. регулиру-ет уровень государственных доходов и расходов в целях воздсйс-твия на обіций уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия, стимулирования отдельных сфер нацио-нальной экономики. Таким образом, бюджетная политика - '.уго политика государственных расходов, ншюговых ставок и іосу-дарственных займов.
5. Налоговая
система как метод
Налоги - это главная статья бюджетных доходов. Под налогом, пошлиной, сбором и другими аналогичными платежами (далее - налоги) понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству налог - это:
3) юридически обоснованные
для каждого вида налога и
сбора размеры и порядок
4) общественное принуждение,
т.е. применение в случае
Налоговая система есть совокупность налогов (сборов), а так-же форм и методов налогового контроля и ответственности за на-рушение налогового законодательства.
Виды налоговых систем (основное различие состоит в способах налогообложения прибыли корпораций):
• Классическая система двойного налогообложения.
• Система полного освобождения распределяе.мой прибыли корпораций от корпоративного налога.
• Система снижения налогообложения на уровне акционеров.
Основные понятия налоговой системы: налоговое бремя. налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, границы налогообложения.
Объект
и база налогообложения .Различ
Наряду с объектом налогообложения существует понятие налоговой базы; это часть объекта, на которую практически начисляются налоги. Налоговая база всегда меньше объекта налогообложения, так как существует необлагаемый налогом уровень заработной платы, дохода и других объектов, а также налоговые льготы.
Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой ставкой или нормой налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются и изменяются в законодательном порядке. Они бывают фиксированными (например, установленная норма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величины дохода). Пo ряду налогов определяют максимальные и минимальные нормы обложения, Максимальные ставки в экономической печати часто называют базовыми, т.е. ставками, по которым налогоплательщик должен осуществлять уплату без учета налоговых льгот, освобождений от налогов, их отсрочки.
Налоги классифицируются в зависимости от метода взимания: прямые и косвенные; от органа, распоряжающегося взиманием налога: федеральные, региональные, местные, межгосударственные; от порядка использования; общие и специальные.
Прямые налоги взимаются
с доходов или имущества
а) налоги на доходы граждан-резидентов и нерезидентов;
б) налоги на доходы корпораций, включая налоги на прибыль (состоит из налога на нераспределенную прибыль и налога на дивиденды), на прирост стоимости имущества, в том числе на проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг: на перевод прибыли за рубеж;
в) налоги на собственность: земля и другую недвижимость, в частности домовладение, наследство и дарение, транспортные средства (автомобили, суда, самолеты), финансовые операции и непериодические поимущественные доходы;
г) так называемые социальные взносы и налоги: налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, взносы на социальное страхование.
Косвенные налоги - налоги на товары или услуги, взимаемые путем включения налога в цену товара или тариф. При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом, производящим реализацию. К таким налогам относятся акцизы, налог с оборота, замененный в большинстве развитых стран налогом на добавленную стоимость (НДС), налоги на некоторые виды продаж.
Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную, регулирующую.
6. Принципы
построения налоговой системы,
основные инструменты:
Современные принципы налогообложения таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов
2. Налогообложение
доходов должно носить
3.Обязательность уплаты налогов.
4. Система и
процедура выплаты налогов
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"