Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к меняющимся  общественно-политическим потребностям.

Особое место среди  средств государственного регулирования  экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов. Ускоренным называется списание средств в амортизационный фонд в сроки более короткие, чем действительный период их эксплуатации. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его -  в отрыве физического процесса изнашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства  переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений

 

7. Бюджетный  дефицит и государственный долг - как инструменты регулирования  экономики

Превышение расходов над доходами ведет к образованию  бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами (внутренними и внешними.) Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов(например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (это форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег и государственных займов.

Эмиссия денег имеет  три функции:1. Обеспечение экономики  средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования - это главная функция. Количество денег, необходимое для функционирования народного хозяйства, можно подсчитать исходя из суммы стоимостей всех производимых за определенный период товаров и услуг и скорости обращения денег.2. Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия (типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха, глубокий и длительный кризис).

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Государственный  долг подразделяется на внутренний и  внешний, а также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного до пяти лет) и долгосрочный(свыше пяти лет).

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи  по нему составляют значительную часть  поступлений от внешнеэкономической  деятельности страны(например 20-30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно.

 

8.Особенности  финансовой политики РК

  • В настоящее время в Казахстане с юридических и физических лиц взимается 11 различных налогов, заменивших 45, действовавших до проведения налоговой реформы. Из них 5 общегосударственных и 6 местных. К общегосударственным относятся: подоходный налог с юридических и физических лиц налог на добавленную стоимость; акцизы: налог на операции с ценными бумагами; специальные платежи и налоги недропользователей. Местными являются земельный налог, налог на имущество юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц; сбор с аукционных продаж; сбор за право заниматься отдельными видами деятельности.Одним из основных налогов, применяемых во всех странах, приносящих значительные поступления в бюджет, является подоходный налог. Им облагаются все доходы, полученные юридическими и физическими лицами в течение года.
  • Нововведением стали упрощенные налоговыс режимы для субъектов малого бизнеса, а именно:
  •    Специальный налоговый режим на основе разового талоона.
  •    Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. В данном случае предпринимателю предоставлено право самостоятельно выбирать один из порядков нечисления и уплаты налогов, не исключая возможности освидетельствления деятелыюсги в общеустановленном порядке.
  • Установлены ограничения по применению специальных налоговых режимов для:
  • - юридических лиц, имеющих филиалы, представительства:
  • - филиалов. представительств:
  • - дочерних организаций юридических лиц и зависимых акционерных обществ;
  • - налогоплательщиков, имеющих инье обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах.

Основная литература:1

Дополнительная литература:2,8,9,10

 

 

Тема 6. Основные механизмы денежно-кредитной политики

1.Теоретические  основы  денежно-кредитного регулирования

2.Неоклассическая  и кейнсианская модели денежно-кредитного  регулирования.

3. Монетаристская  теория денег.

4. Цели денежно-кредитного регулирования

5.Функции   Национального Банка Казахстана  по проведению монетарной политики

6.Классические  монетарные инструменты: операции  на открытом рынке, политика  процентной ставки, регулирование  обязательных минимальных резервов

7.Специфика денежно-кредитной политики в РК на разных этапах развития

 

 

  1. Теоретические основы  денежно-кредитного регулирования

Суть государственного регулирования с помощью денежных инструментов - это количественное изменение предложения свободных  денег и изменение "цены кредита" - процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. формирования предложения кредитных средств. Иными словами, ГРЭ с помощью денежно-кредитных инструментов представляет собой воздействие на количество и цену (процентную ставку) предлагаемого ссудного капитала, чтобы в соответствии с целями ГЭП воздействовать на спрос и механизмы использования кредитов в народном хозяйстве. ГЭП, ориентированная в первую очередь на использование денежно-кредитных средств, называется монетаристской. Монетаристская политика предполагает политику развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренившуюся предпринимательскую психологию, т.е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение экономических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции или полное ее отсутствие.

Последствие избыточного  выпуска денег - инфляция, легко переходящая в самовоспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация хозяйственной жизни, социальная напряженность. Выпуск избыточного количества денег в обращение не единственная, но одна из самых главных причин инфляции,3. Путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания денежных средств, тормозить перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти вливания, - это регулирующая функция. Одним из аспектов регулирующей функции эмиссии денег является поддержание устойчивости национальной валюты. В условиях ускоренного развития мирохозяйственных связей, намного превосходящего по темпам роста  увеличение производства товаров и услуг в мире,  высокой степени открытости экономики большинства развитых стран, устойчивость национальной валюты, доверие к ней внутри страны и за рубежом стало одним из определяющих факторов национальной конкурентоспособности, направлений потоков движения краткосрочного капитала, состояния платежного баланса.

 

  1. Неоклассическая и кейнсианская модели денежно-кредитного регулирования

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно  обосновал А.Смит.В 1776 г. была опубликована книга А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", принесшая автору мировую славу. Она начинается с характеристики разделения труда как главного фактора роста его производительности. Причину, вызывающую разделение труда, А.Смит видел в склонности человека к обмену одного товара на другой. В основе же этого обмена лежит, согласно А.Смиту, реализация своекорыстного интереса, состоящего в необходимости использовать для удовлетворения собственных потребностей товары и услуги, произведенные другими людьми. Каждый человек достигает своей цели, оказывая услуги другим людям, предлагая им свой труд и его результаты. Поскольку люди имеют самые несходные дарования, последние служат предпосылкой обмены результатов одного вида труда на другой, следствием чего является взаимная выгода. И она тем больше, чем успешнее каждый член общества находит свое место в системе общественного разделения труда, чем выше его природные дарования и уровень профессионального мастерства.Центральная идея учения А.Смита состоит в утверждении, согласно которому взаимодействие личного и общественного интересов будет оптимальным при отсутствии государственного вмешательства в этот процесс, притом, что функции регулирования,  будут осуществляться "невидимой рукой" рыночных сил. Анализируя взаимосвязь и взаимозависимость категорий спроса, предложения, конкуренции, рыночной и действительной цены,  А.Смит создал модель, названную в современной экономический теории рынком совершенной конкуренцией.Последователей А.Смита относят к так называемой классической школе, связанной с именами Д.Рикардо, Ж.Сэя, Д.Милля, А.Маршалла.

Теория регулируемого  рынка Дж. М.  Кейнса. Кейнсианство вошло, как известно, в жизнь в 30-х гг. нашего века, когда в ответ на потребности Великой депрессии англичанин Дж.М.Кейнс (1883-1946 гг.) опубликовал свою знаменитую книгу "Общая теория занятости, процента и денег". Свою книгу он начинает опровержением постулатов классической экономической теории о том, что конкурентный процесс непрерывно толкает экономику к устойчивому состоянию полной занятости всякий раз, когда она отклоняется в сторону не до использования своего капитального запаса. Полная занятость, по Кейнсу, достижима при наличии "эффективного спроса", под которым он поднимает ту величину совокупного спроса на произведенный продукт, при которой предприниматели получают максимальную прибыль. " Уровень занятости, - пишет он - определяется точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Именно в этой точке ожидаемая предпринимателями прибыль будет наибольшей. Величину (Д) в этой точке кривой функции совокупного спроса, где она пересекается с функцией совокупного предложения, назовем эффективным спросом". 
Однако достижение этой точки равновесного состояния экономики за счет сил свободной конкуренции Кейнс считает невозможным. Можно отметить три ключевых момента в кейнсианстве: - признание за системой свободного рынка генетического порока  - отсутствия механизма обеспечения устойчивости экономического развития;

- выделение спроса  на товары и услуги в качестве  основополагающего фактора регулирования экономики (государство призвано способствовать стимулированию совокупного спроса, влияя на повышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита);                           - главным инструментом развития спроса считается всемерное поощрение инсвестиционной активности.

 

  1. Монетаристская теория денег

Монетаризм главным  инструментом регулирования экономических  процессов признает денежное обращение. В монетаристской модели можно выделить три особенности. Предполагается, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Проводится курс на минимизацию государственного вмешатель-ства в функционирование экономики. Деньги рассматриваются как решающий фактор косвенного регулирования всех процессов в экономике.           Монетаризм в этом плане реализуется как либерально-ограничительная концепция стабилизационных программ. Типичными мерами государственных программ такого рода (которые называют еще ортодоксальными) являются: сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на продукцию и услуги госсектора, увеличение налогов);ограничение роста заработной платы, направляемое на сжатие потребительского спроса;ограничительная кредитно-денежная политика, введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Нацбанке, увеличение ставки банковского процента;ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики;

девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платежного баланса.  Для результативного  применения ортодоксальных программ государственного регулирования экономики необходим  ряд принципиальных условий:

-высокая эластичность  цен к денежной массе; 

-достаточная  эластичность внутренних цен  к движению мировых цен;

- высокая эластичность  производства (предложения) товаров  к движению цен;

-значительная  взаимозаменяемость народнохозяйственных ресурсов (в связи с изменчивостью предложения).

 

4Цели денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитная  политика-система мероприятий в  кредитно - денежной форме, осуществляемая государством и Национальным банком и направленных на достижение определенных социально-экономических и политических целей

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"