Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

6-Принцип оптимального  сочетания административно-правовых  и экономических рычагов. 

7-Принцип обеспечения  единства стратегического и текущего  государственного регулирования  и его оперативности.

Основные принципы государственного регулирования экономики:

- минимальное вмешательство  государственных органов в экономические  процессы;

- влияние на развитие  социально-экономических процессов,  установление государством экономических  регуляторов и нормативов.

Важным принципом государственного регулирования является соблюдение требования материально-финансовой сбалансированности с целью обеспечения ресурсного потенциала общества, регулирования  финансовых потоков (деньги, обязательства  по кредиту, акции, ценные бумаги и тому подобное).

Кроме общих принципов, на которых базируется система государственного регулирования обществом, следует  назвать и новые принципы бюджетной  политики и налогового регулирования, которые предусматривают экономическую  самостоятельность бюджетов всех уровней, их реальное формирование на стабильной нормативной базе; необходимость согласования самостоятельных бюджетов с финансированием республиканского бюджета; оптимальный уровень бюджетного дефицита, гибкое сбалансирование между угрозой инфляции и потребностью в повышении общественного спроса; рациональное сочетание интересов доходной части бюджета и стимулирование работы предпринимателей на основании взвешенных налоговых ставок.

 

5. Выбор  инструментария для реализации  поставленных целей

Для решения задач, стоящих  перед государством и в процессе реализации экономических функций, в распоряжении государства имеется  ряд инструментов. К важнейшим   из них относятся фискальная и  денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов: внешнеэкономическая политика и т.д.

Основные инструменты  государственного регулирования:  - фискальная  политика, т.е. политика в области правовых расходов и  налогов:

- денежная политика:

-  политика регулирования  доходов:

-  социальная политика;

-  государственное  регулирование ценообразования;

- внешнеэкономическое  регулирование. Экономические   средства   государственного   регулирования

подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики.

Основные экономические  средства:

-  регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком);

-  установление и  изменение размеров минимальных  резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке:

-  операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Основная литература:1,2,5

Дополнительная  литература:1,3,4,8,9,10

 

Тема3. Общая характеристика форм государственного регулирования

 

1Формирование механизма организации государственного регулирования.

2.Традиционные и новые  экономические функции государства

3. Административно-правовое  регулирование

4 Экономическое регулирование

5Методы и инструменты  ГРЭ.

6Система государственной  экономической власти в РК

7 Организационно-правовое  обеспечение государственной поддержки  предпринимательства и бизнеса

8Сущность и общие  черты развития государственного  предпринимательства

 

1.Формирование  механизма организации государственного  регулирования

Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен  т р е х у р о в н е в ы й   («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни (он опирается на те его фундаментальные элементы, которые были рассмотрены в гл. 4). Исторически эти три уровня сформировались не одновременно.

Уровень  с т и х и й н о р ы н о ч н о г о     р е г у л и р о в а н и я    начал формироваться еще в XVI—XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50—60-м гг. XIX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественного разделения труда. Это вызвало к жизни систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса на товар и его предложения.

Уровень корпоративного регулирования сформировался за 20—25 лет до начала Первой мировой войны. Сложившиеся к этому времени мощные корпорации, сосредоточивая в своих руках значительную или даже преобладающую долю производства того или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также на объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор их производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться.

Уровень  г о с  у д а р с т в е н н о  г о    ( м а к р о э  к о н о м и ч е с к о г о )   р е г у л  и р о в а н и я  сложился после самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929—1933 гг. (так называемого великого кризиса), особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» хозяйственный механизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных государственных расходов по отношению к ВВП (рис. 26.1).

После Второй мировой войны во всех странах Запада в полной мере сформировались многогранные системы госрегулирования. Причем в организации этих систем преобладает общее (это относится ко всем тем проблемам, о которых речь идет ниже), а не частное, хотя последнее немаловажно.

В современном мире бурно  протекают процессы интернационализации  хозяйственной жизни и ее глобализации, в которые в наибольшей мере вовлечены страны с развитой рыночной экономикой. Внутриэкономическая жизнь и внешнеэкономические аспекты госрегулирования здесь должны рассматриваться в неразрывном единстве и с учетом того, что в Европейском союзе (ЕС) уже сложились формы наднационального госрегулирования. Таким образом, в ЕС складывается четырехуровневый механизм регулирования.

При сравнении трех «центров силы» современного капитализма (США, Западная Европа, Япония) по организации хозяйственного механизма можно констатировать, что на первом и втором уровнях «слоев» различия между ними просматриваются в наименьшей мере. Это вполне закономерно, ибо именно на этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализма как социально-экономической системы, движимой мотивом частной прибыли и рыночной конкуренцией. В то же время третий уровень наиболее активно проявляется в Западной Европе по сравнению с США и Японией. Особенно это относится к тем аспектам госрегулирования, где реализуется социальная политика западноевропейских государств.

В каждом из «центров силы»  сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные  методы при небольших размерах госсобственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50—80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

 

2.Традиционные  и новые экономические функции государства

Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через  рыночные отношения. В связи с  этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.

Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы  на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.

Функции государства  в области регулирования экономики:

- разработка хозяйственного  законодательства, определяющего порядок  формирования и функционирования  элементов рыночного механизма; 

- стратегическое планирование  экономического развития народного  хозяйства; 

- регулирование инновационной  и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;

- создание государственной  системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования;  нормирование амортизационных отчислений;

- перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);

- регулирование процессов  воспроизводства и охраны окружающей  среды, гарантирование экологической  безопасности, разработка и реализация  экологических программ.

К экономическим функциям, выполняемым государством, относятся  прежде всего следующие:

- создание и регулирование  правовой основы функционирования экономики;

-  антимонопольное  регулирование:

-  проведение политики  макроэкономической стабилизации;

-  воздействие на  размещение ресурсов;

-  деятельность в  сфере распределения доходов:

-  деятельность государства,  как субъекта имущественных отношений.

Создание законодательной  базы - это установление правил поведения  экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которыми обязаны руководствоваться в своих действиях все товаропроизводители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством

 

3. Административно-правовое  регулирование

Государственное регулирование  в широком смысле выражается в  установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой. Содержание и механизм осуществления государственного регулирования включает: " нормативное регулирование путем установления общих правил; " его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению; " контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения; " государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами; " координацию и общее направление их деятельности; " содействие успешному осуществлению этой деятельности; " определение приоритетов в структурной политике; " государственные контракты (договоры); " регистрацию; " лицензирование и др. " основы административной организации управления; " понятие и цели организации управления. Административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы. Элементами административной организации управления являются: " органы исполнительной власти; " другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти; " нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе из служащих; " важнейшие параметры их отношений, очерченные административным правом; " правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения. Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом.

4 Экономическое регулирование

Экономические методы регулирования  экономики, другими словами, инструменты или способы, с помощью которых правительство проводит экономическую политику в жизнь, условно объединяемые в несколько групп: бюджетно-финансовые методы регулирования экономики, денежно-кредитные методы, планирование и программирование экономического развития.  Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно. 
   Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

К прямому экономическому регулированию относятся многообразные  формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей –  это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

Увязывая интересы различных  уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они, в известной мере, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка.

На стыке административных и прямых экономических методов  регулирования находятся такие  адекватные современной смешанной экономике формы государственного регулирования как программно-целевой подход [9], проектное финансирование и кредитование [13, с. 97]. Реализация общих и специальных целевых программ и проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением административно-организационных мер, подкрепляется соответствующими финансовыми ресурсами.

К "косвенным формам" экономического регулирования относится  проводимая государством политика в  области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"